Программа по экологическому воспитанию школьников "Земля-живая планета"
методическая разработка по теме
Содержание программы направлено на достижение цели экологического воспитания младших школьников – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных – формирование основ экологической культуры, системы
знаний об экологических проблемах современности и
пути их разрешения;
воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек
экологически целесообразного поведения и деятельности,
здорового образа жизни;
развивающих - развитие практических умений по изучению, оценке
состояния и улучшению окружающей среды своей
местности, развитие стремления к активной деятельности
по охране окружающей среды;
коррекционных – способствовать коррекции эмоционально – волевой сферы
учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по экологическому воспитанию школьников | 45.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГСОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 1 VIII вида г. Владимира
ПРОГРАММА
по экологическому воспитанию
младших школьников
«Земля – живая планета»
Программа составлена и модифицирована воспитателем
Ерофеевой Н.Б. на основе материалов следующих авторов:
Николаевой С.Н., Плешакова А.А., ГорьковойЛ.Г.
Пояснительная записка.
Современный мир стоит у решающей черты, за которой либо гибель природы и цивилизации, либо выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением.
Если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности, то необходимо кардинальное изменение этой ситуации.
Международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования подрастающего поколения, цель которого- развитие экологической культуры через формирование ответственного отношения к природе, а средством природоохранная деятельность, направленная на сохранение, бережное использование и приумножение богатств родной природы.
С раннего детства необходимо учить ребенка чувствовать, видеть красоту природы, беречь ее богатства, понимать, что природа представляет огромную, ни с чем не соизмеримую ценность как источник восстановления его сил и здоровья, познавать связи и отношения в окружающем мире.
Именно с этого начинается экологическое воспитание детей.
Основными его задачами являются следующие:
- доказать учащимся, что в природе все взаимосвязано;
- помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не
нарушать их (ибо нарушение их влечет за собой необратимые
последствия для природы и человека);
- научить детей использовать свои знания о взаимосвязях в природе в
конкретных ситуациях;
- научить оценивать возможные последствия варварского отношения ко
всему, что нас окружает.
Младший школьный возраст рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы. В начальных классах закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны нравственные и эстетические отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, желания и умения активнее защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя.
Цели и задачи экологического воспитания младших школьников.
Как можно раньше и до конца жизни. Именно так можно определить возрастные границы важнейшей в наше время проблемы – экологического воспитания людей.
Основное содержание экологического воспитания – формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Ядро экологического воспитания включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: познавательный – понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии; ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической и т. д.); нормативный – овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде; деятельностный – овладение видами и способами общественно полезной практической деятельности школьников, направленной на формирование экологического характера.
Содержание программы направлено на достижение цели экологического воспитания младших школьников – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных – формирование основ экологической культуры, системы
знаний об экологических проблемах современности и
пути их разрешения;
воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек
экологически целесообразного поведения и деятельности,
здорового образа жизни;
развивающих - развитие практических умений по изучению, оценке
состояния и улучшению окружающей среды своей
местности, развитие стремления к активной деятельности
по охране окружающей среды;
коррекционных – способствовать коррекции эмоционально – волевой сферы
учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование экологической культуры является необходимым компонентом всех основных направлений воспитания.
Одна из важнейших задач современной школы – воспитание экологической культуры; вооружение навыками экологически грамотного поведения в природе; формирование экологических знаний учащихся.
Компоненты экологической культуры
Обучение
| Воспитание | Развитие |
Формирование экологических знаний | Экологически оправданного поведения в природе | Экологического мышления |
Интерес к природе, знания о природе | Чувства по отношению к природе | Мотивы, определяющие поступки по отношению к природе |
Содержание программы по классам составляет отдельные взаимосвязанные блоки, которые можно представить в следующем виде:
Первый блок «Мир вокруг нас» ( 1 класс) представлен линиями:
природа, жизнь города, здоровье и безопасность, общение, путешествия.
Он знакомит младших школьников с многообразием объектов и явлений живой и неживой природы; предметами , созданными трудом человека; с профессиями людей ближайшего окружения; с составом семьи, обязанностями членов семьи, взаимоотношениями между ними; культурой общения, правилами поведения в общественных местах; охраной здоровья; дает первоначальные сведения о планете Земля как космическом доме человечества.
