Развитие самоуправления учащихся.
методическая разработка на тему

Кисиль Виктория Николаевна

 

В настоящее время каждый ребенок имеет возможность реализовать свои права не только в учреждениях системы образования, но и в клубах по месту жительства, в детских и молодежных организациях. Возросший интерес к различного рода общественным движениям, объединениям и организациям свидетельствует о росте правового самосознания учащихся и их стремление выйти за рамки традиционных отношений "взрослый - ребенок", единообразного подхода к организации детей в образовательном учреждении.

  Для достижения этой цели необходимо, чтобы помимо обучения, подростки и молодежь получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению социальными отношениями людей. И здесь важную роль играют реальные подростковые и молодежные общественные организации, где самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самоуправление24.07 КБ

Предварительный просмотр:

1.    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

     

В настоящее время каждый ребенок имеет возможность реализовать свои права не только в учреждениях системы образования, но и в клубах по месту жительства, в детских и молодежных организациях. Возросший интерес к различного рода общественным движениям, объединениям и организациям свидетельствует о росте правового самосознания учащихся и их стремление выйти за рамки традиционных отношений "взрослый - ребенок", единообразного подхода к организации детей в образовательном учреждении.

  Для достижения этой цели необходимо, чтобы помимо обучения, подростки и молодежь получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению социальными отношениями людей. И здесь важную роль играют реальные подростковые и молодежные общественные организации, где самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ.

  1. Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.

  1. Педагогическое руководство, обеспечивающее развитие детского самоуправления.

  1. Разделение       полномочий       органов      самоуправления      школы       и       их     тесного взаимодействия.

  1. Выбор содержания, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы.

  1. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.

  1. Свобода    критики    и    обмена    мнениями    по   любым    вопросам    школьной    жизни, деятельности органов самоуправления.

  1. Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.

В целях содействия осуществлению самоуправления, развитию инициативы, повышению самостоятельности школьников создан орган ученического самоуправления - Школьная Демократическая Организация «ЮНИОР» (юные, находчивые, инициативные, организованные ребята), которая является самостоятельным, добровольным, неполитическим, некоммерческим  общественным  объединением детей и взрослых МБОУ СОШ № 92 г.Кемерово и делится на возрастные группы (5, 6, 7 классы).

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ отвечает за организацию и проведение общешкольных мероприятий, традиционных праздников любого уровня (школа, район, горд, область)

МИНИСТЕРСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ должно знать

                  права и обязанности детей.

Следить за сохранностью использования школьного инвентаря, мебели, оборудования. Отслеживать соблюдение учащимися техники безопасности на уроках и переменах, а также правил поведения в школе.

   Доводить до сведения классного руководителя информацию о происшествиях, несчастных случаях в школе.

МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИИ Доводит до сведения общественности результаты  деятельности министерства, а также о событиях, происходящих в жизни школы и класса.

Отвечает за оформление и содержание  классного уголка, портфолио класса, выпуск школьных газет, боевых листков и т.д.

   Собирает информацию о результатах работы министерств на уровне   школы, района, города, области и своевременно предоставляет ее старшей вожатой.

МИНИСТЕРСТВО ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА пропагандирует здоровый образ жизни обучающихся. Планирует и организует спортивные мероприятия, рейды.

МИНИСТЕРСТВО МИЛОСЕРДИЯ призывает окружающих к проявлению доброты, милосердия к ближним. Пропагандирует человеческие качества: отзывчивость, порядочность. Организует и проводит акции добрых дел.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА  отвечает за своевременное планирование субботников, следит за порядком в классе, организует акции по экономии электроэнергии и воды.

 

Работа школьного самоуправления подразумевает тесное взаимодействие министерств. 

Функции актива класса:

  1. Подготовка и проведение классных мероприятий.
  2. Участие в общешкольных , городских , районных , областных мероприятиях;
  3. Обеспечение жизнедеятельности классного коллектива;
  4. Анализ деятельности  обучающихся класса в школьном самоуправлении.

                                  Права и обязанности члена

школьного  САМОУПРАВЛЕНИЯ

«ЮНИОР» (Юные, Находчивые, Инициативные Организованные Ребята)

(далее – Совет школы (5,6,7 кл.))

Член Ученического Совета школы имеет право:

  1. интересоваться всем, что происходит в школе, задавать об этом вопросы учащимся, представителям школьных органов самоуправления, родителям учеников, директору школы и его заместителям (завучам), другим людям, выполняющим в школе ответственные поручения;
  2. свободно участвовать в обсуждении вопросов Совета;
  3. предлагать Совету вопросы для обсуждения;
  4. предлагать Совету свои варианты решений обсуждаемых проблем и вопросов;
  5. при обсуждении вопросов и голосовании руководствоваться своим личным мнением;
  6. открыто отстаивать свое мнение по обсуждаемым вопросам вплоть до принятия Советом решения по этим вопросам;
  7. критиковать деятельность любого органа самоуправления школы (в том числе и Ученического совета школы), класса, группы или другого объединения, а также деятельность и поведение любого ученика или взрослого;
  8. выполняя поручения Ученического совета школы, действовать от его имени; от имени Совета принимать решения в делах, за которые ему (ей) Ученический совет школы поручил отвечать;
  9. в необходимых случаях принимать ответственные решения от имени Совета (если это поможет изменить к лучшему ситуацию или предотвратить нечто нежелательное);
  10. сдавать от имени Совета поручения классным коллективам, школьным группам и объединениям, а также учащимся школы и требовать выполнения этих поручений;
  11. представлять Ученический совет школы в делах (на мероприятиях), проводимых в классах, группах или других школьных объединениях.

