Программа по экологическому воспитанию и образованию для детей младшего и среднего школьного возраста.
методическая разработка по экологии на тему
Программа по экологии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по экологии и представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая перечень практических работ.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologiya_dokument_microsoft_office_word.docx | 56.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№8»
с. Манычское
Рассмотрено на заседании МО Руководитель Ляхова Н.В Протокол №1 от «____»__________2010 | Утверждаю Директор МКОУ СОШ №8 Захаров В.В «____»______2010 |
Программа элективного курса
«Экология»
Автор-составитель учитель географии высшей квалификационной категории Ляхова Наталья Владимировна С. Манычское |
Манычское,2010
- Пояснительная записка.
Исходными документами для составления программы учебного курса являются:
-федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
-авторской программы А.Т. Зверев (Программа для общеобразовательных учреждений для 1-11 классов )
-базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Статус документа
Программа по экологии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по экологии и представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая перечень практических работ.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Конец двадцатого столетия для планеты Земля характеризуется нарастающим экологическим кризисом. Основными экологическими проблемами, широко признанными научной общественностью являются: изменение климата Земли, загрязнение атмосферы, вод, все расширяющееся радиоактивное загрязнение, опустынивание одних и заболачивание других территорий, сокращение площадей тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансу кислорода, абсолютное перенаселение Земли и относительное демографическое переуплотнение в отдельных ее регионов. И как результат этих процессов ухудшение среды жизни человека, вызывающие его болезни и состояние психологического дискомфорта. В этой ситуации недостаточны локальные природоохранительные мероприятия. Необходим принципиально иной подход – воспитание нового отношения к природе, формирование нового мировоззрения. Осознание факта, что человек – часть природы и должен изучать законы ее развития и функционирования и строить свою деятельность согласно им. Основу этих знаний закладывает наука экология. Специфика современной экологии состоит в том, что она из строго биологической науки превратилась в значительный цикл знаний, вобрав в себя разделы географии, химии, физики, социологии, теории культуры и др. наук.
Актуальность изучения курса определяется тем, что:
«Чем больше людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущность своего народа, а в нынешних условиях – и будущность планетарной цивилизации», тем выше будут чувство ответственности за судьбы «людей планеты» - своего биологического вида, которому предстоит в ближайшие десятилетия преодолеть трудности выживания. Моя задача как учителя – участвовать в воспитании таких людей.
Современному человеку нужны: новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей, а этому может способствовать экологическая грамотность и условия, благоприятствующие развитию активной творческой личности, а также создание вариативных программ.
Необходимо своевременно готовить квалифицированных специалистов для участия в поиске решения встающих перед человечеством проблем, привлекая внимание школьников к экологическим проблемам.
Настоящая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции экологического образования.
Содержание основного общего образования по экологии отражает комплексный подход к изучению экологической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение экологической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание экологического образования в основной школе формирует у школьников знания основ экологического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
Программа по экологическому воспитанию и образованию ориентирована на работу в течение 4 лет с детьми младшего и среднего школьного возраста.
Цель обучения по программе: способствовать формированию у учащихся экологической культуры: базовых знаний по всем разделам, экологическому мышлению, экологически оправданному поведению, развитию культуры чувств. К достижению поставленной цели можно приблизиться, решая задачи приобщения школьников к миру природы и приобретения ими:
Экологических и природоохранных знаний;
Эмоционального восприятия мира природы;
Умений и навыков рационального природопользования;
Представления о губительных последствиях негативного воздействия человека на окружающую среду;
Умений самостоятельно решать экологические проблемы;
Бережного отношения к миру природы.
Так же для достижения поставленной цели выделяются конкретные задачи на каждом году обучения.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы и искусства;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе;
- развитие мотивации к дальнейшему изучению природы и литературы.
Метапредметные :
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели, составление плана, фиксирование результатов, формулировка выводов;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, художественная литература, Интернет и т.д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, рисунков, схем и т.д.
