Ученическое самоуправление как средство развития потенциала учащихся
проект по психологии (11 класс)

Дудникова Ирина Евгеньевна

Ученическое самоуправление как средство развития потенциала учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolenko_a.docx772.1 КБ

Предварительный просмотр:

 «УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ»

Введение

На сегодняшний день одним из перспективных и очень важных проектов в образовании является создание и активное функционирование системы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Тема является важной и актуальной, поскольку ученическое самоуправление в современной педагогической науке и практике вызывает особый интерес. Дети приобретают опыт руководства в организации своей жизнедеятельности. Самоуправление является одним из важнейших этапов социализации личности, его самореализации и самоопределения.

Цель исследования - выявить возможности ученического самоуправления как средства развития потенциала школьника.

Объект исследования - система ученического самоуправления.

Предмет исследования - ученическое самоуправление как средство формирования и развития потенциала учащегося школы.

Гипотеза исследования: ученическое самоуправление играет важную роль в развитии потенциала обучающихся, оказывая влияние как на их личностное, так и на профессиональное развитие. Процесс формирования и развитие потенциала учащихся средствами ученического самоуправления будет эффективным, если самоуправление: строится на основе современных педагогических подходов к его организации, содержанию и технологиям; определяется как важнейший компонент общешкольной воспитательной системы; включает активные игровые, исследовательские, управленческие формы и средства, способствующие формированию лидерских качеств, навыков позитивного общения и самореализации.

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи: - изучить и обобщить научные знания по изучаемой теме; - раскрыть понятие ученическое самоуправление; - рассмотреть основные характеристики, модели, принципы ученического самоуправления; - провести эмпирическое исследование; - проанализировать результаты, подвести итоги и сформулировать вывод.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Ученическое самоуправление: основные понятия и характеристики

Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение,

Определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.

Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.

Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление - объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника. Именно гражданское становление ребенка, раскрытие его талантов, способностей, реализация потребностей в творчестве, романтической жизни, дружбе, познания мира, а также защита прав каждого ребенка - вот принципиальная позиция, которой мы следуем в общественной жизни.

Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно-значимых целей.

Лидерство — процесс ведущего влияния личности на группу в значимых ситуациях, затрагивающих интересы, определяющие содержание, направление и характер деятельности группы.

Лидер-организатор — человек, способный оказывать влияние как на отдельных людей, так и на группу в целом, направляя усилия всех на достижение общей цели.

Собрание (конференция) — высший орган самоуправления, определяющий цели деятельности на определенный период и осуществляющий выборы постоянных органов самоуправления.

Орган ученического самоуправления — группа обучающихся, которым детским коллективом делегированы полномочия и ответственность для реализации принятых этим сообществом конкретных целей деятельности.

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги. В результате развития самоуправления постановка управленческих задач во многом зависит от инициативы и самостоятельности учащихся.

Самоуправление в классном коллективе определяется как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально-ценных задач.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, где для каждого обучающегося есть свое место и возможность реализации своих возможностей. Школу можно представить в виде маленького государства, процветание которого зависит от того, насколько каждый его житель научиться нести ответственность за общее дело.

Рассмотрим характерные черты ученического самоуправления:

- объект ученического самоуправления – это обучающиеся и их коллективы;

- субъект ученического самоуправления – это специально создаваемые органы ученического самоуправления, а также ученические общественные организации;

- основа для становления и развития системы ученического самоуправления – это ученические коллективы и активность самих обучающихся;

- механизм ученического самоуправления – сфера управления образовательным учреждением с постоянным сочетанием интересов и запросов объектов и субъектов ученического самоуправления;

- используемые методы деятельности субъектов ученического самоуправления – это убеждение, использование мер общественного принуждения, моральной и материальной заинтересованности;

- каждому участнику ученического самоуправления свойственна роль носителя ряда учебно-воспитательных функций, а также функций управления жизнедеятельностью учебного заведения; - оказание непосредственного влияния интересов и запросов учеников, их коллективов на процесс формирования органов ученического самоуправления, определение направлений их деятельности и перечня полномочий.

