Классный час. Этика. Ее нравственные ценности и качества.
классный час (8, 9 класс) на тему
К.Д. Ушинский , заложивший основы педагогической мысли в России, особенно подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания, как основу для развития индивидуальности. Не секрет, что сегодня многие подростки понимают, что отношения в обществе должны быть нравственными (особенно по отношению к ним), но сами они не всегда утруждают себя следовать этим нравственным правилам. Как же воспитать у подростков потребность в нравственном отношении ко всему, что рядом - окружающим нас людям, природе,к Отечеству? Достичь этого можно совместными усилиями всех: учителей, воспитателей, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_etike.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час.
Этика. Её нравственные ценности и качества.
Главное условие нравственности – желание
стать нравственным».
Сенека
Цель: - познакомить учащихся с понятиями «этика», «нравственность»,
с нравственными ценностями и качествами;
- воспитывать потребность в самовоспитании
и самосовершенствовании, в сознательном выполнении этических
норм поведения;
- формировать осознанное волевое поведение.
Мудрые мысли.
Аристотель: «Нельзя быть практичным, не будучи нравственным».
И.В. Гете: «Главный фундамент нравственности есть добрая воля».
Сенека: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней».
Ф.М. Достоевский: «Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием».
Г.Флобер «Все, что прекрасно – нравственно».
Л.Н.Толстой «Ценность нравственности определяется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а степенью доброго усилия».
И.Кант: «Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».
Б Паскаль: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться».
Словарь: этика, мораль, нравственность, нравственные ценности и качества.
Ход занятия.
Этика – наука о морали. Она описывает мораль, объясняет мораль, учит морали.
Этика – это учение о нравственности.
Этика включает в себя знания о морали и нравственности, но поскольку обе они являются составной частью культуры жизни, то этику иногда называют и учением о жизни.
Понятие мораль очень близко к понятию этики и часто используется как его синоним. Мораль – это идеальная программа, которая ориентирована на разумное и доброе.
Нравственность – это правила, определяющие поведение человека, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.
Этика сформировалась в рабовладельческом строе. Термин «этика» как учение о нравственности был введен Аристотелем в IV веке до нашей эры.
Человек вышел в процесс эволюции из животного мира и является живым существом. Возникают вопросы:
- есть ли нравственность у других живых существ (верность лебедей, забота матери о потомстве, коллективизм муравьёв, убийство только для того, чтобы жить с целью добычи пищи и т.д.)? (ответы учащихся)
- есть ли в человеке что-то, что-либо помогает, либо мешает сформироваться нравственным качествам? (ответы учащихся)
Вывод: первое – у животных действует инстинкт, врожденное поведение, следовательно, они живут так, как живут, а не так как должно и их поведение не меняется;
второе – Д. Локк сказал: «Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врожденные».
Если нравственные ценности и качества не врождённые, то, что же влияет на их формирование? (ответы учащихся)
Как вы понимаете утверждение древних: «Коня можно подвести к водопою, но заставить его пить нельзя»
Вывод: не столько воспитание, обучение играет роль в формировании нравственных ценностей и качеств, сколько самовоспитание, самообучение и самосовершенствование.
«К великой скорби всех моралистов, оказывается, научит морали нельзя. Но научиться можно. Нравственную позицию можно выработать самостоятельно, изучая суждения мудрецов, слова и поступки людей и их собственные поступки» - Зеленкова, Беляева. В каждой общественной системе, в каждой стране есть правила общественного поведения, законы, которые определяют поведение человека. Но можно ли лишь с помощью закона сделать человека добрым и справедливым? Почему? (ответы учащихся).
Вывод. Можно в школе каждый день долбить, что такое хорошо и что такое плохо, но без нравственного преобразования самого человека, без наведения настоящего порядка внутри себя нравственного общества не построить. Без отдельных нравственных людей не может быть и нравственного общества. Вот почему наведения порядка внутри себя должно стать обычной нормой для каждого члена общества.
Объясните, пожалуйста, что такое, по вашему мнению, нравственные ценности и нравственные качества. Что вы к ним относите?
Нравственные ценности – это то, что значимо для человека, общества.
Это: 1) смысл жизни,
2) свобода (но не вседозволенность) в сочетании с моральной
ответственностью и оценкой,
3) счастье.
Нравственные качества – это определенные черты характера, присущие человеку, его отношение к миру и людям. Философы, педагоги определяют различные нравственные качества, но во всех прослеживается одна общая закономерность – все они основываются на человеколюбии.
«Смысл приличий в том, - утверждает Б.В. Бушелева, - что они являются условными формами поведения, в которых как бы зашифровано, закодировано положительное отношение к человеку»
Так, христианская этика определяет следующие нравственные качества: любовь ко всему живому и сущему, доброта и милосердие, мудрость, бескорыстие (альтруизм), трудолюбие («Не укради») и честность.
Уважение человеческого достоинства, которое проявляется в вежливости, готовности выслушать другого, скромности и внимании, в соблюдении правил поведения.
Кант предлагает такие нравственные качества как доброта и доброжелательность, справедливость, приветливость, человечность, дружественность, вежливость, любовь к другим, желание счастья другим.
Каменский выделяет такие основные добродетели:
мудрость, умеренность, мужество, справедливость, благородное прямодушие, выносливость в труде, готовность услужить другим и охоту к этому, почтение к старшим людям.