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные:
- в познавательной сфере: расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, ее отражения в произведениях искусства; освоение базовых знаний, необходимых для анализа художественного произведения; формирование исследовательских умений; применение полученных знаний на уроках литературы и биологии для решения задач повседневной жизни, для осознания норм поведения в природной и социоприродной среде;
- в ценностно-ориентационной сфере: анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
- в эстетический сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Краткое описание методики.
Программа рассчитана на 4-летние обучение .
Школьное экологическое образование 2,5,7,8 классах обеспечивается изучением следующих курсов:
- Экология 2 класс– 34 ч.
- Экология. История взаимоотношения общества и природы 5 класс-34ч.
- Экология 7 класс– 34 ч.
- Прикладная экология. 8 класс – 34 ч.
Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний, в доступной форме.
Основные методы и формы обучения – рассказ, диалог, беседа, практические исследования, лекции, семинары, проблемные и игровые уроки, решение экологических задач и экологических ситуаций, экскурсии.
Часть времени отводится на творческие задания, знакомство с литературой экологического содержания, слушание музыкальных произведений, знакомство с работами художников.
Анализ современной литературы показывает, что наиболее актуальны сегодня проблемы развития самостоятельности и творчества учащихся. В связи с этим встает проблема максимальной реализации группы поисковых методов. Практика показывает, что доля использования поисковых методов в работе учителей биологии очень мала. Поэтому, на мой взгляд, наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес к экологии, что в свою очередь повышает качество усвоения материала.
Так как школа не располагает возможностью обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями, то готовятся распечатки по темам урока для каждого учащегося, печатный раздаточный материал, давать задания для самостоятельной подготовки и оформления текстов, конспектов в тетради, докладов, рефератов по литературе взятой в библиотеке или по периодике; заслушивать сообщения, приготовленные учащимися.
Уроки проходят в доброжелательной обстановке, любое самостоятельное суждение ребят уважаемо учителем, чтобы ребята не боялись свободно делиться своими мыслями и знаниями при обсуждении вопросов. Большое место в курсе уделяется самостоятельным работам, решению задач и выполнению исследовательской работы во внеурочное время по выбранным проектам.
Учебно-методический комплекс
- Учебник А. Т. Зверев, Е. Г. Зверева «Экология 7-9 класс» Москва, издательство «Оникс XXI век» «Дом педагогики» 2002 г.
- Учебник А. Т. Зверев, Е. Г. Зверева «Экология 2 класс» Москва, издательство «Оникс XXI век» «Дом педагогики» 2002 г.
- Учебник А. Т. Зверев, Е. Г. Зверева «Экология 5-6класс» Москва, издательство «Оникс XXI век» «Дом педагогики» 2002 г.
Специальный курс
«Экология»
2 класс.
Учебно- тематическое планирование
№ разделов | Содержание учебного материала | Кол-во часов всего | Теор.ч | Практ.ч |
1. | Введение | 2 | 2 | |
2. | Неживая природа Неживая природа и ее значение для человека | 15 | 13 | 2 |
3. | Живая природа Экология растений | 13 | 12 | 1 |
4. | Грибы и лишайники | 3 | 3 | |
5 | Итоговый урок | 1 | 1 |
Всего часов - 34ч.
Специальный курс
«Экология.История взаимоотношения общества и природы.»
5 класс.
Учебно- тематическое планирование
№ разделов | Содержание учебного материала | Кол-во часов всего | Теор.ч | Практ.ч |
1. | Введение | 4 | 4 | |
2. | Основные факторы эволюции человека и общества | 8 | 8 | |
3. | Взаимоотношение общества и природы в доисторическое время | 10 | 7 | 3 |
4. | Взаимоотношение общества и природы в Древнем мире | 12 | 10 | 2 |
Всего часов - 34ч.
Специальный курс
«Экология»
7 класс.
Учебно- тематическое планирование
№ разделов | Содержание учебного материала | Кол-во часов всего | Теор.ч | Практ.ч |
1. | Введение в экологию | 3 | 3 | |
2. | Экология организмов | 6 | 6 | |
3. | Экология популяций | 4 | 4 | |
4. | Экология биоценозов. Экосистемы | 14 | 14 | 3 |
5 | Учение о биосфере | 3 | 3 | |
6 | Необходимость охраны, животных, растений и мест их обитания | 4 | 4 | 1 |
Всего часов - 34ч.