Член Ученического совета школы обязан:

  1. участвовать в работе сессий Совета;
  2. выполнять законы, традиции и правила Совета;
  3. принимать активное участие в деятельности рабочих групп, комиссий, других общественных объединений, которые создает Ученический совет школы, и отчитываться за свою работу в них на сессии Совета или перед ответственными лицами Совета (пред председателем Ученического совета школы, его заместителем, секретарем Совета или руководителем соответствующей рабочей группы);
  4. выполнять поручения Совета и своевременно отчитываться за их выполнение;
  5. информировать свой класс о работе Ученического совета школы;
  6. представлять в Совете мнение (мнения) и интересы своих одноклассников, доводить да сведения Ученического совета все предложения и замечания, которые учащиеся высказывают в адрес Ученического совета школы.

Отчетность школьного ученического Совета:

  1. Школьный Совет каждое последнее заседание четверти отчитывается на старостате согласно плану работы;
  2. ШУС ежегодно (в конце года) отчитывается на общешкольном собрании по итогам работы за год;
  3. Отчет школьного ученического совета публикуется в школьной печати.

Положения о старостате,

старосте и зам. старосты.

Старостат - собрание старост класса, являющееся административным звеном СУШ.

1. Староста класса - ответственное и почетное поручение. Староста является ответственным уполномоченным одноклассников по организации самоуправления в классе и, одновременно с этим, помощником классного руководителя.

2. Заместитель старосты является помощником старосты. Во время отсутствия старосты выполняет все его функции.

3.. Староста избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура старосты согласовывается с классным руководителем.

4. Срок полномочий старосты определяется общим собранием класса.

5. В своей деятельности староста стремиться к сохранению и развитию лучших традиций класса и школы.

6. Староста класса отвечает:

  1. за организацию хозяйственно-бытовых мероприятий класса, включая дежурство;
  2. за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно касающихся класса;
  3. за организацию самоуправления в классе, работу министров класса.

 Как помощник классного руководителя староста класса выполняет его поручения по информированию одноклассников о распоряжениях классного руководителя и по организации учащихся своего класса на участие в классных и школьных мероприятиях. Поручения классного руководителя староста может выполнять лично или опосредованно, то есть перепоручать их ответственному и более компетентному (в данном конкретном поручении) однокласснику.
Классный руководитель оказывает старосте помощь советами и поддерживает его своим авторитетом.

 Староста класса входит в состав старостата школы, пользуется правами и выполняет обязанности члена старостата.

 За выполнение своих обязанностей староста класса отвечает, прежде всего перед:

  1. общим собранием класса;
  2. классным руководителем;
  3. школьным ученическим советом.

 

 О положении дел в классе и о своей работе староста периодически отчитывается перед:

  1. коллективом класса;
  2. Президентом учащихся;
  3. Советом учеников школы;
  4. Старостатом.

 

 Староста класса имеет право:

  1. созывать и проводить общие собрания класса;
  2. собирать ученический актив класса для обсуждения проблем и конкретных вопросов жизни и деятельности классного коллектива и (или) участия класса в школьных мероприятиях;
  3. Сдавать одноклассникам (любому учащемуся класса) постоянные и временные поручения и добиваться выполнения этих поручений;
  4. требовать от учащихся своего класса отчетов о выполнении поручений, данных ученику коллективом (общим собранием) класса или лично (старостой);
  5. организовывать класс на участие в школьных мероприятиях;
  6. оперативно (срочно) принимать решения по хозяйственно-бытовым и организационным вопросам жизнедеятельности класса;
  7. в случае необходимости принимать на себя ответственность и осуществлять оперативное руководство мероприятиями класса, а также координировать действия учащихся класса в школьных мероприятиях;
  8. определять объем работы дежурных по классу;
  9. контролировать работу дежурных по классу;
  10. представлять интересы класса в общественных организациях школы;
  11. участвовать в подведении итогов школьных дел (мероприятий), когда это касается класса.

Староста класса обязан:

  1. выполнять решения классного коллектива (если они приняты большинством учащихся), организовывать выполнение этих решений;
  2. учитывать интересы одноклассников при принятии решений, советоваться при этом с ними;
  3. координировать взаимодействие учащихся класса и общественных объединений по самоуправлению класса;
  4. информировать коллектив класса о решениях органов ученического самоуправления школы, касающихся класса;
  5. по поручению классного руководителя и в его отсутствие организовывать работу класса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития самоуправления в МС(К)ОУ

Я разработала программу развития органов ученического самоупраления в нашей школе. Вы можете увидеть, как работает наш Совет школы....

Развитие самоуправления в классе

Обучение и воспитание учащихся происходит не только на уроках, но и во внеучебное время. Именно поэтому очень важно правильно организовать внеклассую работу. Васильев С.А.- директор «Лесной...

О работе классного руководителя по развитию самоуправления

Что же это за работа – классное руководство? Почему с ним так трудно справляются молодые учителя? Да и мне с моим педагогическим стажем быть классным руководителем нелегко. За  30 лет работы, я, ...

Ученическое самоуправление как средство развития потенциала учащихся

Ученическое самоуправление как средство развития потенциала учащихся...