Журнал здоровый образ жизни
методическая разработка (6 класс) на тему

Суслова Елена Викторовна

Мероприятие: Журнал здоровый образ жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СШ №11
Тверская область город Кимры

Журнал:

                       

                            Выполнила: учитель биологии и химии
    Суслова Е.В.

2012 год

Учитель.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости.

Я хочу рассказать вам одну сказку:

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было 3 сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными, трудолюбивыми. Одно огорчало правителя - дети часто болели. Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: “Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?” Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: “Здоровье человека зависит во многом от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях” Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу Здоровья для всех детей страны.

Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам журнала  «Здоровье». Вы узнаете много нового о себе, об особенностях своего организма, узнаете, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти красивыми и счастливыми.

Ведущий 1.

                 Ребята, уважаемые гости вы постоянно слышите: «Необходимо вести здоровый образ жизни». Что же такое здоровый образ жизни? На этот вопрос мы постараемся ответить на станицах нашего журнала.

               Но вначале обратите внимание на этот цветок, лепестки которого  отражают наш образ жизни  по принципу «Живу, как хочу!» (слайд 2). А как он изменится, мы посмотрим в конце журнала.

Ведущий 2.

Первая наша страница: «Здоровье в саду и на грядке».(слайд 3)

Если кто-то простудился.

Голова болит, живот.

Значит, в путь на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

(слайд 4)

                Эти стихи не шутка, а, правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупреждать любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а еще питание, потому что «мы это то, что мы едим». Эта поговорка кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все минеральные и органические вещества, необходимые нашему организму. То человек всегда будет здоров. Проблемы излишнего веса, нервных заболеваний, различных кожных высыпаний, заболеваний желудочно-кишечного тракта возникает только у тех, кто питается неправильно.  Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут только овощи и фрукты. Послушайте, что расскажут о себе овощи и фрукты.

Выступление учащихся:

Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды

От оспы и чумы.

И вылечить простуду

Тоже сможем мы.

               Мы лечимся соком лука сахаром и маслом от насморка, от кашля – сок с медом и сахаром. В древности при эпидемиях чумы и оспы перед дверью и внутри дома развешивали гирлянды, связки и лука и чеснока.


Эти резные листочки

Лечат сердечко и почки.

Улучшают аппетит,

Боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки,

И лысины нет на макушке.      (Петрушка)

В бордовых корнеплодах

Лекарство от запоров

Давление понижает,

И кровь оздоровляет.

Салат от ожирения.

А сок от воспаления.                   (Свекла)

Этот плод – аптека наша,

Из него полезна каша.

Семечки – деликатес,

И глистам – противовес.

Диетическое блюдо –

От болезней всех, как чудо.        (Тыква)

5.  Форма семян – будто орган тела.

   Издавна знахари знали все это.

   Это – источник белка для спортсмена.

   Это – лекарство для органов тела.

   Лечат и печень, и почки.

   Гладкими будут и щечки.

   От диабета спасенье,

   И для толстушек леченье.          (Фасоль)

Эти вкусные плоды

Всем знакомы с древности.

Все, кто ели, не болели,

Зубы белые блестели,

Малокровие, ожирение

Побеждают без сомнения.

Есть варенье, сок, пюре

И аптека во дворе.                         ( Плоды яблоки)

Овощи и фрукты

Любят все на свете.

Бабушки и дети

Секреты знают эти.

Виноград и вишня

Лечат все сосуды.

Абрикос от сердца,

Груша от простуды.

Апельсин, как витамин,

Знают все, незаменим.

Ешьте фрукты, здоровейте,

Пейте сок и не болейте.

 Ведущий 1. 

                     Мы вам рассказали о полезных свойствах только некоторых овощей и фруктов. Расскажите об этом своим друзьям, знакомым, родственникам. Так пополниться наша семья людей, знакомых с правильным питанием.

   

Ведущий 2.

            Давно-давно, когда не было ни аптек, ни поликлиник, заболевшие люди обращались к знахарям и шаманам. Чем же лечились в те давние времена? Лекарства тогда делали из минералов, трав и животных. Безусловно, всем вам известны лекарственные растения, а есть ли лекарственные животные? Современная медицина использует животных для профилактики и лечения некоторых заболеваний, а также для изготовления лекарств. Поэтому следующая наша  страница: «Лекарственные животные». (слайд 5)

Выступление учащихся.