Специальный курс
« Прикладная экология»
8 класс.
Учебно- тематическое планирование
№ разделов | Содержание учебного материала | Кол-во часов всего | Теор.ч | Практ.ч |
1. | Введение в прикладную экологию | 2 | 2 | |
2. | Сельскохозяйственная экология | 6 | 6 | 1 |
3. | Лесохозяйственная экология | 7 | 7 | 1 |
4. | Водохозяйственная экология | 7 | 6 | 2 |
5 | Промышленная экология | 12 | 10 | 2 |
Всего часов - 34ч.
Содержание обучения.
Специальный курс. 2класс.
ЭКОЛОГИЯ
Введение (2 ч.)
Понятие об экологии. Что изучает экология. Основные этапы развития природы. Связь живой и неживой природы.
Часть 1. Неживая природа
Р а з д е л 1. Неживая природа и ее значение
для человека (15 ч.)
Значение неживой природы для жизни на Земле. Солнце - источник жизни. Влияние солнца на здоровье человека. Использование солнечного тепла в парниках. Использование солнечного тепла для обогрева домов. Использование внутреннего тепла Земли. Появление воздуха и воды на Земле. Понятие о круговороте воды в природе. Использование силы ветра. Использование энергии воды. Разрушительная деятельность воды и ветра. Царство минералов. Жизнь минералов. Удивительные свойства минералов. Защита неживой природы.
Часть 2. Живая природа
Р а з д е л 2. Экология растений (13 ч.)
Значение растений для жизни на Земле, для человека. Условия жизни растений. Лекарственные и ядовитые растения. Насекомые на службе растений. Защитники леса. Растения Красной книги. Лесные пожары, человек - главный виновник лесных пожаров. Как мы можем помочь диким растениям и защитить их от уничтожения.
Р а з д е л 3. Грибы и лишайники (3 ч.)
Условия жизни грибов и лишайников. Ядовитые грибы. Грибы и лишайники Красной книги.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Проведение опытов по влиянию воды и солнечного света на жизнь комнатных или специально посаженных растений.
2. Знакомство с разрушительной деятельностью воды и ветра на природе, по книгам, рисункам, фотографиям.
3. Изучение фотографий (рисунков) растений, грибов и лишайников Красной книги.
4. Участие в мероприятиях по озеленению своего района и других природозащитных мероприятиях.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Темы | Содержание уроков |
1.1 | Введение 2 ч. | Понятие об экологии. Что изучает экология | |
2.2 | Основные этапы развития природы. Связь живой и неживой природы. | ||
Часть 1. Неживая природа Р а з д е л 1. Неживая природа и ее значение для человека (14 ч.) | |||
3.1 | Значение неживой природы для жизни на Земле. | ||
4.2 | Солнце - источник жизни. Влияние солнца на здоровье человека. | ||
5.3 | Использование солнечного тепла в парниках. | ||
6.4 | Использование солнечного тепла для обогрева домов. | ||
7.5 | Пр.р1. Проведение опытов по влиянию воды и солнечного света на жизнь комнатных или специально посаженных растений. | ||
8.6 | Использование внутреннего тепла Земли. | ||
9.7 | Появление воздуха и воды на Земле. | ||
10.8 | Понятие о круговороте воды в природе. | ||
11.9 | Использование силы ветра. | ||
12.10 | Использование энергии воды. | ||
13.11 | Разрушительная деятельность воды и ветра. | ||
14.12 | Пр.р2 Знакомство с разрушительной деятельностью воды и ветра на природе, по книгам, рисункам, фотографиям | ||
