Программа по экологическому воспитанию младших школьников
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
Цели программы:
● углубление экологических знаний детей-инвалидов по зрению;
● развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;
● воспитание гуманного отношения к природе;
● чувства ответственности за всё живое на Земле.
Задачи программы:
● формировать у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей
природной среде;
● бережно относиться к животному и растительному миру;
● учить выявлять случаи негативного отношения к окружающей природной среде;
● развивать творческие способности детей, память, внимание, познавательный
интерес;
● обеспечение общественной активности в коллективной деятельности;
● формирование здорового образа жизни учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_mladshih_shkolnikov.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по экологическому воспитанию
младших школьников
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка.
Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Сегодня жизнь оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского отношения человека к природе. Человеку необходимо научиться по-настоящему принимать природу, относиться к ней бережно, ценить её красоту и неповторимость. Всеми признано: именно в детском и подростковом возрасте идёт становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. И то, как подросток будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Природные законы, в том, числе экологические, надо подавать легко в доступной для понимания форме, дать учащимся некоторую систему экологических аксиом, лежащих в основе конструкции природной жизни. Эти новые, закладывающиеся в детях представления, могут позже найти выражение в традициях, приведут к более продолжительной жизни, уменьшат число экологических катастроф и, в конечном счёте, видимо, продлят жизнь человечества на нашей планете.
2. Цель программы.
● углубление экологических знаний детей-инвалидов по зрению;
● развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;
● воспитание гуманного отношения к природе;
● чувства ответственности за всё живое на Земле.
3. Задачи программы.
● формировать у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей
природной среде;
● бережно относиться к животному и растительному миру;
● учить выявлять случаи негативного отношения к окружающей природной среде;
● развивать творческие способности детей, память, внимание, познавательный
интерес;
● обеспечение общественной активности в коллективной деятельности;
● формирование здорового образа жизни учащихся.
4. Срок реализации данной программы.
Курс программы рассчитан на 1 год, для 5-х классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут (34 часа в год).
5. Основные формы деятельности по данной программе.
Экскурсии, тематические прогулки, беседы, турниры эрудитов, экологические викторины, аукционы, конкурсы рисунков и стихов о природе, праздники, практические занятия в сенсорном и зимнем садах, фильмы о животных.
6. Учебно-тематический план.
№№ п/п | Темы | Количество часов | |
аудиторные | внеаудиторные | ||
1. | Мир, в котором я живу | 16 | 11 |
2. | Люби и охраняй природу | 12 | 8 |
3. | Природа в творчестве поэтов, писателей, художников | 6 | 3 |
Содержание программы.
Тема №1. Активизация досуговой и познавательной деятельности учащихся. Выезды на природу, экскурсии совместно с родителями. Воспитание любви и уважения к природе, интернату, семье, родному городу, своему Отечеству.
Тема №2. Опытническая деятельность, целенаправленные наблюдения за сезонными изменениями в природе, в зимнем саду, на пришкольном участке. Привитие потребности охраны окружающей среды, экологической культуры.
Тема №3. Развитие творческой личности при знакомстве с произведениями живописи, художественной литературы, музыки.
Основные требования к учащимся.
Изучить: законы и правила популяционной экологии, изменения в природе, происходящие в результате деятельности человека.
Научить: любить и понимать окружающий мир. Бережно относиться к животному и растительному миру. Понимать добро и зло и роль человека на Земле.
Соблюдать: основные законы поведения в природе и быту.
Иметь представление о: изменениях, происходящих на Земле в связи с человеческой деятельностью.
7. Предполагаемые результаты.
● знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них;
● активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания;
● понять необходимость охраны природы и своего активного участия в этой работе;
● рост их самостоятельных инициатив.
8. Мониторинг.
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирования учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П. Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказывать помощь природе.
9. Литература.
1. Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева Экологическое образование младших школьников. Волгоград: 2001г.
2. Играя, обучаемся. Сб. мат. по экологическому просвещению № 2. ИСАР – Сибирь. – Новосибирск, 1999.
