Концепция воспитательной системы ОУ
методическая разработка по теме
Концепция воспитательной системы ОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_vospitatelnoy_sistemy_ou.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92 Г. ВОРОНЕЖА
Концепция воспитательной системы
школы патриотического становления личности учащегося
Решая проблему личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, в школе ведется работа по созданию образовательной среды для обеспечения полноценного развития личности школьника, продолжается работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни; для самоактуализации учащихся с целью продолжения воспитания культурно-нравственного человека, уважающего семью, школу; формирования познавательного отношения к родному краю, его истории, обычаям и традициям.
В народе говорят, что человек впитывает любовь к Родине с молоком матери. Но сегодня патриотизм каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее, пугает неопределенность будущего. В отношении людей к Родине и ее истории определились два полюса: на одном – глубокое патриотическое чувство, на другом – вандализм и циничный отказ от своего Отечества. Между ними, как между молотом и наковальней, и находится большая часть молодежи.
Именно поэтому патриотическое становление личности школьников в широком смысле выходит на первый план в современной системе воспитания.
Так с чего же начинается Родина? С любви к родной природе, языку, людям; с уважения и почитания обычаев и традиций, символов своей страны и ее истории. Нельзя представить человека, по-настоящему любящего свою Родину, у которого не сформированы представления о нравственных основах семьи; не сформировано самосознание, морально-волевые качества; не выработано позитивное отношение к собственному интеллектуальному развитию.
Представляется, что наш выпускник, воспитанный в духе патриотизма, юный россиянин, это:
- человек, осознающий смысл своего существования на планете Земля и способы ее сохранения, любящий и бережно относящийся к природе, занимающий активную позицию в борьбе за сохранение природы;
- гражданин России, изучающий, сохраняющий и преумножающий ее историко-культурное, духовное наследие; верный гражданскому долгу, человек, который гордится Родиной, готовый защищать свое Отечество;
- личность, понимающая ценность человеческой жизни, уважающая человеческое достоинство, способная к состраданию, доброжелательности; это личность с высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства и самодисциплиной;
- человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании;
- человек, осознающий роль знаний в жизни; имеющий потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры, техники; готовый к сознательному выбору профессии;
- человек, осознающий личную и общественную ценность труда, проявляющий творчество в труде;
- семьянин, имеющий сформированные представления о сущности социальных ролей (настоящий мужчина, настоящая женщина, настоящий сын, настоящая дочь); носитель, хранитель и создатель семейных традиций.
Смоделированная личность выпускника МОУ СОШ №92 г. Воронежа позволяет детализировать воспитательные цели на каждом возрастном этапе:
1 ступень. Воспитание в начальном звене (1-4 классы):
1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.
2. Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.
3. Формирование потребности в творческой деятельности.
4. Развитие художественно-эстетических способностей.
5. Воспитание общительности, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
6. Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности.
7. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.
8. Формирование жизненно важных трудовых и нравственных представлений.
9. Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, стремления к здоровому образу жизни.
2 ступень. Воспитание в среднем звене (5-8 классы):
1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
2. Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности.
3. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.
5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
6. Дальнейшее развитие национального самосознания на основе краеведческой, экологической, художественно-эстетической деятельности.
7. Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности.
8. Дальнейшее развитие милосердия и сострадания к другим людям.
3 ступень. Воспитание и образование в старшем звене (9-11 классы):
1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшей профессиональной учебы, выполнения гражданских обязанностей, успешной жизни и деятельности в современных условиях.
3. Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.
4. Дальнейшее физическое развитие личности.
5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование культурных, нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности.
Воспитательная система школы строится на принципах:
- ориентации на общечеловеческие ценности как на основу здоровой жизни;
- содействия педагога развитию способностей ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и всей жизнедеятельности;
- принятия ребенка как данности, признания его права на данное поведение и производимый им выбор.
Основные направления развития воспитательной работы в МОУ СОШ № 92 г. Воронежа:
- организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;
- развитие творческой инициативы детей и взрослых;
- развитие ученического самоуправления;
- развитие коллективно-творческой деятельности;
- формирование здорового образа жизни учащихся;
- организация работы по профилактике асоциального поведения учащихся;
- организация работы с одаренными детьми.