Пчелиный мед излечивает простудные и кожные заболевания, пчелиный яд – обезболивающее средство, прополис снимает воспаление. (слайд 6)

В семьях, где живет кошка, реже бывают сердечно-сосудистые заболевания. (слайд 7)

Рыбий жир содержит витамин Д, который необходим для правильного формирования скелета. (слайд 8)

Для лечения раковых опухолей современная медицина использует акулий хрящ. (слайд 9)

Шерстяные жилеты и платки из собачьей и верблюжьей шерсти помогают от приступов радикулита. (слайд 10, 11)

Пантокрин. Это вещество используют для лечения болезней желудочно-кишечного тракта. Это лекарство изготавливают из рогов северных оленей. (слайд 12) 

Яд кобры является хорошим болеутоляющим средством и помогает больным, страдающим бронхиальной астмой, стенокардией; яд гремучей змеи используют для лечения эпилепсии; яд гадюки обладает кровоостанавливающими свойствами. (слайд 13)

Сусляным жиром растирают тело во время простуды, гусиный жир наносят на обмороженные участки кожи. (слайд 14, 15)

Ведущий 1

              А сейчас мы проверим, как вы запомнили эти две станицы нашего журнала.

Страница 3. «Отдохнем» (слайд 16).

 Ведущий 1.

 Ответьте на вопросы (слайд 17):

Овощ содержащий витамин А, употребление которого повышает уровень зрения.

Салат из этого овоща рекомендуется при ожирении.

Какое лекарственное животное пропагандировал Дуреман.

Сок этого овоща с сахаром и маслом применяют при насморке.

Плоды этого растения использовали в древности для промывания желудка, кишечника.

Масло, какого растения используют при лечении незаживающих ран.

 Какое животное лечит от рака.

Этот фрукт содержит большое количество железа.

Какое вещество человек берет от змей.

Ведущий 2. 

               Эпиграфом следующей станицы могут послужить слова:

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
(слайд 18)

Выступление учащихся:

Ученик 1.  

              Почему люди простуживаются? (слайд 19)

Ученик 2. 

             Дело в том, что кожа человека гораздо чувствительнее к холоду, чем к теплу. И для того чтобы даже легкий сквозняк не вызвал переохлаждение и не привел к насморку, чиханию, более серьезным последствиям, необходима тренировка тела к холодным воздействиям. Но это еще не все. Наше тело – «общежитие» для микробов. Защитные силы организма сдерживают их размножение и «подрывную» деятельность. Но вот в результате какого-то сильного воздействия, например охлаждения, защитные силы ослабевают и болезнетворные микробы, дотоле спокойно гнездившиеся в определенном месте организма, начинают проявлять свои вредные свойства. Обостряется хронический ринит, и начинается насморк, да такой, что человек не может отнять носового платка от лица; хронический тонзиллит станет острым, замучает ангина, а то присоединиться воспаление мочевого пузыря или почек, или возникает общая реакция организма, которая прежде называлась простудой, с преимущественным поражением носоглотки.

Ученик 1. 

         Среди нас тоже многие имеют ослабленное здоровье и подвержены простудам и заболеваниям органов дыхания. Как помочь себе? Ответ один – закаливание. Но, начиная закаливаться, нужно помнить, что:

Сначала нужно избавиться от «микробного гнезда» в организме в виде больных зубов, воспаленных миндалин и т.д.

Закаливание должно быть постепенным.

Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня,

Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма, ведь разные люди по-разному реагируют на низкие температуры.

Нужно использовать любую возможность для закаливания.

Средства закаливания: солнце, воздух и вода.

Душ, купание, загорание общие процедуры закаливания.

Можно закаливаться, не выходя из дома, при открытом окне принимать солнечные и воздушные ванны.

Ведущий 1.

           Человек имеет множество привычек, многие из них вредные, а некоторые даже опасные. И сейчас мы поговорим об одной из опасных привычек – наркомании. Итак, наша следующая страница   «Наркомания – знак беды»
(слайд 20)

Ведущий 2.