Органы школьного самоуправления являются одной из форм детского саморазвития и, как любое другое развитие, она предполагает наличие определенных условий.

К таким условиям относятся:

- наличие личностно и социально значимой деятельности. Так, еще А.С. Макаренко отмечал, что деятельность рождает самоуправление, а не наоборот;

- обеспечение присутствия и поддержки взрослых. В данном случае имеется ввиду, что любая детская самостоятельность без поддержки со стороны взрослых очень быстро угаснет;

- создание социально ценных чувств и переживаний, которые являются весьма важными для детей.

Для того чтобы создать жизнеспособные органы самоуправления, необходимо:

- определить сферы полезной как для школы, так и значимой для детей школьной деятельности;

- сделать данные сферы эмоционально насыщенными и интересными;

- обеспечить педагогическую поддержку и помощь.

Детям можно смело доверить следующие области:

- организация и проведение досуга, школьных вечеров, праздников и дискотек;

- проведение спортивных мероприятий;

- работа школьной прессы;

- организация «тимуровской» работы;

- уборка пришкольной территории;

- организация самообслуживания в столовой;

- полноценное привлечение обучающихся к проведению педсоветов, конференций, работе родительских комитетов.

В ученическое самоуправление приходят дети, которым не безразлична жизнедеятельность класса, школы. Педагогам проще привлечь обучающихся к участию в научных конференциях, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, к проведению экскурсий, походов в кино, театр, музеи, к организации субботников, работе на пришкольном участке, к мирному разрешению конфликтных ситуаций, потому что им хочется стремиться к лидерам, стать им помощниками, сотрудничать друг с другом.

По мнению М.Ю. Красовского, ученическое самоуправление – это способ организации жизни ученического коллектива, который реализуется в привлечении учащихся к планированию, организации работы, контроля и подведении итогов их учебной, трудовой, общественно полезной деятельности с помощью педагогического коллектива. Результативным самоуправление является лишь тогда, когда объединят свои усилия педагогические работники и родители, когда создаются надлежащие условия для развития самоуправления детей и учащейся молодежи.

Итак, к ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Это означает, что такие органы формируют ученики из числа учеников. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы учеников. Ученическое самоуправление играет значительную роль в обеспечении готовности и способности, учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться», развитии готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Участие подростков в работе органов самоуправления – это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

1.2 Модели ученического самоуправления

Моделирование ученического самоуправления – процесс творческий, но, в тоже время, достаточно сложный. На первоначальном этапе необходимо собрать команду единомышленников из учеников и познакомить их с существующими на сегодняшний день самыми распространенным моделями ученического самоуправления. Они делятся на 4 типа.

1. Административная модель. Самое распространённое название - «Совет обучающихся». Работа ученического совета строится на основе законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей деятельность ученического самоуправления в образовательной организации, а также локальных документов общеобразовательной организации. Основное преимущество этой модели в том, что работа общеобразовательной организации соответствует запросам действующего законодательства в сфере образования. К недостаткам административной модели относится то, что при ее реализации не используются игровые приемы, что не позволяет в полной мере реализовать весь образовательный потенциал, накопленный в комплексе игровых действий. Психологические особенности школьников в связи с их возрастом также фактически не принимаются во внимание.

2. Игровая модель. В этой модели весь процесс самоуправления основан на игровой деятельности. Правила игры определяют функции и задачи самоуправления; органы самоуправления дублируют либо государственную, либо школьную систему управления. Главное преимущество этой модели в том, что игровая технология реализует большой образовательный потенциал, а обучающиеся ощущают себя по-настоящему автономными субъектами и готовы активно участвовать в ней. Недостаток этой модели в том, что обучающиеся и педагоги часто путаются в процессе игры, отступая от требований нормативных документов РФ, вольно трактуя юридические термины и категории.

