Открытая дискуссия на конкурсе «Самый классный классный» Тема: Этика взаимоотношений в классном коллективе
учебно-методический материал на тему

Бородынкина Светлана Ивановна

Тема: Этика взаимоотношений в классном коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_vzaimootnosheniy_v_klassnom_kollektive_diskussiya.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

            Открытая  дискуссия на конкурсе «Самый классный классный»

                        Классный руководитель 10 класса  МБОУ СОШ №3 п.Клетня

                                                                     Бородынкина С.И.

Тема: Этика взаимоотношений в классном коллективе

    Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется “обратная связь”. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

           Однажды я услышала притчу, которая меня очень заинтересовала. Хотя чувствую, что полностью я ее так и не поняла.

Странствующий путник очень долгие годы путешествовал по миру в поисках своего учителя. Но где бы он ни побывал, с какими бы известными учителями не встречался, все они не устраивали его по каким-либо причинам.

Но вот однажды он услышал о великом учителе и после долгих поисков разыскал его жилище. Войдя в дом, путник спросил у его хозяина:

- Ты правда великий учитель?

На что тот ответил:

- Да, я мастер в своем деле.

- Словам я не доверяю, - сказал путник: - Я буду твоим учеником, буду делать, что ты скажешь, но только при одном условии: ты должен показать мне чудо. И только если ты действительно покажешь мне настоящее чудо, то я стану твоим учеником.

Маг выслушал его, грустно улыбнулся и... совершил чудо! Путник, увидев чудо, упал на колени, протянул руки к еще сверкающему в лучах чуда магу и прокричал:

- Да, Вы действительно настоящий учитель! И я хочу быть Вашим учеником!

На что учитель ответил:

- В то время, как ты обрел учителя, я потерял ученика. Теперь ты мне не нужен.

Путник удивленно спросил:

- Как? Почему??? Что я неправильно сделал?!

Но он так и не получил ответа и ушел ни с чем.

Я хотела бы узнать Ваше мнение, в чем же путник допустил ошибку? И в чем был смысл отказа учителя?

Вывод:

Если ученик сумел пойти дальше своего учителя, то это значит, что его учитель действительно велик. Но если учитель будет насаждать в школе гегемонию, культ своей личности, поощрять догматизм, создание кумиров и т.д., то сознание учеников в этой школе, несомненно, будет закомплексованным, зажатым, не способным к свободному полету мысли.

Так что же негативного усмотрел учитель в поведении претендента? Мне кажется, что учитель заметил огонек фанатизма в глазах у путника, его страсть к подчиненности, покорности величию мастера, который в один миг превратился в идола, кумира.

И это чудо, которое продемонстрировал учитель, теперь навеки будет лежать непреодолимой глыбой на жизненном пути такого ученика. Он никогда не сможет позволить себе не только обойти своего учителя, но и даже хоть в чем-то ему возразить, высказать собственное мнение.

А для учителя это настоящий крах его профессионализма. Такой ученик ему, естественно, был не нужен, и поэтому он отказал ему в обучении. А вот дерзкого, заносчивого, несговорчивого он бы взял к себе в ученики не только с большим удовольствием, но и считал бы такую находку большой удачей.

Весь вопрос заключен в той цели, которую ставит перед собой учитель. Если задачей является развитие и продвижение знания, то это значит, что каждый ученик просто обязан обойти своего учителя. Если же цель в утверждении своего величия, то фактор "сдержать и не пущать" становится основополагающим

Общение со сверстниками - это еще одно направление общения, которое играет важную роль для детей

В детском коллективе  взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д.

Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Нарушение общения часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

 НА ваш взгляд, что может сделать классный руководитель, для формирования дружеских взаимоотношений между детьми?

Вывод:

Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.

Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.

Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях.

Как было сказано выше, школа и семья должны работать совместно, так как у них единая цель – воспитание личности. От взаимоотношения учителей, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Большую роль в данной цепи взаимоотношений играют отношения между учителем и родителями.

Мне кажется, работа учителя должна строиться на принципе уважения не только к ребенку, но и к его родителям. Педагогу необходимо проявлять к каждой личности искренний интерес, а не потребительское отношение.

Если не возникнет человеческого контакта, взаимопонимания между учителями и родителями, ничего не получится. Обычно родителей вызывают в школу, только чтобы потребовать от них влияния на ребенка или еще чего-нибудь морального или материального.

Я давно вывела для себя правило: об отрицательных сторонах ребенка, о его проблемах в учебе можно разговаривать с родителями только в индивидуальном порядке. А начинать с ними разговор необходимо с положительных характеристик ребенка. Только после этого стоит переходить к обсуждению его проблем.

Ни одна фамилия ребенка не должна упоминаться публично с отрицательными характеристиками. Только победы, только удачи ребят можно озвучивать при всех.

 По-моему, сегодня на родительских собраниях уже никто никого не ругает. Этот опыт ушел в прошлое.

  1. У всех родителей время от времени возникают сложности в отношениях с детьми. Одни считают, что в таких ситуациях родителям стоит обратиться за помощью, советом к классному руководителю, у которых учится их ребенок. Другие считают, что этого делать не стоит. С какой точкой зрения согласны лично Вы - с первой или второй?

  1. Нередко бывает так, что между учителями и родителями школьников складываются

достаточно напряженные, конфликтные взаимоотношения. Как Вы думаете, каковы причины того, что между учителями и родителями порой складываются плохие взаимоотношения? Почему это происходит?

Недостаточный контакт между учителями и родителями, отсутствие взаимопонимания между ними

Виноваты родители, они перекладывают ответственность за воспитание детей на учителей

Плохое отношение учителей к детям, предвзятость, занижение оценок

Люди разные, в каждом случае свои причины

Конфликты возникают из-за детей

  1. Как Вы думаете, в тех случаях, когда между учителями и родителями складываются плохие взаимоотношения, в этом чаще бывают,  виноваты учителя или родители?        

Жалобы детей на учителей, защита родителями своих детей

  1.  Почему родители избегают общения?

         

Каждый классный руководитель выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей: необходимо провести тщательную диагностику семейного воспитания, определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемое и сочетать в себе диалог и партнерские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Компьютерная презентация на тему "Я и мой класс" (Конкурс "Самый классный классный")

Конкурс "Самый классный классный" Презентация на тему "Я и мой класс"...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...