Рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» (факультативный курс по русскому языку) для учащихся 8-9 классов
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Данный курс позволит дополнительно организовать работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Программа курса предназначена для работы над изложением и сочинением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa.docx | 42.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ КУЗНЕЦОВСКАЯ ШКОЛА »
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН»
Рассмотрено ШМО Протокол № от « » августа2022 г. Руководитель ШМО ______________________ | Согласовано Заседание МС Протокол № От « »сентября 2022 г Заместитель директора по УВР_____________ | Утверждено Приказ № от « » сентября 2022 Директор МКОУ «Кузнецовская «СОШ»__________________ |
Рабочая программа
учебного предмета
«В мире русского языка»
(факультативный курс по русскому языку)
для учащихся 8-9 классов
Предметная область: «Русский язык и литература»
Разработала
Степанова Ирина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
с.Кузнецовка
Данная рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» для учащихся 8-9 классов разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО МКОУ «Кузнецовская СОШ» в соответствии с ФГОС ООО.
Цели программы:
- формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
- формирование у учащихся умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться русским языком в своей речевой практике при подготовке к сдаче экзамена (ОГЭ);
Задачи курса: - систематизировать знания и умения, необходимые для подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку;
- совершенствовать умения анализировать текст,
- совершенствовать умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Актуальность программы состоит в том, что данный факультативный курс направлен на успешную сдачу ОГЭ по русскому языку. В процессе прохождения курса у обучающихся появляется возможность повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Составление плана, определение микротем, абзацное членение прослушанного текста, выделение главной и второстепенной информации вызывают немалое затруднение у школьников, поэтому данные вопросы включены в изучении курса.
Сроки реализации программы – 2 года – 34 часа (8 класс-17часов, 9 класс- 17 часов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:
- сформированность ответственного отношения к учению;
- стремление к речевому совершенствованию;
- расширение лексического запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:
- выделять главную и второстепенную информацию,
- представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде ключевых слов, плана, сложного плана, тезисов;
-интерпретировать информацию,
-развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и принятию наиболее приемлемого решения.
Формы работы:
- составление опорных схем;
-составление обобщающих;
- работа в группах;
- работа с КИМ;
- изложение и сочинение связных текстов
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 класс
Ученик научится:
- владеть навыками работы с учебными пособиями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками изучающего, ознакомительного и просмотрового чтения и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- самостоятельно анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- самостоятельно опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола);
Выпускник получит возможность научиться:
- -анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- -оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- -опознавать различные выразительные средства языка;
- -писать тезисы, изложения, сочинения;
- - определять микротемы в тексте, делить текст на абзацы;
- -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
9 класс
Ученик научится:
- владеть навыками работы с учебными пособиями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками изучающего, ознакомительного и просмотрового чтения и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола);
Выпускник получит возможность научиться:
- -анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- -оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- -опознавать различные выразительные средства языка;
- -писать тезисы, изложения, сочинения;
- - определять микротемы в тексте, делить текст на абзацы;
- -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
Содержание обучения
Методика обучения написанию сжатого изложения. 14 ч.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Извлечение информации из различных источников.
Письменное воспроизведение текста (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
Культура речи. 3 ч.
Нормы литературного языка.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы Фразеологические обороты. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов.
Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. 17 ч.
Алгоритм написания сочинения – рассуждения
Сочинение-рассуждение. Структура. Алгоритм работы над сочинением – рассуждением
Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. Тематика сочинений-рассуждений. Виды ошибок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ | Тема | Кол-во |
урока | часов | |
Методика обучения написанию сжатого изложения. | 14 | |
1-3 | Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. | 3 |
4-5 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста | 2 |
6 | Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. | 1 |
7-8 | Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. . | 2 |
9-10 | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста | 2 |
11-14 | Письменное воспроизведение текста (сжатое изложение содержания прослушанного текста | 4 |
Культура речи. | 3 | |
15 | Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. | 1 |
16 | Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. | 1 |
17 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексические нормы Трудности современной русской фразеологии. | 1 |
9 КЛАСС
№ | Тема | Кол-во |
урока | часов | |
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. | ||
1 | Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. | 1 |
2-3 | Алгоритм работы над сочинением – рассуждением | 2 |
4-5 | Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. | 2 |
6-8 | Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. | 3 |
9 | Тематика сочинений-рассуждений. | 1 |
10-11 | Виды ошибок. | 2 |
12-15 | Написание сочинений-рассуждений | 4 |
16-17 | Анализ сочинений. | 2 |
17 |
Интернет-ресурсы
www:fipi.ru
Филология со вкусом https://vk.com/public152303360
Могу писать. Русский язык. Литература. https://vk.com/mogupisat
Словари.Ру - http://www.slovari.ru
Русский язык ВПР/ОГЭ/ЕГЭ https://vk.com/uchim_russky
Учителю русского языка и литературы https://vk.com/lingvomiass
Решу ОГЭ https://rus-oge.sdamgia.ru/?redir&ysclid=ls1v5osqxx206182088
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Русский язык » 9 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Русский язык » 9 класс...
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для учащихся 6-9 классов
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденн...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС ООО по курсу 5-9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» по курсу 5-9 класс ФГОС ООО
Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ос...