Программа ТО "Школьная пресса"
рабочая программа по теме

Горох Надежда Геннадьевна

Программа внеурочной занятости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_pressa.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ключи

«Согласовано»

Руководитель МО ____________Солоницына Н.В.

Протокол № ___ от «__»

__________________2011___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ

___________ Богданова Н.В.

Приказ № ___ от «__»_________________2011___г.

Программа творческого объединения

«Школьная пресса»

Руководитель:

Горох Надежда Геннадьевна

Тип программы: примерная

Программа рассчитана на возраст детей 14-17 лет

Примерное количество детей: 15

2011 – 2012 учебный год

АКТУАЛИЗАЦИЯ

В современном обществе возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся. Стоит обратить  особое внимание на  формирование и развитие данных компетенций посредством внеклассной деятельности, в частности, через систему работы школьного пресс-центра.

К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие:

  1. знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах;
  2. владение навыками работы с различными видами информации.

В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно назвать:

  1. высокую степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их;
  2. понимание важности духовного саморазвития и самореализации человека;
  3. способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре.

Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного пресс-центра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии.

В школьном пресс-центре отрабатывается авторская позиция ученика, здесь же возможна ее корректировка в общепринятой культурной норме.

Таким образом, создаются условия для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.

Школьный пресс-центр – базовая площадка профориентации для будущих журналистов.

                                         Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся 7 – 11 классов общеобразовательных и профильных школ. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. В программе данного курса предполагается работа с текстами периодической печати, так как СМИ играют очень важную роль в современной жизни (не случайно их называют четвёртой властью). Газета – наиболее демократичное средство массовой коммуникации: в газету может обратиться каждый, поставить интересующий вопрос, высказать своё мнение.

Материалы районной газеты «Призыв» интересны для анализа: они освещают события и факты из жизни родного города, рассказывают о конкретных людях, здесь можно прочитать о людях, с которыми лично знаком: о родителях, учителях, сверстниках. Местный материал заставит учащихся глубже задуматься над вопросами окружающей жизни, поможет осознать свой гражданский долг, полюбить свой родной край и окружающих людей. Кроме того, в газете публикуются тексты разных стилей, жанров, содержится информация разных видов: предметная, оценочная, эстетическая, а следовательно, разные способы и средства выражения. Это поможет закрепить и углубить знания по многим разделам курса родного языка.

Многогранные факты современной жизни расширят кругозор учащихся, что будет способствовать формированию интеллектуальных умений. Возможность публикации в школьной или районной газете станет хорошим стимулом для создания собственных текстов различных типов, жанров, потребует особого внимания к нормам литературного языка, что призвано способствовать формированию коммуникативной компетенции.

Помимо материалов районной газеты возможно обращение к периодическим изданиям областного, российского уровня. Но, учитывая многообразие и разный уровень речевой культуры современных печатных изданий, необходимо руководствоваться принципом коммуникативной ценности, привлекать тексты с учётом наиболее значимых и актуальных для речевой деятельности учащихся сфер: об истории родного края, о людях труда, о достижениях в области культуры, спорта, о школьной жизни. Кроме газетных материалов, программа курса предполагает работу с публицистическими текстами мастеров слова: Д.С. Лихачева, Д. Гранина, В. Распутина, К. Паустовского.

Настоящая программа  социально-педагогического направления и рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.

Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных  практических упражнений и выполнением творческих проектов.

По типологической классификации, программа относится к экспериментальным - первый год находится в процессе апробации. По уровню дополнительного образования программа относится к профессиональным, т.к. предполагает получение учащимися профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.

  1. По направлению деятельности - научно-техническая,
  2. по уровню освоения - углубленная,  
  3. по уровню деятельности - продуктивная,
  4. по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития личности - профессионально-прикладная,
  5. по основной направленности - прикладная.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 13-16 лет. Количество учащихся в учебной группе  10 человек

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Формы и режим занятий:

Традиционными видами занятий являются:

- беседа;

- игра,

- чтение и обсуждение статей из газет;

- экскурсии;

- обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;

- выпуск стенных школьных газет;

- подготовка статей для публикации в  газетах.

