СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ К НЕМУ "Этика есть безграничная ответственность за всё"
классный час на тему
Этика разделена на части и рассматривается понемногу каждая из них: как нужно есть, одеваться, разговаривать и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час "Этика есть безграничная ответственность за всё" | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час.
Тема: «Этика есть безграничная ответственность за всё».
Оборудование
- мультимедиапроектор
- ноутбук
- CD со слайдами
- компьютеры с подключением к интернету для проведения тестирования
Предварительная работа
- провести анкетирование среди студентов группы и преподавателей, работающих с ними; вопрос: «Кого вы считаете самым воспитанным студентом в группе?»
- подготовить слайды с основными этапами классного часа
- для тренинга приготовить галстуки по количеству студентов, второе блюдо для работы ножом и вилкой, столовые приборы на нескольких человек, 2 стула для тренинга №4.
Цели проведения:
просветительная: акцентировать внимание учащихся на основных этических требованиях в поведении и общении с людьми; овладеть навыками культурного поведения.
ориентирующая: способствовать принятию личностью нравственно ценных идей; вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к человеку, к его личности на основе принципов гуманизма; стимулировать нравственно ценные мотивы поведения;
направляющая: помочь в овладении навыками культурного поведения.
Форма проведения: беседа, тестирование, тренировочные упражнения.
Аннотация
Классному руководителю надо достаточно четко представлять, с чего начинать развитие коллектива, над чем необходимо трудиться в первую очередь. Мной предлагается логика развития коллектива как движение от горсти сыпучего песка (когда каждый сам по себе), преодолевая состояние мягкой глины, к единению, которое можно сравнить с такими яркими образами, как «алый парус» и «горящий факел». Это нелегкий путь, и, как показывает практика, не многие группы становятся сплоченными коллективами, где есть забота друг о друге, легко учиться и интересно жить. Ребятам предстоит научиться откровенно и искренне обсуждать в группе любые проблемы и успешно решать их, с уважением относясь к тому, кто находится с тобой рядом большую часть дня. С этой целью предлагается данная разработка, которая рекомендуется для проведения среди студентов первого курса и, на мой взгляд, может способствовать принятию отдельным студентом нравственно ценных идей, вызвать у него эмоциональный сдвиг в отношении к человеку, к его личности на основе принципов гуманизма; стимулировать нравственно ценные мотивы поведения. Но одномоментно с такой серьёзной задачей не справиться, поэтому просто необходима система в проведении классных часов подобной тематики. Как вариант предлагаются сайты в интернете, где можно найти разработки по данной теме (смотри список литературы).
Сценарий проведения
Слово преподавателя.
Темой сегодняшнего кл.часа является этикет во всех его проявлениях.
СЛАЙД №1
А названием нашему мероприятию послужили слова Альберта Швейцера: «Этика есть безграничная ответственность за всё». Ответственность за всё, по большому счёту, - это и есть нравственность.
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Именно поэтому главной задачей для вас на сегодня является усвоение основных этических требований в поведении и общении с людьми, овладение навыками культурного поведения, так как это поможет нам в становлении настоящего коллектива. А насколько мы справимся с этой задачей, будет ясно в конце классного часа.
Итак, манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. Виссарион Григорьевич Белинский говорил (чтение слайда).
СЛАЙД №2.
В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.
Ученые Ф.Харрис и Р. Морган выделяют ряд характеристик организационной культуры. Несколько из них напрямую связаны с этикетом.
СЛАЙД №3.
- внешний вид, одежда и представление себя на работе -
(разнообразие деловых стилей, опрятность, косметика, прическа, униформа, спецодежда и проч.) - коммуникационная система и язык общения -
(использование устной, письменной, невербальной коммуникации, телефонный стиль, жаргон, жестикуляции и проч.) - что и как едят люди, привычки и традиции в этой области -
(организация питания, включая наличие или отсутствие таковых мест в компании, дотация питания, едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и проч.) - взаимоотношения между людьми -
(по возрасту, полу, статусу, власти, интеллекту, опыту, знаниям, рангу, степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов и проч.)
Прежде чем мы начнём рассматривать каждую из этих групп в отдельности, давайте посмотрим, насколько вы воспитаны.
ТЕСТ№1
Хорошо ли вы воспитаны?
