Программа по экологическому воспитанию школьников "Земля-живая планета"
методическая разработка по теме

 

      Содержание программы направлено на достижение  цели экологического воспитания   младших школьников – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

       Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных – формирование основ экологической культуры, системы

                                   знаний об экологических проблемах современности и

                                   пути их разрешения;

воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек

                                  экологически целесообразного поведения и деятельности,    

                                  здорового  образа жизни;

развивающих  -    развитие практических умений по изучению, оценке

                               состояния   и улучшению окружающей среды своей

                               местности, развитие стремления к активной деятельности

                               по охране окружающей  среды;

коррекционных – способствовать коррекции эмоционально – волевой сферы

                               учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГСОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №  1 VIII вида г. Владимира

ПРОГРАММА

по  экологическому    воспитанию

младших  школьников

«Земля – живая  планета»

Программа составлена и модифицирована воспитателем

Ерофеевой Н.Б. на основе материалов следующих авторов:

Николаевой С.Н., Плешакова А.А., ГорьковойЛ.Г.

Пояснительная   записка.

         Современный мир стоит у решающей черты,  за которой либо гибель природы и цивилизации, либо выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением.

        Если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности, то необходимо кардинальное изменение этой ситуации.

        Международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением.

         Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования подрастающего поколения, цель которого- развитие экологической культуры через формирование ответственного отношения к природе, а средством природоохранная деятельность, направленная на сохранение, бережное использование и приумножение богатств родной природы.

         С раннего детства необходимо учить ребенка чувствовать, видеть красоту природы, беречь ее богатства, понимать, что природа представляет огромную, ни с чем не соизмеримую ценность как источник восстановления его сил и здоровья,  познавать связи и отношения в окружающем мире.

          Именно с этого начинается экологическое воспитание детей.

          Основными его задачами являются следующие:

   - доказать учащимся, что в природе все взаимосвязано;

   - помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не

      нарушать их (ибо нарушение их влечет за собой необратимые

      последствия для природы и человека);

   - научить детей использовать свои знания о взаимосвязях в природе в

      конкретных ситуациях;

   - научить оценивать возможные последствия варварского отношения ко

     всему, что нас окружает.

          Младший школьный возраст рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы. В начальных классах закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны нравственные и эстетические отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, желания и умения активнее защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

           Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя.

      Цели  и  задачи   экологического воспитания младших школьников.

     Как можно раньше и до конца жизни. Именно так можно определить возрастные границы важнейшей в наше время проблемы – экологического воспитания людей.

     Основное содержание экологического воспитания – формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам.

      Ядро экологического воспитания включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: познавательный – понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии; ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической и т. д.); нормативный – овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде; деятельностный – овладение видами и способами общественно полезной практической деятельности школьников, направленной на формирование экологического характера.

      Содержание программы направлено на достижение  цели экологического воспитания   младших школьников – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

       Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных – формирование основ экологической культуры, системы

                                   знаний об экологических проблемах современности и

                                   пути их разрешения;

воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек

                                  экологически целесообразного поведения и деятельности,    

                                  здорового  образа жизни;

развивающих  -    развитие практических умений по изучению, оценке

                               состояния   и улучшению окружающей среды своей

                               местности, развитие стремления к активной деятельности

                               по охране окружающей  среды;

коррекционных – способствовать коррекции эмоционально – волевой сферы

                               учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

 Формирование экологической культуры является необходимым компонентом всех основных направлений воспитания.

       Одна из важнейших задач современной школы – воспитание экологической культуры;  вооружение навыками экологически грамотного поведения в природе;  формирование экологических знаний учащихся.

       

Компоненты экологической культуры

        

Обучение

       

Воспитание

Развитие

   

Формирование экологических

знаний

Экологически оправданного поведения в природе

Экологического мышления

Интерес к природе,

знания о природе

Чувства по отношению к природе

Мотивы, определяющие поступки по отношению к природе

     

    Содержание программы по классам составляет отдельные взаимосвязанные блоки, которые можно представить в следующем виде:

             Первый блок    «Мир вокруг нас»   ( 1 класс)  представлен линиями:

природа, жизнь города, здоровье и безопасность, общение, путешествия.

