Классный час по этике
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Практикум по этикету
Тема «Правила знакомства»
Форма проведения: ролевая игра.
Цель:
•ознакомиться с правилами поведения, которые необходимо знать при знакомстве и представлении незнакомого человека в обществе;
• обсудить некоторые правила этикета.
Подготовка
Чтобы провести успешно и с пользой такой классный час, необходимо тщательно подготовиться, не надеясь на экспромт или на то, что все получится в процессе занятия, поэтому нужно:
подобрать ребят, желающих разыграть сценки;
отработать и отрепетировать сценарий;
продумать элементы костюмов или хотя бы написать имена героев, которых они изображают;
подготовить «памятки» правил этикета по данной теме для всех участников.
Содержание классного часа
Вводное слово учителя
Следует рассказать о том, что в нашей жизни существуют определенные правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и которым необходимо следовать в различных ситуациях.
. Так, например, существуют четкие правила знакомства и представления людей в обществе.
Учитель: Ребята, чтобы нам лучше понять правила этикета при общении и выяснить, что мы делаем верно, а что выходит за рамки приличия, давайте разыграем несколько коротких сценок и в ходе их обсудим, что в них было правильно, а что неверно.
СЦЕНКА «В ГОСТЯХ»
Действующие лица:
Мама — Елена Ивановна Папа — Петр Павлович Их сын Сергей
Друзья сына (одноклассники) — Илья, Настя
Вадим и Лена — ребята из другой школы, соседи Сергея
Дедушка — Павел Николаевич
Действие первое «Привет, именинник!»
Не сиди дома — выходи в люди!
М. Генин
В центре класса стоит стол, накрытый скатертью. Около стола несколько стульев. В комнате находятся Сережа, его родители, дедушка. Мама хлопочет у стола, папа с Сережей смотрят телевизор, дедушка читает газету.
Звонок в дверь.
Сережа открывает. Входят его одноклассники — Илья и Настя.
Сережа: Ну, наконец-то, я вас уже заждался. Что, не могли раньше прийти?!
Илья: Сережа, мы тебя поздравляем с днем рождения!
Настя: Это тебе от нас подарок.
Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Сережа проводит ребят в комнату, подарок кладет на полку.
Сережа: Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда все будет готово, а мы пока посмотрим новый журнал.
Мама: Хорошо, детки, я постараюсь побыстрее управиться. Правда, нужно еще бутерброды сделать.
Сережа: Папа пусть тебе поможет, а нам некогда. Сережа с одноклассниками удаляются в другую комнату.
«Стоп-кадр» № 1 «В чем бестактность?»
Учитель: Ребята, давайте обсудим, что было неверно в поведении ребят. В чем они допустили бестактность? Давайте вспомним самые элементарные правила поведения в гостях.
Памятка №1
«Правила для гостей и хозяев дома»
Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим.
Ж. Лабрюйер
Входя в дом, необходимо со всеми поздороваться.
В гости нужно приходить в точно назначенное время, опоздание на 10—15 минут по непредвиденней причине оправдано, но приход гостя загодя может создать неудобства для хозяина, который еще не готов к встрече.
Однако хозяину дома по правилам этикета желательно приготовиться к приему гостей за 30 минут до назначенного времени.
Хозяину дома нужно начинать разговор не с нападок и претензий за опоздание, а радостно приветствовать своих гостей. Если уж случилась задержка, гостю необходимо извиниться за опоздание, объяснив причину (транспорт, часы, и др.).
Если вы пришли на праздник, день рождения или просто в гости, вручите цветы маме, а подарок — виновнику торжества.
Хозяину дома необходимо представить окружающим своих друзей поименно.
Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя, ни в коем случае не спрашивая о стоимости подаренной вещи; неприлично равнодушно оставить без внимания врученный подарок.
Стол к приходу гостей должен быть сервирован.
Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от нее. Гостей занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.
Примечание: Эту памятку желательно отпечатать заранее и размножить, чтобы при обсуждении сценки у ребят она была перед глазами.
Действие второе «Мы такие вежливые...»
...Если из тебя может выйти человек, не препятствуй ему в этом.
М. Генин
Учитель: Ребята, давайте повторим эту сценку в «классическом варианте», исправив допущенные ошибки.
