Классный час на тему "Уроки нравственности. Этика частной благотворительности русского купечества"
классный час (8 класс) по теме
Цель: формирование нравственного сознания учащихся через знакомство с частной благотворительностью русского купечества.
Задачи:
- познакомить учащихся с деятельностью людей, посвятивших свою жизнь благотворительности;
- раскрыть непреходящее значение моральных норм, выработанных человечеством;
- развивать навыки аналитического мышления.
Технология: кейс - стади
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, пакеты документов для работы в группах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
классного часа на тему
“ Уроки нравственности.
Этика частной благотворительности русского купечества”
8-ой класс
Автор: Горчакова Ирина Владимировна
МКОУ Краснооктябрьская СОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области
Цель: формирование нравственного сознания учащихся через знакомство с частной благотворительностью русского купечества.
Задачи:
- познакомить учащихся с деятельностью людей, посвятивших свою жизнь благотворительности;
- раскрыть непреходящее значение моральных норм, выработанных человечеством;
- развивать навыки аналитического мышления.
Технология: кейс - стади
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, пакеты документов для работы в группах.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
- Мотивационный момент.
- Ребята, послушайте еврейскую притчу и определите, о чём мы с вами сегодня будем говорить.
У богатых евреев Испании был один обычай. У них дома стоял специальный стол, за который каждый день сажали нищих и кормили их. А когда хозяева умирали, им делали гроб из дерева этого стола. Этот обычай символизирует то, что, умирая, человек берёт с собой лишь благотворительность, которой он занимался. (О благотворительности.)
- А что такое благотворительность? Давайте заглянем в “Гуманитарный словарь”. (Распечатки толкования слова – на партах.) СЛАЙД 2
Благотворительность - помощь, оказываемая имущими неимущим. Забота о лицах, лишенных вследствие каких-либо причин средств к существованию и неспособных добывать их своими силами, в принципе свойственна в той или иной мере любому человеческому обществу на любой фазе его эволюции. СЛАЙД 3
- Сегодня мы с вами поговорим о частной благотворительности русского купечества. Благотворительность на Руси имеет очень глубокие исторические корни. Древнерусское общество, принимая христианство, с глубоким понимание воспринимало вторую из основных заповедей Христовых – о любви к ближнему своему.
Любить ближнего – значит накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключённого в темнице. Древнерусский благотворитель не помышлял о том, чтобы добрым делом поднять общественное благосостояние, а более всего о том, чтобы повысить уровень своего нравственного здоровья.
2.Групповая работа по документу. (Технология “Кейс – стади”.)
Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает свой кейс (папку документов).
Методические рекомендации работы в группах.
- Внимательно прочитайте полученные документы (тексты) и задания к ним.
- Выполните задания (обсудите вопросы) в группе.
- Расскажите одноклассникам о результатах обсуждения.
Кейс № 1.
“В рай входят святой милостыней. - говорили в старину.- Нищий богатым питается, а богатый – молитвой нашего Спасителя”. Древнерусские князья накануне больших праздников рано поутру делали тайные походы в тюрьмы и богадельни, где раздавали милостыню арестантам и убогим людям.
Во время правления Бориса Годунова случился трёхлетний голод (1601 – 1603).Царь не жалел казны, щедро раздавал милостыню, предпринимал обширные постройки, чтобы дать нуждающимся людям заработок. Народ толпами валил в Москву, чем усилил нужду в столице. Началась сильная смертность.
Об этом времени сохранилась такая история. Ульяна Устиновна Осорьина, жена зажиточного дворянина, отличалась чрезвычайной скромностью и жалостью к бедным и убогим. Она обшивала сирот и немощных вдов в своей деревне; пряла, а своё рукоделие продавала и выручку тайком раздавала нищим. В её усадьбе было много челяди. Она её хорошо кормила, не баловала, но щадила, хотя и не оставляла без дела. Во время великого голода она продала всё своё имущество и помогала голодающим. Сама же дошла до нищеты, пекла хлеб из древесной золы и лебеды.