           Наркотики – это проблема номер один в молодежной среде, и не только в России, но и во всем мире.

Ведущий 1.

            Но что такое наркомания? Ведь кто-то и кофе, и табак считает наркотиком, другие же говорят, что анаша и марихуана практически безопасны. Кто же прав?

Ведущий 2. 

           Если мы заглянем в медицинскую энциклопедию, то сможем прочитать следующее: «Термин наркомания – частный по отношению к более общему – токсикомания. Дело в том,  что вызвать наркотическое состояние могут многие вещества, и все они, без исключения, ядовиты. Это весьма широкий круг веществ – от лекарств, обладающих психотропным эффектом, до средств бытовой химии. Алкоголь и никотин – тоже наркотические вещества, и пристрастие к ним в широком смысле тоже является токсикоманией».

         Человечеству давно известны наркотические вещества. Во многих восточных культурах разрешено употребление психотропных веществ. Табак, кофе, алкоголь – несомненно, самые распространенные психотропные вещества, потребляемые в обществе. Это, так называемые, разрешенные наркотики. Употребление же других подобных средств, строго запрещено.

         Мы сейчас познакомим вас с некоторыми наркотическими веществами и расскажем о вреде, который они приносят человечеству.

Выступление учащихся.

Табак (слайд 21).

         Табак известен давно. Родом он из Америки, и до открытия Колумба в Европе табака не знали. Растение получило свое название по имени провинции Тобаго (остров Гаити) и оттуда начало его победное шествие по всем континентам. Кроме никотина, в табаке содержится большое количество вредных веществ, которые, воздействуя на организм, вызывают нарушение в работе всех систем и органов. Так как курение приводит к возникновению заболеваний, не имеющих определенной симптоматики и ясной клинической картины, курильщики уверены, что специфической болезни, возникающей только от курения, не существует. Тем не менее:

          В результате курения развиваются воспаление слизистых оболочек органов дыхания, которое вызывает кашель; грубый, хриплый голос – результат воспаления голосовых связок; кроме того, появляется одышка, а в перспективе возможно развитие туберкулеза и рака легких.

          При курение, в результате сужения сосудов ухудшается кислородное питание органов – в результате головокружение, недомогание, боли в сердце, в перспективе – инфаркт.

          Растворенный в слюне никотин, попадая в желудок вызывает хроническое воспаление – гастрит, которое может привести к образованию язвы.  

Ведущий 1.

          А теперь послушаем, что расскажут органы человека о себе (слайды 22, 23, 24).

Выступление учащихся.

Ведущий 2.

          Итак, с табаком разобрались. Теперь никто не считает его безвредной привычкой. А как быть с алкоголем? Не секрет, что русских считают чуть ли самыми пьющими в мире, а кроме того – самыми смекалистыми. Не связано это между собой? Не является ли алкоголизм толчком к развитию всевозможных талантов?

Выступление учащихся.

Алкоголь (слайд 25) .

           Человек не знал алкоголь долгие сотни тысяч лет. Приобщение к пьянству – сравнительно молодая ошибка человечества. Явление сбраживания было открыто почти одновременно во многих местах, и сейчас нам не с кого спрашивать за то, что этот джин был выпущен на свободу. А как же Россия? На царских пирах пили ковшами и чашами, но не водку, а «мед – пиво», крепость их не превышала 5-7 градусов. Водка в России появилась в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный устроил в России первый кабак, где водку подавали только опричникам. Спаивание народа безудержным становится в конце 19 века, когда в России складывается своеобразная питейная процедура, согласно которой ни одно знаменательное событие не проходит без выпивки. Способствовала пьянству и беспросветно тяжелая доля русского рабочего. Первые попытки искоренить пьянство были предприняты в 1917 году. С тех пор война не прекращается и идет с переменным успехом – зеленый змей оказался крайне живучем. Кроме того, что алкоголь разрушает организм, он разрушает личность. Человек тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое хорошо, и что такое плохо, что есть добро, и что есть зло – все перепутывается в голове несчастного. Такие люди часто находятся на учете врача – психиатра или помещаются в психиатрические клиники.