15.13 | Царство минералов. Жизнь минералов. | ||
16.14 | Удивительные свойства минералов. | ||
17.15 | Защита неживой природы. | ||
Часть 2. Живая природа Р а з д е л 2. Экология растений (12 ч.) | |||
18.1 | Значение растений для жизни на Земле, для человека. | ||
19.2 | Условия жизни растений. | ||
20.3 | Лекарственные и ядовитые растения. | ||
21.4 | Лекарственные и ядовитые растения. | ||
22.5 | Насекомые на службе растений. | ||
23.6 | Защитники леса. | ||
24.7 | Защитники леса. | ||
25.8 | Растения Красной книги. | ||
26.9 | Растения Красной книги. | ||
27.10 | Лесные пожары, человек - главный виновник лесных пожаров. | ||
28.11 | Лесные пожары, человек - главный виновник лесных пожаров. | ||
29.12 | Как мы можем помочь диким растениям и защитить их от уничтожения. | ||
30.8 | Пр.р3 Участие в мероприятиях по озеленению своего района и других природозащитных мероприятиях. | ||
Р а з д е л 3. Грибы и лишайники (3 ч.) | |||
31.9 | Условия жизни грибов и лишайников. | ||
32.10 | Ядовитые грибы | ||
33.11 | Грибы и лишайники Красной книги. Пр.р4 Изучение фотографий (рисунков) растений, грибов и лишайников Красной книги. | ||
34.12 | Итоговый урок |
Содержание обучения.
Специальный курс. 5класс
ЭКОЛОГИЯ
ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
Введение (4 ч.)
Значение природной среды и природных ресурсов для человека. Понятие об антропогенном факторе. Значение изучения исторического опыта взаимоотношения общества и природы. Понятие об исторической экологии.
Р а з д е л 1. Основные факторы эволюции человека и общества (8 ч.)
Как мы узнаем об образе жизни древних людей. Наука о происхождении человека. Расселение людей по земному шару. Археологические находки на территории России. Природные, биологические и социальные факторы эволюции человека. Основные этапы эволюционного пути человека.
Раздел 2. Взаимоотношение общества и природы в доисторическое время (10 ч.)
Взаимоотношение общества и природы в древнем, среднем и позднем палеолите, в мезолите. Неолитическая революция. 1-й экологический кризис. Первые земледельцы и скотоводы и их влияние на природу. Жизнь современных аборигенов Тасмании и Австралии, папуасов Новой Гвинеи - пример взаимоотношения природы и человека каменного века. Экологическое мировоззрение первобытных людей.
Р а з д е л 3. Взаимоотношение общества и природы в Древнем мире (12 ч.)
Воздействие древних цивилизаций на природу. Деградация природной среды. 2-й экологический кризис. Результаты воздействия древних цивилизаций на природу на примере Древнего Египта, Шумера, Древней Греции, народа майя. Экологическое мировоззрение античных философов. Наука и культура древних цивилизаций и их влияние на отношение к природе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Нанесение на контурную карту России имеющихся на ее территории археологических находок палеолита, мезолита и неолита.
2. Анализ причин 1-то и 2-то экологических кризисов.
3. Анализ экологических причин, стимулировавших гибель древних цивилизаций.
4. Анализ воздействия европейских колонизаторов на образ жизни аборигенов Тасмании, Австралии и Новой Гвинеи.
