Программа по экологическому воспитанию младших школьников
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Слепцова Валентина Петровна

Цели программы:

углубление экологических знаний детей-инвалидов по зрению;

развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;

воспитание гуманного отношения к природе;

чувства ответственности за всё живое на Земле.

 

Задачи программы:

формировать у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей

    природной среде;

бережно относиться к животному и растительному миру;

учить выявлять случаи негативного отношения к окружающей природной среде;

развивать творческие способности детей, память, внимание, познавательный

    интерес;

обеспечение общественной активности в коллективной деятельности;

формирование здорового образа жизни учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по экологическому воспитанию

младших школьников

Структура рабочей  программы

1. Пояснительная записка.

Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Сегодня жизнь оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского отношения человека к природе. Человеку необходимо научиться по-настоящему принимать природу, относиться к ней бережно, ценить её красоту и неповторимость. Всеми признано: именно в детском и подростковом возрасте идёт становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. И то, как подросток будет относиться  к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Природные законы, в том, числе экологические, надо подавать легко в доступной для понимания форме, дать учащимся некоторую систему экологических аксиом, лежащих в основе конструкции природной жизни. Эти новые, закладывающиеся в детях представления, могут позже найти выражение в традициях, приведут к более продолжительной жизни, уменьшат число экологических катастроф и, в конечном счёте, видимо, продлят жизнь человечества на нашей планете.

 2. Цель программы.

углубление экологических знаний детей-инвалидов по зрению;

развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;

воспитание гуманного отношения к природе;

чувства ответственности за всё живое на Земле.

3. Задачи программы.

формировать у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей

    природной среде;

бережно относиться к животному и растительному миру;

учить выявлять случаи негативного отношения к окружающей природной среде;

развивать творческие способности детей, память, внимание, познавательный

    интерес;

обеспечение общественной активности в коллективной деятельности;

формирование здорового образа жизни учащихся.

 4. Срок реализации данной программы.

Курс   программы рассчитан на 1 год, для 5-х классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут (34 часа в год).

 5. Основные формы деятельности по данной программе.

          Экскурсии, тематические прогулки, беседы, турниры эрудитов, экологические викторины, аукционы, конкурсы рисунков и стихов о природе, праздники, практические занятия в сенсорном и зимнем садах, фильмы о животных.

6. Учебно-тематический план.

№№

п/п

Темы

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

1.

Мир, в котором я живу

16

11

2.

Люби и охраняй природу

12

8

3.

Природа в творчестве поэтов, писателей, художников

6

3

Содержание программы.

Тема №1. Активизация досуговой и познавательной деятельности учащихся. Выезды на природу, экскурсии совместно с родителями. Воспитание любви и уважения к природе, интернату, семье, родному городу, своему Отечеству.

Тема №2. Опытническая деятельность, целенаправленные наблюдения за сезонными изменениями в природе, в зимнем саду, на пришкольном участке. Привитие потребности охраны окружающей среды, экологической культуры.

Тема №3. Развитие творческой личности при знакомстве с произведениями живописи, художественной литературы, музыки.

Основные требования к учащимся.

Изучить: законы и правила популяционной экологии, изменения в природе, происходящие в результате деятельности человека.

Научить: любить и понимать окружающий мир. Бережно относиться к животному и растительному миру. Понимать добро и зло и роль человека на Земле.

Соблюдать: основные законы поведения в природе и быту.

Иметь представление о: изменениях, происходящих на Земле в связи с человеческой деятельностью.

7. Предполагаемые результаты.

знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них;

активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания;

понять необходимость охраны природы и своего активного участия в этой работе;

рост их самостоятельных инициатив.

8. Мониторинг.

       С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирования учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П. Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказывать помощь природе.

9. Литература.

1. Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева Экологическое образование младших школьников. Волгоград: 2001г.

2. Играя, обучаемся. Сб. мат. по экологическому просвещению № 2. ИСАР – Сибирь. – Новосибирск, 1999.

3. Л.Н. Ердаков, А.П. Замулло, Н.Л. Чубыкина. Экология. Программы для средней общеобразовательной школы. – Омск: ОмИПКРО, 1995.

4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.

5. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание. М., Просвещение, 1983.

6. Корсун В. Аптечный огород. Минск, 1994.

7. Плешаков А.А. Зеленые страницы. М., Просвещение, 1996.

8. Гозенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М., Просвещение, 1979.

9. Светлова И.Е. Развиваем воображение и фантазию. М., Эксмо, 2005.

10. Энциклопедия для детей. Т 7. Искусство. М., 1998.

11. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. (В.И.Малов, под общей ред. Е.М. Ивановой, М., АСТ, 2002.

 Календарно-тематическое планирование.

       

№№

п/п

Тема

Дата

Дата по

факту

Сентябрь

1.

Встреча «Друзей природы». Тестирование. Чаепитие.

08.09

2.

Игра-путешествие «На помощь экологии».

15.09

3.

Выезд на природу (совместно с родителями)

22.09

4.

Опытническая деятельность на пришкольном участке.

29.09

Октябрь

1.

Экскурсия в сквер МКК: «Деревья разные бывают».

06.10

2.

Земля заболела. Рисование и раскрашивание.

13.10

3.

Экологическая игра «Маленькие тайны большой природы»

20.10

4.

КТД «Дары Кубани».

27.10

Ноябрь

1.

Устный журнал «Экологический бумеранг». Тестирование.

1711

2.

Экскурсия по зимнему саду.

24.11

Декабрь

1.

Экологическая игра «Знатоки природы».

1.12

2.

«Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад». Инсценировка.

8.12

3.

Писатели-анималисты. Н.Сладков

15.12

4.

Практическое занятие за комнатными растениями в зимнем саду.

22.12

Январь

1.

Спасти планету! Рисование и раскрашивание. Тестирование.

12.01

2.

Акция «Птичья столовая»

19.01

3.

Просмотр и обсуждение фильма «О живой природе»

26.01

Февраль

1.

Устный журнал «Странички любопытных фактов».

2.02

2.

Брейн-ринг «Люби и охраняй природу».

9.02

3.

Зимние пейзажи в творчестве художников.

16.02

4.

Практическое занятие по уходу за комнатными растениями в зимнем саду.

23.02

Март

1.

Весенняя экскурсия в сквер МКК.

2.03

2.

Экологическая игра «По следам цивилизации».

9.03

3.

КТД «Цветочная фантазия». Тестирование.

16.03

4.

Писатели-анималисты. Е. Чарушин.

23.03

Апрель

1.

Экологический марафон «Что имеем – не храним».

6.04

2.

Весенний пейзажи в творчестве художников.

13.04

3.

«Спешите делать добро!» - конкурс стихов.

20.04

4.

Акция «Посади растение».

27.04

Май

1.

Игра-путешествие на остров «Да Приро»

4.05

2.

Просмотр и обсуждение фильма «О живой природе». Тестирование.

11.05

3.

Практической занятие по обмену посадочным материалом (луковицы, черенки).

18.05

4.

Итоговое чаепитие «Друзей природы».

25.05.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

Реферат "Экологическое воспитание младших школьников"

Экологическое воспитание школьников...

Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников

Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников. Статья....

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Основной  целью моей работы с  обучающимися по экологическому воспитанию  является   формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологи...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»Методическая разработка экологической игры...

Роль семьи в экологическом воспитании младшего школьника

Семья оказывает первостепенное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей эт...