Он знакомит младших школьников с многообразием объектов и явлений живой и неживой природы; предметами , созданными трудом человека; с профессиями людей ближайшего окружения; с составом семьи, обязанностями членов семьи, взаимоотношениями между ними;  культурой общения, правилами поведения в общественных местах; охраной здоровья; дает первоначальные сведения о планете Земля как космическом доме человечества.

            Второй блок  «Царство живой природы»  (2 класс) посвящен раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания.

            Третий блок  «Природные сообщества и человек»  (3 класс) раскрывает взаимосвязи внутри сообществ.

            Четвертый блок  «Взаимодействие человека с природой»  (4 класс)

показывает разные формы взаимодействия человека с природой (Человек – живое существо; Природопользование; Охрана природы).

МИР  ВОКРУГ  НАС

1  класс

Тематика  занятий

Цели и задачи

Сентябрь

1

2

3

4

5

Общение

Ты и твоя семья.

Ты и твои друзья.

В школе.

Волшебные слова.

Правила поведения в общественных местах.

 

Формирование представлений о социальном окружении; знать членов семьи  по имени и отчеству, взаимоотношения между ними; чем занимаются, знать названия профессий.

Учить вежливым формам общения.

Закрепить правила поведения в классе, на перемене; прививать дружелюбие в отношениях со сверстниками, культуре общения с людьми.

Октябрь

1

2

3

4

5

Природа

Что нас окружает.

Живая и неживая природа.

Про воздух и про воду.

Какие бывают растения.

Какие бывают животные.

Что где растет, кто где живет?

Экскурсия в осенний парк (сквер).

Учить различать объекты живой и неживой природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух и вода для всего живого на Земле, научить понимать, что чистый воздух и вода необходим для здоровья человека; воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды.

Уточнить и расширить представления детей о растительном и животном мире

Показать приспособленность организмов к различным условиям жизни.

Развитие наблюдательности, познавательных интересов, любви и интереса к родной природе, развитие речи детей.

Ноябрь

1

2

3

4

5

6

Дикорастущие и культурные растения.

Дикие и домашние животные.

Хлеб – всему голова.

Путешествие в царство комнатных растений.

Обитатели нашего уголка.

Праздник «Подарки осени».

Дать представление о культурных и дикорастущих растениях, ягодах, грибах, плодах, правилах их сбора; учить различать съедобные и ядовитые.

Уточнить знания детей о животном мире, систематизировать представления о многообразии домашних и диких животных и их связи со средой обитания. Воспитывать доброе отношение к животным и желание оберегать их.

Дать представление о том, как хлеб пришел на стол, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Учить названия растений, поддерживать интерес к ним, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Формирование представлений о том, что растения и животные нуждаются в определенных условиях жизни, которые создает человек.

Декабрь

1

2

3

4

5

Зима – покой природы

Как звери в лесу зимуют.

Жизнь птиц зимой.

Откуда берутся снег и    лед?

                                                     

Экскурсия в зимний парк.

Конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.

Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни.

Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им, воспитывать доброе отношение к «братьям нашим меньшим».

Расширить представления детей о снеге; помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.

Развитие наблюдательности у детей, любви и интереса к родной природе; развитие речи у детей.

Январь

1

2

3

4

Жизнь города

Владимир – наш город родной.

Где и кем работают люди в городе.

Богатства природы.

Какой бывает транспорт?

Познакомить с историей возникновения и расположения родного города, развивать интерес к изучению родного края.

Конкретизировать знания детей о профессиях ближайшего окружения; воспитывать уважение ко всякому труду и желание трудиться.

Дать детям представление о том, что все вещи, которые нас окружают были частью природы, что природа – наш большой друг.

Познакомить с разнообразием транспортных средств в городе и его значением; отрицательное влияние транспорта на жизнь людей: травматизм, выхлопные газы, шум. Знакомство с дорожными знаками.

Февраль

1

2

3

Здоровье и безопасность

Если хочешь быть здоров

(режим, личная гигиена).

Поговорим о болезнях

(простуда, грипп, боли в животе).

Куда пойти лечиться?

Охрана здоровья в разные времена года.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Познакомить с факторами, определяющими здоровье человека; зависимость здоровья человека от состояния окружающей природной и социальной среды.

Сформулировать правила по охране здоровья в разные времена года.  

Март

1

2

3

4

5

Домашние опасности.

Чтобы не было пожара.

Лесные опасности.

Как нельзя купаться.

Очень подозрительный тип…

Выяснить, что может быть опасным дома, выработать правила обращения с бытовыми приборами.

