Программа по экологическому воспитанию
рабочая программа по экологии на тему
Данная программа по экологическому воспитанию разработана для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_.docx | 50.38 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ ________________Т.А. Шатура |
Программа
по экологическому воспитанию
«Живи Земля»
для детей разновозрастной группы.
КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Лесозаводска»
на 2016-2019 учебный год.
Составители программы:
Павловская Ольга Владимировна, воспитатель.
Голованева Наталья Ивановна, воспитатель.
2016г.
Оглавление
Пояснительная записка | 3 |
Цели и задачи программы | 7 |
Этапы, содержание и календарно-тематическое планирование программы | 8 |
Критерии эффективности программы | 10 |
Ожидаемый результат | 11 |
Литература | 12 |
Приложение | 14 |
I. Пояснительная записка
Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…
Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
В нашей стране проблема экологического воспитания является первостепенной важностью. И дети, поступающие в детский дом, доказывают актуальность этой проблемы. У большинства детей присутствует негативное отношение к окружающей природе. Как правило, воспитанники детских домов являются носителями негативного нравственного опыта «предыдущей жизни». Эти дети драчливы, агрессивны, конфликтны, у них отсутствует заинтересованное отношение к миру. Результаты наблюдений за воспитанниками детских домов показали, что они не владеют умениями и навыками взаимодействия с окружающей средой.
Результаты наблюдений и анкетирования показали необходимость проведения системной и целенаправленной работы по формированию экологического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При разработке данной программы мы опирались на опыт известных педагогов Волковой А.М, Симоновой Л.В., Николаевой С.Н., В.А. Сухомлинского, который в своих трудах неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Поэтому возникла необходимость создания программы «Экологическое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как у них крайне беден позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. Эти дети нуждаются в создании специальных условий для приобретения нравственных ценностей, необходимых для жизни в обществе.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль детского учреждения, которое может и должно воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Экологическое воспитание в условиях детского дома актуально. Образование и воспитание детей в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Программа по экологическому воспитанию учащихся “Живи Земля” включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды городского, районного, краевого и Всероссийского уровней.
- Принципы организации экологического воспитания детей:
- Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
- Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
- В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
- Процесс формирования экологической культуры воспитанников детского дома опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.
- Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:
- По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);
- По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;
- По улучшению природной среды (посадка растений, уборка прилегающей территории, парков, берегов озер и рек);
- По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с друзьями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);
- По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);
- Озеленение городской территории, территории дома, групп.
- Экологические проекты, вошедшие в программу:
- Проект «Зимний сад» (озеленение коридоров);
- Проект «Цветущее чудо» (разбивка, оформление цветочных клумб на территории дома);
- Проект «Огород без хлопот» (создание удобного огорода, без применения химических удобрений);
- Проект «Чистые берега» (уборка мусора на берегах рек и озер);
- Проект «Чистота вокруг» (сбор мусора на прилегающей территории, в парке отдыха).
- Формы работы:
- Беседы;
- Конкурсные программы;
- Познавательные и интеллектуальные игры;
- Экологические акции:
- Экологические проекты;
- Конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций;
- Викторины;
- Экскурсии;
- Мастер-классы;
- Экологические операции;
- Форумы.
- Сроки реализации программы: Сентябрь 2016 – май 2019 года.
II. Цели и задачи программы
Цель:
Формирование экологической культуры и экологического сознания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- Учить видеть и понимать красоту живой природы;
- Учить основам экологических знаний;
- Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
- Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
- Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.
Развивающие:
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
- Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.
- III. Этапы, содержание и календарно-тематический план программы
3.1. Этапы реализации программы:
I этап: Подготовительный и организационный этапы.
- Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
- Формулировка экологической проблемы.
- Определение целей и задач экологической проблемы,
- Планирование мероприятий по экологическому образованию воспитанников.
- Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию детей.
- Составление сметы расходов на выполнение мероприятий по реализации программы.
- Организационные работы экологического и трудового отрядов, экологического кружка.
- Подготовка территорий для реализации программы (территория дома, парк отдыха);
- Составление эскизов дизайна для благоустройства (территория дома);
- Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
- Подведение итогов I этапа программы.
II этап: Практический этап.