В середине 17 века для России наступили тяжёлые времена: борьба с Польшей за Малороссию, эпидемия, неурожай, падение курса медных монет. Фёдор Михайлович Ртищев, ближний постельничий, обер-гофмейстер при дворе Алексея Михайловича, а потом его министр двора, показал, как можно благотворительность отдельного человека соединить с общественной.
Во время Польского похода Ртищев сопровождал царя в экипаже. Он страдал болезнью ног, но по дороге он во множестве собирал в свой экипаж больных и раненых. Ехал до ближайшего города, снимал дом, набирал лекарей. Это лечение он устраивал на собственные деньги и вклады жены царя Марьи Ильиничны. Для престарелых, калек, слепых Ртищев купил другой дом, тратя на его содержание свои последние доходы. Этот дом под именем “Больница Фёдора Ртищева” существовал и после его смерти. Во время голода в Вологде Ртищев продал лишнюю одежду и домашнюю утварь и послал деньги вологодскому митрополиту для бедного народа.
Знаменитая раскольница боярыня Морозова, вдова приближённого царя Алексея Михайловича боярина Глеба Морозова, богатейшая женщина того времени, по ночам переодевалась в простое платье, желая быть неузнанной, ходила по темницам и богадельным, подавала щедрую милостыню. А в доме у неё был приют для странников и калек. В этих заботах ей помогала её сестра – княгиня Урусова.
Частная благотворительность таких людей, как Ульяна Осорьина, Фёдор Ртищев, боярыня Морозова, княгиня Урусова не останавливала голод и не прекращала несчастий, но улучшала нравы, будила общественную совесть. Они прожили жизнь, следуя Евангелиевской формуле: “Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключённого, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил”.
Глоссарий.
Митрополит [< греч. mētropolis (mētropolitēs)- родоначальник, основатель] - высшее почетное звание епископа (духовного лица), а также епископ, имеющий это звание.
Челядь - до отмены крепостного права – это дворовые слуги (истор.).
Задание к тексту.
Ответьте на вопрос: СЛАЙД 4
- Почему деятельность Ульяны Осорьиной, Фёдора Ртищева, боярыни Морозовой, княгини Урусовой “улучшала нравы, будила общественную совесть”? (1-ая группа)
- В чём, по вашему мнению, заключалось истинное значение христианской морали для Ульяны Осорьиной, Фёдора Ртищева, боярыни Морозовой, княгини Урусовой? (2-ая группа)
Кейс № 2.
С конца 18 века благотворительность проявляется в виде меценатства – покровительства искусству, наукам, собирания библиотек, коллекций. Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора Морозова, собрания икон Рябушинского, опера Мамонтова, художественный театр Алексеева - Станиславского и Морозова – это яркие примеры русской благотворительности.
Со второй половины 19 века все крупнейшие российские предприниматели занимались благотворительностью и меценатством.
Ярким примером служит семья Мамонтовых. Самой выдающейся фигурой был Савва Иванович. “Савва Великолепный” – так называли его современники. Промышленник, строитель железных дорог, режиссёр, писатель, скульптор – человек, который говорил, что самый главный его талант – “находить таланты”.
Савва Мамонтов с детства знал французский и немецкий языки, окончил гимназию, поступил в Московский университет, учился в Петербургском горном корпусе. Он прошёл путь от провинциального купца до столичного предпринимателя.
Савва Иванович Мамонтов становится крупным железнодорожным предпринимателем, строит Донецкую железную дорогу, дорогу в Ярославль и до Архангельска, расширяет вагоностроительный завод в Петербурге, где делают паровозы и корабли. И в это же время он посещает выставки, музеи, театры, материально поддерживает художников и артистов, не бросает занятия скульптурой.
Вокруг Саввы Мамонтова образуется содружество художников – Мамонтовский кружок, представители которого долгое время жили в подмосковном имении Мамонтова – Абрамцеве.
Абрамцевский кружок дал Мамонтову в человеческом отношении то, чего не могла дать никакая другая среда. Окружив себя талантливыми людьми, Савва Иванович оказался в ситуации, когда чужое горение давало ему возможность и самому гореть.