Это можно проверить (впрочем, не принимая результаты слишком серьезно), если ответить "да" или "нет" на следующие вопросы:
1. | Вы всегда приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение? | да | |
2. | Выходя из здания, вы придерживаете тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом? | да | |
3. | Продвигаясь к выходу из трамвая, вы вежливо обращаетесь к пассажирам: "Пожалуйста, разрешите пройти"? | да | |
4. | Вы здороваетесь везде, куда бы ни пришли, даже в лифте и в магазине? | да | |
5. | В театре вы проходите к своему месту, повернувшись лицом к людям, которые уже сидят? | да | |
6. | Вы считаете, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление? | да | |
7. | Вы пришли в кинотеатр. Должна ли женщина снимать свой головной убор? | да | |
8. | Женщина, которую провожает мужчина, должна идти слева от него? | да | |
9. | Должен ли левша протягивать для рукопожатия левую руку? | да | |
10. | Должен ли мужчина, идя в компании двух дам, занимать место в центре? | да | |
11. | Можно ли выражать соболезнования по телефону? | да | |
12. | При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, вновь набрать номер телефона должен тот, кто звонил? | да |
СЛАЙД №4
Коммуникационная система и язык общения.
К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.
С чего начинается общение
Любое знакомство, да и вообще любое общение начинается с приветствия. Каким оно должно быть?
По этикету, приветствовать человека нужно словами:
"Здравствуйте!"
"Доброе утро!" "Добрый день!" "Добрый вечер!"
Как выразить просьбу
Деликатно, предельно вежливо, но без излишнего заискивания. Мы знаем лучше всего одно вежливое слово «пожалуйста», но можно это сделать иначе.
Формы:
Сделайте одолжение
Если вам не трудно (если вас не затруднит)
Не сочтите за труд, пожалуйста,…
Не могу ли я вас попросить сделать мне одолжение
Будьте так любезны
Не соблаговолите ли вы оказать мне любезность
ТРЕНИНГ №1
Каждый произносит фразу: «Не соблаговолите ли вы оказать мне любезность»
Выражение благодарности
Мы привыкли выражать благодарность словом «спасибо», но есть и другие формы:
Позвольте выразить мне свою благодарность
Благодарю вас
Я очень Вам признателен
Просто нет слов, чтобы выразить мою благодарность
Я до такой степени Вам благодарен, что мне трудно найти слова.
Как начать беседу
Варианты начала беседы могут быть разными, в зависимости от обстановки, в которой оказались вы с собеседником.
В людном месте хорошее начало разговора - просьба о помощи. В библиотеке можно спросить об интересующей вас книге, в магазине - расспросить о товарах, в картинной галерее - о той или иной картине, на улице - попросить показать дорогу или рассказать, как добраться до того или иного места.
Начать беседу можно и с комплимента собеседнику: "Никак не могу найти приличные джинсы. Вы (ты) не подскажете (подскажешь), где можно купить такие же, как у вас (тебя)?"
Или: "Ваши волосы выглядят просто великолепно! Если не секрет, каким шампунем вы пользуетесь?"
Мужчине хорошо сделать комплимент о его прекрасной физической форме, женщине - о ее вкусе.
Вполне подходят для начала разговора и банальности, вроде: "Эти бесконечные дожди просто невыносимы!", "Прекрасная погода, не правда ли?", "Вам не кажется, что сегодня на удивление жарко?", "Мы не могли встречаться раньше?"
Некоторые новые аспекты в этой области раскроет для вас следующий тест.
ТЕСТ№2
Умеете ли вы знакомиться?
Отличие этого теста от других состоит в том, что он показывает не знание этикета как таковое, а особенности вашего характера применительно к знакомству. Взгляните на себя со стороны!