3. Раздельная административно-игровая модель. Эта модель опирается на ту же формальную концепцию самоуправления, что и административная модель. Несколько раз в год проводятся ролевые игры, позволяющие обучающимся взять на себя обязанности учителей. Основные преимущества этой модели такие же, как и у административной: реализация академических прав, обучающихся и осуществление деятельности органов ученического самоуправления в соответствии с законодательной и нормативно-правовой базой, обеспечивающей деятельность ученического самоуправления в образовательной организации. Недостатком этой модели можно считать тот факт, что использование игровых технологий от случая к случаю приводит к тому, что среди преподавательского состава складывается мнение об ученическом самоуправлении не как о постоянном процессе, а как о разовом мероприятии, проходящем в игровой форме.

4. Совмещенная административно-игровая модель. Эта модель представляет собой комбинацию первых двух моделей, но использует в основном игровые методы. Главное преимущество модели такое же, как и у игровой модели: реализуется огромный образовательный потенциал в процессе игры. Работа ученического самоуправления строится на основе законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей деятельность ученического самоуправления в образовательной организации, а также локальных документов общеобразовательной организации.

После изучения всех положительных моментов и недостатков каждого типа ученического самоуправления нужно выбрать именно тот, который наиболее полно реализуется в данной школе.

Приступая непосредственно к созданию модели ученического самоуправления, и, тем более, опираясь на уже существующие, необходимо учитывать, что у каждого образовательного учреждения должна быть авторская модель. То, что отлично работает в одной школе, может не иметь реальной реализации в другой. К моделированию необходимо привлечь школьников, ведь именно им предстоит существовать с тем, что будет разработано.

1.3 Принципы ученического самоуправления

Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами (В.Г.Афанасьев, М.К.Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко). На основе разработок этих авторов можно выделить следующие социально-педагогические принципы школьного самоуправления.

Принципом равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации.

Принцип выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов.

Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах.

Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации.

Принцип демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса.

Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам.

Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей, и интересов детей, их родителей и педагогов.

Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления.

Принцип гуманности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей человека, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка.

Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления и развития способностей каждого.

Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность.

Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей.

Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления.

Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С.Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же, как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной. «Отношения между учителем и органами ученического самоуправления должны быть основаны на глубочайшем взаимоуважении. Каждый учитель должен уметь слушать и слышать своих учеников. Общеизвестно, что школьник воспринимает советы, рекомендации старших лишь тогда, когда видит уважение к себе, желание старших помочь ему».

Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления.

Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.

Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагает обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И.Рожков: «Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятельности».

Принцип социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и подчиняются главной.

Еще один важный принцип для деятельности ученического самоуправления выделяет Н.И.Приходько - принцип конкретизации коллективных творческих дел, который позволяет включать школьников в различные виды деятельности, что позволяет побывать им и организатором, и исполнителем одновременно и избежать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства.

Конечно, наряду с названными принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.

1.4 Ошибки организации системы ученического самоуправления

К сожалению, от ошибок в организации ученического самоуправления никто не застрахован. Сегодня во многих общеобразовательных учреждениях при запуске и функционировании той или иной модели ученического самоуправления допускаются определенные педагогические ошибки, которые тормозят этот процесс, а иногда приводят к противоположным, то есть негативным результатам.

Выделяют ошибки, связанные с пониманием сути ученического самоуправления, качеством модели, функционированием, отношением к ученическому самоуправлению, а также с различными педагогическими стереотипами. Попробуем обозначить наиболее распространенные и типичные ошибки и дать рекомендации для педагогических работников как же избежать их в своей работе.

Ошибка №1. Подмена понятий и смешивание организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления. Часто эти явления подменяют друг друга в школьной жизни. Однако, детская организация и ученическое самоуправление - разные педагогические явления, которые должны быть автономными. Самоуправление функционирует на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», а детские общественные организации опираются на Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях». Законодатель разделил эти две формы детской активности, поэтому нам не следует противоречить требованиям законов.

Рекомендации: Сохраняйте автономность этих двух организационных форм молодежной активности, четко разведя их задачи и функции, обозначив компетентность и ответственность каждого из них.

