Программа школьного пресс-центра "Переменка"
рабочая программа (7, 8 класс) на тему

        В современных условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие: знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах; владение навыками работы с различными видами информации.В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно назвать: 
степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их; 
понимание духовного саморазвития и самореализации человека; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре.  Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного пресс-центра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа школьного пресс-цента91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Новоспасский                                      муниципального района Приволжский Самарской области

ПРИНЯТО                                                                             УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                           на педагогическом совете №___                                    Директор школы _______________                                    

_________________20___г.                                            ______________/Н.В.Илларионова/                                                                      

                                                                                      Распоряжение № ____ от___ 20___ г.                                                                                                                    

Рабочая программа  внеурочной деятельности                                                      

 «Школьный пресс-центр»

Возрастная категория: 7-8 классы (13-14 лет)

Срок реализации: 1 год

Автор (составитель): Кузнецова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

пос. Новоспасский

2015-2016 учебный год


                                                   Пояснительная записка.
   
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс.  

    В  условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности  обучающихся, и особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие: знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах, владение навыками работы с различными видами информации.

       Важнейшими нравственными компетенциями можно назвать: 
степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек, который имеет собственное мнение и  собственные убеждения, который способен утверждать и отстаивать их;  понимание духовного саморазвития и самореализации человека; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современном обществе.  Оптимальная форма организации деятельности в этом направлении - создание школьного пресс-центра, где подросток  знакомится со всей совокупностью средств массовой коммуникации и овладевает различными процессами социального взаимодействия. В школьном пресс-центре отрабатывается авторская позиция обучающегося, здесь  создаются условия для информационно-нравственной компетенции, самоутверждения и становления личности подростка.
Данная программа составлена на 1 год и рассчитана на обучающихся 7-8 классов.

2. Цель и задачи программы
Цель:

создание условий для развития журналистских способностей обучающихся

Задачи: 
- обучать детей умению выражать свои мысли, оказывать воздействие наокружающих, ответственно и критически анализировать содержание своих сообщений;
- развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности; 
- обеспечивать тесную связь  коллектива педагогов школы с обучающимися;
- знакомить обучающихся с основами журналистского дела;
- осуществлять выпуск общешкольной газеты "Переменка". 

3. Ожидаемые результаты работы по программе

   В результате реализации программы обучающиеся должны

-  знать основы журналистики;

- уметь выстраивать устные и письменные высказывания;

- уметь работать с текстовым редактором  Microsoft Word;

- уметь обрабатывать данные, полученные в результате опросов, анкетирования;

- осуществлять выпуск общешкольной газеты.

4. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
   Результативность поделанной работы в ходе реализации программы можно         определить следующими критериями:

- рост уровня активности учащихся в работе пресс-центра;

- накопление информационных материалов.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме

- творческих работ;

- рефератов;

- решения творческих задач;

- эвристических бесед по темам

5. Теоретико-методологическое обоснование программы 

  При внедрении программы необходимо учитывать следующие методические принципы:

- личностно-ориентированный подход (учитывает особенности обучающихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить);

- коммуникативную направленность (даёт обучающимся возможность общаться в процессе создания, выпуска, реализации газеты);

-  деятельностный характер обучения (позволяет работать индивидуально, в парах, в группах);

- взаимосвязанное обучение (написание заметок и статей, подготовка постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет);

- поэтапность обучения (от простого к сложному - способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).

Методы обучения и воспитания:
 - словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение)
 - наглядный (демонстрация образцов шрифтов, заметок, оформления газетных полос).
 - практический (сбор материала, оформление статей, газеты)
 - аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).

Средства обучения и воспитания:
- технические (фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер).
Виды деятельности обучающихся:
- теоретические занятия
- творческий практикум
- работа с прессой
- работа со справочной литературой, словарями 
- анкетирование
- социологический опрос
- экскурсии
- встречи с журналистами
- участие в школьных, районных,  окружных  и т.п. конкурсах
- выпуск школьной газеты

6. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

  Возраст детей – 13-14 лет. Это подростковый возраст, когда на первый план выходит общение со сверстниками. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновение самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. Повышаются требования как в школе, так и в семье.  У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым и потребность в общественной деятельности.  В этом, как нельзя лучше, подростку может помочь участие во внеурочной деятельности.

    Набор детей в школьный пресс-центр свободный

    Число обучающихся в группе – 10-12 человек

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

теоретических занятий

практических занятий

всего

1.Введение в журналистику

7

Профессия - журналист

1

1

Средства массовой информации

1

Этико-правовые основы журналистики

1

Выпуск первого номера газеты

1

2

2.Культура речи  журналиста

8

Культура устной речи

1

1

Культура письменной речи

1

1

Редактирование текста. Работа с программой Microsoft Word

1

1

Выпуск  второго номера газеты

1

1

3.Журналистский текст

5

 Жанры журналистики

1

Различные методы сбора информации

1

1

Выпуск третьего номера газеты

1

1

4.Печатное издание

14

Редакция газеты, распределение обязанностей

1

Выпуск четвёртого номера газеты

1

1

Формат и объём печатного издания

1

Оформление рубрик

1

Выпуск пятого номера газеты

1

1

Газетные полосы и колонки

1

Выпуск шестого номера газеты

1

1

Выпуск седьмого номера газеты

1

1

Представление группового проекта «Школьная газета»

1

Выпуск восьмого номера газеты

1

Итого

34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение в журналистику. История возникновения и развития журналистики в России. Профессия журналиста. Этико-правовые основы журналистики. Современные требования к газете. Подборка материала. Вёрстка номера газеты.