3. Л.Н. Ердаков, А.П. Замулло, Н.Л. Чубыкина. Экология. Программы для средней общеобразовательной школы. – Омск: ОмИПКРО, 1995.
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
5. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание. М., Просвещение, 1983.
6. Корсун В. Аптечный огород. Минск, 1994.
7. Плешаков А.А. Зеленые страницы. М., Просвещение, 1996.
8. Гозенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М., Просвещение, 1979.
9. Светлова И.Е. Развиваем воображение и фантазию. М., Эксмо, 2005.
10. Энциклопедия для детей. Т 7. Искусство. М., 1998.
11. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. (В.И.Малов, под общей ред. Е.М. Ивановой, М., АСТ, 2002.
Календарно-тематическое планирование.
№№ п/п | Тема | Дата | Дата по факту |
Сентябрь | |||
1. | Встреча «Друзей природы». Тестирование. Чаепитие. | 08.09 | |
2. | Игра-путешествие «На помощь экологии». | 15.09 | |
3. | Выезд на природу (совместно с родителями) | 22.09 | |
4. | Опытническая деятельность на пришкольном участке. | 29.09 | |
Октябрь | |||
1. | Экскурсия в сквер МКК: «Деревья разные бывают». | 06.10 | |
2. | Земля заболела. Рисование и раскрашивание. | 13.10 | |
3. | Экологическая игра «Маленькие тайны большой природы» | 20.10 | |
4. | КТД «Дары Кубани». | 27.10 | |
Ноябрь | |||
1. | Устный журнал «Экологический бумеранг». Тестирование. | 1711 | |
2. | Экскурсия по зимнему саду. | 24.11 | |
Декабрь | |||
1. | Экологическая игра «Знатоки природы». | 1.12 | |
2. | «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад». Инсценировка. | 8.12 | |
3. | Писатели-анималисты. Н.Сладков | 15.12 | |
4. | Практическое занятие за комнатными растениями в зимнем саду. | 22.12 | |
Январь | |||
1. | Спасти планету! Рисование и раскрашивание. Тестирование. | 12.01 | |
2. | Акция «Птичья столовая» | 19.01 | |
3. | Просмотр и обсуждение фильма «О живой природе» | 26.01 | |
Февраль | |||
1. | Устный журнал «Странички любопытных фактов». | 2.02 | |
2. | Брейн-ринг «Люби и охраняй природу». | 9.02 | |
3. | Зимние пейзажи в творчестве художников. | 16.02 | |
4. | Практическое занятие по уходу за комнатными растениями в зимнем саду. | 23.02 | |
Март | |||
1. | Весенняя экскурсия в сквер МКК. | 2.03 | |
2. | Экологическая игра «По следам цивилизации». | 9.03 | |
3. | КТД «Цветочная фантазия». Тестирование. | 16.03 | |
4. | Писатели-анималисты. Е. Чарушин. | 23.03 | |
Апрель | |||
1. | Экологический марафон «Что имеем – не храним». | 6.04 | |
2. | Весенний пейзажи в творчестве художников. | 13.04 | |
3. | «Спешите делать добро!» - конкурс стихов. | 20.04 | |
4. | Акция «Посади растение». | 27.04 | |
Май | |||
1. | Игра-путешествие на остров «Да Приро» | 4.05 | |
2. | Просмотр и обсуждение фильма «О живой природе». Тестирование. | 11.05 | |
3. | Практической занятие по обмену посадочным материалом (луковицы, черенки). | 18.05 | |
4. | Итоговое чаепитие «Друзей природы». | 25.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство экологического воспитания младших школьников
доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...
Реферат "Экологическое воспитание младших школьников"
Экологическое воспитание школьников...
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продлённого дня
интересная публикация....
Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников
Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников. Статья....
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Основной целью моей работы с обучающимися по экологическому воспитанию является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологи...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»Методическая разработка экологической игры...
Роль семьи в экологическом воспитании младшего школьника
Семья оказывает первостепенное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей эт...