На определение нравственных качеств оказывает влияние религия, национальный фактор, но выделяются общечеловеческие ценности. Можно определить общее содержание нравственности различных народов. Это – уважение к старшим людям, патриотизм, семейная и половая мораль, трудолюбие, коллективизм. Общее содержание нравственности особенно ярко проявляется в пословицах и поговорках. В них моральные принципы раскрываются в афористической форме. Например. Патриотизм – «Дым отечества ярче огня чужбины» (лат.); «Чем быть шахом в чужой стране, лучше быть нищим в своей» (туркм.); «И дым Отечества нам сладок и приятен» (Грибоедов). Трудолюбие – «Без труда не вытянешь рыбку из пруда» (рус.); «Лодырю и порог кажется вершиной горы» (тюрк.); «Кушай вчерашнее, делай завтрашнее» (дагест.). Отношение к богатству – «Доброе имя — значит больше, чем богатство» (лат); «Богатство слаще отца и матери, но жизнь дороже дома, полного золота» (тюрк.); «Не с деньгами жить, а добрыми людьми» (рус.) и т.д.
Следовательно, содержание морали у всех примерно одинаково. Люди сами для себя чтят заповеди морали.
Можно выделить основные этические категории, определяющие выбор человека на его жизненном пути: гуманность, добродетель, милосердие, долг, гражданственность. Эта мысль прослеживается и в строках Б. Окуджавы:
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
В нашем обществе в результате произошедших в нем перемен появилось немало людей, которые возвели в культ деньги и силу, считая, что с их помощью безнаказанно можно делать всё. Эта чудовищная идея страшна тем, что растлевает молодые, неокрепшие души, толкая поверивших в нее, на путь преступления.
Правим миром мы единолично,
Ведь наша власть над человеком безгранична.
От денег все зависят люди:
Так было есть и будет.
И в рабство к ним безвольно
Стремятся люди добровольно.
Готовы душу дьяволу продать
За то, чтоб только нами обладать.
Но как же ошибаются они:
Их действия сродни
Полету мотылька,
Которого, как будто бы, коварная рука
Влечёт в ночи
На пламя яркое свечи.
Как крылья мотылек тот обжигает,
Так незаметно попадает
В плен алчности и человек.
И даже волнам полноводных рек
Не утолить той жажды,
Что деньги в нём зажгли однажды.
И с каждым днём
Сжигаемые жадности гнём
Растут тех пленников ряды.
Как свет неведомой звезды,
Людей чарует звон монет,
И ничего для них святого нет.
Но в мире ценности другие есть,
Вмешалась красота.
Достоинство, отвага, честь
И светлая мечта.
А разве деньги могут заменить
Сочувствие и пониманье?
Нельзя на них
Может ли быть усредненный вариант жизненных позиций человека?
Что же определяет норму человеческой жизни? (ответы учащихся).
Б. Паскаль сказал: «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни».
Да, норму человеческой жизни определяют те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек. Задумайтесь, что является для вас ценностью? Какие ценности преобладают: духовные или материальные? Практическое задание.
1. Оцените с позиции морали поведение различных животных в книге Р. Киплинга «Маугли».
2. Важным нравственным качеством, которое отмечают все философы, педагоги, является патриотизм. Что значит быть патриотом? Выберите из предложенных вариантов ваш ответ: быть патриотом – это…
а) гордиться символикой своей страны;
б) считать все свое лучшим, чем заграничное;
в) вести счет боевым победам своего государства;
г) любить свой народ;
д) «раньше думать о Родине, а потом о себе»
3. «Золотое правило нравственности» гласит: чего себе не желаешь,
того другим не делай. Премините его в различных ситуациях:
а) два купца спорят по поводу торговой сделки;
б) старый человек нуждается в помощи молодого;
в) вор крадет имущество;
г) голодный крадет кусок хлеба;
д) подружки «перемывают косточки» знакомым;
е) гражданин отказывается от несения воинской службы.
Универсально ли «золотое правило»? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни?
- В кодексе приличий на Востоке (Адаб-уль-Саликын) приводится старинный стих: «Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред ни одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение». Согласны ли вы с этим выражением?
Домашнее задание. Напишите мини сочинения-рассуждения, отвечая на вопросы:
1. Как выглядела бы жизнь, если бы все, безусловно, стали выполнять моральные требования?
2. Может ли мораль приносить вред?
3. Какие нравственные качества вы цените больше всего? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Поговорим о нравственных ценностях». 7 класс.
Задачи: формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности; формировать нравственные идеалы на положительных примерах; умение самоорганизации, инд...
классный час в 7 классе "Нравственные ценности моей семьи"
Классный час на тему «Нравственные ценности моей семьи» Цель: формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к семье и семейным традициям; развитие умения работать в гру...
Работа классного руководителя и родителей по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации ФГОС ООО.
Задачи и направление содержательной деятельности с родителями, массовые мероприятия с родителями,организация совместной общественно-значимой деятельности. формы работы с родителями....
Классный час "Мои нравственные ценности"
Классный час в форме диспута о доброте, справедливости...
Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"
Конспект классного часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....
Классный час «Поговорим о нравственных ценностях». 8 класс.
Классный час «Поговорим о нравственных ценностях». 8 класс.Задачи: формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности; формировать нравственные идеа...
Классный час "Поговорим о нравственных ценностях"
Классный час для 8 класса...