Ребята отмечают, чтобы все получилось согласно сказанным правилам, необходимо изменить вводную неправильную семейную ситуацию:
По хозяйству хлопочет только мама, а папа с сыном смотрят телевизор, дедушка читает газету.
На правильную: вся семья дружно хлопочет, готовится к встрече гостей.
Ребята повторяют сценку.
Звонок в дверь. Заходят одноклассники Сергея.
Ребята весело приветствуют друг друга.
Гости извиняются за опоздание, здороваются с родителями.
Сережа представляет родителям своих друзей по имени и называет по имени-отчеству, начиная с дедушки, своих родственников.
Илья вручает цветы Елене Ивановне, поздравляя ее с днем рождения сына.
Настя поздравляет Сережу и вручает ему подарок.
Сережа раскрывает подарок и благодарит ребят за внимание, отмечая их тонкий вкус, или благодарит их за то, что они помнили о его давней мечте иметь эту вещь.
Сережа в более деликатной форме и доброжелательном тоне спрашивает родителей, нужна ли его помощь в приготовлении праздничного застолья.
Мама говорит, что она управится сама.
Папа и дедушка предлагают свою помощь маме.
Родители просят Сергея занять гостей, пока будет все готово.
Примечание: В процессе действия можно повторять «стоп-кадр», делая замечания, реплики, исправления, касающиеся правил хорошего тона. В результате обсуждения рождается нужная фраза, жест. Ребята могут поменяться ролями или заменить прежних «артистов».
Действие третье «Кто там? Добро пожаловать!»
Звонок в дверь. Открывает дверь папа. Входят соседи — Вадим и Лена
Вадим: Здравствуйте, Петр Павлович, поздравляю вас с днем рождения вашего сына.
Лена: Здравствуйте, Елена Ивановна, я вас тоже от души поздравляю с днем рождения Сережи, примите этот скромный букет.
Вадим: А где же виновник торжества?
Папа: Проходите, ребята. Сережа со своими одноклассниками смотрит какой-то новый журнал. Присоединяйтесь к ним.
Вадим: Спасибо. Но вначале мы хотим его поздравить.
Сережа выходит из комнаты, извинившись перед одноклассниками, объяснив, что ему необходимо встретить новых гостей.
Сережа: Привет, Лена и Вадик. Рад вас видеть, я немного беспокоился, что вас нет.
Лена: Сережа, извини нас за опоздание, но случилась непредвиденная задержка — нужно было срочно купить бабушке лекарство.
Сережа: Лена, ты нашла лекарство? Нужна ли наша помощь? Может быть, посоветоваться с моим дедушкой?
Пена: Нет, не беспокойся. Теперь уже все в порядке, с ней моя мама.
Вадим: Сережа, мы с Леной хотим тебя поздравить, прими от нас общий подарок.
Сережа: Спасибо, ребята. Мне очень приятно, что вы помните о моем увлечении музыкой. Этого диска как раз нет в моей фонотеке. Пойдемте, я вас познакомлю со своими одноклассниками.
Сережа: Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, Лена и Вадим.
Илья подает руку Вадиму, называет свое имя. Настя подходит к Лене и представляется сама, называя свое имя.
«Стоп-кадр» № 2 ' «Правила знаем и применяем»
Когда человек приходит в гости, он тратит время хозяев, а не свое. Джентльмен — это человек, который никогда не оскорбит ближнего без намерения.
О. Уайльд
Учитель: Ребята, давайте обсудим третье действие. Как, на ваш взгляд, прошло появление новых гостей, их приветствия со взрослыми, именинником и одноклассниками Сергея?
Ребята выясняют, что в этой сценке практически не было изъянов, за исключением вынужденного опоздания, о котором необходимо было предупредить по телефону.
Отмечают, что Сергей представил Вадима и Лену своим одноклассникам, не акцентируя внимания на том, что дружит с ними с детства.
Всем понравилось, что знакомство прошло дружелюбно.
Делают вывод, что дальнейшее общение будет удобным, интересным и взаимно приятным, что порадует именинника и его родственников, а у ребят появятся новые знакомые.
Учитель предлагает классу ознакомиться с правилами поведения, представленными в памятке № 2
Памятка № 2 «Представимся друг другу по этикету*
Обожаю хорошо воспитанных людей! Они никогда не ответят, грубостью на вашу брань...