Второй блок «Царство живой природы» (2 класс) посвящен раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания.
Третий блок «Природные сообщества и человек» (3 класс) раскрывает взаимосвязи внутри сообществ.
Четвертый блок «Взаимодействие человека с природой» (4 класс)
показывает разные формы взаимодействия человека с природой (Человек – живое существо; Природопользование; Охрана природы).
МИР ВОКРУГ НАС
1 класс
Тематика занятий | Цели и задачи | ||
Сентябрь | 1 2 3 4 5 | Общение Ты и твоя семья. Ты и твои друзья. В школе. Волшебные слова. Правила поведения в общественных местах. |
Формирование представлений о социальном окружении; знать членов семьи по имени и отчеству, взаимоотношения между ними; чем занимаются, знать названия профессий. Учить вежливым формам общения. Закрепить правила поведения в классе, на перемене; прививать дружелюбие в отношениях со сверстниками, культуре общения с людьми. |
Октябрь | 1 2 3 4 5 | Природа Что нас окружает. Живая и неживая природа. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Что где растет, кто где живет? Экскурсия в осенний парк (сквер). | Учить различать объекты живой и неживой природы, воспитывать бережное отношение к природе. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух и вода для всего живого на Земле, научить понимать, что чистый воздух и вода необходим для здоровья человека; воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды. Уточнить и расширить представления детей о растительном и животном мире Показать приспособленность организмов к различным условиям жизни. Развитие наблюдательности, познавательных интересов, любви и интереса к родной природе, развитие речи детей. |
Ноябрь | 1 2 3 4 5 6 | Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Хлеб – всему голова. Путешествие в царство комнатных растений. Обитатели нашего уголка. Праздник «Подарки осени». | Дать представление о культурных и дикорастущих растениях, ягодах, грибах, плодах, правилах их сбора; учить различать съедобные и ядовитые. Уточнить знания детей о животном мире, систематизировать представления о многообразии домашних и диких животных и их связи со средой обитания. Воспитывать доброе отношение к животным и желание оберегать их. Дать представление о том, как хлеб пришел на стол, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду. Учить названия растений, поддерживать интерес к ним, желание наблюдать и ухаживать за ними. Формирование представлений о том, что растения и животные нуждаются в определенных условиях жизни, которые создает человек. |
Декабрь | 1 2 3 4 5 | Зима – покой природы Как звери в лесу зимуют. Жизнь птиц зимой. Откуда берутся снег и лед?
Экскурсия в зимний парк. | Конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни. Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им, воспитывать доброе отношение к «братьям нашим меньшим». Расширить представления детей о снеге; помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы. Развитие наблюдательности у детей, любви и интереса к родной природе; развитие речи у детей. |
Январь | 1 2 3 4 | Жизнь города Владимир – наш город родной. Где и кем работают люди в городе. Богатства природы. Какой бывает транспорт? | Познакомить с историей возникновения и расположения родного города, развивать интерес к изучению родного края. Конкретизировать знания детей о профессиях ближайшего окружения; воспитывать уважение ко всякому труду и желание трудиться. Дать детям представление о том, что все вещи, которые нас окружают были частью природы, что природа – наш большой друг. Познакомить с разнообразием транспортных средств в городе и его значением; отрицательное влияние транспорта на жизнь людей: травматизм, выхлопные газы, шум. Знакомство с дорожными знаками. |
Февраль | 1 2 3 | Здоровье и безопасность Если хочешь быть здоров (режим, личная гигиена). Поговорим о болезнях (простуда, грипп, боли в животе). Куда пойти лечиться? Охрана здоровья в разные времена года. | Формирование ответственного отношения к своему здоровью. Познакомить с факторами, определяющими здоровье человека; зависимость здоровья человека от состояния окружающей природной и социальной среды. Сформулировать правила по охране здоровья в разные времена года. |
Март | 1 2 3 4 5 | Домашние опасности. Чтобы не было пожара. Лесные опасности. Как нельзя купаться. Очень подозрительный тип… | Выяснить, что может быть опасным дома, выработать правила обращения с бытовыми приборами. Закрепить знание правил пожарной безопасности. Учить различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, познакомить с ядовитыми животными и жалящими насекомыми. Познакомить с правилами безопасного поведения на воде. Рассмотреть вопросы безопасного поведения детей при встрече с незнакомыми подозрительными людьми. |
