«В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»
методическая разработка (5 класс) на тему
ЦЕЛЬ: Расширять и углублять знания по русскому языку;
развивать мышление, воображение, речь;
воспитывать интерес к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku_5_klass.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 5
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 5 КЛАССЕ
«В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»
ЦЕЛЬ: Расширять и углублять знания по русскому языку;
развивать мышление, воображение, речь;
воспитывать интерес к родному языку.
Учитель:
Тузинская Галина Сергеевна
– 2009 –
Класс делится на три команды. От каждой команды по одному ученику идет в жюри (по желанию). Каждое задание оценивается (за каждый правильный ответ – 1 балл). Перед учениками лежат тетради, в которых они выполняют отдельные задания.
- СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ:
Морфология, орфография, орфограмма, синтаксис, пунктуация, пунктограмма, фонетика, орфоэпия, графика.
Дается время на обсуждение и расшифровку терминов. Команды отвечают по очереди, при неверном ответе право ответа переходит к следующей группе.
2. О КАКОМ ПРАВИЛЕ ИДЕТ РЕЧЬ В СТИХОТВОРЕНИИ?
В ЧЕМ ОНО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ?
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифры знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где «И», а где же «Ы».
3. ВОЛШЕБНЫЕ КАРТОЧКИ.
Каждая команда вытягивает карточку с названием («имя» группы) и заданиями.
Задача: заполнить карточку и подобрать примеры к ней так, чтобы команды, не знающие вашего «имени», узнали его.
КАРТОЧКА №1: «СИНТАКСИС»
Придумай предложения, соответствующие схемам:
1.
2.
3.
КАРТОЧКА №2: «МОРФОЛОГИЯ»
Продолжи фразу, приведи примеры:
- Существительное – обозначает … ,
отвечает на вопросы … .
- Слово обозначает действие, отвечает на вопросы … ,
это - … .
- Слово отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, обозначает … , это - … .
КАРТОЧКА №3: «ФОНЕТИКА»
Найдите слова, в которых находятся рядом два
гласных звука:
театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, шпион,
дуэт, оазис, пианино, каучук.
4. ИГРА «3-й ЛИШНИЙ»
- Гореть, угорать, гора
- Море, морщины, морской
- Боль, большой, больница
- Вода, водник, водить
- «4-й ЛИШНИЙ»
Определить, какой раздел русского языка изучает такие слова:
- Подлежащее, глагол, дополнение, определение
- Обстоятельство, прилагательное, существительное, глагол
- Местоимение, наречие, сказуемое, предлог
- ДЛЯ ЧЕГО ПОНАДОБИЛОСЬ ВЫУЧИВАТЬ
СТИХОТВОРЕНИЕ?
Гнать, держать, дышать, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
А еще терпеть, вертеть
И зависеть, и смотреть.
- КТО ПЕРВЫЙ?
Задание всем командам, выигрывает та команда, которая ответит первой. Предлагаются слова, участники произносят звуки в обратном порядке, чтобы получить:
Из слова лен – цифру (ноль)
Из слова лей – название дерева (ель)
Из слова лоб – название настила (пол)
Из слова люк – большой мешок (куль)
Из слова ток – домашнее животное (кот)
Из слова шел – неправду (ложь)
Из слова шей – просьбу (ешь)
Из слова куб – связку, охапку чего-либо (пук)
Из слова тол – прибор для измерения глубины моря (лот)
Из слова лед – материал для крыши (толь)
- КТО БОЛЬШЕ?
На доске стихотворение «Грустные вести». Участники команд исправляют ошибки по принципу кто больше.
Пришло письмишко мне,
Гляжу-
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный лук, И я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь лиса, красивый длинный прут…
На днях в лесу нашел я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить…
- ШАРАДЫ, АНАГРАММЫ, МЕТАГРАММЫ:
Учитель зачитывает шарады, анаграммы, метаграммы. Выигрывает та команда, которая ответит правильно и быстро.
ШАРАДЫ:
- Корень тот же, что в слове склоняться, суффикс тот же, что в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.
(склонение)
- Если взять корень из слова полагать, приставку из слова приложение, суффикс из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предмета. (прилагательное)
АНАГРАММЫ:
- Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник.
(карп-парк)
- Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу.
(насос-сосна)
МЕТАГРАММЫ:
- С «К» в полях меня найдете,
С «Г» романсы запоете,
С «В» в косички заплетете.
(колос-голос-волос)
- С «Ч» летаю над волною,
С «Л» не дам волкам покою,
С «М» рубашка-безрукавка,
С «З» скачу в лесу по травке,
С «Г» меня крепи к детали
Из железа или стали.
(чайка-лайка-майка-зайка-гайка)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
КАРТОЧКА №1: «СИНТАКСИС»
Придумай предложения, соответствующие схемам:
1.
2.
3.
КАРТОЧКА №2: «МОРФОЛОГИЯ»
Продолжи фразу, приведи примеры:
- Существительное – обозначает … ,
отвечает на вопросы … .
- Слово обозначает действие, отвечает на вопросы … ,
это - … .
- Слово отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, обозначает … , это - … .
КАРТОЧКА №3: «ФОНЕТИКА»
Найдите слова, в которых находятся рядом два
гласных звука:
театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, шпион,
дуэт, оазис, пианино, каучук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "В мире русского языка"
Направленность программы: расширение и углубление знаний по предмету.Актуальность: развитие творческих и исследовательских навыков учащихся предполагает получение дополнительной информации и зак...
Разработка занятия внеурочной деятельности: "В мире русского языка"
Работа представляет собой внеклассное мероприятие для 1 класса. Знакомство со словами антонимами...
Рабочая программа кружка «В мире русского языка»
Рабочая программа кружка «В мире русского языка»...
Презентация интегрированного урока по теме: «Цифры и числа в мире русского языка, биологии и математики».
Вычисление площади кольца....
Интегрированный урок по теме: «Цифры и числа в мире русского языка, биологии и математики».
Вычисление площади кольца....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «В мире русского языка» Интерактивная игра.
Задачи внеклассного мероприятия:- расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся;- развивать познавательный интерес, по...
Рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» (факультативный курс по русскому языку) для учащихся 8-9 классов
Данный курс позволит дополнительно организовать работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Программа курса предназначена для работы над изложением и сочинением....