        Обратимся к статистике:

- 90% умственно отсталых детей – дети алкоголиков и пьющих родителей;

- в пьющих семьях 40% детей – недоразвитые и больные;

- в пьющих семьях мертворожденные дети появляются в два раза чаще, а детская смертность в три раза выше, чем в непьющих семьях;

- одна рюмка снижает работоспособность на 20 – 30%;

в состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений.

Ведущий 1.

         Страшные цифры. И самое ужасное, что алкоголь требуется в жертву не только взрослых людей, но и их будущее потомство.

Ведущий 2.

         Одно радует, алкогольная и табачная продукция дорожает с каждым днем. И далеко не каждый школьник может себе позволить такие расходы.

Ведущий 1.

          К сожалению, предприимчивые потенциальные самоубийцы нашли выход из положения. Токсикоману не нужно быть богатым, чтобы поймать кайф.

Выступление учащихся.

Токсикомания (слайд 26).

           Термин «токсикомания» часто используется специалистами в понятии – пристрастие к употреблению широкого, довольно беспорядочного и все расширяющего круга веществ, способных воздействовать на психику, - от разного рода таблеток до «растворителей». Токсикоманы – чаще дети и подростки, чем взрослые. Кроме того, для токсикоманов характерно беспорядочное употребление действующих на психику веществ, случайное их сочетание. Пары химических веществ обладают высокой токсичностью. Через легкие они молниеносно всасываются в кровь, быстро достигают мозга и других органов. Часто у любителей «понюхать» начинаются судороги, они теряют сознание,  а придя в себя, не могут вспомнить, что с ними случилось. В дальнейшем наступают более серьезные нарушения здоровья. Случаи отравления, когда медики помочь не в силах, не так уж редки. Некоторые мальчишки травят себя ядами бытовой химии. Помните! От этих веществ человек буквально разлагается.

Учащиеся исполняют частушки

1.  Моя милая подруга

Вытворяет просто чудо:

Литр водки выпить может,

Три да два сложить не может

2.  Мой дружок не пришел на танцы,

А под березою сидит

Голова его в пакете,

Рядом лак пустой лежит.

3. Закурите сигаретку –

Будете красивыми:

Желтозубыми старушками

С тупыми минами.  

Ведущий 2.

           Сейчас мы ответим на вопросы: когда человек становится законченным наркоманом? Может ли он сам остановиться?

Выступление учащихся.

Наркомания (слайд 27).

           Первые пробы не всегда сопровождаются каким – либо ощутимым эффектом. Иногда наблюдается защитная реакция организма – головокружение, тошнота. Наркотик постепенно расшатывает эту защиту. И после нескольких проб человек чувствует состояние эйфории. Первое пережитое чувство эйфории является точкой отсчета в развитии психической зависимости человека от наркотика. Результатом этого является неожиданное желание вновь испытать действие наркотика. Если человек продолжает употреблять наркотические вещества, то изменения в физиологических процессах и психике закрепляются и он, наконец, осознает невозможность обходиться без наркотиков. В этот момент предстоит сделать выбор: как быть дальше – порвать с наркотиком или плыть по течению. Одни люди пытаются бороться, сдерживают себя, обращаются за помощью, другие отдаются своей страсти с охотой, третьи смиряются с судьбой и пытаются как – то приспособить свое существование к этому доминирующему фактору. После некоторого периода регулярного употребления наркотика человек начинает испытывать потребность в увеличении дозы, поскольку прежняя не дает желаемого эффекта.

          Со временем наркотик утрачивает свой специфический эйфоризирующий эффект. И принимать наркотик больного далее заставляет стремление избежать состояния «ломим», а также желание привести себя в рабочее состояние, так как вне действия наркотика этот человек уже абсолютно не работоспособен.  На заключительной стадии можно наблюдать полную физическую зависимость и прогрессивное истощение организма – слабость, неспособность к умственным и физическим работам, похудение, отчетливо видны признаки отравления организма. Смерть быстрыми шагами настигает его.

          При формировании психической зависимости наркоманом овладевает заблуждения:

Это не болезнь, лечиться не от чего;

Я могу расстаться со своей привычкой в любой момент;

Я самостоятельно буду считать дозы или уже с завтрашнего дня сменю наркотик на более слабый, а к врачам обращаться не стоит;

Это помогает мне жить на пределе возможностей. Становлюсь умнее, раскованнее, в голову приходят блестящие идеи;

Если бы другие были чуть – чуть добрее и человечнее, со мной ничего такого бы не случилось;

Лечиться совершенно бесполезно.