5. Экскурсия на места археологических раскопок и в краеведческий и исторический музеи.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Темы | Содержание уроков |
1.1 | Введение 4 ч. | Значение природной среды и природных ресурсов для человека. | |
2.2 | Понятие об антропогенном факторе. | ||
3.3 | Значение изучения исторического опыта взаимоотношения общества и природы. | ||
4.4 | Понятие об исторической экологии. | ||
5.1 | Тема1 Основные факторы эволюции человека и общества 8ч. | Как мы узнаем об образе жизни древних людей. | |
6.2 | Наука о происхождении человека. | ||
7.3 | Расселение людей по земному шару. | ||
8.4 | Археологические находки на территории России. | ||
9.5 | Природные, биологические и социальные факторы эволюции человека. | ||
10.6 | Природные, биологические и социальные факторы эволюции человека. | ||
11.7 | Основные этапы эволюционного пути человека. | ||
12.8 | Основные этапы эволюционного пути человека. | ||
13.1 | Тема2 Взаимоотношение общества и природы в доисторическое время 10 ч | Взаимоотношение общества и природы в древнем, среднем и позднем палеолите | |
14.2 | Взаимоотношение общества и природы в мезолите. | ||
15.3 | Пр.р 1 Нанесение на контурную карту России имеющихся на ее территории археологических находок палеолита, мезолита и неолита. | ||
16.4 | Неолитическая революция. | ||
17.5 | 1-й экологический кризис. | ||
18.6 | Пр.р 2 Анализ причин 1-го экологических кризисов. | ||
19.7 | Первые земледельцы и скотоводы и их влияние на природу | ||
20.8 | Жизнь современных аборигенов Тасмании и Австралии, папуасов Новой Гвинеи - пример взаимоотношения природы и человека каменного века. | ||
21.9 | Пр.р 3. Анализ воздействия европейских колонизаторов на образ жизни аборигенов Тасмании, Австралии и Новой Гвинеи. | ||
22.10 | Экологическое мировоззрение первобытных людей. | ||
23.1 | Тема3 Взаимоотношение общества и природы в Древнем мире 12ч | Воздействие древних цивилизаций на природу | |
24.2 | Деградация природной среды | ||
25.3 | 2-й экологический кризис | ||
26.4 | Пр.р 4 Анализ причин 2-го экологических кризисов. | ||
27.5 | Результаты воздействия древних цивилизаций на природу на примере Древнего Египта | ||
28.6 | Результаты воздействия древних цивилизаций на природу на примере Шумера | ||
29.7 | Результаты воздействия древних цивилизаций на природу на примере Древней Греции | ||
30.8 | Результаты воздействия древних цивилизаций на природу на примере народов майя | ||
31.9 | Пр.р 5 Анализ экологических причин, стимулировавших гибель древних цивилизаций | ||
32.10 | Экологическое мировоззрение античных философов | ||
33.11 | Наука и культура древних цивилизаций и их влияние на отношение к природе. | ||
34.12 | Экскурсия в краеведческий и исторический музеи с. Дивного. |
Содержание обучения.
Специальный курс. 7 класс.
ЭКОЛОГИЯ
Р а 3 д е л 1. Введение в экологию (3 ч.)
Экология, этапы ее становления и место среди других наук. Цель и задачи экологии. Значение экологии.
Часть 1. Биоэкология
Р а з д е л 2. Экология организмов (6 ч.)
Определение и основные понятия. Взаимоотношение организма с окружающей природной средой. Естественный отбор и наследственность. Экологические факторы. Классификация экологических факторов. Изменчивость природной среды и реакция организма на изменение условий жизни.
Р а з д е л 3. Экология популяций (4 ч.)
Понятие о популяциях. Свойства популяций животных. Колебания численности популяций в естественных условиях. Лимитирующие факторы роста популяций животных. Пагубное воздействие высокой плотности.
Р а з д е л 4. Экология биоценозов.
Экосистемы (14 ч.)
Определение и основные понятия. Понятие биогео- ценоза и экосистемы. Иерархия экосистем и их типы. Разграничение биоценозов и их свойства. Принципы разнообразия биоценозов. Развитие биоценозов. Перемещение вещества в экосистемах. Экологические примеры. Биогеохимические циклы. Перенос энергии и .продуктивность экосистем. Экологическая пища. Адаптивная радиация.
Р а з д е л 5. Учение о биосфере (3 ч.)
Основные определения и понятия. Основные законы биосферы. Поток энергии и продуктивность на уровне биосферы.
Часть 2. Охрана животных и растений
Раздел 6. Необходимость охраны, животных,
растений и мест их обитания (4 ч.)
Значение диких видов животных и растений для человека. Причины исчезновения диких видов животных и растений. Красная книга. Охрана мест обитания растений и животных.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Изучение и описание природных экосистем своего района.
2. Изучение трофических связей и составление пищевых сетей в экосистемах своего района.
3. Изучение результатов воздействия человека на природные экосистемы своего района.
