Развитие самоуправления в классе
материал по теме
Обучение и воспитание учащихся происходит не только на уроках, но и во внеучебное время. Именно поэтому очень важно правильно организовать внеклассую работу.
Васильев С.А.- директор «Лесной» МДЦ «Артек» писал:
«Детский коллектив- педагогически управляемое явление. И цель каждого педагога должна звучать примерно так: Служить развитию детей, побуждая их к самопознанию, самообразованию, саморазвитию, утверждая общечеловеческие нравственные принципы»
Работа по формированию самоуправления.
Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе- дело всегда сложное и требует выучки.
Поэтому недостаточно провести выборы или назначить лидеров- активистов, а потом ждать от них каких-то действий. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть спецподготовка и обучение со стороны педагогов. То есть педагог сам должен четко представить, что придется делать выбранным активистам, какими значениями и умениями следует их вооружить.
Таким образом одно из важнейших правил педагогов руководства- учить всему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samoupravleniya_v_klasse.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самоуправления в классе.
Педсовет.
(выступление на педсовете)
Детство как лучик- солнечный радостный.
Детство как дождик- радугой- дугой.
Детство как мир- непростой и загадочный.
Детство как сказка- оставайся со мной.
Обучение и воспитание учащихся происходит не только на уроках, но и во внеучебное время. Именно поэтому очень важно правильно организовать внеклассую работу.
Васильев С.А.- директор «Лесной» МДЦ «Артек» писал:
«Детский коллектив- педагогически управляемое явление. И цель каждого педагога должна звучать примерно так: Служить развитию детей, побуждая их к самопознанию, самообразованию, саморазвитию, утверждая общечеловеческие нравственные принципы»
Работа по формированию самоуправления.
Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе- дело всегда сложное и требует выучки.
Поэтому недостаточно провести выборы или назначить лидеров- активистов, а потом ждать от них каких-то действий. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть спецподготовка и обучение со стороны педагогов. То есть педагог сам должен четко представить, что придется делать выбранным активистам, какими значениями и умениями следует их вооружить.
Таким образом одно из важнейших правил педагогов руководства- учить всему.
Член актива должен практически применять знания в организаторской работе. Здесь задача педагога- формировать чувство личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах класса.
Педагог должен контролировать себя, чтобы не подменять детей в их организационной работе.
Самостоятельность детей не появляется просто так. В 5 классе- подробно инструктировать детей, контролировать каждый шаг, подсказывать правильные оптимальные решения. На первых порах всегда трудно.
Но настойчивое стремление педагога сплотить класс через самоуправление, научить не бояться трудностей и неудач, радоваться за успехи свои и друзей, выработать активную жизненную позицию приведет к задуманной цели. Организацию самоуправления можно разделить на 3 стадии:
1стадия. Задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей. (все по указаниям и контролем педагога)- сложный
-подробный инструктаж с практической демонстрацией.(пример- газета- открытка).
-контроль и комментарий.
Задача педагога: помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами.(велика роль поощрений).
А.С.Макаренко о 1 стадии:
«Без искренного, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать формирование и воспитание детского коллектива, и тот, кто думает начать с колеблющихся, подмазывающихся, тот делает ошибку.»
Требование педагога должно быть выполнено, должно доводиться до конца.(авторитет педагога)
Признание своей ошибки и отмена указанного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа.
Каждое требование должно проводится в жизнь последовательно и систематически.
2 стадия. Самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшимися с помощью педагога.(процесс контролировать, комментировать)
3 стадия. Включение отработанных действий в систему деятельности в класс.(Детям поручается раздел работы в целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения.)
Актив (совет) класса можно формировать по поручениям. Следует все хорошо объяснить детям, убедить их в необходимости толковой работы. Ведь по сути организуется жизнедеятельность самих ребят. У каждого лидера группы- должностная инструкция, где четко оговорены права и обязанности.
На помощь может прийти любой член коллектива, эта деятельность не будет мешать их работе.
Выводы:
Первоочередные задачи педагога:
1.Организация разнообразной деятельности и общения.
2.Обеспечение психологической защиты детей.
3.Формирование официальной структуры класса.
4.Выработка перспектив деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития самоуправления в МС(К)ОУ
Я разработала программу развития органов ученического самоупраления в нашей школе. Вы можете увидеть, как работает наш Совет школы....
Развитие самоуправления учащихся.
В настоящее время каждый ребенок имеет возможность реализовать свои права не только в учреждениях системы образования, но и в клубах по месту жительства, в детских и молодежных организациях. Воз...
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.
В помощь классному руководителю....
Анкетирование"Исследование уровня развития самоуправления в классе (5-9 классы)
Для родителей и классного руководителя....
Развитие самоуправления в детском объединении через социально-значимую деятельность.
для руководителей детских организаций...
О работе классного руководителя по развитию самоуправления
Что же это за работа – классное руководство? Почему с ним так трудно справляются молодые учителя? Да и мне с моим педагогическим стажем быть классным руководителем нелегко. За 30 лет работы, я, ...
Самоуправление в классе как способ развития социальной активности учащихся
опыт работы по развитию классного самоуправления...