Формы работы:  коллективная, групповая, индивидуальная.

Продолжительность занятий – 1 час. Занятия проводятся по расписанию. 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

При работе с детьми и подростками практикуется индивидуальный подход, поэтому с учетом способностей, возраста и года обучения применяются различные виды контроля. Например, с подростками 2 и 3-его года обучения - самостоятельное написание информации, статьи, репортажа, эссе, конкурсного сочинения. Посильное участие в подготовке поэтических гостиных и журналистских «посиделок» вносит каждый учащийся. Их вклад также грамотами, дипломами участия в конкурсах школьного, районного, регионального значения и служит показателем уровня усвоенных знаний, приобретенных умений.

Одаренные юные журналисты принимают участие в конкурсах журналистских и филологических работ. Лучшие творческие работы высылаются в редакции детских и юношеских газет и журналов.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Места для занятий: удобные столы, стулья, хорошее освещение, проветренное чистое помещение.
  2. Письменные принадлежности.
  3. Подшивка детских периодических изданий.
  4. Определенный аудио и видеоматериал, соответствующая аппаратура для его воспроизведения.

Цель работы творческого объединения  Школьная пресса»:

создание условий для формирования информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.

 Школьный пресс-центр  - участник создания единого информационного пространства.


     ЗАДАЧИ:

1. Сбор и оперативное распространение информации о школьной жизни.
            2. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
            3. Воспитание гражданственности,  любви к "малой" и "большой" Родине.
            4. Эстетическое воспитание учащихся,  приобщение к общечеловеческим ценностям.
            5. Формирование общественного мнения.
            6. Пропаганда здорового образа жизни.


    ФОРМЫ РАБОТЫ:  

  1. газета «Я и Мы»
  2. журнал «Школьный дайджест» (тиражируемое печатное издание, версии для стенда,  молнии,  спецвыпуски),  
  3. школа юнкоров.

Сотрудничество и взаимодействие:

  1. Совет старшекласников (руководитель пресс-центра – куратор Министерства печати),
  2. школьный сайт (помощь в сборе информации, предоставление фотоматериалов),
  3. школьный музей (пополнение фонда, летописи школы, ценные печатные издания предаются на хранение),
  4. МО учителей-предметников (освещение мероприятий, предметных  недель, популяризация педагогического опыта и педагогической деятельности),
  5. местные СМИ, (публикации, мастер-классы).

В результате  учащиеся должны:

- понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст непрофессионального;

- знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь определять жанр публицистического произведения;

- уметь анализировать журналистские тексты;

- уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно её защищать;

- характеризовать композицию и сюжет публицистического произведения;

- уметь анализировать речевые средства, использованные в публицистическом произведении;

- повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по русскому языку;

- уметь выполнять разного вида исследовательские работы;

- уметь выполнять творческие работы разных жанров.

Программа рассчитана на 34 часа.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Теоретических

Практических

Всего

1.

Инструктаж по ТБ и ОТ

1

1

2.

Информационные технологии на службе учителя и ученика

1

1

3

Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика

2

2

4

4

 Изучение газетных жанров

2

3

5

5

Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.

2

1

3

6

Составление коллажей, фоторепортажей, фотографий

1

2

3

7

Фельетон. Пародия.  Сатирический комментарий. Анекдот

1

2

3

8

Словесное творчество и реклама.

1

1

2

9

Юмористические диалоги, поздравления, анекдоты.

1

1

2

10

Подготовка страниц для газеты. Редактирование

3

3

6

11

Оформление газет

1

3

4

Всего

34

Содержание курса

Тема 1: Инструктаж по ТБ и ОТ  ( 1 час)

 Техника безопасности, правила поведения в компьютерном классе, права и обязанности учащихся в компьютерном классе. Порядок работы.

Тема 2: Информационные технологии на службе учителя и ученика

Рассказ о работе кружка. Демонстрация проектных работ учащихся прошлых лет с использование ИКТ.

Обсуждение достоинств и недостатков работ.

Тема 3:      Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика.               

Разработка кодекса чести журналиста.

Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле?

Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста.

Форма обучения- Дебаты. Деловая игра.

Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?

Тема 4. Изучение газетных жанров.