Апрель | 1 2 3 | Путешествия Если посмотреть вокруг… Путешествие по России. Путешествие в космос. | Научить детей определять стороны горизонта. Дать детям первоначальные сведения о родной стране, ее столице; познакомить с разнообразием природы. Уточнить и расширить представления детей о космосе, о Ю. А. Гагарине, дать элементарные понятия о планетах. |
Май | 1
2 3 | Викторина «Загадки природы» Весенние секреты. «Дарьюшкины сказки» | Закреплять знания детей о явлениях природы, о животном и растительном мире; учить детей обсуждать ответы на вопросы. Расширять знания детей о жизни диких животных весной; воспитывать интерес к жизни диких животных. Знакомство детей со свойствами лекарственных растений, активизировать умственную деятельность. |
Ожидаемые результаты
К концу 1 класса учащиеся должны
Знать:
-объекты живой (человек, растения, животные), и неживой (солнце, луна,воздух,вода, полезные ископаемые) природы;
-многообразие растений: травы, кустарники, деревья; строение растений;
-видовое разнообразие деревьев (3-5 названий), условия жизни растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха);
-многообразие животных: звери, (дикие, домашние,с\х, хищные, травоядные), птицы, насекомые, рыбы; их строение;
- название родного города, его расположение, домашний адрес, состав семьи, имя и отчество родителей, их профессии;
- профессии людей ближайшего окружения: учитель. Врач, библиотекарь, повар, продавец, водитель);
- правила поведения в школе, классе, в общественных местах, формы словесной вежливости;
- названия транспортных средств в городе, правила дорожного движения;
- правила охраны здоровья в разное время года,
- правила пожарной безопасности,
-безопасного поведения на воде,
- при встрече с незнакомыми подозрительными людьми.
Уметь:
- правильно поливать комнатные растения, протирать крупные листья, рыхлить землю;
- проводить простые наблюдения за погодой,
-одеваться по погоде;
- выполнять работу по уходу за животными в уголке природы.
ЦАРСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
(многообразие живых организмов и их связь со средой обитания)
2 класс
Тематика занятий | Цели и задачи | ||
Сентябрь | 1 2 3 4 | Что такое жизнь? Как устроена живая природа. Лесной дом и его обитатели. (Кто живет в лесу?) Комнатные растения – спутники нашей жизни. Уход за комнатными растениями. | Уточнить и расширить представления детей о том, по каким признакам отличается все живое от неживого. Дать понятие о флоре и фауне, их разнообразии и богатстве. Обогатить знания учащихся об обитателях леса, их образе жизни, способах самозащиты; учить устанавливать простейшие связи между обитателями леса. Учить узнавать растения по внешнему виду, называть их, закрепить знания о том, что растениям для роста и жизни необходимы: свет, тепло и вода. |
Октябрь | 1 2 3 4 | Экскурсия «Деревья на нашей улице» Удивительный лес. (Что растет в лесу?) Дети леса: грибы, ягоды. Водное царство живого уголка. | Закрепить знания учащихся о названиях и разновидностях деревьев; воспитывать бережное отношение к природе. Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу, расширение кругозора, развитие памяти, внимания; привитие любви к природе; воспитание бережного отношения к ней. Обобщить и закрепить знания детей о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, ядовитые ягоды; воспитывать экологическую культуру. Уточнить знания условий необходимых для нормального самочувствия рыбок; учить узнавать и называть рыбок; воспитывать желание ухаживать за ними. |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Домашние животные – друзья человека. Как звери к зиме готовятся. Перелетные и зимующие птицы. Кто главный в лесу. Живые цепочки. | Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных, установить взаимосвязь взаимозависимость жизни животных от человека; воспитывать заботливое отношение к животным. Закрепить знания о жизни диких животных; учить мыслить, делать правильные выводы. Формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях; расширение знаний о перелетных и зимующих птицах; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе. Формирование представлений о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; учить составлять экологические цепочки. |
Декабрь | 1 2 3 4 | Зимушка – зима. Экскурсия в зимний парк. Как звери в лесу зимуют. «В лесу родилась елочка…» (Сохраним елку – красавицу наших лесов). | Обобщить знания детей о зимних явлениях природы, последовательности зимних месяцев. Развитие наблюдательности у детей, любви и интереса к родной природе; развитие речи у детей. Конкретизировать знания детей о жизни диких животных в лесу зимой; воспитывать чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает. Формирование у учащихся представлений о многообразии связей ели с другими живыми организмами леса; воспитание бережного отношения к растениям |