Ошибка № 2. «Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в «День самоуправления». Если в школе используется только такой вариант работы ученического самоуправления, когда ученики на время становятся учителями и проводят уроки в младших классах, то и серьезных результатов ожидать не приходится.

Рекомендации: Не ограничивайтесь только этой формой работы по моделированию ученического самоуправления. Используйте День дублера или День самоуправления как отбор и учебу будущих активистов, работающих на «постоянной основе».

Ошибка №3. В школе отсутствует систематическая работа с активом, новые активисты не выявляются и не ведется работа по подготовке актива ученического самоуправления. Как вы будете выявлять таких ребят, по каким программам их готовить, где и когда будет проходить лидерская подготовка — на все эти и многие другие вопросы необходимо найти конкретные ответы еще на стадии разработки модели самоуправления.

Рекомендации: Разработайте систему лидерского образования (допустим, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа) и преемственности «поколений активистов», чтобы в случае ухода из школы ребят, которые несколько лет возглавляли эту работу, у вас была равноценная замена, готовая продолжить традиции ученического самоуправления. Постоянно обновляйте программы и методы подготовки школьного ученического актива. Создайте институт советников из числа педагогов, которые будут обучать школьный актив.

Ошибка №4. Отсутствие системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников в сфере самоуправления. Самоуправление - это особый вид педагогической деятельности, требующий специальной подготовки.

Рекомендации: Создать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению, проводить систематическую учебу классных руководителей, педагогов-организаторов, старших вожатых по вопросам ученического самоуправления, обучать педагогов на курсах повышения квалификации по данной тематике.

Ошибка №5. Основная деятельность органов ученического самоуправления - досуговая. Органы ученического самоуправления очень часто рассматриваются как некие помощники старшего вожатого или заместителя директора по воспитательной работе, которые в состоянии заняться организацией свободного времени школьников. Разумеется, организация досуга — это одно из направлений деятельности органов ученического самоуправления, но их деятельность не должна (и не может) ограничиваться только этим. При таком подходе мы получаем широкий актив — массовиков-затейников (что само по себе совсем не плохо), но это не ученическое самоуправление в его первоначальном виде, а клубная деятельность в конкретной школе.

Рекомендации: Наделить органы ученического самоуправления реальными полномочиями, в состав которых должны входить и более серьезные и важные вопросы, в том числе касающиеся процесса обучения и воспитания.

Любые ошибки и затруднения можно исправить и обойти, если наладить доверительную коммуникацию между учениками и администрацией школы.

1.5 Роль ученического самоуправления в развитии личности

Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции, и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает навыки поведения в обществе и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний.

Согласно исследованиям Н.И.Приходько, в ходе включения учащихся в самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как: - анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

- предвидеть последствия своих действий и действий коллектива; - оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение; - анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию; - аргументировано и логично отстаивать свое мнение; - устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

Прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. При правильной постановке самоуправления дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

Формируется и такое важное качество, как постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

Характеризуя свой воспитательный идеал, А.С. Макаренко писал: «Он (ученик) должен уметь подчиняться товарищу и должен уметь приказывать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным - в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив, и наказание». Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности. И воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.

Важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе ученического самоуправления.

Глава 2. Экспериментальное исследование

  1. Результаты опроса «Совет обучающихся в жизни школьника»

В марте 2024 года был проведен онлайн-опрос «Совет обучающихся в жизни школьника». В опросе приняли участи более 30 обучающихся школы.

Список вопросов:

  1. Знаете ли Вы чем занимается Совет обучающихся?
  2. Важен ли Совет обучающихся для школьников?
  3. Готовы ли Вы быть членом Совета обучающихся и реализовывать свои творческие идеи?
  4. Принимаете ли Вы участие в деятельности Совета обучающихся?
  5. Как Вы относитесь к общественной работе?
  6. Нравится ли Вам работа в коллективе (команде)?
  7. Вам нравится проявлять инициативу, самостоятельность, творчество?
  8. Какие на Ваш взгляд качества развиваются при участии в ученическом самоуправлении?