            Поскольку наркоманом владеют такие заблуждения, он не может сам обратиться за помощью. Если среди ваших знакомых есть люди, хотя бы изредка употребляющие любые наркотики, эти люди, нуждаются в помощи, помогите им понять себя и осознать, что наркомания – болезнь, которую можно лечить.

Ведущий 1.

          Следующая наша страница: «Кожа – зеркало здоровья» (слайд 28).

Выступление учащихся (слайд 29):

Ученик 1. Мы сейчас сообщим неизвестные для вас сведения о кожи и  

                  расскажем о некоторых правилах ухода за кожей.

Ученик 2. Знаете ли вы, что …?

Ученик 1. Масса кожи составляет приблизительно 15% массы среднего

                  человека 12-ти лет.

Ученик 2. На каждые 6,45 см.квадратных кожи приходиться в среднем 94  

                  сальные железы, 65 волосяных мешочка и 650 потовых желез.

Ученик 1. Если кожу взрослого человека среднего роста разложить на земле,  

                  она займет приблизительно 10 квадратных метра.

Ученик 2. Кожа имеет большой диапазон цветов благодаря разному  

                  содержанию в ней меланина, однако функции ее остаются

                неизменными независимо от цвета.

Ученик 1. Не имеют волосяного покрова губы, ладони и пятки.

Ученик 2. От курения кожа и зубы становятся желтыми.

Ученик 1. Кожа становится сальной и угревой, если человек ест много жирной,

                  мучной, острой пищи, особенно на ночь.

Ученик 2. Чтобы кожа выглядела красивой питание должно быть

                   стабилизированным: углеродов – 4 части, белков – 1 часть, жиров –

                 1 часть, иначе кожа и волосы будут тусклыми, невзрачными.

Ученик 1. Умываться необходимо не чаще трех раз в день,

Ученик 2. Существуют три типа кожи: чувствительная, комбинированная,

                   жирная.

Ученик 1. Косметика должна быть индивидуальной и подбираться для каждого

                  типа кожи.

Ученик 2. Выбор средств для ухода за кожей, лекарства для лечения кожных

                  заболеваний вам подскажут косметологи и дерматологи.

Ведущий 2.

Закончим наш журнал следующими словами:

Крошка сын к отцу пришел.

И спросила кроха:

«Что такое хорошо,

и что такое плохо?»

Если делаешь зарядку,

Если кушаешь салат

И не любишь шоколадку –

То найдешь здоровья клад.

Если мыть не хочешь уши

И в бассейн ты не идешь,

С сигаретою ты дружишь –

Так здоровья не найдешь.

Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.

Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,

Быть здоровым постараться.

Это нужно только нам!

Ведущий 1.

Обратите внимание на нашего человечка. Что с ним произошло? (слайд 30)     

     

     

 

                 

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Мы за здоровый образ жизни"

Мероприятие проведено  с целью развития любви к чтению литературы,  формирующей ЗОЖ....

Устный журнал по биологии "Здоровый образ жизни"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Устный журнал «Здоровый образ жизни».Цели: формирование у учащихся понятия «Здоровый образ жизни» и его необходимости.Привлечь внимание учащих...

Устный журнал "Мы - за здоровый образ жизни!"

Материал классного часа по ПАВ...

Устный журнал "Мы за здоровый образ жизни!"

Устный журнал состоит из страниц( слайдов" пропагандирующие здоровый образ жизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по здоровьюсбережению. Устный журнал "Здоровый образ жизни"

Данная разработка рассчитана на учащихся 6 классов коррекционной школы - интернат VIII вида.Цель:Пропаганда  здорового образа жизниЗадачи  1) Способствовать расширению представления о  ...

Устный журнал «Здоровый образ жизни»

Мероприятие по здоровому образу жизни....

Устный журнал "Здоровый образ жизни"

Занятие способствует формированию ответственного отношения к своему здоровью,раскрывает принципы ЗОЖ....