Январь | 1 2 | Покормите птиц зимой… Час чтения рассказов о природе и животных. | Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им. Вызвать эмоциональную отзывчивость, учить слушать, понимать содержание, отвечать на вопросы. |
Февраль | 1 2 3 | Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения. Природа и люди. Наблюдение за хомяком. | Учить узнавать растения по внешнему виду, называть их; закреплять знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы свет, тепло и вода. Воспитывать бережное отношение к природе. Наблюдение за поведением зверька; что он любит есть, как размножается, как за ним ухаживать. |
Март | 1 2 3 | Весна – красна. Экзотические животные. Почему муха жужжит… ( о насекомых). Хлеб да каша – пища наша. | Закрепить названия весенних месяцев, уточнить изменения в природе . Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных; углубить их представления; развивать интерес, дать сведения о зоопарках. Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Формировать реалистические представления о природе. |
Апрель | 1 2 3 4 | Лес весной. Первоцветы. Кладовая здоровья (о лекарственных растениях). Викторина о лесе. Сбережем удивительный мир растений и животных. | Расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни. Учить узнавать и правильно называть лекарственные травы. Расширить знания о лесе и его обитателях; воспитывать экологическую культуру детей. Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.
|
Май | 1 2 3 | Кто на Земле самый большой и самый маленький? Каких животных следует опасаться в лесу (клещи, змеи). КВН «Времена года». | Углубление знаний о многообразии животного мира планеты. Познакомить с правилами безопасного пребывания в лесу. Обобщить знания о временах года по существенным признакам, учить использовать полученные знания в играх. |
Ожидаемые результаты
К концу 2 класса учащиеся должны
Знать:
- растения нашего края: виды лесов, видовое разнообразие деревьев; лекарственные растения;
- обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц, еж), различать хищных и травоядных животных,
- перелетных и зимующих птиц (название, внешний вид, 2-3 птиц), условия жизни птиц зимой и необходимости помощи человека;
- домашних животных, правила ухода за ними, требования гигиены и правил безопасности при их содержании;
- комнатное растение – живой организм, условия жизни комнатных растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха); многообразие комнатных растений, различия в требованиях к условиям жизни;
- экзотических животных (зебра, жираф, слон , крокодил, панда и др);
Уметь:
- выполнять работу на пришкольном участке (уборка сухих листьев и веток осенью);
- производить подкормку птиц зимой вблизи школы, в парке, в сквере; видеть красоту птиц и понимать их роль в природе;
- выполнять все виды работ по уходу за комнатными растениями, получать корешки и высаживать в цветочные вазоны, наблюдать за их ростом и развитием;
- правильно вести себя в природе во время экскурсии.
ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕК
3 класс
Тематика занятий | Цели и задачи | ||
Сентябрь | 1 2 3 | Лес как экосистема Что такое сообщества растений и животных? Мы - гости леса, а не хозяева. Когда животных в природе становится много или мало. Цепочки в лесу. | Дать представление о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру. Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять пищевые цепочки. |
Октябрь | 1 2 3 | Почему белые медведи не живут в лесу? За что белого мишку вписали в Красную книжку? Кто главный в лесу? Лес в жизни человека. | Уточнить знания детей об образе жизни белого медведя. Формирование бережного, ответственного отношения к природе. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются животные. Дать представление о леснике. Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причины исчезновения лесов; воспитывать бережное отношение к лесу. |
Ноябрь | 1 2 3 | Береги лес от пожара. «По лесным тропинкам» игра-путешествие Викторина о лесе. | Воспитание познавательного интереса, бережного отношения к природе, правильного поведения. Обобщить и расширить знания детей о лесе и его обитателях; Воспитание экологической культуры детей; развитие речи, внимания, умения анализировать содержание вопросов и загадок, давать полный содержательный ответ на них. |
Декабрь | 1 2 3 4 | Луг, поле и человек Луг – «царство трав». Путешествие в «зеленую аптеку». Живые обитатели луга. Значение лугов в жизни человека. Охрана лугов.
