Рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» (факультативный курс по русскому языку) для учащихся 8-9 классов
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Степанова Ирина Ивановна

Данный курс позволит дополнительно организовать работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Программа курса предназначена для работы над изложением и сочинением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativa.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ КУЗНЕЦОВСКАЯ  ШКОЛА »

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН»

Рассмотрено ШМО

Протокол №

от «  » августа2022 г.

Руководитель ШМО

______________________

Согласовано

Заседание МС

Протокол №

От «   »сентября 2022 г

Заместитель директора

 по УВР_____________

Утверждено

Приказ №  от «   » сентября 2022

Директор МКОУ «Кузнецовская «СОШ»__________________

                                             Рабочая программа

                                             учебного предмета

«В мире русского языка»

(факультативный курс по русскому языку)

для учащихся 8-9 классов

Предметная область: «Русский язык и литература»

 

Разработала

Степанова Ирина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

с.Кузнецовка

Данная рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» для учащихся 8-9 классов разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО МКОУ «Кузнецовская СОШ» в соответствии с ФГОС ООО.

Цели программы:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • формирование у учащихся умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться русским языком в своей речевой практике при подготовке  к сдаче экзамена (ОГЭ);

Задачи  курса:                                                                                                                                                  - систематизировать  знания и умения, необходимые для подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку;

-  совершенствовать умения анализировать текст,

- совершенствовать умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.  

    Актуальность программы состоит в том, что данный факультативный курс   направлен на  успешную  сдачу  ОГЭ по русскому языку. В процессе прохождения курса у обучающихся появляется возможность повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Составление плана, определение микротем, абзацное членение  прослушанного текста, выделение главной и второстепенной информации вызывают немалое затруднение у школьников, поэтому данные вопросы включены в изучении курса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Сроки реализации программы – 2  года – 34 часа (8 класс-17часов, 9 класс- 17 часов).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:

- сформированность ответственного отношения к учению;

- стремление к речевому совершенствованию;

- расширение лексического запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

 Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

- выделять главную и второстепенную информацию,

- представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде ключевых слов, плана, сложного плана, тезисов;

-интерпретировать информацию,

-развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и принятию наиболее приемлемого решения.

Формы работы:

- составление опорных схем;

-составление обобщающих;

- работа в группах;

- работа с КИМ;

- изложение и сочинение связных текстов

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

8 класс

Ученик научится:

  • владеть навыками работы с учебными пособиями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками изучающего, ознакомительного и просмотрового чтения и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • самостоятельно анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • самостоятельно опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола);

Выпускник получит возможность научиться:

  1. -анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  1. -оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  1. -опознавать различные выразительные средства языка;
  2.                      -писать тезисы, изложения, сочинения;
  3.                   -  определять микротемы в тексте, делить текст на абзацы;

  1.       -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

9 класс

Ученик научится:

  • владеть навыками работы с учебными пособиями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками изучающего, ознакомительного и просмотрового чтения и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола);

Выпускник получит возможность научиться:

  1. -анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  1. -оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  1. -опознавать различные выразительные средства языка;
  2.                      -писать тезисы, изложения, сочинения;
  3.                   -  определять микротемы в тексте, делить текст на абзацы;

  1.       -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

Содержание обучения

  Методика обучения написанию сжатого изложения. 14 ч.

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.  

Извлечение информации из различных источников.  

Письменное воспроизведение текста (сжатое изложение содержания прослушанного текста)  

       

          Культура речи.    3 ч.

Нормы литературного языка.

Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы                          Фразеологические обороты. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности.

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов.

Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. 17 ч.

Алгоритм написания сочинения – рассуждения

Сочинение-рассуждение. Структура. Алгоритм  работы над сочинением – рассуждением  

Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. Тематика сочинений-рассуждений. Виды ошибок.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС

Тема

Кол-во

урока

часов

Методика обучения написанию сжатого изложения.

     14

1-3

Изложение. Виды изложений.    

Способы и приемы компрессии текста.

        3

4-5

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

2

6

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

1

7-8

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

.        

2

9-10

Текст как продукт речевой деятельности.

Смысловая и композиционная целостность текста  

2

11-14

Письменное воспроизведение текста (сжатое изложение содержания прослушанного текста

4

Культура речи.

3

15

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

1

16

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.  

1

17

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексические нормы

Трудности современной русской фразеологии.  

1

9 КЛАСС

Тема

Кол-во

урока

часов

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения.

1

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения.

1

2-3

Алгоритм  работы над сочинением – рассуждением  

2

4-5

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.  

2

6-8

Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации.

3

9

Тематика сочинений-рассуждений.

1

10-11

Виды ошибок.

2

12-15

Написание сочинений-рассуждений

4

16-17

Анализ сочинений.

2

17

Интернет-ресурсы

www:fipi.ru

Филология со вкусом https://vk.com/public152303360

Могу писать. Русский язык. Литература.   https://vk.com/mogupisat

Словари.Ру -   http://www.slovari.ru

Русский язык ВПР/ОГЭ/ЕГЭ https://vk.com/uchim_russky

Учителю русского языка и литературы  https://vk.com/lingvomiass

Решу ОГЭ  https://rus-oge.sdamgia.ru/?redir&ysclid=ls1v5osqxx206182088


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  5-9 класс базовый уровень, МО учителей  русского языка и литературы...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Русский язык » 9 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Русский язык »  9 класс...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для учащихся 6-9 классов

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденн...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС ООО по курсу 5-9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» по курсу 5-9 класс ФГОС ООО

Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ос...