1. | Должна ли дама вставать со стула, если ее знакомят с мужчиной почтенного возраста и положения (а), или она может познакомиться, не меняя своего положения (б)? | а |
2. | Вы вдруг забыли, как зовут вашу новую знакомую (знакомого). Должны ли вы напрямик попросить его (ее) напомнить свое имя (а), или его нужно выяснить окольными путями (б)? | а |
3. | Должен ли молодой человек при встрече с девушкой приподнимать головной убор, если на нем надет берет (а), или ему достаточно вынуть руки из карманов и сигарету изо рта (б)? | а |
4. | Нужно ли мужчине зимой при встрече со знакомым снимать перчатку для рукопожатия, если он протягивает руку в перчатке (а), или можно поздороваться, не снимая ее (б)? | а |
5. | Может ли девушка на дискотеке сама пригласить молодого симпатичного кавалера (а), или ей следует ждать инициативы от своего потенциального партнера (б)? | а |
6. | Если девушка идет первый раз к молодому человеку, должна ли она брать с собой подругу (а), или она вполне может обойтись без нее (б)? | а |
7. | Может ли молодой человек пригласить девушку куда-нибудь "посидеть", рассчитывая на финансовую поддержку с ее стороны (а), или ему необходимо повременить с приглашением до момента концентрации денежных знаков в собственном кармане (б)? | а |
8. | Должен ли хозяин дома вопреки своему вкусу, но по желанию приглашенной девушки ставить в четвертый раз одну и ту же пластинку (а), или он может ненавязчиво порекомендовать ей ознакомиться с другими мелодиями (б)? | а |
9. | Должен ли кавалер провожать девушку до дверей ее дома (а), или ему достаточно посадить ее в такси (б)? | а |
10. | Должен ли молодой человек расспрашивать свою новую избранницу о ее прошлом (а), или ему стоит удовлетвориться сведениями, которые она сама ему расскажет (б)? | а |
* | Ваш пол (результаты теста разные для мужчин и женщин) | жен. |
СЛАЙД №5
Что и как едят люди, привычки и традиции в этой области
Новорожденные младенцы плачут. Они не понимают, почему именно они плачут, — они просто чувствуют, что что-то не так. Но мама новорожденного знает, что ребенок голоден, и это дело вполне поправимо. Когда губы младенца смыкаются вокруг соска, из которого начинает течь молоко, что-то, что было не так, начинает восприниматься как нечто хорошее. Там, где было страдание, появляется удовольствие. Опять-таки, ребенок не понимает, как это происходит. Он просто знает, что благодаря еде мир становится лучше — и вряд ли кто-нибудь когда-либо забудет об этой связи.
Природа устроила так, что вызванный голодом дискомфорт устраняется при помощи пищи. А как насчет дискомфорта, вызванного напряженной работой, одиночеством или раздражением? Как насчет эмоциональных страданий, вызванных крайне избыточным весом, — может ли это быть утолено с помощью еды? Конечно, если речь о кратковременном облегчении, ответ будет утвердительным. Точно так же все эти проблемы можно на какой-то миг заглушить выпивкой или инъекцией героина. Но все подобные полумеры в действительности являются отступлением к состоянию детской зависимости, попыткой вновь пережить то ощущение, которое испытывает маленький ребенок, когда неким чудесным образом начинает чувствовать себя лучше. Увы, это одна из тех сфер, где нам «нет пути назад». В отношении пристрастия к еде отсюда можно извлечь следующий урок: если вы взрослый, не пытайтесь справиться со своими проблемами так, как вы это делали будучи ребенком: отношение к еде должно быть продиктовано в первую очередь этикетом. Вот некоторые из правил принятия пищи.
Суп следует есть не с конца ложки, а с бокового края.
Если колбаса подана неочищенной, то каждый кусочек очищают на тарелке ножом и вилкой. Сухую колбасу едят с кожицей. Сосиски в тонкой кожуре можно съесть вместе с ней, а толстую кожицу, во избежание желудочных неприятностей, лучше снять.
Птицу едят с помощью ножа и вилки. При этом стоит смириться с тем, что на косточке останется немного мяса. В домашних условиях можно позволить себе взять куриную ножку в руки.
СЛАЙД №6
ТРЕНИНГ №2.
Студенты показывают умение есть ножом и вилкой.
Люди старшего поколения с ужасом смотрят на то, как режут ножом, например, блины или блинчики. Но это допустимо. Можно также пользоваться ножом для рубленого шницеля, картофельных оладий, овощных котлет, в крайнем случае, даже для вареников. По желанию можно обойтись одной вилкой.
Сидя за столом, не режем хлеб ножом, а отламываем маленькие кусочки от куска, взятого из хлебницы.
Более свободно обходимся с хлебом при завтраке. Можно кусок хлеба намазать маслом и откусывать от куска. Хлеб, намазанный маслом, не режем ножом.
Во время завтрака на такой кусочек хлеба лучше положить ветчину или сыр, это будет уже бутерброд, который можно разрезать пополам, чтобы было удобнее есть.
Очень неприлично уезжать тотчас после обеда, всегда нужно подождать, по крайней мере, полчаса.
Как вы уяснили то, о чём мы говорили сейчас, сможете проверить, выполнив следующий тест.
ТЕСТ №3.
Знаете ли вы правила столового этикета?