| Расширить представления детей о растениях луга, показать их приспособленность к условиям жизни. Знакомство с лекарственными растениями, правилами их сбора; воспитывать умение разумно использовать дары природы на благо людей. Расширить знания детей об обитателях луга. Прививать любовь к природе; воспитание бережного отношения к ней. |
Январь | 1 2 3 | Поле – сообщество культурных растений. Поле и человек. «Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко» | Обогатить знания детей о зерновых, овощных культурах,а также растениях, из которых получают масло и волокно. Познакомить с трудом людей и их профессиями. Дать детям представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду. |
Февраль | 1 2 3 | Могут ли овощи нанести вред нашему здоровью? Природоведческая викторина. Чтение книг о природе и животных (экологическая энциклопедия) | Закрепить знания об овощных культурах, об их пользе; сформировать представление о нитратах. Углубить экологические знания; развивать память, быстроту реакции, сообразительность; Вызвать эмоциональную отзывчивость, учить слушать, понимать содержание. |
Март | 1 2 3 | Водоемы в природе и в жизни человека. Разнообразие водоемов: река, озеро, море, океан… Живые обитатели водоемов. Сравнение аквариума с речкой, озером… | Познакомить с разнообразием природных водоемов. Дать представление о том, что водоем- это сообщество водных обитателей, приспособившихся к жизни в воде, зависят друг от друга и образуют одну цепочку. Упражнять детей устанавливать цепочки питания, делать сравнения естественного и искусственного водоемов. |
Апрель | 1 2 3 | Где зимуют лягушки? Охрана растений и животных водоема. Экскурсия в природу в начале весны. | Закрепить знания детей о жизни лягушек в природе, особенностях их питания, образе жизни в разные сезоны. Уточнить почему необходимо охранять водоемы и его обитателей. Развитие умения наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений. |
Май | 1 2 3 | Растения Владимирской области. Экскурсия в Патриаршие сады. Благоустройство школьной территории, участие в выращивании рассады для школьной клумбы. | Расширить знания о флоре нашего края; воспитывать чувство бережного отношения к природе. Продолжать приучать детей оказывать посильную помощь взрослым, воспитание трудолюбия. |
Ожидаемые результаты
К концу 3 класса учащиеся должны
Знать:
- лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу;
В лесу несколько «этажей» растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы;
- обитатели леса зависят друг от друга, приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются (по земле, по деревьям, в почве);
находят разнообразную пищу,
устраивают место выведения потомства (нору, гнездо, берлогу);
- все животные имеют маскировочную окраску тела,
Приспособлены к сезонным изменениям погоды;
- луг это сообщество травянистых растений, которые любят свет, солнце, насекомых и птиц;
- поле –это сообщество культурных растений (зерновых, овощных)
- разнообразие водоемов, их обитателей, растения;
- правила поведения в природе: не шуметь, не мусорить, не уничтожать зверей, птиц, насекомых, не разорять гнезда, муравейники, не ломать деревья, не рвать большие букеты;
- как правильно собирать ягоды и грибы.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ
4 класс
Тематика занятий | Цели и задачи | ||
Сентябрь | 1 2 3 4 | Человек – живое существо Царь ли природы человек. Исчезающая красота (путешествие по страницам Красной книги) Планета Земля – наш общий дом. Человек – часть природы. | Расширить представления детей о взаимосвязи природы и человека. Рассказать об уникальности Земли, это дом для всех людей, его нужно любить, не разрушать. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое). |
Октябрь | 1 2 3 4 | Природопользование Воздух, вода и свет. Чистый воздух и вода – богатство страны. Почему мы часто слышим слово «экология»? Солнечные лучики. | Дать представление о том, какое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. Дать представление об атмосфере Земли; воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха и воды. Раскрыть роль солнца в жизни растений, животных, человека. |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Откуда в наш дом приходит вода? «Голубая рубашка» планеты Земля. Экологическая сказка для взрослых и детей. (Лес в жизни человека) «Зимой и летом одним цветом» (ель в жизни человека) | Познакомить с тем, как в дом попадает вода; прививать навыки экономного расходования воды Расширить знания о воздухе, причинах его загрязнения, мероприятия по защите воздуха. Формирование представлений о разнообразном значении леса в жизни человека, воспитание бережного отношения и правильного поведения в природе. Формирование представлений о многостороннем значении ели в жизни человека (оздор., эстетич., хозяйств.) |