4. Изучение растений и животных Красной книги своего района
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Темы | Содержание уроков |
1.1 | Р а з д е л 1. Введение в экологию (3 ч.) | Понятие об экологии. Что изучает экология | |
2.2 | Этапы становления экологии и место среди других наук. | ||
3.3 | Значение экологии. | ||
4.1 | Р а з д е л 2. Экология организмов (6 ч.) | Определение и основные понятия экологии организмов. | |
5.2 | Взаимоотношение организма с окружающей природной средой. | ||
6.3 | Естественный отбор и наследственность. | ||
7.4 | Экологические факторы. Классификация экологических факторов | ||
8.5 | Экологические факторы. Классификация экологических факторов | ||
9.6 | Изменчивость природной среды и реакция организма на изменение условий жизни. | ||
10.1 | Р а з д е л 3. Экология популяций (4 ч.) | Понятие о популяциях. Свойства популяций животных | |
11.2 | Колебания численности популяций в естественных условиях. | ||
12.3 | Лимитирующие факторы роста популяций животных. | ||
13.4 | Пагубное воздействие высокой плотности | ||
14.1 | Р а з д е л 4. Экология биоценозов.Экосистемы (14 ч.) | Понятие биогеоценоза и экосистемы. | |
15.2 | Иерархия экосистем и их типы. | ||
16.3 | Разграничение биоценозов и их свойства. | ||
17.4 | Принципы разнообразия биоценозов | ||
18.5 | Развитие биоценозов. | ||
19.6 | Перемещение вещества в экосистемах. | ||
20.7 | Экологические примеры. | ||
21.8 | Биогеохимические циклы. | ||
22.9 | Перенос энергии и продуктивность экосистем. | ||
23.10 | Пр.р 1 Изучение трофических связей и составление пищевых сетей в экосистемах своего района. | ||
24.11 | Экологическая пища | ||
25.12 | Адаптивная радиация. | ||
26.13 | Пр.р 2 Изучение и описание природных экосистем своего района. | ||
27.14 | Пр.р3Изучение результатов воздействия человека на природные экосистемы своего района. | ||
28.1 | Р а з д е л 5. Учение о биосфере (3 ч.) | Учение о биосфере | |
29.2 | Основные законы биосферы. | ||
30.3 | Поток энергии и продуктивность на уровне биосферы. | ||
31.1 | Раздел 6. Необходимость охраны, животных,растений и мест их обитания (4 ч.) | Значение диких видов животных и растений для человека. | |
32.2 | Причины исчезновения диких видов животных и растений. | ||
33.3 | Красная книга. Пр.р 4 Изучение растений и животных Красной книги своего района. | ||
34.4 | Охрана мест обитания растений и животных. |
Содержание обучения.
Специальный курс. 8 класс.
Прикладная экология
Р а з д е л 7. Введение в прикладную экологию (2 ч.)
Основные понятия, цель и задачи прикладной экологии. Основные научные направления прикладной экологии.
Р а з д е л 8. Сельскохозяйственная экология (6 ч.)
Сельскохозяйственная деятельность и окружающая среда. История сельского хозяйства. Влияние абиотических факторов на агроценозы. Деятельность человека по поддержанию агроэкосистем. Отрицательное воздействие человека на агроэкосистемы. Мероприятия по сохранению плодородия почв. Экологически грамотное ведение сельского хозяйства.
Р а з д е л 9. Лесохозяйственная экология (7 ч.)
Истребление лесов на Земле - экологическая трагедия. Условия существования и продуктивность лесных экосистем. Лесистость территории РФ. Болезни леса и методы борьбы с ними. Повреждение леса насекомыми и методы борьбы с ними. Лесные пожары и защита леса от пожара. Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса.
Р а з д е л 10. Водохозяйственная экология (8 ч.)
Растительный и животный мир водных экосистем. Экологическое состояние пресноводных водоемов и морей. Подземные и грунтовые воды - источник питьевой воды. Определение качества питьевой воды. Основные источники загрязнения воды и состав сточных вод. Водоохранные мероприятия.