Поведение за столом, будь то в кафе, ресторане или дома, в кругу семьи, должно соответствовать определенным нормам.
1. | Вы садитесь за стол, который сервирован разнообразными столовыми приборами. В центре возвышается белая накрахмаленная салфетка. Что вы станете с ней делать? Развернете и положите на колени (а) или на грудь (б)? | а |
2. | Перед вами несколько ножей и вилок. Какими приборами вы воспользуетесь сначала: теми, что лежат дальше от тарелки (а), или теми, что лежат ближе к тарелке (б). | а |
3. | В гостях за обеденным столом гость-мужчина сидит в окружении женщин, т. е. слева и справа от него сидят женщины. Кому из них он должен уделять преимущественное внимание: той, что сидит слева от него (а), или той, что сидит справа (б)? | а |
4. | Вам подали второе мясное блюдо. Следует ли сразу разрезать мясо на более мелкие части (а) или постепенно отделять маленькие кусочки от целого (б)? | а |
5. | Можно ли второй раз взять понравившееся кушанье в гостях (а) или это неприлично (б)? | а |
6. | Если вы хотите попробовать кушанье, которое стоит далеко от вас, то вы сами потянетесь за ним (а) или попросите передать его (б)? | а |
7. | В гостях вы съедаете все, что положили на свою тарелку (а), или часть оставляете на тарелке (б)? | а |
8. | Если вам не нравится предлагаемая хозяйкой еда, вы благодарите ее за внимание и отказываетесь, не объясняя причин (а), или говорите о причине отказа (б)? | а |
9. | Считаете ли вы, что хлеб из хлебницы надо брать вилкой (а) или рукой (б)? | а |
10. | Вы обедаете в ресторане, где вас обслуживает официант. Вы закончили есть второе и хотите показать это официанту, чтобы он убрал приборы. Для этого вы положите нож и вилку на тарелку параллельно друг другу ручками вправо (а) или нож (справа) и вилку (слева) острыми концами в тарелку (б)? | а |
|
СЛАЙД №7
Взаимоотношения между людьми
Интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливости, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.
СЛАЙД №8
ТЕСТ №4.
Хороший ли вы сын (или дочь)? Тест для юных посетителей
Посмотрите на себя с точки зрения родителей.
1. | Если вам приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаете ли вы об этом родным (запиской, по телефону, через товарища)? | да |
2. | Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка дров), а вас отправляют на улицу или в кино, "чтобы не крутились под ногами"? | да |
3. | Отложите на минутку книжку и осмотрите квартиру не своими, а мамиными глазами. Есть ли в комнатах вещи, которые лежат не на месте? | да |
4. | Можете ли вы сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер? | да |
5. | Свои нужды (купить коньки, мяч, джинсы) вы, наверное, знаете хорошо. А известно ли вам, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести ее? | да |
6. | Случается ли, что помимо маминого поручения вы выполняете еще какую-нибудь работу "от себя", по своей инициативе (например, вас просили протереть пол в прихожей, а вы еще и всю обувь привели в порядок)? | да |
7. | Мама угощает вас апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли вы проверяете, досталось ли вкусное взрослым? (А может быть, вы и вправду верите, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?) | да |
8. | У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаете ли вы свое нежелание остаться дома одному (просите их не уходить, требуете взять вас с собой, говорите, что вам одному страшно, или, может быть, молча сидите с кислым и недовольным лицом)? | да |
9. | У вас дома гости. Приходится ли родным напоминать вам, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор? | да |
10. | Стесняетесь ли вы дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания? | да |
СЛАЙД №9.
Чтение высказывания на слайде.
Естественно, мы не могли обойти вниманием правила общения меду мужчинами и женщинами, между девушками и юношами.
ТРЕНИНГ №3.
Двое студентов, молодой человек и девушка, показывают, как они выходят и заходят в кабинет, преподаватель поправляет их, если очерёдность неправильна.
Это ещё один раздел правил поведения при взаимоотношении мужчины и женщины.
Основные правила.
НЕЛЬЗЯ
- входить в комнату впереди женщины, если только там не темно и вам не нужно включать свет, чтобы она могла войти;
- идти позади женщины вниз по лестнице и впереди вверх по лестнице, если только она не вxoдит в темную комнату или холл;
- сидеть в присутствии стоящей дамы;
- садиться без приглашения.
