Развитие самоуправления учащихся.
методическая разработка на тему
В настоящее время каждый ребенок имеет возможность реализовать свои права не только в учреждениях системы образования, но и в клубах по месту жительства, в детских и молодежных организациях. Возросший интерес к различного рода общественным движениям, объединениям и организациям свидетельствует о росте правового самосознания учащихся и их стремление выйти за рамки традиционных отношений "взрослый - ребенок", единообразного подхода к организации детей в образовательном учреждении.
Для достижения этой цели необходимо, чтобы помимо обучения, подростки и молодежь получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению социальными отношениями людей. И здесь важную роль играют реальные подростковые и молодежные общественные организации, где самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
самоуправление | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
В настоящее время каждый ребенок имеет возможность реализовать свои права не только в учреждениях системы образования, но и в клубах по месту жительства, в детских и молодежных организациях. Возросший интерес к различного рода общественным движениям, объединениям и организациям свидетельствует о росте правового самосознания учащихся и их стремление выйти за рамки традиционных отношений "взрослый - ребенок", единообразного подхода к организации детей в образовательном учреждении.
Для достижения этой цели необходимо, чтобы помимо обучения, подростки и молодежь получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению социальными отношениями людей. И здесь важную роль играют реальные подростковые и молодежные общественные организации, где самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ.
- Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.
- Педагогическое руководство, обеспечивающее развитие детского самоуправления.
- Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесного взаимодействия.
- Выбор содержания, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы.
- Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
- Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.
- Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
В целях содействия осуществлению самоуправления, развитию инициативы, повышению самостоятельности школьников создан орган ученического самоуправления - Школьная Демократическая Организация «ЮНИОР» (юные, находчивые, инициативные, организованные ребята), которая является самостоятельным, добровольным, неполитическим, некоммерческим общественным объединением детей и взрослых МБОУ СОШ № 92 г.Кемерово и делится на возрастные группы (5, 6, 7 классы).
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ отвечает за организацию и проведение общешкольных мероприятий, традиционных праздников любого уровня (школа, район, горд, область) МИНИСТЕРСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ должно знать права и обязанности детей. Следить за сохранностью использования школьного инвентаря, мебели, оборудования. Отслеживать соблюдение учащимися техники безопасности на уроках и переменах, а также правил поведения в школе. Доводить до сведения классного руководителя информацию о происшествиях, несчастных случаях в школе. МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИИ Доводит до сведения общественности результаты деятельности министерства, а также о событиях, происходящих в жизни школы и класса. Отвечает за оформление и содержание классного уголка, портфолио класса, выпуск школьных газет, боевых листков и т.д. Собирает информацию о результатах работы министерств на уровне школы, района, города, области и своевременно предоставляет ее старшей вожатой. МИНИСТЕРСТВО ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА пропагандирует здоровый образ жизни обучающихся. Планирует и организует спортивные мероприятия, рейды. МИНИСТЕРСТВО МИЛОСЕРДИЯ призывает окружающих к проявлению доброты, милосердия к ближним. Пропагандирует человеческие качества: отзывчивость, порядочность. Организует и проводит акции добрых дел. |
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА отвечает за своевременное планирование субботников, следит за порядком в классе, организует акции по экономии электроэнергии и воды.
Работа школьного самоуправления подразумевает тесное взаимодействие министерств.
Функции актива класса:
- Подготовка и проведение классных мероприятий.
- Участие в общешкольных , городских , районных , областных мероприятиях;
- Обеспечение жизнедеятельности классного коллектива;
- Анализ деятельности обучающихся класса в школьном самоуправлении.
Права и обязанности члена
школьного САМОУПРАВЛЕНИЯ
«ЮНИОР» (Юные, Находчивые, Инициативные Организованные Ребята)
(далее – Совет школы (5,6,7 кл.))
Член Ученического Совета школы имеет право:
- интересоваться всем, что происходит в школе, задавать об этом вопросы учащимся, представителям школьных органов самоуправления, родителям учеников, директору школы и его заместителям (завучам), другим людям, выполняющим в школе ответственные поручения;
- свободно участвовать в обсуждении вопросов Совета;
- предлагать Совету вопросы для обсуждения;
- предлагать Совету свои варианты решений обсуждаемых проблем и вопросов;
- при обсуждении вопросов и голосовании руководствоваться своим личным мнением;
- открыто отстаивать свое мнение по обсуждаемым вопросам вплоть до принятия Советом решения по этим вопросам;
- критиковать деятельность любого органа самоуправления школы (в том числе и Ученического совета школы), класса, группы или другого объединения, а также деятельность и поведение любого ученика или взрослого;
- выполняя поручения Ученического совета школы, действовать от его имени; от имени Совета принимать решения в делах, за которые ему (ей) Ученический совет школы поручил отвечать;
- в необходимых случаях принимать ответственные решения от имени Совета (если это поможет изменить к лучшему ситуацию или предотвратить нечто нежелательное);
- сдавать от имени Совета поручения классным коллективам, школьным группам и объединениям, а также учащимся школы и требовать выполнения этих поручений;
- представлять Ученический совет школы в делах (на мероприятиях), проводимых в классах, группах или других школьных объединениях.