Р а з д е л 11. Промышленная экология (12 ч.)
Тематическое планирование
1.1 | Р а з д е л 1. Введение в прикладную экологию (2 ч.) | Основные понятия, цель и задачи прикладной экологии. | |
2.2 | Основные научные направления прикладной экологии | ||
3.1 | Р а з д е л 2. Сельскохозяйственная экология (6 ч.) | Сельскохозяйственная деятельность и окружающая среда. | |
4.2 | Влияние абиотических факторов на агроценозы. | ||
5.3 | Деятельность человека по поддержанию агроэкосистем. | ||
6.4 | Отрицательное воздействие человека на агроэкосистемы. | ||
7.5 | Мероприятия по сохранению плодородия почв.Пр.р 1Изучение интенсивности эрозии почв своего района. | ||
8.6 | Экологически грамотное ведение сельского хозяйства. | ||
9.1 | Р а з д е л 3. Лесохозяйственная экология (7 ч.) | Истребление лесов на Земле - экологическая трагедия | |
10.2 | Условия существования и продуктивность лесных экосистем. | ||
11.3 | Лесистость территории РФ | ||
12.4 | Болезни леса и методы борьбы с ними. | ||
13.5 | Повреждение леса насекомыми и методы борьбы с ними | ||
14.6 | Лесные пожары и защита леса от пожара. | ||
15.7 | Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса. Пр.р. 2 Составление проектов древесно-кустарниковых насаждений вокруг предприятий и автотрасс с учетом газоустойчивости растений. | ||
16.1 | Р а з д е л 4. Водохозяйственная экология (8 ч.) | Растительный и животный мир водных экосистем. | |
17.2 | Экологическое состояние пресноводных водоемов и морей. | ||
18.3 | Подземные и грунтовые воды - источник питьевой воды. | ||
19.4 | Определение качества питьевой воды. Пр.р3 Определение качества воды по физическим свойствам. | ||
20.5 | Основные источники загрязнения воды и состав сточных вод. | ||
21.6 | Водоохранные мероприятия. | ||
22.7 | Пр.р4 Выделение на контурных картах своего района водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ. | ||
23.1 | Р а з д е л 5. Промышленная экология (12 ч.) | Научно-технический прогресс и экология | |
24.2 | Промышленное загрязнение атмосферы, воды и почвы. | ||
25.3 | Пр.р 5 Изучение промышленных и других источников загрязнения окружающей среды. Составление карт источников загрязнений. | ||
26.4 | Очистка сточных вод. | ||
27.5 | Рекультивация почв. | ||
28.6 | Промышленные и бытовые отходы и их утилизация | ||
29.7 | Пр.р6 Разработка проектов по расчетам количества бытовых отходов и способов их утилизации. | ||
30.8 | Защита биосферы от разрушительного воздействия промышленности. | ||
31.9 | Экологически чистые источники энергии. | ||
32.10 | Энергосбережение и энергоэффективность. | ||
33.11 | Общегосударственная экологическая служба и экологический контроль. | ||
34.12 | Понятие об экологическом мониторинге. |
Научно-технический прогресс и экология. Промышленное загрязнение атмосферы, воды и почвы. Очистка сточных вод. Рекультивация почв. Промышленные и бытовые отходы и их утилизация. Защита биосферы от разрушительного воздействия промышленности. Экологически чистые источники энергии. Энергосбережение и энергоэффективность. Общегосударственная экологическая служба и экологический контроль. Понятие об экологическом мониторинге.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Изучение интенсивности эрозии почв своего района.
2. Составление проектов древесно-кустарниковых насаждений вокруг предприятий и автотрасс с учетом газоустойчивости растений.
3. Определение качества воды по физическим свойствам.
4. Выделение на контурных картах своего района водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ.
5. Изучение промышленных и других источников загрязнения окружающей среды. Составление карт источников загрязнений.
6. Разработка проектов по расчетам количества бытовых отходов и способов их утилизации.
Требования к знаниям, умениям учащихся.
