Программа ТО "Школьная пресса"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ключи
«Согласовано» Руководитель МО ____________Солоницына Н.В. Протокол № ___ от «__» __________________2011___г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ ___________ Богданова Н.В. Приказ № ___ от «__»_________________2011___г. |
Программа творческого объединения
«Школьная пресса»
Руководитель:
Горох Надежда Геннадьевна
Тип программы: примерная
Программа рассчитана на возраст детей 14-17 лет
Примерное количество детей: 15
2011 – 2012 учебный год
АКТУАЛИЗАЦИЯ
В современном обществе возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся. Стоит обратить особое внимание на формирование и развитие данных компетенций посредством внеклассной деятельности, в частности, через систему работы школьного пресс-центра.
К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие:
- знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах;
- владение навыками работы с различными видами информации.
В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно назвать:
- высокую степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их;
- понимание важности духовного саморазвития и самореализации человека;
- способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного пресс-центра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии.
В школьном пресс-центре отрабатывается авторская позиция ученика, здесь же возможна ее корректировка в общепринятой культурной норме.
Таким образом, создаются условия для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.
Школьный пресс-центр – базовая площадка профориентации для будущих журналистов.
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 7 – 11 классов общеобразовательных и профильных школ. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. В программе данного курса предполагается работа с текстами периодической печати, так как СМИ играют очень важную роль в современной жизни (не случайно их называют четвёртой властью). Газета – наиболее демократичное средство массовой коммуникации: в газету может обратиться каждый, поставить интересующий вопрос, высказать своё мнение.
Материалы районной газеты «Призыв» интересны для анализа: они освещают события и факты из жизни родного города, рассказывают о конкретных людях, здесь можно прочитать о людях, с которыми лично знаком: о родителях, учителях, сверстниках. Местный материал заставит учащихся глубже задуматься над вопросами окружающей жизни, поможет осознать свой гражданский долг, полюбить свой родной край и окружающих людей. Кроме того, в газете публикуются тексты разных стилей, жанров, содержится информация разных видов: предметная, оценочная, эстетическая, а следовательно, разные способы и средства выражения. Это поможет закрепить и углубить знания по многим разделам курса родного языка.
Многогранные факты современной жизни расширят кругозор учащихся, что будет способствовать формированию интеллектуальных умений. Возможность публикации в школьной или районной газете станет хорошим стимулом для создания собственных текстов различных типов, жанров, потребует особого внимания к нормам литературного языка, что призвано способствовать формированию коммуникативной компетенции.
Помимо материалов районной газеты возможно обращение к периодическим изданиям областного, российского уровня. Но, учитывая многообразие и разный уровень речевой культуры современных печатных изданий, необходимо руководствоваться принципом коммуникативной ценности, привлекать тексты с учётом наиболее значимых и актуальных для речевой деятельности учащихся сфер: об истории родного края, о людях труда, о достижениях в области культуры, спорта, о школьной жизни. Кроме газетных материалов, программа курса предполагает работу с публицистическими текстами мастеров слова: Д.С. Лихачева, Д. Гранина, В. Распутина, К. Паустовского.
Настоящая программа социально-педагогического направления и рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов.
По типологической классификации, программа относится к экспериментальным - первый год находится в процессе апробации. По уровню дополнительного образования программа относится к профессиональным, т.к. предполагает получение учащимися профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.
- По направлению деятельности - научно-техническая,
- по уровню освоения - углубленная,
- по уровню деятельности - продуктивная,
- по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития личности - профессионально-прикладная,
- по основной направленности - прикладная.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 13-16 лет. Количество учащихся в учебной группе 10 человек
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и обсуждение статей из газет;
- экскурсии;
- обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных школьных газет;
- подготовка статей для публикации в газетах.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Продолжительность занятий – 1 час. Занятия проводятся по расписанию.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
При работе с детьми и подростками практикуется индивидуальный подход, поэтому с учетом способностей, возраста и года обучения применяются различные виды контроля. Например, с подростками 2 и 3-его года обучения - самостоятельное написание информации, статьи, репортажа, эссе, конкурсного сочинения. Посильное участие в подготовке поэтических гостиных и журналистских «посиделок» вносит каждый учащийся. Их вклад также грамотами, дипломами участия в конкурсах школьного, районного, регионального значения и служит показателем уровня усвоенных знаний, приобретенных умений.
