Развитие самоуправления в классе
материал по теме

 

Обучение и воспитание учащихся происходит не только на уроках, но и во внеучебное время. Именно поэтому очень важно правильно организовать внеклассую работу.

 

Васильев С.А.- директор «Лесной» МДЦ «Артек» писал:

«Детский коллектив- педагогически управляемое явление. И цель каждого педагога должна звучать примерно так: Служить развитию детей, побуждая их к самопознанию, самообразованию, саморазвитию, утверждая общечеловеческие нравственные принципы»

Работа по формированию самоуправления.

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе- дело всегда сложное и требует выучки.

Поэтому недостаточно провести выборы или назначить лидеров- активистов, а потом ждать от них каких-то действий. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть спецподготовка и обучение со стороны педагогов. То есть педагог сам должен четко представить, что придется делать выбранным активистам, какими значениями и умениями следует их вооружить.

     Таким образом одно из важнейших правил педагогов руководства- учить всему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_samoupravleniya_v_klasse.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самоуправления в классе.

                                                             Педсовет.

(выступление на педсовете)

Детство как лучик- солнечный радостный.

Детство как дождик- радугой- дугой.

Детство как мир- непростой и загадочный.

Детство как сказка- оставайся со мной.

Обучение и воспитание учащихся происходит не только на уроках, но и во внеучебное время. Именно поэтому очень важно правильно организовать внеклассую работу.

Васильев С.А.- директор «Лесной» МДЦ «Артек» писал:

«Детский коллектив- педагогически управляемое явление. И цель каждого педагога должна звучать примерно так: Служить развитию детей, побуждая их к самопознанию, самообразованию, саморазвитию, утверждая общечеловеческие нравственные принципы»

Работа по формированию самоуправления.

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе- дело всегда сложное и требует выучки.

Поэтому недостаточно провести выборы или назначить лидеров- активистов, а потом ждать от них каких-то действий. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть спецподготовка и обучение со стороны педагогов. То есть педагог сам должен четко представить, что придется делать выбранным активистам, какими значениями и умениями следует их вооружить.

     Таким образом одно из важнейших правил педагогов руководства- учить всему.

Член актива должен практически применять знания в организаторской работе. Здесь задача педагога- формировать чувство личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах класса.

      Педагог должен контролировать себя, чтобы не подменять детей в их организационной работе.

Самостоятельность детей не появляется просто так. В 5 классе- подробно инструктировать детей, контролировать каждый шаг, подсказывать правильные оптимальные решения. На первых порах всегда трудно.

Но настойчивое стремление педагога сплотить класс через самоуправление, научить не бояться трудностей и неудач, радоваться за успехи свои и друзей, выработать активную жизненную позицию приведет к задуманной цели. Организацию самоуправления можно разделить на 3 стадии:

1стадия. Задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей. (все по указаниям и контролем педагога)- сложный

-подробный инструктаж с практической демонстрацией.(пример- газета- открытка).

-контроль и комментарий.

Задача педагога: помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами.(велика роль поощрений).

 А.С.Макаренко о 1 стадии:

         «Без искренного, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать формирование и воспитание детского коллектива, и тот, кто думает начать с колеблющихся, подмазывающихся, тот делает ошибку.»

      Требование педагога должно быть выполнено, должно доводиться до конца.(авторитет педагога)

      Признание своей ошибки и отмена указанного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа.

      Каждое требование должно проводится в жизнь последовательно и систематически.

2 стадия.  Самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшимися с помощью педагога.(процесс контролировать, комментировать)  

3 стадия.  Включение отработанных действий в систему деятельности в класс.(Детям поручается раздел работы в целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения.)

Актив (совет) класса можно формировать по поручениям. Следует все хорошо объяснить детям, убедить их в необходимости толковой работы. Ведь по сути организуется жизнедеятельность самих ребят. У каждого лидера группы- должностная инструкция, где четко оговорены права и обязанности.

На помощь может прийти любой член коллектива, эта деятельность не будет мешать их работе.

Выводы:

Первоочередные задачи педагога:

1.Организация разнообразной деятельности и общения.

2.Обеспечение психологической защиты детей.

3.Формирование официальной структуры класса.

4.Выработка перспектив деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития самоуправления в МС(К)ОУ

Я разработала программу развития органов ученического самоупраления в нашей школе. Вы можете увидеть, как работает наш Совет школы....

Развитие самоуправления учащихся.

В настоящее время каждый ребенок имеет возможность реализовать свои права не только в учреждениях системы образования, но и в клубах по месту жительства, в детских и молодежных организациях. Воз...

О работе классного руководителя по развитию самоуправления

Что же это за работа – классное руководство? Почему с ним так трудно справляются молодые учителя? Да и мне с моим педагогическим стажем быть классным руководителем нелегко. За  30 лет работы, я, ...

Самоуправление в классе как способ развития социальной активности учащихся

опыт работы по развитию классного самоуправления...