Результаты опроса:

Вопрос № 1.

Вопрос № 2.

Вопрос № 3.

Вопрос № 4.

Вопрос № 5.

Вопрос № 6.

Вопрос № 7.

Вопрос № 8.

Таким образом, 84,0 % респондентов знают о деятельности Совета обучающихся; 90,0 % считают, что Совет важен для школьников; 64,5 % опрошенных готовы быть членом Совета обучающихся и реализовывать свои творческие идеи; 61,0 % школьников принимает участие в деятельности Совета обучающихся; 77,0 % школьников положительно относятся к общественной работе; работать в команде нравится 87,0 % респондентов; 90,0 % опрошенных нравится проявлять инициативу, самостоятельность и творчество. По мнению респондентов, работа в Совете обучающихся развивает у школьников следующие качества: ответственность (63,0 %), креативность и коммуникабельность (60,0 %), лидерские качества и решительность (50,0 %).

 

 

Заключение

Ученическое самоуправление играет важную роль в развитии потенциала обучающихся, оказывая влияние как на их личностное, так и на профессиональное развитие. Введение элементов самоуправления в школьную жизнь позволяет школьникам развивать навыки управления, лидерства, принятия решений и командной работы.

Ученическое самоуправление способствует формированию личностных качеств, таких как ответственность, самостоятельность, инициативность и толерантность. Школьники, принимая участие в принятии решений и организации различных мероприятий, учатся брать на себя ответственность за свои действия и результаты. Они также развивают навыки самостоятельного принятия решений, умение договариваться, находить компромиссы и демократически распределять роли и обязанности.

Кроме того, участие в ученическом самоуправлении способствует развитию лидерских качеств. Школьники, занимающие должности в ученическом совете или других органах самоуправления, получают возможность осуществлять руководство и влиять на принятие решений. Это способствует формированию у них навыков командной работы, умения мотивировать и вести других учащихся.

Ученическое самоуправление способствует профессиональному развитию учащихся. Оно предоставляет возможность участвовать в планировании и организации различных мероприятий и проектов, что способствует развитию организаторских и управленческих навыков. Обучающиеся могут осваивать навыки работы в команде, учиться эффективно распределять роли и обязанности, а также развивать навыки конструктивного общения и принятия решений в коллективе.

Таким образом, ученическое самоуправление является важным средством развития потенциала учащихся. Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.

Список литературы:

  1. «Школьное самоуправление как фактор социализации и самореализации личности обучающихся» (znanio.ru)
  2. Самоуправление как один из способов развития личности ребенка в учреждении дополнительного образования (school-science.ru)
  3. Ученическое самоуправление как средство формирования социальной активности школьников (dslib.net)
  4. Ученическое самоуправление как условие саморазвития личности старшеклассника (cyberleninka.ru)
  5. Ученическое самоуправление как условие саморазвития личности старшеклассника (cyberleninka.ru)
  6. Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый» (moluch.ru)
  7. Школьное ученическое самоуправление как средство развития коммуникации учащихся (vip-study.ru)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики

В настоящее время стала актуальной исследовательская деятельность. В данном докладе сообщается о том, как можно применять этот вид деятельности на уроках физики....

Самоуправление как средство развития личности школьника

Презентация демонстрирует структуру рвботы классного руководителя с активом класса. Подводится итог развития детей за четыре года. Показаны успехи, достижения учеников по разным направлениям работы. С...

Билингвальный урок как средство развития интереса учащихся к овладению иностранным языком.

Статья опубликована в журнале Иностранные языки в школе № 7, 2007 г...

Ученическое самоуправление как средство становления гражданской позиции.

В статье рассматривается проблема гражданского воспитания  в современной школе.  Школьное самоуправление представлено как средство становления гражданской позиции обучающихся....

ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ : «Внеклассная работа по физике как средство развития интересов учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя»

laquo;Россия нуждается в инженерах, а не в юристах.Инженеры, специалисты - компьютерщики, биологи, физики, химики,- люди, которые должны сформировать инновационную среду"(Д. А. Медведев)Время не...