Одаренные юные журналисты принимают участие в конкурсах журналистских и филологических работ. Лучшие творческие работы высылаются в редакции детских и юношеских газет и журналов.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Места для занятий: удобные столы, стулья, хорошее освещение, проветренное чистое помещение.
- Письменные принадлежности.
- Подшивка детских периодических изданий.
- Определенный аудио и видеоматериал, соответствующая аппаратура для его воспроизведения.
Цель работы творческого объединения Школьная пресса»:
создание условий для формирования информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.
Школьный пресс-центр - участник создания единого информационного пространства.
ЗАДАЧИ:
1. Сбор и оперативное распространение информации о школьной жизни.
2. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
3. Воспитание гражданственности, любви к "малой" и "большой" Родине.
4. Эстетическое воспитание учащихся, приобщение к общечеловеческим ценностям.
5. Формирование общественного мнения.
6. Пропаганда здорового образа жизни.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- газета «Я и Мы»
- журнал «Школьный дайджест» (тиражируемое печатное издание, версии для стенда, молнии, спецвыпуски),
- школа юнкоров.
Сотрудничество и взаимодействие:
- Совет старшекласников (руководитель пресс-центра – куратор Министерства печати),
- школьный сайт (помощь в сборе информации, предоставление фотоматериалов),
- школьный музей (пополнение фонда, летописи школы, ценные печатные издания предаются на хранение),
- МО учителей-предметников (освещение мероприятий, предметных недель, популяризация педагогического опыта и педагогической деятельности),
- местные СМИ, (публикации, мастер-классы).
В результате учащиеся должны:
- понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст непрофессионального;
- знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь определять жанр публицистического произведения;
- уметь анализировать журналистские тексты;
- уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно её защищать;
- характеризовать композицию и сюжет публицистического произведения;
- уметь анализировать речевые средства, использованные в публицистическом произведении;
- повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по русскому языку;
- уметь выполнять разного вида исследовательские работы;
- уметь выполнять творческие работы разных жанров.
Программа рассчитана на 34 часа.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
1. | Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | 1 | |
2. | Информационные технологии на службе учителя и ученика | 1 | 1 | |
3 | Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика | 2 | 2 | 4 |
4 | Изучение газетных жанров | 2 | 3 | 5 |
5 | Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. | 2 | 1 | 3 |
6 | Составление коллажей, фоторепортажей, фотографий | 1 | 2 | 3 |
7 | Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот | 1 | 2 | 3 |
8 | Словесное творчество и реклама. | 1 | 1 | 2 |
9 | Юмористические диалоги, поздравления, анекдоты. | 1 | 1 | 2 |
10 | Подготовка страниц для газеты. Редактирование | 3 | 3 | 6 |
11 | Оформление газет | 1 | 3 | 4 |
Всего | 34 |
Содержание курса
Тема 1: Инструктаж по ТБ и ОТ ( 1 час)
Техника безопасности, правила поведения в компьютерном классе, права и обязанности учащихся в компьютерном классе. Порядок работы.
Тема 2: Информационные технологии на службе учителя и ученика
Рассказ о работе кружка. Демонстрация проектных работ учащихся прошлых лет с использование ИКТ.
Обсуждение достоинств и недостатков работ.
Тема 3: Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика.
Разработка кодекса чести журналиста.
Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле?
Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста.
Форма обучения- Дебаты. Деловая игра.
Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?
Тема 4. Изучение газетных жанров.
Жанры: заметка, информация, зарисовка. Работа с информационным материалом. Анализ употребления журналистских жанров. Особенности известных жанров стенной печати.
