Открытая дискуссия на конкурсе «Самый классный классный» Тема: Этика взаимоотношений в классном коллективе
учебно-методический материал на тему
Тема: Этика взаимоотношений в классном коллективе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_vzaimootnosheniy_v_klassnom_kollektive_diskussiya.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытая дискуссия на конкурсе «Самый классный классный»
Классный руководитель 10 класса МБОУ СОШ №3 п.Клетня
Бородынкина С.И.
Тема: Этика взаимоотношений в классном коллективе
Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется “обратная связь”. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.
Однажды я услышала притчу, которая меня очень заинтересовала. Хотя чувствую, что полностью я ее так и не поняла.
Странствующий путник очень долгие годы путешествовал по миру в поисках своего учителя. Но где бы он ни побывал, с какими бы известными учителями не встречался, все они не устраивали его по каким-либо причинам.
Но вот однажды он услышал о великом учителе и после долгих поисков разыскал его жилище. Войдя в дом, путник спросил у его хозяина:
- Ты правда великий учитель?
На что тот ответил:
- Да, я мастер в своем деле.
- Словам я не доверяю, - сказал путник: - Я буду твоим учеником, буду делать, что ты скажешь, но только при одном условии: ты должен показать мне чудо. И только если ты действительно покажешь мне настоящее чудо, то я стану твоим учеником.
Маг выслушал его, грустно улыбнулся и... совершил чудо! Путник, увидев чудо, упал на колени, протянул руки к еще сверкающему в лучах чуда магу и прокричал:
- Да, Вы действительно настоящий учитель! И я хочу быть Вашим учеником!
На что учитель ответил:
- В то время, как ты обрел учителя, я потерял ученика. Теперь ты мне не нужен.
Путник удивленно спросил:
- Как? Почему??? Что я неправильно сделал?!
Но он так и не получил ответа и ушел ни с чем.
Я хотела бы узнать Ваше мнение, в чем же путник допустил ошибку? И в чем был смысл отказа учителя?
Вывод:
Если ученик сумел пойти дальше своего учителя, то это значит, что его учитель действительно велик. Но если учитель будет насаждать в школе гегемонию, культ своей личности, поощрять догматизм, создание кумиров и т.д., то сознание учеников в этой школе, несомненно, будет закомплексованным, зажатым, не способным к свободному полету мысли.
Так что же негативного усмотрел учитель в поведении претендента? Мне кажется, что учитель заметил огонек фанатизма в глазах у путника, его страсть к подчиненности, покорности величию мастера, который в один миг превратился в идола, кумира.
И это чудо, которое продемонстрировал учитель, теперь навеки будет лежать непреодолимой глыбой на жизненном пути такого ученика. Он никогда не сможет позволить себе не только обойти своего учителя, но и даже хоть в чем-то ему возразить, высказать собственное мнение.
А для учителя это настоящий крах его профессионализма. Такой ученик ему, естественно, был не нужен, и поэтому он отказал ему в обучении. А вот дерзкого, заносчивого, несговорчивого он бы взял к себе в ученики не только с большим удовольствием, но и считал бы такую находку большой удачей.
Весь вопрос заключен в той цели, которую ставит перед собой учитель. Если задачей является развитие и продвижение знания, то это значит, что каждый ученик просто обязан обойти своего учителя. Если же цель в утверждении своего величия, то фактор "сдержать и не пущать" становится основополагающим
Общение со сверстниками - это еще одно направление общения, которое играет важную роль для детей
В детском коллективе взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д.
Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Нарушение общения часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.
НА ваш взгляд, что может сделать классный руководитель, для формирования дружеских взаимоотношений между детьми?
Вывод:
Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.
Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.
Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях.
Как было сказано выше, школа и семья должны работать совместно, так как у них единая цель – воспитание личности. От взаимоотношения учителей, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Большую роль в данной цепи взаимоотношений играют отношения между учителем и родителями.
Мне кажется, работа учителя должна строиться на принципе уважения не только к ребенку, но и к его родителям. Педагогу необходимо проявлять к каждой личности искренний интерес, а не потребительское отношение.
Если не возникнет человеческого контакта, взаимопонимания между учителями и родителями, ничего не получится. Обычно родителей вызывают в школу, только чтобы потребовать от них влияния на ребенка или еще чего-нибудь морального или материального.
Я давно вывела для себя правило: об отрицательных сторонах ребенка, о его проблемах в учебе можно разговаривать с родителями только в индивидуальном порядке. А начинать с ними разговор необходимо с положительных характеристик ребенка. Только после этого стоит переходить к обсуждению его проблем.
Ни одна фамилия ребенка не должна упоминаться публично с отрицательными характеристиками. Только победы, только удачи ребят можно озвучивать при всех.
По-моему, сегодня на родительских собраниях уже никто никого не ругает. Этот опыт ушел в прошлое.
- У всех родителей время от времени возникают сложности в отношениях с детьми. Одни считают, что в таких ситуациях родителям стоит обратиться за помощью, советом к классному руководителю, у которых учится их ребенок. Другие считают, что этого делать не стоит. С какой точкой зрения согласны лично Вы - с первой или второй?
- Нередко бывает так, что между учителями и родителями школьников складываются
достаточно напряженные, конфликтные взаимоотношения. Как Вы думаете, каковы причины того, что между учителями и родителями порой складываются плохие взаимоотношения? Почему это происходит?
Недостаточный контакт между учителями и родителями, отсутствие взаимопонимания между ними
Виноваты родители, они перекладывают ответственность за воспитание детей на учителей
Плохое отношение учителей к детям, предвзятость, занижение оценок
Люди разные, в каждом случае свои причины
Конфликты возникают из-за детей
- Как Вы думаете, в тех случаях, когда между учителями и родителями складываются плохие взаимоотношения, в этом чаще бывают, виноваты учителя или родители?
Жалобы детей на учителей, защита родителями своих детей
- Почему родители избегают общения?
Каждый классный руководитель выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей: необходимо провести тщательную диагностику семейного воспитания, определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемое и сочетать в себе диалог и партнерские отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
само представление учителя на конкурсе "Самый классный классный"
представление педагога на конкурсе...
само представление учителя на конкурсе "Самый классный классный"
представление педагога на конкурсе...
Самопрезентация классного руководителя на конкурсе "Самый классный, классный"
Презентация в виде представления....
Компьютерная презентация на тему "Я и мой класс" (Конкурс "Самый классный классный")
Конкурс "Самый классный классный" Презентация на тему "Я и мой класс"...
Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"
РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...