СЛАЙД №10
Внешний вид, одежда и представление себя на работе
Провожают нас по уму, а встречают всё-таки по одёжке. С первого взгляда мы должны произвести положительное впечатление. Как этого достичь? Проверим, знаете ли вы основные правила этикета относительно одежды и внешнего вида.
Всё-таки основной одеждой мужчины является пиджак и костюм, как бы этому не сопротивлялась молодёжь. Что вы должны знать по этому поводу?
В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджаке входят к знакомым, в ресторан, в зрительный зал театра, сидят в президиуме или выступают с докладом, но при этом следует знать, что нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают. Расстегнуть пуговицы пиджака можно на обеде, ужине или сидя в кресле.
Пиджак предпочтительнее классический "английский" (с двумя шлицами сзади). В отличие от "европейского" (без шлиц) и "американского " (с одной шлицей) он позволяет своему обладателю не только элегантно стоять, но и элегантно сидеть; брюки должны быть такой длины, чтобы спереди чуть спускаться на обувь, а сзади доходить до начала каблука.
СЛАЙД №11
Галстук лишь тогда галстук, когда он правильно завязан, а не болтается на шее, как кусок веревки. Лишь благодаря нему получается деталь, украшающая мужчину. Проще всего бывает, конечно, летом, когда забываешь о всех этих вещах и надеваешь спортивную рубашку, к которой галстук не нужен. Однако подобное послабление недопустимо, когда идешь на праздничный вечер или в театр.
СЛАЙД №12
ТРЕНИНГ №4.
Учимся завязывать галстук по схеме. Галстуки заготовлены заранее.
СЛАЙД №13 (часть 1)
Зажимы на галстуках носить не принято. В крайнем случае, можно заколоть узел однотонного галстука булавкой.
Элегантный мужчина всегда имеет при себе два носовых платка: один - в кармане брюк, им он пользуется по назначению (не комкая после употребления!), второй - непорочной чистоты - во внутреннем кармане пиджака. Этому, второму, уготована более ответственная миссия: протереть очки, уголком вытащить из женского глаза соринку и т. д. Платок номер два можно носить и в верхнем наружном карманчике пиджака; уголки платочка, выглядывающие из кармана, придают некоторый шик.
Мужчина, который следит за собой, никогда не запустит волосы до такой степени, что его очередная стрижка становится заметной. Стрижется он так часто, как нужно для поддержания постоянной прически. Мужчина, старающийся прикрыть лысину длинными волосами, зачесанными с боков или сзади, должен понимать, что он никого не обманет и, скорее всего, будет выглядеть весьма странно.
Мужчина, закидывая ногу на ногу, не должен подтягивать штанину так высоко, чтобы выше носка была видна голая нога. Также и ноги во время разговора не расставляют широко и не сближают их совсем плотно друг к другу
СЛАЙД №13 (часть 2)
Летом нельзя надевать сандалии с носками. Желание соответствовать сезону вступило в неравный бой с боязнью оголиться. Уж лучше в ботинках, но без носков.
Джинсы + строгие ботинки – полное несоответствие этикету.
С модными круглоносыми - пожалуйста, нет проблем
СЛАЙД №14
Но не бывает правил без исключений. Посмотрите на следующий слайд.
СЛАЙД №15
Вот образец со вкусом одетого мужчины. Несмотря на строгие ботинки, его нельзя упрекнуть в нарушении стиля: узконосые туфли как нельзя более гармонируют с чёрным пальто, а серые джинсы – с шарфом. Чтобы так одеться, надо иметь отменный вкус.
СЛАЙД №16 (часть 1)
ТРЕНИНГ №5.
Просьба девушкам. Покажите, как нужно садиться в автомобиль (два рядом стоящих стула приготовлены заранее).
Вопрос всем. Правильно?
Садясь в машину, женщина не "шагает" в нее, а лишь присев на краешке сиденья, втягивает ноги, выходя из машины, наоборот, подниматься с сиденья следует уже опершись ногами на асфальт.
Внешний вид. Какое впечатление вы произведёте, зависит не только от одежды, а от всего внешнего вида. Опять же существуют особые правила.
Обратите внимание на то, как вы сидите. Правильно ли, как вы считаете?
СЛАЙД №16 (часть 2)
Женщина, садясь, не приподнимает платье или пальто. Нередко оказывается, что она может закинуть ногу на ногу, сидя на стуле, но не должна себе этого позволить, сидя в низком кресле. В таком случае ноги следует держать вместе, т.е. колени прижать друг к другу, обе голени наклонить в одну сторону. При этом возможно одну ступню заложить за другую.