Школьная воспитательная система, как система динамическая, проходит в своем становлении несколько этапов:
1 этап – этап разработки модели воспитательной системы школы
(январь – март 2006 года):
1. Изучение нравственно-психологического климата в школе, социально-психологическое обследование участников воспитательного процесса, определение уровня воспитанности учащихся школы, исследование уровня личностного роста школьников.
2. Работа по проектированию модели воспитательной системы школы.
3. Разработка модели выпускника школы.
4. Работа по подготовке концепции воспитательной системы школы.
5. Ознакомление с практикой проектирования и функционирования воспитательных систем ОУ области и других регионов страны.
2 этап – этап подготовки к реализации концепции воспитательной системы школы
(апрель – август 2006 гола):
1. Обсуждение концепции воспитательной системы и ее утверждение на педагогическом совете школы.
2. Разработка основных направлений реализации концепции воспитательной системы школы.
3. Подготовка пакетов диагностических методик для изучения личности школьника, уровня удовлетворенности жизнедеятельность школы всех участников образовательного процесса, эффективности воспитательной работы.
3 этап – этап практической реализации концепции воспитательной системы школы
(2006-07 – 2009-10 учебные годы):
1. Исследование эффективности воспитательной работы.
2. Совершенствование практики воспитания и обучения учащихся.
3. Мониторинг развития коллективов в классах.
4. Расширение и укрепление связей с учреждениями дополнительного образования окружающего социума.
5. Расширение и укрепление связей с родительской общественностью.
6. Обсуждение на заседаниях м/о, педагогического и методического советов результатов практической деятельности по реализации концепции воспитательной системы.
4 этап – этап обобщения педагогического опыта реализации концепции
воспитательной системы школы
(2010 – 2011 годы):
1. Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации концепции воспитательной системы.
2. Научно-практическая конференция педагогов «Школа патриотического становления личности школьника: опыт проектирования».
3. Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития воспитательной системы образовательного учреждения.
Концепция воспитательной системы МОУ СОШ № 92 г. Воронежа реализуется через следующие программы:
- Здоровый образ жизни (направление «Здоровье»)
- Семейные ценности (направление «Семья»)
- Я – Гражданин (направление «Наша Родина»)
- Творчество (направление «Культура»)
- Защита природы (направление «Природа»)
- Трудовое воспитание (направление «Труд»)
- Противодействие асоциальным явлениям (направление «Человек»)
- Знание – сила (направление «Знание»)
- Воспитание толерантности (направление «Мир»)
Программы «Здоровый образ жизни», «Семейные ценности», «Я – Гражданин», «Творчество», «Защита природы», «Трудовое воспитание», «Противодействие асоциальным явлениям» взяты из рекомендаций по реализации Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 годы. Программы «Знание – сила» и «Воспитание толерантности» были разработаны, исходя из внутренних потребностей ОУ.
Разработка концепции воспитательной системы школы велась на основе Закона РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 годы, Устава школы. При этом был использован опыт работы школы №4 п. Чернянка Белгородской области.
Настоящая Концепция рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета школы 30 августа 2006 года, протокол № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы ГБОУ СОШ №72
Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания школьников являются значимыми и часто обсуждаемыми на педагогических советах школы. Воспитательный процесс является неотъемлемой...
Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса
краткое описание работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...
Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса
краткое описание работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...
Второе направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Работа учителя по популяризации правильного питания и организация горячего питания среди учащихся
краткое описание системы работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания...
Концепция воспитательной системы класса.
концепция для классного руководителя - это разработка поможет составить план воспитательной работы....
Концепция воспитательной системы гуманистического типа "Самосовершенствование школьников"
Данная концепция воспитательной системы была разработана мной в 2010 году и получила первое место на муниципальном уровне. Успешно работает в нашей школе...
Концепция воспитательной системы гуманистического типа "Самосовершенствование школьников"
Данная концепция воспитательной системы была разработана мной в 2010 году и получила первое место на муниципальном уровне. Успешно работает в нашей школе...