- Содержание программы
2016 – 2017гг. «Мир вокруг нас»
На данном этапе работы происходит знакомство детей с окружающим миром. Дети получают первоначальные теоретические знания по экологии. Знакомятся с нормами поведения в природе. Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир.
Выращивание рассады. Посадка цветов, саженцев деревьев и кустарников. Уход за растениями. Оформление клумб.
Реализация проектов: «Огород без хлопот», «Зимний сад», «Цветущее чудо».
Работа экологического десанта «Зеленый патруль» и «Зеленый сектор».
Влияние природы на эмоции человека. Природа в творческих работах. Зарисовки природы по сезонам. Работа с природными материалами.
Вся работа направлена на расширение знаний, умений и навыков по экологии.
2017 – 2018гг. «Природа и человек»
Знакомство с растительным миром Лесозаводского района, Приморского края. Работа по ранее созданным проектам «Огород без хлопот», «Зимний сад», «Цветущее чудо». Акция «Посади дерево». Закладка кедрового питомника.
Знакомство с птицами и животными Лесозаводского района, Приморского края. Практическая работа по охране птиц. Операция «Кормушка», акция «Поел сам – покорми другого».
Практическая работа по охране животного мира. Сотрудничество с монастырским подворьем. Создание живого уголка в группе.
Экологические библиотечные уроки, экскурсии в музеи.
Реализация проекта «Чистые берега».
Работа направлена на воспитание экологической ответственности.
2018 – 2019гг. «Жизнь в стиле ЭКО»
Вовлечение детей в реальную деятельность по изучению и охрану окружающей среды. Организация экскурсий на метеостанцию, водоочистные сооружения. Фото и видео обзор по озерам округа. Экскурсии на реку, в лес.
Продолжить реализацию проектов «Чистые берега», «Чистота вокруг нас». Работа над созданием новых экологических проектов с вовлечением детей других учреждений.
Создание и реализация наглядной агитации по экологическому воспитанию, привлечение масс к данной проблеме.
III этап: Обобщающий этап.
- Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
- Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.
- Оформление результатов.
IV этап: Информационно-просветительский этап.
Распространение через районные СМИ и сайт дома информации о деятельности воспитанников по реализации программы.
Календарно-тематический план мероприятий (Приложение 1.)
IV. Критерии эффективности программы
Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания воспитанников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.
Методы оценки эффективности:
- анкетирование;
- проведение рефлексии;
- качественные результаты;
- количественные результаты.
Критерии эффективности оценки:
- положительная динамика;
- понравилось или нет мероприятие;
- сформированность экологической культуры и экологического сознания воспитанников;
- объем выполненных работ.
V. Ожидаемый результат
- Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания детей.
- Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
- Развитие организаторских способностей у воспитанников.
- Благоустройство, озеленение придомовой и городской территорий.
- Ежегодная организация экологических лагерей и кружка.
- Привлечение внимания населения города к проблеме озеленения и благоустройства территории, сохранение экологической безопасности по месту жительства.
Литература
- Агесс П. “Ключи к экологии”, 1982г. Л.
- Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
- Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
- Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
- Будыко Н. “Глобальная экология”, Москва, 1977г.
- Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
- Голубев И.Р. “Окружающая среда и её охрана”, Москва-просвещение, 1985г.
- Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
- Зверев И.Д. “Проблемы социальной экологии”, Москва, 1984г.
- Иванова Г. “В судьбе природы – наша сдьба”, Москва, 1990г.
- Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
- Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
- Морозов Г.И. “Глобальная экологическая проблема”, Москва, 1988г.
- Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
- Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
- Новиков Ю.В. “Природа и человек”, Москва, 1991г.
- Сидоренко Г.И. “Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения”, Москва, 1987г.
- Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.
Приложение 1.
Календарно-тематический план мероприятий
2016-2017гг.