Попытка создания журналистского текста, относящегося к изученным жанрам.
Тема 5 Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.
Анализ периодической печати.
Обзор региональных газет.
Презентация любимой газеты.
Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.
Форма обучения- презентация, выступления учащихся. Практическая работа
Исследование.
Анализ текстов газетных жанров.
Тренинг: проверить "слух", определить источник информации и способ ее отображения
Тема 6. Составление коллажей, фоторепортажей.
Коллаж. Формы и приемы составления.
Объект фотографирования: выбор значимого или занимательного положения объекта. Фотография для прессы: требования, предъявляемые к снимкам.
Тема 7. Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот
Анализ текстов художественно-публицистических жанров.
Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь".
Редактирование.
Тема 8. Юмористические диалоги, поздравления, анекдоты.
Повторение — комическое: юмор и сатира. Стиль речи.
Принципы построения анекдота.
Составление коротких (из 2-х – 3-х реплик) комических КВН-диалогов, юмористических поздравлений, любовных признаний с намеренной подменой стиля (написание открыток, признаний в официально-деловом, научном стиле).
Тема 9. Словесное творчество и реклама.
Повторение: тема и идея текста, логическое ударение.
Реклама, её назначение.
Рекламный слоган.
Ошибки рекламодателей, плохо знающих мифологию, этимологию. (Например, мебельный салон «Прокрустово ложе», магазин для рыболова «Сети Гименея», магазин оптики «Циклоп» и т.п.)
Фантазирование: выбор названия собственной компании, ее слогана (в том числе в стихотворном виде). Придумывание названий парфюмерной продукции. Комические названия зубных паст. Оригинальная реклама того или иного продукта. Составление антирекламы табачных изделий и слабоалкогольной продукции.
Тема 10. Подготовка страниц для газеты. Редактирование.
Структура редколлегии периодического издания. Редколлегия стенной газеты.
Соответствие исходного информационного материала избранному для его воплощения жанру.
Целостность композиции. Грамотность и выразительность.
Тема 11. Оформление газеты.
Внешний вид газеты - ее лицо.
Соотношение текстового и иллюстрационного материала. Величина заголовков и подзаголовков. Особенности оформления стенной газеты.
Индивидуальные занятия.
Индивидуальные занятия проводятся с отдельными юными корреспондентами с целью создания творческой работы для периодического издания, либо на конкурс
Методическая литература для педагога.
- Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
- Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
- Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
- Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
- Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
- Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
- Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
- В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Методическая литература для детей.
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Информационные ресурсы.
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук;
стулья: 16 штук.
Технические средства: компьютеры, фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон.
У каждого ребенка – блокнот, ручка.
Календарно - тематический план
№ | Тема курса | Дата | Образовательный продукт | Форма обучения |
1 | Инструктаж по ТБ и ОТ | Лекция учителя, беседа | ||
2 | Информационные технологии на службе учителя и ученика | Конспект лекции | Лекция учителя, беседа | |
3 | Секреты журналистского мастерства | творческая работа | Разработка кодекса чести журналиста. | |
4 | Теория и практика профессиональной этики. | Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы? | Дебаты. Деловая игра. | |
5 | Газетная журналистика | Конспект лекции | Лекция, работа в группах | |
6 | Жанры газетной журналистики. Подготовка заметки в газету | Заметка | Практикум | |
7 | Подготовка заметки в газету | Заметка | Практикум | |
8 | Подготовка репортажа | Репортаж | Практикум | |
9 | Подготовка интервью | Интервью | Практикум | |
10 | Газета как источник информации. Виды газет, их назначение | Презентация любимой газеты | Практическая работа. | |
11 | Виды газет, их назначение | Презентация любимой газеты | Практическая работа. | |