Учащиеся должны знать: - что изучает экология; - определения основных экологических понятий; - о соответствии между организмами и средой их обитания; - о значении факторов среды; - о разных типах взаимодействий организмов; - о составе и основных свойствах экосистем; - о закономерностях продуцирования биологического вещества в биоценозах; - о направлениях и темпах изменений природных экосистем; - об основах рационального управления природными ресурсами; - о современном состоянии природной среды; - об основных источниках загрязнения биосферы; - о путях охраны окружающей среды от загрязнения; - о влиянии загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека. Учащиеся должны уметь: - решать простейшие экологические задачи; - применять экологические знания для различных видов хозяйственной деятельности; - определять источники загрязнения окружающей среды; - охарактеризовать экологическую обстановку в своей местности; - составлять экологический паспорт помещения; - осуществлять природоохранные мероприятия; - соблюдать правила поведения в природе; - оперировать экологическими понятиями, обнаруживать закономерности природных явлениях; - вести наблюдение, исследование окружающей среды; - ориентироваться в многообразии связей и зависимостей между организмами и элементами их среды обитания; - проявлять желание и стремление улучшать состояние окружающей среды в своей местности.
Методическое обеспечение:
- Видеофильмы: «Экологический альманах», «Биосферный заповедник», «Дороги жизни», «Большая охота», «Продолжение рода» и т.д.;
- Аудиокассеты: «Времена года», «Голоса птиц и редких животных», «Шумы моря», «Альпийская вьюга» и т.д.;
- Энциклопедии «Птицы», «Зоология», «От Кирилла и Мефодия», «Биология репетитор»;
- Раздаточный материал;
- Определители;
- Методические пособия;
- Учебники;
- «Жалобная книга природы»;
- Правила поведения в природе.
Литература
- Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии - М.: АО_МДС, 1996.
- Ашихмина Т.Я.Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / - М.: Агар, 2000.
- Бабакова Т.А. Экологическое Краеведение / Экологическое образование. 2004 № 2.
- Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;
- Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997
- Доронин Д.Ю. Этно-экологическое направление в системе дополнительного экологического образования: понятия, принципы, проекты // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность» от 2 ноября 2005 г., Н.Новгород, 2005 г.
- Зверев А.Т. Программа «Программа для общеобразовательных учреждений для 1-11 классов»Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации
март 2002 г - Зверев А. Т., Е. Г. Зверева «Экология 7-9 класс» Москва, издательство «Оникс XXI век» «Дом педагогики» 2002 г.
- Зверев А. Т., Е. Г. Зверева «Экология 2 класс» Москва, издательство «Оникс XXI век» «Дом педагогики» 2002 г.
- Зверев А. Т., Е. Г. Зверева «Экология 5-6класс» Москва, издательство «Оникс XXI век» «Дом педагогики» 2002 г.
- Зверев И.Д.. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.
- Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III. Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – 1996. – 400 с.
- Мезенцева В.Д. Основные понятия этноэкологии. М., 1998. – 246 с.
- Мезенцева В.Д. Этноэкология как наука. М., 1998. – 182 с.
- Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.// География в школе.-2002.-№6.;
- Пешкова А.С. Вслед за солнышком живем. Этно-экологическая программа для младших школьников. Владивосток, 2000.
- Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001.
- Постникова Т.Р. Экологический мониторинг / Образование в современной школе. 2003 № 12.
- Рюкбейль Н.А. Экология и мировоззрение. Программа для детей среднего школьного возраста. Новосибирск, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования для детей среднего школьного возраста
Авторская программа охватывает два направления: информатику ( в большей степени) и журналистику....
Программа "Радуга чувств" ( коррекционно-развивающая) для детей младшего и среднего школьного возраста
Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающ...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста
Духовно - нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе образовании: духовные упра...
Выпускная квалификационная работа на тему: "Воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры"
Выпускная квалификационная работа на тему: " Воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры"...
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР среднего школьного возраста
....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка»
Пояснительная записка. Практическая значимость курса «Школа русского языка» Рабочая программа по русскому языку как иностранному для детей 9-16 лет, слабо владеющих русским языко...