№ п.п | Мероприятие | Форма | Сроки |
1 | «Земля – наш общий дом» | Воспитательный час | Сентябрь |
2 | «Уход за цветами. Зачем нам нужны цветы?» | Практическая деятельность | Сентябрь |
3 | «Огород без хлопот» | Проект | Сентябрь |
4 | «Зеленый наряд нашей планеты» | Устный журнал | Октябрь |
5 | «Что такое красная книга» | Беседа | Октябрь |
6 | «Птичьи столовые» | Практическое занятие | Ноябрь |
7 | «Кормушка» | Операция | Ноябрь |
8 | «Не навреди!» | Экологическая сказка | Декабрь |
9 | «Зимний сад» | Проект | Январь |
10 | «Как животные воспринимают мир» | Видео-беседа | Февраль |
11 | «Как человек воспринимает мир» | Видеофильм | Февраль |
12 | «Природа и здоровье» | Воспитательный час | Март |
13 | «Выращивание рассады в домашних условиях(посев цветов)» | Беседа-практикум | Март |
14 | «Выращивание рассады цветочных растений в открытом грунте» | Практическое занятие | Март |
15 | «Правило посадки деревьев и кустарников» | Беседа практикум | Март |
16 | «Эко-викторина» | Викторина | Март |
17 | «Птицы». | Викторина | Апрель |
18 | Экологический субботник | Практика | Апрель |
19 | «Берегите Землю» | Экологический спектакль | Апрель |
20 | «Цветущее чудо» | Проект | Апрель |
21 | «Посев семян культурных растений» | Практическое занятие | Апрель |
22 | «Подготовка лука к посадке в открытый грунт» | Практическое занятие | Апрель |
23 | «Уход за питомцами группы» | Беседа-практикум | |
24 | «Что в природе может бегать?» | Познавательное занятие | Апрель |
25 | «Что растет на грядке» | Вечер загадок | Апрель |
26 | «Экологическая газета» | Газета | Апрель |
27 | «Человек и природа» | Викторина | Май |
28 | «Чистая река – чистая совесть» | Экологическая экспедиция | Май |
29 | «Помоги зеленому другу» | Акция | Май |
2017-2018гг.
№ п.п | Мероприятие | Форма | Сроки |
1 | «Планета заболела» | Беседа | Сентябрь |
2 | «Посмотри вокруг» | Вечер вопросов и ответов | Сентябрь |
3 | «Очистим планету от мусора». | Всемирная акция | Сентябрь |
4 | «Как живут наши меньшие друзья в неволе» | Диспут | Октябрь |
5 | «Лес – дом для зверей, а мы гости в нем» | Беседа | Октябрь |
6 | «Защитим животных!» | Беседа | Октябрь |
7 | «Осенний лес» | Экскурсия | Октябрь |
8 | «Огонь – друг или враг?» | Обсуждение | Ноябрь |
9 | «Вторая жизнь упаковки». | Мастер-класс | Ноябрь |
10 | «Профессия – лесничий». | Беседа | Ноябрь |
11 | Синичкин день. Подкормка птиц. | Акция | Ноябрь |
12 | Изготовление кормушек. | Природоохранные акции | Декабрь |
13 | «Покормите птиц зимой». | Раздача листовок | Декабрь |
14 | «Звуки леса». | Игра-викторина | Декабрь |
15 | Экологическое лото. | Игра | Январь |
16 | Звери зимой». | Беседа | Январь |
17 | «В защиту животных». | Конкурс плакатов | Январь |
18 | «Экологическая викторина» | Викторина | Февраль |
19 | «Цветы в былинах и мифах» | Беседа | Февраль |
20 | «Мой домашний любимец» | Конкурс рисунков | Февраль |
21 | «Декоративные животные». | Конкурс фото | Февраль |
22 | «Что в городе растет» | Игра | Март |
23 | «Житейская премудрость» (народное творчество о животных). | Турнир знатоков | Март |
24 | «Цветик – семицветик» | Акция | Март |
25 | «Знаешь ли ты животных» | Брейн-ринг | Апрель |
26 | Наука орнитология». | Беседа | |
27 | «О братьях наших меньших» | Беседа | Май |
28 | «Экология и мы» | Конкурс рисунков | май |
2018-2019гг.