На любом приеме, включая домашний и официальный, следует взглянуть на себя в зеркало только тогда, когда придется снимать пальто и головной убор. Еще раз поинтересоваться своим отражением можно, только одеваясь перед уходом. Если все же появится необходимость заняться собой подробнее, уединяемся в туалет или ванную комнату.
Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.
В нашей группе есть воспитанные люди. Их фамилии назвали вы сами и преподаватели, работающие в нашей группе (перечисляются фамилии).
Ну а сейчас я хотела бы, чтобы вы, ребята, ответили на следующие вопросы.
- Некоторое время назад утверждалось, что книга «Домострой» - свод правил поведения на Руси - книга для мещан. Но прочтем из книги небольшой отрывок: «... не красть, не солгать, не оклеветать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого...» Можно ли осуждать людей светского общества, если они воспитывали культуру чувств, старались быть снисходительными и милостивыми?
- У многих членов современного общества устоялось иронически снисходительное отношение к нравственным ценностям этикета. Правила этикета, дескать, созданы для дворянства, это некие «барские условности», исторический хлам, и всё это в глубоком-глубоком прошлом. Так ли это?
- Так поняли ли вы в итоге, что мы подразумеваем под этикетом?
Ромен Роллан сказал: (чтение последнего слайда)
СЛАЙД №17.
На это вы мне можете ответить, что не очень вам и нужно становиться великими людьми, но ведь никто не скажет из вас, что у него отсутствует желание стать просто хорошим человеком, чтобы таковым вас считали окружающие люди, чтобы к вам тянулись, чтобы с вами интересно было общаться. А это возможно только в том случае, если вы будете относиться к другим людям согласно этикету; на мой взгляд, если сказать проще, это так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.
ЛИТЕРАТУРА
- Бушелева Б.П. Этикет от “А” до “Я” [Текст] / Б.П.Бушелева. - Хабаровское книжное издательство, 1987. - 76с.
- Всё об этикете [Текст] / [П.Ф.Аасаама и др.] - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 98с.
- Золотая книга этикета [Текст] / автор-сост. В.Ф. Андреев. – М.: Вече, 2005. – 324с.
- Ходаков М.С. Как не надо себя вести [Текст] /М.С.Ходаков. - М.: Молодая гвардия, 1972. – 176с.
- Энциклопедия этикета [Текст] / сост. Л.Н. Рукавчук. – СПб, 1996. – 235с.
- Введенская Л.А. Культура речи [Текст] / Л.А.Введенская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 448с.
- http://www.izo.ru/planeta/et_est_z_eda.html
- http://www.fiktionbook.ru/author/chopra_dirak/kak_preodolet_vredniye_privichi_duhovn
- http://www.uroki.net
- http:/www.etiket.ru (тесты)
- http://Aport Google Yandeks
- http://fio.novgorod.ru/projects/project2477/index.htm (следующий классный час о чайной церемонии)
- http://pedsovet.perm.ru/sections (следующий классный час о речевом этикете)
Классный час проведён преподавателем первой категории Тимошенко Татьяной Ивановной 4 марта 2008 года в группе Б первого курса отделения механизации сельского хозяйства.
Место проведения: компьютерный класс с подключением к сети интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и сценарий классного часа на тему: "9 декабря - День героев Отечества"
Цель мероприятия Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому...
Сценарий классного часа "Семь чудес света" и презентация
Сценарий классного часа "Семь чудес света" и презентация...
Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам (сценарий классного часа с презентацией и раздаточным материалом).
Тема классного часа "Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам" известна каждому классному руководителю. Из года в год она остается неизменной. И каждый раз приходится придумывать что-то нов...
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ К НЕМУ "День славянской письменности и культуры"
Архив содержит презентацию и сценарий к Дню славянской письменности и культуры. В конце мероприятия можно использовать шуточное видео о Кирилле и Мефодии, которое вы найдёте на моей страничке в раздел...
«Этика есть безграничная ответственность за всё, что живёт»
Потребность в человеческих контактах особенно сильно развита у молодёжи. Эмоциональность, романтизм, поиск новизны соединяют её множеством уз и связей с жизнью других людей, с обществом в целом. Через...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА на тему«Здоровье – привилегия мудрых! Есть ли у нас будущее?»
Классный час, посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают, что состояние здоровье современных подростков неуклонно ухудшается. И в тоже время результаты соц...
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...