Жанры: заметка, информация, зарисовка. Работа с информационным материалом. Анализ употребления журналистских жанров. Особенности известных жанров стенной печати.

Попытка создания журналистского текста, относящегося к изученным жанрам.

Тема 5   Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.            

Анализ периодической печати.  

Обзор региональных газет.

Презентация любимой газеты.

Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.

Форма обучения- презентация, выступления учащихся. Практическая работа

Исследование.

Анализ текстов газетных жанров.

Тренинг: проверить "слух", определить источник информации и способ ее отображения 

Тема 6. Составление коллажей, фоторепортажей.

Коллаж. Формы и приемы составления.

Объект фотографирования: выбор значимого или занимательного положения объекта. Фотография для прессы: требования, предъявляемые к снимкам.

Тема 7. Фельетон. Пародия.  Сатирический комментарий. Анекдот

Анализ текстов художественно-публицистических жанров.

Творческая лаборатория: сочинение в рубрику  "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь".

Редактирование.

Тема 8.  Юмористические диалоги, поздравления, анекдоты.

Повторение — комическое: юмор и сатира. Стиль речи.

Принципы построения анекдота.

Составление коротких (из 2-х – 3-х реплик) комических КВН-диалогов, юмористических поздравлений, любовных признаний с намеренной подменой стиля (написание открыток, признаний в официально-деловом, научном стиле).

Тема 9. Словесное творчество и реклама.

Повторение: тема и идея текста, логическое ударение.

Реклама, её назначение.

Рекламный слоган.

Ошибки рекламодателей, плохо знающих мифологию, этимологию. (Например, мебельный салон «Прокрустово ложе», магазин для рыболова «Сети Гименея», магазин оптики «Циклоп» и т.п.)

Фантазирование: выбор названия собственной компании, ее слогана (в том числе в стихотворном виде). Придумывание названий парфюмерной продукции. Комические названия зубных паст. Оригинальная реклама того или иного продукта. Составление антирекламы табачных изделий и слабоалкогольной продукции.

Тема 10.  Подготовка страниц для газеты. Редактирование.

Структура редколлегии периодического издания. Редколлегия стенной газеты.

Соответствие исходного информационного материала избранному для его воплощения жанру.

Целостность композиции. Грамотность и выразительность.

Тема 11. Оформление газеты.
Внешний вид газеты - ее лицо.

Соотношение текстового и иллюстрационного материала. Величина заголовков и подзаголовков. Особенности оформления стенной газеты.

Индивидуальные занятия.

Индивидуальные занятия проводятся с отдельными юными корреспондентами с целью создания творческой работы для периодического издания, либо на конкурс

Методическая  литература для педагога.

  1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
  2. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  3. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
  4. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
  5. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
  6. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
  7. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
  8. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
  9. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.         

Методическая литература для детей.

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

Информационные ресурсы.

http://ru.wikipedia.org/

Методическое обеспечение

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования

Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук;

                                                                                стулья: 16 штук.

Технические средства: компьютеры, фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон.

У каждого ребенка – блокнот, ручка.

Календарно - тематический план

Тема курса

Дата

Образовательный

продукт

Форма обучения

1

Инструктаж по ТБ и ОТ

Лекция учителя, беседа

2

Информационные технологии на службе учителя и ученика

Конспект лекции

Лекция учителя, беседа

3

Секреты журналистского мастерства

творческая работа

Разработка кодекса чести журналиста.

4

Теория и практика профессиональной этики.

Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?

Дебаты. Деловая игра.

5

Газетная журналистика

Конспект лекции

Лекция, работа в группах

6

Жанры газетной журналистики. Подготовка заметки в газету


Заметка

Практикум

7

Подготовка заметки в газету

Заметка

Практикум

8

Подготовка репортажа  

Репортаж

Практикум

9

Подготовка интервью

Интервью

Практикум

10

Газета как источник информации. Виды газет, их назначение

Презентация любимой газеты

Практическая работа.

11

Виды газет, их назначение

Презентация любимой газеты

Практическая работа.

12

Анализ периодической печати.  

Обзор региональных газет.

Творческие работы

Практикум

13

Объект фотографирования: выбор значимого или занимательного положения объекта.