М. Генин
Младших по возрасту представляют, или они сам представляются старшим.
То же при очевидной разнице в общественном положении: младший представляется старшему.
Женщина независимо от возраста и положения не представляется мужчине первой.
Из последнего правила могут быть исключения, например, если эта женщина — студентка, а мужчина — почетный профессор.
При знакомстве принято смотреть собеседнику с глаза. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.
Первым подает руку человек, которому представили другого. Женщина протягивает руку мужчине, старший — младшему (не забудьте, если вы уже знакомы, то это делается наоборот). Лицо, которое только что представили, приветливо и спокойно ждет, когда можно будет наконец, ответить взаимным пожатием руки.
Когда представляют мужчину, он должен встать. Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с весьма почтенным во всех отношениях мужчиной.
В обществе (в гостях, в театре) знакомит людей друг с другом хозяйка (хозяин) дома или организатор мероприятия.
Трудности при знакомстве возникают, если один из приглашенных приходит с опозданием. Ни в коем случае не здоровайтесь в первую очередь со своими друзьями, старыми знакомыми, оставляя без внимания всех остальных. Хозяин дома представит вас всем сразу и усадит на свободное место. Опоздавший может потом сам познакомиться с ближайшими соседями по столу.
Если возникла необходимость быть представленным, а вокруг нет никого, кто мог бы вам в этом помочь, то следует просто подать руку и четко назвать себя.
Своих жену, мужа, дочь, сына представляют словами: «моя жена», «мой сын». Знакомство с матерью и отцом — исключение из этого правила: родителям представляют знакомых, но не наоборот.
Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.
Среди ровесников при знакомстве вполне допустимо называть только имя.
• Не говорите, представляя вашего спутника или спутницу: «Это мой друг». Такое подчеркивание личных отношений может обидеть остальных. Просто назовите имя.
Заключение
Не руби сук, на котором кроме тебя, никто не сидит.
М. Генин
Учитель подводит итог проведенной игры. Благодарит ребят за то, что они активно участвовали в обсуждении, надеется, что знания правил этикета станут нормой жизни, и они не будут у них держаться как бы «про запас».
Неверно думать, что вы знаете, как себя вести, как быть воспитанным, хотя сейчас вам это не нужно, а при надобности вы все сможете сделать так, как надо. Эти правила необходимо вырабатывать человеку с самого раннего детства, чтобы впоследствии не чувствовать себя неловко в любой обстановке, вести себя корректно, естественно и непринужденно. Казалось бы, этикет не имеет прямого отношения к безопасности, но это отнюдь не так. Порой от нашего поведения, умения вести себя в обществе, правильно общаться может зависеть не только ваши безопасность и благополучие, но и жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Уроки нравственности. Этика частной благотворительности русского купечества"
Цель: формирование нравственного сознания учащихся через знакомство с частной благотворительностью русского купечества.Задачи:познакомить учащихся с деятельностью людей, посвятивших свою ж...
Семинар классных руководителей "Педагогическая Этика"
Педагогическая этикаПедагогическая этика — относительно самостоятельный раздел этической науки. Он изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации пр...
классный час для учащихся класса духовых инструментов на тему "Оркестровая этика"
Материал направлен на воспитание оркестровой этики у учащихся , закреплению правил поведения в оркестре, используется интересный прием, когда преподаватель вместе с детьми анализирует жизненные ситуац...
План-конспект урока по теме «My favorite holiday» (Интегрированный урок английский язык + светская этика + классный час)
В связи с переходом в новом ФГОС от знаниевой парадигмы к образовательной, где главной целью является достижение личностных результатов, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся приобретает...
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ К НЕМУ "Этика есть безграничная ответственность за всё"
Этика разделена на части и рассматривается понемногу каждая из них: как нужно есть, одеваться, разговаривать и т.д....
Классный час. Этика. Ее нравственные ценности и качества.
К.Д. Ушинский , заложивший основы педагогической мысли в России, особенно подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания, как основу для развития индивидуальности. Не секрет, что сегодня многие...
Открытая дискуссия на конкурсе «Самый классный классный» Тема: Этика взаимоотношений в классном коллективе
Тема: Этика взаимоотношений в классном коллективе...