Классный час. Этика. Ее нравственные ценности и качества.
классный час (8, 9 класс) на тему

К.Д. Ушинский , заложивший основы педагогической мысли в России, особенно подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания, как основу для развития индивидуальности. Не секрет, что сегодня многие подростки понимают, что отношения в обществе должны быть нравственными (особенно по отношению к ним), но сами они не всегда утруждают себя следовать этим нравственным правилам. Как же воспитать у подростков потребность в нравственном отношении ко всему, что рядом - окружающим нас людям, природе,к Отечеству? Достичь этого можно совместными усилиями всех: учителей, воспитателей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_etike.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.

Этика. Её нравственные ценности и качества.

                                                Главное условие нравственности – желание

                                                стать нравственным».

                                                                                                                       Сенека

Цель: - познакомить учащихся с понятиями «этика», «нравственность»,

              с нравственными ценностями и качествами;

            - воспитывать потребность в самовоспитании

             и самосовершенствовании, в сознательном выполнении этических

             норм поведения;

           - формировать осознанное волевое поведение.

Мудрые мысли.

        Аристотель: «Нельзя быть практичным, не будучи нравственным».

И.В. Гете: «Главный фундамент нравственности есть добрая воля».

        Сенека: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней».

Ф.М. Достоевский: «Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием».

        Г.Флобер «Все, что прекрасно – нравственно».

        Л.Н.Толстой «Ценность нравственности определяется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а степенью доброго усилия».

И.Кант: «Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».

Б Паскаль: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться».

Словарь: этика, мораль, нравственность, нравственные ценности и качества.

Ход занятия.

Этика – наука о морали. Она описывает мораль, объясняет мораль, учит морали.

        Этика – это учение о нравственности.

        Этика включает в себя знания о морали и нравственности, но поскольку обе они являются составной частью культуры жизни, то этику иногда называют и учением о жизни.

        Понятие мораль очень близко к понятию этики и часто используется как его синоним. Мораль – это идеальная программа, которая ориентирована на разумное и доброе.

Нравственность – это правила, определяющие поведение человека, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

        Этика сформировалась в рабовладельческом строе. Термин «этика» как учение о нравственности был введен Аристотелем в IV веке до нашей эры.

        Человек вышел в процесс эволюции из животного мира и является живым существом. Возникают вопросы:

- есть ли нравственность у других живых существ (верность лебедей, забота матери о потомстве, коллективизм муравьёв, убийство только для того, чтобы жить с целью добычи пищи и т.д.)?  (ответы учащихся)

- есть ли в человеке что-то, что-либо помогает, либо мешает сформироваться нравственным качествам?  (ответы учащихся)

Вывод: первое – у животных действует инстинкт, врожденное поведение, следовательно, они живут так, как живут, а не так как должно и их поведение не меняется;

второе – Д. Локк сказал: «Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врожденные».

        Если нравственные ценности и качества не врождённые, то, что же влияет на их формирование? (ответы учащихся)

        Как вы понимаете утверждение древних: «Коня можно подвести к водопою, но заставить его пить нельзя»

        Вывод: не столько воспитание, обучение играет роль в формировании нравственных ценностей и качеств, сколько самовоспитание, самообучение и самосовершенствование.

«К великой скорби всех моралистов, оказывается, научит морали нельзя. Но научиться можно. Нравственную позицию можно выработать самостоятельно, изучая суждения мудрецов, слова и поступки людей и их собственные поступки» - Зеленкова, Беляева. В каждой общественной системе, в каждой стране есть правила общественного поведения, законы, которые определяют поведение человека. Но можно ли лишь с помощью закона сделать человека добрым и справедливым? Почему? (ответы учащихся).

        Вывод. Можно в школе каждый день долбить, что такое хорошо и что такое плохо, но без нравственного преобразования самого человека, без наведения настоящего порядка внутри себя нравственного общества не построить. Без отдельных нравственных людей не может быть и нравственного общества. Вот почему наведения порядка внутри себя должно стать обычной нормой для каждого члена общества.

Объясните, пожалуйста, что такое, по вашему мнению, нравственные ценности и нравственные качества. Что вы к ним относите?

Нравственные ценности – это то, что значимо для человека, общества.

Это:   1) смысл жизни,

2) свобода (но не вседозволенность) в сочетании с моральной

          ответственностью и оценкой,

3) счастье.

Нравственные качества – это определенные черты характера, присущие человеку, его отношение к миру и людям. Философы, педагоги определяют различные нравственные качества, но во всех прослеживается одна общая закономерность – все они основываются на человеколюбии.

«Смысл приличий в том, - утверждает Б.В. Бушелева, - что они являются условными формами поведения, в которых как бы зашифровано, закодировано положительное отношение к человеку»

Так, христианская этика определяет следующие нравственные качества: любовь ко всему живому и сущему, доброта и милосердие, мудрость, бескорыстие (альтруизм), трудолюбие («Не укради») и честность.

Уважение человеческого достоинства, которое проявляется в вежливости, готовности выслушать другого, скромности и внимании, в соблюдении правил поведения.

        Кант предлагает такие нравственные качества как доброта и доброжелательность, справедливость, приветливость, человечность, дружественность, вежливость, любовь к другим, желание счастья другим.

        Каменский выделяет такие основные добродетели:

мудрость, умеренность, мужество, справедливость, благородное прямодушие, выносливость в труде, готовность услужить другим и охоту к этому, почтение к старшим людям.