Член Ученического совета школы обязан:
- участвовать в работе сессий Совета;
- выполнять законы, традиции и правила Совета;
- принимать активное участие в деятельности рабочих групп, комиссий, других общественных объединений, которые создает Ученический совет школы, и отчитываться за свою работу в них на сессии Совета или перед ответственными лицами Совета (пред председателем Ученического совета школы, его заместителем, секретарем Совета или руководителем соответствующей рабочей группы);
- выполнять поручения Совета и своевременно отчитываться за их выполнение;
- информировать свой класс о работе Ученического совета школы;
- представлять в Совете мнение (мнения) и интересы своих одноклассников, доводить да сведения Ученического совета все предложения и замечания, которые учащиеся высказывают в адрес Ученического совета школы.
Отчетность школьного ученического Совета:
- Школьный Совет каждое последнее заседание четверти отчитывается на старостате согласно плану работы;
- ШУС ежегодно (в конце года) отчитывается на общешкольном собрании по итогам работы за год;
- Отчет школьного ученического совета публикуется в школьной печати.
Положения о старостате,
старосте и зам. старосты.
Старостат - собрание старост класса, являющееся административным звеном СУШ.
1. Староста класса - ответственное и почетное поручение. Староста является ответственным уполномоченным одноклассников по организации самоуправления в классе и, одновременно с этим, помощником классного руководителя.
2. Заместитель старосты является помощником старосты. Во время отсутствия старосты выполняет все его функции.
3.. Староста избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура старосты согласовывается с классным руководителем.
4. Срок полномочий старосты определяется общим собранием класса.
5. В своей деятельности староста стремиться к сохранению и развитию лучших традиций класса и школы.
6. Староста класса отвечает:
- за организацию хозяйственно-бытовых мероприятий класса, включая дежурство;
- за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно касающихся класса;
- за организацию самоуправления в классе, работу министров класса.
Как помощник классного руководителя староста класса выполняет его поручения по информированию одноклассников о распоряжениях классного руководителя и по организации учащихся своего класса на участие в классных и школьных мероприятиях. Поручения классного руководителя староста может выполнять лично или опосредованно, то есть перепоручать их ответственному и более компетентному (в данном конкретном поручении) однокласснику.
Классный руководитель оказывает старосте помощь советами и поддерживает его своим авторитетом.
Староста класса входит в состав старостата школы, пользуется правами и выполняет обязанности члена старостата.
За выполнение своих обязанностей староста класса отвечает, прежде всего перед:
- общим собранием класса;
- классным руководителем;
- школьным ученическим советом.
О положении дел в классе и о своей работе староста периодически отчитывается перед:
- коллективом класса;
- Президентом учащихся;
- Советом учеников школы;
- Старостатом.
Староста класса имеет право:
- созывать и проводить общие собрания класса;
- собирать ученический актив класса для обсуждения проблем и конкретных вопросов жизни и деятельности классного коллектива и (или) участия класса в школьных мероприятиях;
- Сдавать одноклассникам (любому учащемуся класса) постоянные и временные поручения и добиваться выполнения этих поручений;
- требовать от учащихся своего класса отчетов о выполнении поручений, данных ученику коллективом (общим собранием) класса или лично (старостой);
- организовывать класс на участие в школьных мероприятиях;
- оперативно (срочно) принимать решения по хозяйственно-бытовым и организационным вопросам жизнедеятельности класса;
- в случае необходимости принимать на себя ответственность и осуществлять оперативное руководство мероприятиями класса, а также координировать действия учащихся класса в школьных мероприятиях;
- определять объем работы дежурных по классу;
- контролировать работу дежурных по классу;
- представлять интересы класса в общественных организациях школы;
- участвовать в подведении итогов школьных дел (мероприятий), когда это касается класса.
Староста класса обязан:
- выполнять решения классного коллектива (если они приняты большинством учащихся), организовывать выполнение этих решений;
- учитывать интересы одноклассников при принятии решений, советоваться при этом с ними;
- координировать взаимодействие учащихся класса и общественных объединений по самоуправлению класса;
- информировать коллектив класса о решениях органов ученического самоуправления школы, касающихся класса;
- по поручению классного руководителя и в его отсутствие организовывать работу класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития самоуправления в МС(К)ОУ
Я разработала программу развития органов ученического самоупраления в нашей школе. Вы можете увидеть, как работает наш Совет школы....
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.
В помощь классному руководителю....
Анкетирование"Исследование уровня развития самоуправления в классе (5-9 классы)
Для родителей и классного руководителя....
Развитие самоуправления в классе
Обучение и воспитание учащихся происходит не только на уроках, но и во внеучебное время. Именно поэтому очень важно правильно организовать внеклассую работу. Васильев С.А.- директор «Лесной...
Развитие самоуправления в детском объединении через социально-значимую деятельность.
для руководителей детских организаций...
О работе классного руководителя по развитию самоуправления
Что же это за работа – классное руководство? Почему с ним так трудно справляются молодые учителя? Да и мне с моим педагогическим стажем быть классным руководителем нелегко. За 30 лет работы, я, ...
Ученическое самоуправление как средство развития потенциала учащихся
Ученическое самоуправление как средство развития потенциала учащихся...