Закрепить знание правил пожарной безопасности.

Учить различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, познакомить с ядовитыми животными и жалящими насекомыми.

Познакомить с правилами безопасного поведения на воде.

Рассмотреть вопросы безопасного поведения детей при встрече с незнакомыми подозрительными людьми.

Апрель

1

2

3

Путешествия

Если посмотреть вокруг…

Путешествие по России.

Путешествие в космос.

Научить детей определять стороны горизонта.        

Дать детям первоначальные сведения о родной стране, ее столице; познакомить с разнообразием природы.

Уточнить и расширить представления детей о космосе, о Ю. А. Гагарине, дать элементарные понятия о планетах.

Май

1

                                                                                                                                                                               

2

3

Викторина «Загадки природы»

Весенние секреты.

«Дарьюшкины сказки»

Закреплять знания детей о явлениях природы, о животном и растительном мире; учить детей обсуждать ответы на вопросы.

Расширять знания детей о жизни диких животных весной; воспитывать интерес к жизни диких животных.

Знакомство детей со свойствами лекарственных растений, активизировать умственную деятельность.

Ожидаемые результаты

К концу 1 класса учащиеся должны

Знать:

-объекты живой (человек, растения, животные), и неживой (солнце, луна,воздух,вода, полезные ископаемые) природы;

-многообразие растений: травы, кустарники, деревья; строение растений;

-видовое разнообразие деревьев (3-5 названий), условия жизни растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха);

-многообразие животных: звери, (дикие, домашние,с\х, хищные, травоядные), птицы, насекомые, рыбы; их строение;

- название родного города, его расположение, домашний адрес, состав семьи, имя и отчество родителей, их профессии;  

- профессии людей ближайшего окружения: учитель. Врач, библиотекарь, повар, продавец, водитель);

- правила поведения в школе, классе, в общественных местах, формы словесной вежливости;

- названия транспортных средств в городе, правила дорожного движения;

- правила охраны здоровья в разное время года,

-  правила пожарной безопасности,

  -безопасного поведения на воде,

 - при встрече с незнакомыми подозрительными людьми.

Уметь:

- правильно поливать комнатные растения, протирать крупные листья, рыхлить землю;

- проводить простые наблюдения за погодой,

-одеваться по погоде;

- выполнять работу по уходу за животными  в уголке природы.

ЦАРСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

        

                  (многообразие живых организмов и их связь со средой обитания)

                                                       2  класс

Тематика занятий

Цели и задачи

Сентябрь

1

2

3

4

Что такое жизнь?

Как устроена живая природа.

Лесной дом и его обитатели.

(Кто живет в лесу?)

Комнатные растения – спутники нашей жизни. Уход за комнатными растениями.

Уточнить и расширить представления детей о том, по каким признакам отличается все живое от неживого.

Дать понятие о флоре и фауне, их разнообразии и богатстве.

Обогатить знания учащихся об обитателях леса, их образе жизни, способах самозащиты; учить устанавливать простейшие связи между обитателями леса.

Учить узнавать растения по внешнему виду, называть их, закрепить знания о том, что растениям для роста и жизни необходимы: свет, тепло и вода.

Октябрь

1

2

3

4

Экскурсия «Деревья на нашей улице»

Удивительный лес.

(Что растет в лесу?)

Дети леса: грибы, ягоды.

Водное царство живого уголка.

Закрепить знания учащихся о названиях и разновидностях деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу, расширение кругозора, развитие памяти, внимания; привитие любви к природе; воспитание бережного отношения к ней.

Обобщить и закрепить знания детей о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, ядовитые ягоды; воспитывать экологическую культуру.

Уточнить знания условий необходимых для нормального самочувствия рыбок; учить узнавать и называть рыбок; воспитывать желание ухаживать за ними.

Ноябрь

1

2

3

4

Домашние животные – друзья человека.

Как звери к зиме готовятся.

Перелетные и зимующие птицы.

Кто главный в лесу.

Живые цепочки.

Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных, установить взаимосвязь взаимозависимость жизни животных от человека; воспитывать заботливое отношение к животным.

Закрепить знания о жизни диких животных; учить мыслить, делать правильные выводы.

Формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях; расширение знаний о перелетных и зимующих птицах; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.

Формирование представлений о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; учить составлять экологические цепочки.

Декабрь

1

2

3

4

Зимушка – зима.