12 | Анализ периодической печати. Обзор региональных газет. | Творческие работы | Практикум | |
13 | Объект фотографирования: выбор значимого или занимательного положения объекта. | Фотография для прессы: | Лекция | |
14 | Требования, предъявляемые к снимкам. | Фотография для прессы: | Практикум | |
15 | Коллаж. Формы и приемы составления. | Фотоколлаж | Практикум | |
16 | Фельетон. Пародия. | Творческие работы | ||
17 | Анекдот | Творческие работы | Практикум | |
18 | Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь". | Творческие работы | Практикум | |
19 | Словесное творчество и реклама. Повторение: тема и идея текста, логическое ударение. | Реклама | Лекция | |
20 | Реклама, её назначение. | Рекламный слоган. | Практикум | |
21 | Повторение — комическое: юмор и сатира. Стиль речи. | Анекдот | Лекция | |
22 | Принципы построения анекдота | Анекдот | Практикум | |
23 | Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт | Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна. | Лекция, практикум | |
24 | Особенности компьютерной программы MS WORD. | оформление заголовков, выведение материалов на принтер. | Практикум | |
25 | Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT. | Лекция, практикум | ||
26 | Работа на ПК. Подготовка презентации.. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. | Просмотр проектов, их обсуждение. | Работа творческими группами | |
27 | Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER. | Создание публикации | Лекция, практикум | |
28 | Работа на ПК. Работа в интернете | Знакомство с шаблонами | Просмотр материалов. | |
29 | Оформление газеты | Газета | практикум | |
30 | Выпуск тематической газеты | Газета | Работа в группах | |
31-34 | Индивидуальные занятия:
| Сочинения, презентации | Индивидуальные занятия |
План-график работы:
1 четверть
- организация работы (анкетирование по классам, сбор команды юнкоров)
- школа юнкоров
- освещение акции «ОберегаЙ», осенней ярмарки и бала, спортивных мероприятий
- выпуск «Школьного дайджеста» № 1 (тема осенних мероприятий)
- выпуск литературно-художественного журнала «Родник»
2 четверть
- освещение Дня матери, новогодних представлений, пресс-конференция «Курение: за и против» ко Дню отказа от курения (18 ноября)
- соцопрос (вредные привычки) совместно с социальным педагогом
- выпуск «Школьного дайджеста» № 2 (тема здорового образа жизни)
- выпуск литературно-художественного журнала «Родник»
3 четверть
- освещение предметных недель, патриотических мероприятий для школьников
- соцопрос (ко Дню влюбленных)
- «Герой нашего времени» (конкурс фотографий) ко Дню Защитника Отечества
- интеллект-шоу «Перекресток времен»
- ко Дню 8 марта, «Ваше Величество – женщина» (совместно с учителями русского языка и литературы по результатам творческого конкурса)
- выпуск литературно-художественного журнала «Родник»
4 четверть
- освещение спортивных мероприятий, Дня здоровья,
- оцопрос совместно с библиотекой (Книжкина неделя)
- выпуск «Школьного дайджеста» № 3 (по результатам работы Совета ШОК)
- выпуск литературно-художественного журнала «Родник»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа школьного "Пресс-центра"
Пояснительная запискаПрограмма рассчитана на учащихся 7–11-х классов, на 126 часов (на 1 учебный год).Цель курса – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней пот...
Программа школьного пресс-центра
Программа работы школьного пресс-центра...
Образовательная программа "Школьный пресс- клуб"
Программа для кружковой работы...
Программа кружка "Пресс-центр"
Детское объединение «Пресс-центр» создано с целью развития и реализации творческих способностей воспитанников, совершенствования навыков литературного творчества и практических навы...
Программа школьного пресс-центра "Переменка"
В современных условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся, и особое внимание уделяется их развити...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Пресс-Центр".
Программа кружка юных журналистов (12-15 лет)....
Открытое занятие с элементами проектной деятельности «Пресс-релиз как форма работы школьного пресс-центра».
Открытое занятие в рамках работы экспериментальной площадки "Отработка модели сетевого взаимодействия с целью передачи лучших образовательных практик для повышения эффективности деятельности обра...