№ п.п | Мероприятие | Форма | Сроки |
1 | «Экологические проблемы». | Экологический турнир | Сентябрь |
2 | «Редкие и исчезающие виды растений и животных Приморского края». | Беседа | Сентябрь |
3 | «Их нужно спасти!» | Конкурс плакатов и листовок | Сентябрь |
4 | «Человек и окружающая среда». | Экологическое путешествие | Сентябрь |
5 | «Войди в природу другом». | Экологическая игра | Октябрь |
6 | «Голубая струйка» (борьба за экономию пресной воды). | Акция | Октябрь |
7 | «Мы за чистый город». | Интеллектуальная игра в форме брейн-ринга | Октябрь |
8 | «Знаки против мусора!» | Конкурс аншлагов | Октябрь |
9 | «В экоцарстве, Лесозаводском государстве». | Интеллектуальная игра-путешествие | Ноябрь |
10 | «Животные Приморского края, занесенные в «Красную книгу». | Конкурс книжек-малышек на экологическую тему | Ноябрь |
11 | «Жизнь без мусора» (выставка поделок из твердых бытовых отходов, вторичного сырья). | Ярмарка | Ноябрь |
12 | «Зимний сад» | Проект | Ноябрь |
13 | «Птицы в городе» (сбор корма, подкормка птиц) | Акция | Декабрь |
14 | «Парк зимой: как зимуют растения». | Экскурсия | Декабрь |
15 | Влияние природы на наши ощущения». | Беседа | Декабрь |
16 | «Природа – творец всех творцов». | Развлекательная программа | Декабрь |
17 | «Я создаю заповедник» | Игра-моделирование | Январь |
18 | «Красная книга» Приморского края». | Информационный стенд | Январь |
19 | «Зимний лес – полон сказок и чудес». | Выход на природу | Январь |
20 | «Природа просит помощи!» | Раздача листовок | Январь |
21 | «Каждому скворцу – по дворцу» (изготовление скворечников). | Акция | Февраль |
22 | «Птицы леса». | Конкурс рисунков | Февраль |
23 | «Береги природу». | Информационный стенд | Февраль |
24 | «Веселые игры на серьезные темы». | Конкурсная программа | Февраль |
25 | Всемирный день кошек. «Мой домашний питомец». | Выставка фото | Март |
26 | Международный день леса. | Встреча с работниками лесной отрасли | Март |
27 | «Помоги животным!» | Раздача листовок | Март |
28 | Всемирный день водных ресурсов. «Вода – незнакомое, загадочное, необъяснимое». | Дискуссия | Март |
29 | «Весенняя природа нашего края». | Экскурсии | Март |
30 | Международный день птиц. «Птицы» (оригами). | Мастер-класс | Апрель |
31 | День экологических знаний. «Пойми язык живой природы». | Круглый стол | Апрель |
32 | «Чистый двор» (благоустройство территории). | Акция | Апрель |
33 | Всемирный день Земли. «Загадки Земли». | Викторина | Апрель |
34 | «Чистые берега» (благоустройство берега реки Уссури). | Акция | Апрель |
35 | День Солнца. «Солнечный круг». | Музыкальная композиция | Май |
36 | Единые дни в защиту водоемов. «Вода вокруг нас». | Конкурс рисунков | Май |
37 | «Как мы помогаем природе». | Игра | Май |
38 | «Ситуации в природе: чего не должно быть». | Интеллектуальная игра | Май |
39 | «Наш вклад в экологию» (подведение экологической работы за год). | Конкурс презентаций | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по экологическому воспитанию в школе "Бросим природе спасательный круг"
Данная экологическая программа реализуется в основном через практическую деятельность учащихся - акции, посадка и побелка деревьев, озеленение посёлка и школьного двора, очистка родника природоо...
Программа по экологическому воспитанию школьников "Земля-живая планета"
Содержание программы направлено на достижение цели экологического воспитания младших школьников – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место ...
Программа по экологическому воспитанию и образованию для детей младшего и среднего школьного возраста.
Программа по экологии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре со...
Программа по экологическому воспитанию
Программа по экологическому воспитанию...
Программа по экологическому воспитанию младших школьников
Цели программы:● углубление экологических знаний детей-инвалидов по зрению;● развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;● воспитание гуманного отношения к природе;● чувства отве...
программа по экологическому воспитанию не слышащих детей в коррекционной школе
привитие неслышащим детям чувство любви и уважения к окружающему нас миру....
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...