Экскурсия в зимний парк.

Как звери в лесу зимуют.

«В лесу родилась елочка…»

(Сохраним елку – красавицу наших лесов).

Обобщить знания детей о зимних явлениях природы, последовательности зимних месяцев.

Развитие наблюдательности у детей, любви и интереса к родной природе; развитие речи у детей.

Конкретизировать знания детей о жизни диких животных в лесу зимой; воспитывать чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Формирование у учащихся представлений о многообразии связей ели с другими живыми организмами леса; воспитание бережного отношения к растениям

Январь

1

2

Покормите птиц зимой…

Час чтения рассказов о природе и животных.

Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им.

Вызвать эмоциональную отзывчивость, учить слушать, понимать содержание, отвечать на вопросы.

Февраль

1

2

3

Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения.

Природа и люди.

Наблюдение за хомяком.

Учить узнавать растения по внешнему виду, называть их; закреплять знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы свет, тепло и вода.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдение за поведением зверька; что он любит есть, как размножается, как за ним ухаживать.

Март

1

2

3

Весна – красна.

Экзотические животные.

Почему муха жужжит…

( о насекомых).

Хлеб да каша – пища наша.

Закрепить названия весенних месяцев, уточнить изменения в природе .

Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных; углубить их представления; развивать интерес, дать сведения о зоопарках.

Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Формировать реалистические представления о природе.

Апрель

1

2

3

4

Лес весной. Первоцветы.

Кладовая здоровья (о лекарственных растениях).

Викторина о лесе.

Сбережем удивительный мир растений и животных.

Расширить представления и знания детей о весенних  лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни.

 Учить узнавать и правильно называть лекарственные травы.

Расширить знания о лесе и его обитателях; воспитывать экологическую культуру детей.

Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.

                                                                                                                                                                                                             

Май

1

2

3

Кто на Земле самый большой и самый маленький?

Каких животных следует опасаться в лесу (клещи, змеи).

КВН «Времена года».

Углубление знаний о многообразии животного мира планеты.

Познакомить с правилами безопасного пребывания в лесу.

Обобщить знания о временах года по существенным признакам, учить использовать полученные знания в играх.

Ожидаемые результаты

К концу 2 класса учащиеся должны

Знать:

- растения нашего края: виды лесов, видовое разнообразие деревьев; лекарственные растения;

- обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц, еж), различать хищных и травоядных животных,

- перелетных и зимующих птиц (название, внешний вид, 2-3 птиц), условия жизни птиц зимой и необходимости помощи человека;

- домашних животных, правила ухода за ними, требования гигиены и правил безопасности при их содержании;

- комнатное растение – живой организм, условия жизни комнатных растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха); многообразие комнатных растений, различия в требованиях к условиям жизни;

- экзотических животных (зебра, жираф, слон , крокодил, панда и др);

Уметь:

- выполнять работу на пришкольном участке (уборка  сухих листьев и веток осенью);

- производить подкормку птиц зимой вблизи школы, в парке, в сквере; видеть красоту  птиц и понимать их роль в природе;

- выполнять все виды работ по уходу за комнатными растениями, получать корешки и высаживать в цветочные вазоны, наблюдать за их ростом и развитием;

- правильно вести себя в природе во время экскурсии.  

ПРИРОДНЫЕ  СООБЩЕСТВА  И  ЧЕЛОВЕК

3  класс

                                             

Тематика   занятий

Цели и задачи

Сентябрь

1

2

3

Лес как экосистема

Что такое сообщества растений и животных?

Мы - гости леса, а не хозяева.

Когда животных в природе становится много или мало.

Цепочки в лесу.

Дать представление о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории.

Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.

 Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять пищевые цепочки.

Октябрь

1

2

3

Почему белые медведи не живут в лесу?

За что белого мишку вписали в Красную книжку?

Кто главный в лесу?

Лес в жизни человека.

Уточнить знания детей об образе жизни белого медведя.

Формирование бережного, ответственного отношения к природе.

Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются животные. Дать представление о леснике.

Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причины исчезновения лесов; воспитывать бережное отношение к лесу.

Ноябрь

1

2

3

Береги лес от пожара.

«По лесным тропинкам»

игра-путешествие

Викторина о лесе.

 Воспитание познавательного интереса, бережного отношения к природе, правильного поведения.