На определение нравственных качеств оказывает влияние религия, национальный фактор, но выделяются общечеловеческие ценности. Можно определить общее содержание нравственности различных народов. Это – уважение к старшим людям, патриотизм, семейная и половая мораль, трудолюбие, коллективизм. Общее содержание нравственности особенно ярко проявляется в пословицах и поговорках. В них моральные принципы раскрываются в афористической форме. Например. Патриотизм – «Дым отечества ярче огня чужбины» (лат.); «Чем быть шахом в чужой стране, лучше быть нищим в своей» (туркм.); «И дым Отечества нам сладок и приятен» (Грибоедов). Трудолюбие – «Без труда не вытянешь рыбку из пруда» (рус.); «Лодырю и порог кажется вершиной горы» (тюрк.); «Кушай вчерашнее, делай завтрашнее» (дагест.). Отношение к богатству – «Доброе имя — значит больше, чем богатство» (лат); «Богатство слаще отца и матери, но жизнь дороже дома, полного золота» (тюрк.); «Не с деньгами жить, а добрыми людьми» (рус.) и т.д.

Следовательно, содержание морали у всех примерно одинаково. Люди сами для себя чтят заповеди морали.

 Можно выделить основные этические категории, определяющие выбор человека на его жизненном пути: гуманность, добродетель, милосердие, долг, гражданственность. Эта мысль прослеживается и в строках Б. Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь.

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

В нашем обществе в результате произошедших в нем перемен появилось немало людей, которые возвели в культ деньги и силу, считая, что с их помощью безнаказанно можно делать всё. Эта чудовищная идея страшна тем, что растлевает молодые, неокрепшие души, толкая поверивших в нее, на путь преступления.

Правим миром мы единолично,

Ведь наша власть над человеком безгранична.

От денег все зависят люди:

Так было есть и будет.

И в рабство к ним безвольно

Стремятся люди добровольно.

Готовы душу дьяволу продать

За то, чтоб только нами обладать.

Но как же ошибаются они:

Их действия сродни

Полету мотылька,

Которого, как будто бы, коварная рука

Влечёт в ночи

На пламя яркое свечи.

Как крылья мотылек тот обжигает,

Так незаметно попадает

В плен алчности и человек.

И даже волнам полноводных рек

Не утолить той жажды,

Что деньги в нём зажгли однажды.

И с каждым днём

Сжигаемые жадности гнём

Растут тех пленников ряды.

Как свет неведомой звезды,

Людей чарует звон монет,

И ничего для них святого нет.

Но в мире ценности другие есть,

Вмешалась красота.

Достоинство, отвага, честь

И светлая мечта.

А разве деньги могут заменить

Сочувствие и пониманье?

Нельзя на них  

Может ли быть усредненный вариант жизненных позиций человека?

Что же определяет норму человеческой жизни? (ответы учащихся).

Б. Паскаль сказал: «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни».

 Да, норму человеческой жизни определяют те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек. Задумайтесь, что является для вас ценностью? Какие ценности преобладают: духовные или материальные? Практическое задание.

        1. Оцените с позиции морали поведение различных животных в книге Р. Киплинга «Маугли».

2. Важным нравственным качеством, которое отмечают все философы, педагоги, является патриотизм. Что значит быть патриотом? Выберите из предложенных вариантов ваш ответ: быть патриотом – это…

а) гордиться символикой своей страны;

б) считать все свое лучшим, чем заграничное;

в) вести счет боевым победам своего государства;

г) любить свой народ;

д) «раньше думать о Родине, а потом о себе»

3. «Золотое правило нравственности» гласит: чего себе не желаешь,

того другим не делай. Премините его в различных ситуациях:

а) два купца спорят по поводу торговой сделки;

б) старый человек нуждается в помощи молодого;

в) вор крадет имущество;

г) голодный крадет кусок хлеба;

д) подружки «перемывают косточки» знакомым;

е) гражданин отказывается от несения воинской службы.

Универсально ли «золотое правило»? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни?

  1. В кодексе приличий на Востоке (Адаб-уль-Саликын) приводится старинный стих: «Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред ни одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение». Согласны ли вы с этим выражением?

 Домашнее задание. Напишите мини сочинения-рассуждения, отвечая на вопросы:

1. Как выглядела бы жизнь, если бы все, безусловно, стали выполнять моральные требования?

2. Может ли мораль приносить вред?

3. Какие нравственные качества вы цените больше всего? Почему?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Поговорим о нравственных ценностях». 7 класс.

Задачи: формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности; формировать нравственные идеалы на положительных примерах;  умение самоорганизации, инд...

классный час в 7 классе "Нравственные ценности моей семьи"

Классный час на тему «Нравственные ценности моей семьи» Цель: формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к семье и семейным традициям; развитие умения работать в гру...

Работа классного руководителя и родителей по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации ФГОС ООО.

Задачи и направление содержательной деятельности с родителями, массовые мероприятия с родителями,организация совместной общественно-значимой деятельности. формы работы с родителями....

Классный час "Мои нравственные ценности"

Классный час в форме диспута о доброте, справедливости...

Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"

Конспект классного  часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....

Классный час «Поговорим о нравственных ценностях». 8 класс.

Классный час  «Поговорим о нравственных ценностях». 8 класс.Задачи: формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности; формировать нравственные идеа...