Фотография для прессы:

Лекция

14

Требования, предъявляемые к снимкам.

Фотография для прессы:

Практикум

15

Коллаж. Формы и приемы составления.

Фотоколлаж

Практикум

16

Фельетон. Пародия.

Творческие работы

17

Анекдот

Творческие работы

Практикум

18

Творческая лаборатория: сочинение в рубрику  "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь".

Творческие работы

Практикум

19

Словесное творчество и реклама.

Повторение: тема и идея текста, логическое ударение.

Реклама

Лекция

20

Реклама, её назначение.

Рекламный слоган.

Практикум

21

Повторение — комическое: юмор и сатира. Стиль речи.

Анекдот

Лекция

22

Принципы построения анекдота

Анекдот

Практикум

23

Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт

Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.

Лекция, практикум

24

 Особенности компьютерной программы  MS WORD.

оформление заголовков, выведение материалов на принтер.

Практикум

25

Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT.

Лекция, практикум

26

Работа на ПК. Подготовка презентации.. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов.

Просмотр проектов, их обсуждение.

Работа творческими группами

27

Особенности компьютерной программы  MS PUBLISHER.

Создание публикации

Лекция, практикум

28

Работа на ПК. Работа в интернете

Знакомство с шаблонами

Просмотр материалов.

29

Оформление газеты

Газета

практикум

30

 Выпуск тематической газеты

Газета

Работа в группах

31-34

Индивидуальные занятия:

  1. Подготовка к творческим конкурсам
  2. Презентация «Мой портфель творческих достижений»
  3. Подготовка презентаций «Мир моих увлечений»

Сочинения, презентации

Индивидуальные занятия

План-график работы:

1 четверть

  1. организация работы (анкетирование по классам, сбор команды юнкоров)
  2. школа юнкоров
  3. освещение акции «ОберегаЙ», осенней ярмарки и бала, спортивных мероприятий
  4. выпуск «Школьного дайджеста» № 1  (тема осенних мероприятий)
  5. выпуск литературно-художественного журнала «Родник»

2 четверть

  1. освещение Дня матери, новогодних представлений,  пресс-конференция «Курение: за и против»  ко Дню отказа от курения (18 ноября)
  2. соцопрос (вредные привычки) совместно с социальным педагогом
  3. выпуск «Школьного дайджеста» № 2 (тема здорового образа жизни)
  4. выпуск литературно-художественного журнала «Родник»

3 четверть

  1. освещение предметных недель,  патриотических  мероприятий для школьников
  2. соцопрос (ко Дню влюбленных)
  3. «Герой нашего времени» (конкурс фотографий) ко Дню Защитника Отечества
  1. интеллект-шоу «Перекресток времен»
  1.  ко Дню 8 марта, «Ваше Величество – женщина»  (совместно с учителями русского языка и литературы по результатам творческого конкурса)
  2. выпуск литературно-художественного журнала «Родник»

4 четверть

  1. освещение спортивных мероприятий, Дня здоровья,
  2. оцопрос  совместно с библиотекой (Книжкина неделя)
  1. выпуск «Школьного дайджеста» № 3 (по результатам работы Совета ШОК)
  2. выпуск литературно-художественного журнала «Родник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школьного "Пресс-центра"

Пояснительная запискаПрограмма рассчитана на учащихся 7–11-х классов, на 126 часов (на 1 учебный год).Цель курса – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней пот...

Программа школьного пресс-центра

Программа работы школьного пресс-центра...

Образовательная программа "Школьный пресс- клуб"

Программа для кружковой работы...

Программа кружка "Пресс-центр"

 Детское объединение «Пресс-центр» создано с  целью развития и реализации творческих способностей воспитанников, совершенствования навыков литературного творчества и практических навы...

Программа школьного пресс-центра "Переменка"

В современных условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся, и особое внимание уделяется их развити...

Открытое занятие с элементами проектной деятельности «Пресс-релиз как форма работы школьного пресс-центра».

Открытое занятие в рамках работы экспериментальной площадки "Отработка модели сетевого взаимодействия с целью передачи лучших образовательных практик для повышения эффективности деятельности обра...