2. Культура речи в журналистике. Знакомство с основами культуры речи, требованиями и признаками хорошей устной и письменной речи. Орфографические, пунктуационные, орфоэпические нормы. Редактирование текста. Подборка материала. Вёрстка номера газеты.

3. Журналистский текст. Знакомство с основными жанрами журналистики: репортаж, интервью, заметка, зарисовка. Методы сбора информации. Практикум «Я беру интервью». Работа с текстом. Подборка материала. Вёрстка номеров

4. Печатное издание. Состав редакции газеты. Формат и объём печатного издания. Рубрики. Их оформление. Газетные полосы и колонки. Работа с текстом. Подборка материала. Вёрстка номеров. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для организации работы школьного пресс-центра используются:

- школьный кабинет

- стенд

- компьютер

- принтер

- сканер

- фотоаппарат

- канцелярские  товары

Ресурсное обеспечение программы:
- Финансирование программы осуществляется за счет основного бюджета школы и привлечения внебюджетных средств.
- Контроль осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
 

Список литературы

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.,1993
  2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989
  3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990
  5. Орфографический словарь русского языка. М., 1991
  6. Цветкова И.В. Школа социального успеха: Развитие воспитания в системе дополнительного образования. Методическое пособие для специалистов учреждений дополнительного образования. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -84с.
  7. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.
  8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.
  9. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995
  10.  Ресурсы Интернета, посвященные  журналистике.


                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ


             
Организационная структура пресс-центра
    Высшим органом управления деятельностью пресс-центра является общее собрание его членов. 
    К исключительным полномочиям собрания относятся:
- избрание (главного) редактора газеты и помощника (главного) редактора, 
- определение основных направлений деятельности, генерирование идей для очередного номера газеты.

    Решение собрания принимается простым большинством голосов присутствующих открытым или закрытым голосованием. 


Школьный пресс-центр представляет собой открытую структуру. 


Руководитель Пресс-центра: Кузнецова Татьяна Анатольевна

Постоянно действующим органом пресс-центра, планирующим и организующим деятельность, является редакция в составе: 


- главный редактор
- верстальщик
- дизайнер
- стилисты
- наборщик текстов
- корреспонденты
- фотокорреспонденты

 Должностные обязанности членов пресс-центра:

Главный редактор:
- контроль за выпуском номера
- сбор и редактирование полученного материала

 -решение всех важных и спорных вопросов

Верстальщик: 
 - компьютерная верстка газеты
- макетирование издания и его выпуском

Наборщик текста:
- набор полученного материала

Корреспонденты:
- подбор актуального, интересного, поучительного материала для газеты
- написание статей, интервью, заметок

Дизайнер:
 - разработка дизайна выпуска, обложки газеты
- разработка новых стилей и вариантов оформления газеты

Фотокорреспондент:
 - подготовка фотографий
- написание собственного материала

Стилисты:
 - изучение  материалов с целью выявления ошибок

                                                Члены Пресс-центра обязаны: 
- не разглашать содержание готовящегося к печати номера;
- помогать друг другу в подготовке материалов для газеты;
- изучать теорию журналистики;
- отчитываться о проделанной работе;
- ставить общее дело выше личных амбиций.

                                          Члены пресс-центра имеют право:
- выйти из состава объединения;
- участвовать в подготовке текущего номера и отстаивать свое мнение по всем вопросам, связанным с ним;
- выступать на заседаниях редакции;
- входить в состав других объединений;
- быть избранными в руководящие органы.

     
Организация работы школьного пресс - центра.

Работа пресс - центра ГБОУ СОШ пос. Новоспасский осуществляется во внеурочное время, во второй половине дня. День работы – вторник,  с 14.30 до 15.30 

Основные направления работы пресс-центра:


-  создание рабочей атмосферы в среде членов пресс-центра;
-  выпуск печатной газеты «Переменка»;
-   публикация материала на школьном сайте;
- сбор и обработка информации;
- встречи с интересными людьми;
- пропаганда здорового образа жизни; 
- мониторинг своей деятельности.

    Редакция газеты «Переменка » информирует всех субъектов образовательного процесса о деятельности школы, готовит материалы по темам:

- освещение важных событий в школе;
- формирование активной жизненной позиции обучающихся, политико-правового понимания политических событий, процессов в обществе;
- освещение всех сторон учебной и внеучебной деятельности классов; 
- статьи об участниках и победителях олимпиад;
- статьи о спортивных соревнованиях в школе, о выездных спортивных соревнованиях;
- пропаганда здорового образа жизни;
- статьи, связанные с профориентацией школьников;
- интересные истории из жизни учащихся, ребусы, сканворды;
- стихотворения, сочинения, статьи, написанные учащимися школы, учителями.

 
Газета выходит не менее 1 раза в месяц, тиражом 100 экземпляров, объемом не менее 4 полос формата А-4.

                             
                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа школьной секции по волейболу.

Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...

Программа школьного кружка литературного творчества

Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с  уч...

Программа " Школьный театр"

Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....

Программа школьного музея

Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...

Программа школьного лесничества "Эколог" "Шаг в XXI век"

Программа экологического образования разработанная на основе положения о школьных лесничествах. опробировалась и совершенствовалась. В программе имеется обяснительная записка, содержащая краткую инфор...

Программа "Школьный музей"

Программа "Школьный музей"  направлена на формирование  гражданской идентичности обучающихся  и включает содержание по истории родного края....

Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"

+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...