«В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»
методическая разработка (5 класс) на тему

Тузинская Галина Сергеевна

 

       ЦЕЛЬ:  Расширять и углублять знания по русскому языку; 

                     развивать мышление, воображение, речь;

                     воспитывать интерес к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku_5_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 5

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 5 КЛАССЕ

«В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

       ЦЕЛЬ:  Расширять и углублять знания по русскому языку;  

                     развивать мышление, воображение, речь;

                     воспитывать интерес к родному языку.

                                                        

Учитель:

                                                        Тузинская Галина Сергеевна

– 2009 –

Класс делится на три команды. От каждой команды по одному ученику идет в жюри (по желанию). Каждое задание оценивается (за каждый правильный ответ – 1 балл). Перед учениками лежат тетради, в которых они выполняют отдельные задания.

  1. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ:

Морфология, орфография, орфограмма, синтаксис, пунктуация, пунктограмма, фонетика, орфоэпия, графика.

Дается время на обсуждение и расшифровку терминов. Команды отвечают по очереди, при неверном ответе право ответа переходит к следующей группе.

     2. О КАКОМ ПРАВИЛЕ ИДЕТ РЕЧЬ В СТИХОТВОРЕНИИ?

В ЧЕМ ОНО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ?

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал,

Где «И», а где же «Ы».

      3. ВОЛШЕБНЫЕ КАРТОЧКИ.

Каждая команда вытягивает карточку с названием («имя» группы) и заданиями.

Задача: заполнить карточку и подобрать примеры к ней так, чтобы команды, не знающие вашего «имени», узнали его.

КАРТОЧКА  №1:         «СИНТАКСИС»

                            Придумай предложения, соответствующие схемам:  

                                                   1.

                                                   2.  

                                                   3.  

КАРТОЧКА  №2:    «МОРФОЛОГИЯ»

                             Продолжи фразу, приведи примеры:

  1.           Существительное – обозначает    …  ,

отвечает на вопросы    …   .

  1.           Слово обозначает действие, отвечает на вопросы  …   ,

это -    …   .

  1.           Слово отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, обозначает   …   , это -   …   .

КАРТОЧКА  №3:     «ФОНЕТИКА»

                             Найдите слова, в которых находятся рядом два

                             гласных звука:

           театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, шпион,

           дуэт, оазис, пианино, каучук.

     4.   ИГРА   «3-й ЛИШНИЙ»

  1. Гореть, угорать, гора
  2. Море, морщины, морской
  3. Боль, большой, больница
  4. Вода, водник, водить

  1. «4-й ЛИШНИЙ»

Определить, какой раздел русского языка изучает такие слова:

  1. Подлежащее, глагол, дополнение, определение
  2. Обстоятельство, прилагательное, существительное, глагол
  3. Местоимение, наречие, сказуемое, предлог

  1. ДЛЯ ЧЕГО ПОНАДОБИЛОСЬ ВЫУЧИВАТЬ

                            СТИХОТВОРЕНИЕ?

Гнать, держать, дышать, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

А еще терпеть, вертеть

И зависеть, и смотреть.    

  1. КТО ПЕРВЫЙ?

 

Задание всем командам, выигрывает та команда, которая ответит первой. Предлагаются слова, участники произносят звуки в обратном порядке, чтобы получить:

                 

                 Из слова лен – цифру (ноль)

                 Из слова лей – название дерева (ель)

                 Из слова лоб – название настила (пол)

                 Из слова люк – большой мешок (куль)

                 Из слова ток – домашнее животное (кот)

                 Из слова шел – неправду (ложь)

                 Из слова шей – просьбу (ешь)

                 Из слова куб – связку, охапку чего-либо (пук)

                 Из слова тол – прибор для измерения глубины моря (лот)

                 Из слова лед – материал для крыши (толь)

  1. КТО БОЛЬШЕ?

                                 

На доске стихотворение «Грустные вести». Участники команд исправляют ошибки по принципу кто больше.

Пришло письмишко мне,

Гляжу-

Из лагеря, от Мишки…

Здесь чудный лук, И я лижу.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый длинный прут…

На днях в лесу нашел я грусть

И очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить…

  1. ШАРАДЫ, АНАГРАММЫ, МЕТАГРАММЫ:

Учитель зачитывает шарады, анаграммы, метаграммы. Выигрывает та команда, которая ответит правильно и быстро.

ШАРАДЫ:  

  1. Корень тот же, что в слове склоняться, суффикс тот же, что в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.

                                                                                       (склонение)

  1. Если взять корень из слова полагать, приставку из слова приложение, суффикс из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предмета.         (прилагательное)

АНАГРАММЫ:

  1. Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник.

                             (карп-парк)

  1. Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

                             (насос-сосна)

МЕТАГРАММЫ:

  1. С «К» в полях меня найдете,

С «Г» романсы запоете,

С «В» в косички заплетете.

                             (колос-голос-волос)

  1. С «Ч» летаю над волною,

С «Л» не дам волкам покою,

С «М» рубашка-безрукавка,

С «З» скачу в лесу по травке,

С «Г» меня крепи к детали

Из железа или стали.

                                (чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

КАРТОЧКА  №1:         «СИНТАКСИС»

                            Придумай предложения, соответствующие схемам:  

                                                   1.

                                                   2.  

                                                   3.  

КАРТОЧКА  №2:    «МОРФОЛОГИЯ»

                             Продолжи фразу, приведи примеры:

  1.           Существительное – обозначает    …  ,

отвечает на вопросы    …   .

  1.           Слово обозначает действие, отвечает на вопросы  …   ,

это -    …   .

  1.           Слово отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, обозначает   …   , это -   …   .

КАРТОЧКА  №3:     «ФОНЕТИКА»

                             Найдите слова, в которых находятся рядом два

                             гласных звука:

           театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, шпион,

           дуэт, оазис, пианино, каучук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "В мире русского языка"

Направленность программы: расширение и углубление знаний по предмету.Актуальность: развитие творческих и исследовательских навыков учащихся  предполагает получение дополнительной информации и зак...

Разработка занятия внеурочной деятельности: "В мире русского языка"

Работа представляет собой внеклассное мероприятие для 1 класса. Знакомство со словами антонимами...

Рабочая программа кружка «В мире русского языка»

Рабочая программа  кружка  «В мире русского языка»...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «В мире русского языка» Интерактивная игра.

Задачи внеклассного мероприятия:- расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся;- развивать познавательный интерес, по...

Рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» (факультативный курс по русскому языку) для учащихся 8-9 классов

Данный курс позволит дополнительно организовать работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Программа курса предназначена для работы над изложением и сочинением....