Развитие самоуправления в детском объединении через социально-значимую деятельность.
методическая разработка на тему

Гиренко Надежда Витальевна

для руководителей детских организаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samoupravleniya_v_detskom_obedinenii.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самоуправления в детском объединении

через социально-значимую деятельность.

Новая реальность жизни диктует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящие процессы. Для этого ему нужны определенные знания, умения и навыки. Воспитание в детях таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умения вести за собой, смелости, доброжелательности, целеустремленности становится не менее ценным, чем овладение конкретной деятельностью. Это объясняется тем, что в современных условиях стал востребован человек, способный: принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности; не бояться брать на себе ответственность; уметь работать в команде, т. е. обладать лидерскими качествами.

Помочь детям и подросткам разобраться в сложных реалиях сегодняшнего дня, стать интересными, независимыми в суждениях собеседниками, научить их культуре общения, умению дискуссировать может и должна детская организация. Именно здесь ребята могут удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, найти выход из создавшегося сложного положения, опору, понимание и защищенность. Социальные исследования и практика убеждают в том, что именно детские организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции подростков, так как дают возможность участвовать в социально-значимой деятельности. Такая деятельность помогает: научиться общаться, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, проявить свою неповторимость, реализовывать собственную инициативу, получить общественное призвание, уметь вести за собой.

Ведущая идея такой организации системы воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность воспитанника, готовая включиться и привнести свой индивидуальный вклад в развитие общества. При этом содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное, этическое, гражданское воспитание, культивируя в детской среде здоровый образ жизни и формируя у личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни путем вовлечения в социально - значимую деятельность.

Большое значение отводится профессиональным и личностным качествам педагогических работников, осуществляющих процесс воспитания в образовательном учреждении, так как именно они обеспечивают необходимые условия для духовно-нравственного становления личности ребенка, его самореализации. Такими социально- педагогическими условиями может быть наличие:
- атмосфера партнерских, дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально- инициативной деятельности;
- "ситуации успеха" подростков в процессе реализации социальных инициатив;
- высокий уровень готовности подростковой группы к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющейся в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;
- активная жизненная позиция педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально- инициативную деятельность;
- широкое и деятельностное участие государственных структур в сотрудничестве с инициативной группой.

В настоящее время у нас недостаточно  накоплено позитивного опыта реализации социальных инициатив по различным направлениям  здорового образа жизни, милосердия, патриотического, гражданского, экологического, художественно- эстетического и социального воспитания. Наши воспитанники лучше участвуют в конкурсах, акциях только тогда, когда это организуют  педагоги и находятся рядом с воспитанниками как партнеры. Инициативы от самих детей не исходит.
Одним из ярких примеров по включению подростков в социально- значимую деятельность является организация работы трудовой бригады в летний период. Но и тут инициативы нет, дети выполняют только то, что наметил педагог.

Одним из первых условий воспитательной среды является создание доверительных отношений между детьми и педагогами, соблюдение законов и традиций, единых для всех, как для подростков, так и для взрослых. Наличие таких партнерских, дружеских отношений позволяет активизировать социально-значимую деятельность. Этому способствует высокий профессионализм, творческая активность педагогического коллектива и стремление педагогов не контролировать, а проживать вместе с детьми в соответствии с принципам Истины, Добра и Красоты.
Сопутствующими стимулами при этом выступают "ситуации успеха" подростков, радость индивидуального и совместного творческого труда, стремление к воплощению своего и общего социально - значимого идеала в реальности. Благодаря тому, что дети вовлечены в социально - инициативную деятельность музыкальной, изобразительной, литературной и театральной направленности происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социально-значимой деятельности, участвуя в  концертах и творческих выставках, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный положительный социальный опыт в областных конкурсах и летнем отдыхе должен бы  активизировать стремление подростков участвовать в самоуправлении школы, но этого не происходит. В последнее время развитию самоуправления стало уделяться большое внимание. Работа самоуправления дает им возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своего проживания. Кроме этого она необходима и полезна для будущей успешной социализации в обществе, для содержательно-продуктивного общения, для научения детей реализовать себя в рамках тех или иных социальных ролей. В организации иногда возникает проблема выбора актива самоуправления. "Новички", которых выбирают в актив, как правило, не имеют организаторских способностей, коммуникативных навыков, обладают низкой (постоянно просят помощи у детей, у взрослых - требуют внимания) или высокой самооценкой. Поэтому  возникает необходимость разработки  программы "Школа-лидер" и внедрение данной программы в нашем самоуправлении. Основными задачами программы должно стать обучение актива навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирование собственной деятельности, формирование социально-нравственной позиции; выработка у детей партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков.

Предполагается, через систему занятий, обучение подростков (актива самоуправления), навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения. Вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга.

В результате у актива должно быть выработано:

  • умение владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;
  • умения организовать дело;
  • умение работать в команде;
  • умение вести дискуссию;
  • умение анализировать;
  • коммуникативные умения;
  • адекватная самооценка.

Таким образом, организуя процесс воспитания в образовательном учреждении, следует учитывать воспитательные возможности социально- значимой деятельности подростков и их интересы и потребности. Создавая определенные условия для участия подростков в реализации социальных инициатив различной направленности, используя при этом как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный материал проведения районного слёта лидеров школьного (ученического) самоуправления и детских объединений

Данный материал предназначен для руководителей ШУС и ДО, для работы  с лидерами и волонтёрами по общественной направленности...

Социализация обучающихся через социально-значимую деятельность

Социализация обучающихся через социально-значимую деятельность...

Формы коллективной организации дела как основной инструмент формирования, развития и становления самоуправления в детском объединении

          Вашему вниманию представлены методики  Игоря Петровича Иванова по формам коллективной организации дела.Методики И.П. Иванова по коллективной организации ...

Реализация модели экологического образования и воспитания через социально значимые экологические проекты

Методические рекомендации по организации исследований школьников и их интеграции в социальные проекты. Такой подход позволяет объединить заинтересованных в научно-исследовательской деятельности ребят ...