Обобщить и расширить знания детей о лесе и его обитателях; Воспитание экологической культуры детей; развитие речи, внимания, умения анализировать содержание вопросов и загадок, давать полный содержательный ответ на них.

Декабрь

1

2

3

4

Луг, поле и человек

Луг – «царство трав».

Путешествие в «зеленую аптеку».

Живые обитатели луга.

Значение лугов в жизни человека. Охрана лугов.

 

Расширить представления детей о растениях луга, показать их приспособленность к условиям жизни.

Знакомство с лекарственными растениями, правилами их сбора; воспитывать умение разумно использовать дары природы на благо людей.

Расширить знания детей об обитателях луга.

Прививать любовь к природе; воспитание бережного отношения к ней.

Январь

1

2

3

Поле – сообщество культурных растений.

Поле и человек.

«Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко»

Обогатить знания детей о зерновых, овощных культурах,а также растениях, из которых получают масло и волокно. Познакомить с трудом людей и их профессиями.

Дать детям представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Февраль

1

2

3

Могут ли овощи нанести

вред нашему здоровью?

Природоведческая викторина.

Чтение книг о природе и животных (экологическая энциклопедия)

Закрепить знания об овощных культурах, об их пользе; сформировать представление о нитратах.

Углубить экологические знания; развивать память, быстроту реакции, сообразительность;

Вызвать эмоциональную отзывчивость, учить слушать, понимать содержание.

Март

1

2

3

Водоемы в природе и в жизни человека.

Разнообразие водоемов:

река, озеро,  море, океан…

Живые обитатели водоемов.

Сравнение аквариума с речкой, озером…

Познакомить с разнообразием природных водоемов.

Дать представление о том, что водоем- это сообщество водных обитателей, приспособившихся к жизни в воде, зависят друг от друга и образуют одну цепочку.

Упражнять детей устанавливать цепочки питания, делать сравнения естественного и искусственного водоемов.

Апрель

1

2

3

Где зимуют лягушки?

Охрана растений и животных водоема.

Экскурсия в природу в начале весны.

Закрепить знания детей о жизни лягушек в природе, особенностях их питания, образе жизни в разные сезоны.

Уточнить почему необходимо охранять водоемы и его обитателей.

Развитие умения наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений.

Май

1

2

3

Растения Владимирской области.

Экскурсия в Патриаршие сады.

Благоустройство школьной территории, участие в выращивании рассады для школьной клумбы.

Расширить знания о флоре нашего края; воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Продолжать приучать детей оказывать посильную помощь взрослым, воспитание трудолюбия.

Ожидаемые результаты

К концу 3 класса учащиеся должны

Знать:

- лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу;

  В лесу несколько «этажей» растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы;

- обитатели леса зависят друг от друга, приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются (по земле, по деревьям, в почве);

 находят разнообразную пищу,

 устраивают место выведения потомства (нору, гнездо, берлогу);

- все животные имеют маскировочную окраску тела,

  Приспособлены к сезонным изменениям погоды;

- луг это сообщество травянистых растений, которые любят свет, солнце, насекомых и птиц;

- поле –это сообщество культурных растений (зерновых, овощных)

- разнообразие водоемов, их обитателей, растения;

- правила поведения в природе: не шуметь, не мусорить, не уничтожать зверей, птиц, насекомых, не разорять гнезда, муравейники, не ломать деревья, не рвать большие букеты;

- как правильно собирать ягоды и грибы.  

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ЧЕЛОВЕКА  С   ПРИРОДОЙ

                                                            4  класс

Тематика занятий

Цели и задачи

Сентябрь

1

2

3

4

Человек – живое существо

Царь ли природы человек.

Исчезающая красота

(путешествие по страницам Красной книги)

Планета Земля – наш общий дом.

Человек – часть природы.

Расширить представления детей о взаимосвязи природы и человека.

Рассказать об уникальности Земли, это дом для всех людей, его нужно любить, не разрушать.

Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое).

Октябрь

1

2

3

4

Природопользование

Воздух, вода и свет.

Чистый воздух и вода – богатство страны.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Солнечные лучики.

Дать представление  о том, какое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле.

Дать представление об атмосфере Земли; воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха и воды.

Раскрыть роль солнца в жизни растений, животных, человека.

Ноябрь

1

2

3

4

Откуда в наш дом приходит вода?

«Голубая рубашка» планеты Земля.

Экологическая сказка для взрослых и детей.