Декабрь | 1 2 3 4 | Охрана природы Что мы сажаем, сажая леса? Лесные репортажи с места событий. Колобок ищет Экоград. Экологическая ярмарка (вторая жизнь вещей) | Обогатить представления учащихся о значении леса в жизни человека; объяснить причины исчезновения лесов. Познакомить с экологическими проблемами;учить решать проблемы, исходя из собственного опыта; закрепить навыки бережного отношения к природе; доставить детям радость от участия в мероприятии |
Январь | 1 2 3 | Царица водица: Путешествие по глобусу. Значение воды в жизни всего живого. Использование ее человеком. Разноцветная речка (источники загрязнения воды и меры охраны). | Уточнить и расширить знания о воде, ее роли в жизни живых организмов; познакомить с круговоротом воды в природе. Закрепить и расширить знания об окружающем мире, его экологической системе; устанавливать связь живого в ней; воспитывать бережное , экономное отношение к воде. Учить беречь воду, объяснить, что для получения чистой воды люди тратят много сил и средств. |
Февраль | 1 2 3 | Природная стихия - огонь Огонь – спутник и помощник человека. Пожар – стихийное бедствие. Что я знаю о труде пожарных. | Углубить представления детей о роли огня в жизни человека; закрепить знания правил пожарной безопасности, формировать уважительное отношение к труду пожарных; |
Март | 1 2 3 | Эко – почемучка. Жалобная книга природы. Берегите нашу Землю. Тайны лесной тропинки. | Продолжать формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. |
Апрель | 1 2 3 | «Экологическое ассорти» (игра) «Ботанический поезд» (игра) КВН Вода – источник жизни | Обобщить и систематизировать знания о растительном и животном мире; учить обсуждать ответы на вопросы, выслущивать другие мнения; развивать память, сообразительность, находчивость. Систематизировать знания о лекарственных травах. Обобщить и закрепить знания детей о разных состояниях воды, о том, что вода – источник жизни. |
Май | 1 2 3 | Экскурсия в музей природы «Мир животных» Помощь взрослым в благоустройстве школьного двора. Помощь в выращивании рассады для пришкольных клумб. | Вызвать эмоциональный отклик от увиденного в музее, воспитание любви к природе родного края Приучать трудиться для общего блага, учить правильным приемам работы при побелке стволов деревьев. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения. |
Ожидаемые результаты
К концу 4 класса учащиеся должны
Знать:
- Человек – часть природы, он живой, для жизни ему необходима хорощая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло;
- что означает слово экология;
- человек и природа – единое целое;
- чистую воду надо беречь, колодцы и родники надо охранять от мусора и загрязнения;
- зависимость здоровья человека от состояния окружающей природной среды;
- почему Красная книга – жалобная книга природы?
- значение леса в жизни человека, роль леса в природе;
- правила поведения человека в лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по экологическому воспитанию в школе "Бросим природе спасательный круг"
Данная экологическая программа реализуется в основном через практическую деятельность учащихся - акции, посадка и побелка деревьев, озеленение посёлка и школьного двора, очистка родника природоо...
Программа по экологическому воспитанию и образованию для детей младшего и среднего школьного возраста.
Программа по экологии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре со...
Программа по экологическому воспитанию
Программа по экологическому воспитанию...
Программа по экологическому воспитанию младших школьников
Цели программы:● углубление экологических знаний детей-инвалидов по зрению;● развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;● воспитание гуманного отношения к природе;● чувства отве...
Открытое занятие по экологическому воспитанию "Наш дом - планета Земля"
Формирование основ экологической грамотности и чувства ответственности у каждого за судьбу России и планеты Земля в целом....
Программа по экологическому воспитанию
Данная программа по экологическому воспитанию разработана для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....
программа по экологическому воспитанию не слышащих детей в коррекционной школе
привитие неслышащим детям чувство любви и уважения к окружающему нас миру....