(Лес в жизни человека)

«Зимой и летом одним цветом» (ель в жизни человека)

Познакомить с тем, как в дом попадает вода; прививать навыки экономного расходования воды

Расширить знания о воздухе, причинах его загрязнения, мероприятия по защите воздуха.

Формирование представлений о разнообразном значении леса в жизни человека, воспитание бережного отношения и правильного поведения в природе.

Формирование представлений о многостороннем значении ели в жизни человека (оздор., эстетич., хозяйств.)

Декабрь

1

2

3

4

Охрана природы

Что мы сажаем, сажая леса?

Лесные репортажи с места событий.

Колобок ищет Экоград.

Экологическая ярмарка (вторая жизнь вещей)

Обогатить представления учащихся о значении леса в жизни человека; объяснить причины исчезновения лесов.

Познакомить с экологическими проблемами;учить решать проблемы, исходя из собственного опыта; закрепить навыки бережного отношения к природе; доставить детям радость от участия в мероприятии

Январь

1

2

3

Царица водица:

Путешествие по глобусу.

Значение воды в жизни всего живого.

Использование ее человеком.

Разноцветная речка (источники загрязнения воды и меры охраны).

Уточнить и расширить знания о воде, ее роли в жизни живых организмов; познакомить с круговоротом воды в природе.

Закрепить и расширить знания об окружающем мире, его экологической системе; устанавливать связь живого в ней; воспитывать бережное , экономное отношение к воде.

Учить беречь воду, объяснить, что для получения чистой воды люди тратят много сил и средств.

Февраль

1

2

3

Природная стихия - огонь

Огонь – спутник и помощник человека.

Пожар – стихийное бедствие.

Что я знаю о труде пожарных.

Углубить представления детей о роли огня в жизни человека; закрепить знания правил пожарной безопасности, формировать уважительное отношение к труду пожарных;

Март

1

2

3

Эко – почемучка.

Жалобная книга природы.

Берегите нашу Землю.

Тайны лесной тропинки.

Продолжать формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Апрель

1

2

3

«Экологическое ассорти»

        (игра)

«Ботанический поезд» (игра)

КВН  Вода – источник жизни

Обобщить и систематизировать знания о растительном и животном мире; учить обсуждать ответы на вопросы, выслущивать другие мнения; развивать память, сообразительность, находчивость.

Систематизировать знания о лекарственных травах.

Обобщить и закрепить знания детей о разных состояниях воды, о том, что вода – источник жизни.

Май

1

2

3

Экскурсия в музей природы «Мир животных»

Помощь взрослым в благоустройстве школьного двора.

Помощь в выращивании рассады для пришкольных клумб.

Вызвать эмоциональный отклик от увиденного в музее, воспитание

любви к природе родного края

Приучать трудиться для общего блага, учить правильным приемам работы при побелке стволов деревьев.

Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения.

Ожидаемые результаты

К концу 4 класса учащиеся должны

Знать:

- Человек – часть природы, он живой, для жизни ему необходима хорощая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло;

- что означает слово экология;

- человек и природа – единое целое;

- чистую воду надо беречь, колодцы и родники надо охранять от мусора и загрязнения;

- зависимость здоровья человека от состояния окружающей природной среды;

- почему Красная книга – жалобная книга природы?

- значение леса в жизни человека, роль леса в природе;

- правила поведения человека в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по экологическому воспитанию в школе "Бросим природе спасательный круг"

Данная экологическая программа реализуется в основном через практическую деятельность учащихся - акции, посадка и побелка деревьев, озеленение посёлка и школьного двора, очистка родника природоо...

Программа по экологическому воспитанию и образованию для детей младшего и среднего школьного возраста.

     Программа по экологии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре со...

Программа по экологическому воспитанию

               Программа по экологическому воспитанию...

Программа по экологическому воспитанию младших школьников

Цели программы:● углубление экологических знаний детей-инвалидов по зрению;● развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;● воспитание гуманного отношения к природе;● чувства отве...

Открытое занятие по экологическому воспитанию "Наш дом - планета Земля"

Формирование основ  экологической грамотности и чувства ответственности у каждого   за судьбу России и планеты Земля в целом....

Программа по экологическому воспитанию

Данная программа по экологическому воспитанию разработана для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

программа по экологическому воспитанию не слышащих детей в коррекционной школе

привитие неслышащим детям чувство любви и уважения к окружающему нас миру....