Служением искусству пребывание Мамонтовых в Абрамцеве не ограничивалось. Они не забывали заботиться о людях, в окружении которых жили на протяжении многих лет.
Само появление Мамонтова в усадьбе многое изменило в быту абрамцевских жителей. Когда в 1871 году в соседних с Абрамцевом селениях вспыхнула эпидемия холеры, Мамонтовы и съехавшиеся к ним друзья под руководством студента Медико-хирургической академии П.А. Спиро “ с жаром и геройским бесстрашием отдались делу лечения и ухода за больными”. Благодаря их энергичной деятельности, удалось быстро остановить распространение эпидемии. Это событие побудило Мамонтовых устроить для деревенских жителей больницу, а затем и школу – в округе не было ни того, ни другого. Здание лечебницы было построено в 1873 году в полуверсте от усадьбы. В неё была приглашена постоянная фельдшерица, а по выходным приезжал доктор. К усадьбе стали съезжаться больные со всей округи. В том же году была построена школа. Обучение в ней вели сами члены абрамцевского кружка: одни читали детям книги, другие знакомили их с отечественной историей, третьи руководили пением.
Кроме того, устроенные в Абрамцеве столярная, а затем и гончарная мастерские были серьёзным подспорьем для крестьян. Их дети, окончив школу, обучались выбранному ремеслу, и это давало им возможность постоянного заработка без отрыва от домашних и полевых работ. Окончивших мастерскую парней снабжали набором инструментов и материалами. Дома они изготавливали различные вещи, а готовые изделия принимала у них та же мастерская. Таким образом, Мамонтов окольным путём, через увлечение искусством, пришёл к социальной благотворительности.
Савва Иванович Мамонтов был личностью не только творящей в искусстве, но и творящей атмосферу гуманизма, в которой и живёт подлинное искусство.
Глоссарий.
Меценат - богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.
Задание к тексту. СЛАЙД 5
- Подберите и запишите слова – характеристики, которые ассоциируются у вас с именем Саввы Мамонтова. (1-ая группа)
- Представьте, что слово “БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ” требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику Савве Мамонтову. (Можно словом, выражением, небольшим предложением.) (2-ая группа)
Кейс № 3.
Познакомьтесь с некоторыми высказываниями о благотворительности.
- Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить. (Василий Ключевский) СЛАЙД 6
- Благотворительность приходит с раскрытыми ладонями, её назначение – отдавать. (Перл Бак, американская писательница) СЛАЙД 7
- Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то, более разумном и великом. Делайте добро. ( Антон Павлович Чехов) СЛАЙД 8
- В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель) СЛАЙД 9
- Только те из вас будут по-настоящему счастливы, кто искал и нашел способ служить людям. (Альберт Швейцер) СЛАЙД 10
- Я считаю, что о благотворительности нужно говорить, благотворительность нужно, если хотите, рекламировать. В первую очередь для того, чтобы был хороший пример для подражания. Нам нужны авторитеты, но — не Япончик и Михась, а Багратион и Суворов. Нам нужны примеры, что вот кто-то взял и помог. Благотворительность — это не всегда материальная помощь, но это всегда — взаимовыручка, взаимодополнение, взаимопонимание. (Константин Курченков, председатель правления благотворительного фонда) СЛАЙД 11
Задание к тексту (общее):
Выберите три высказывания и ранжируйте их. Прокомментируйте свой выбор. Какое из высказываний вы выбрали бы в качестве эпиграфа к классному часу?
3.Обобщение материала. СЛАЙД 12
Русское купечество внесло огромный вклад в развитие национальной культуры своей благотворительностью, но самое главное – показывало своей деятельностью лучшие проявления нравственности, добра и блага для процветания Отечества.
4.Рефлексия.
Учащиеся делятся впечатлениями о классном часе. Отвечают на вопрос: Актуальна ли благотворительность в наше время? В чём она может выражаться?
5.Домашнее задание (по желанию учащихся). СЛАЙД 13
1. Сочините синквейн о благотворительности, о людях, которые посвятили этому свою жизнь.
2. Написать эссе на тему “Благотворительность – это…”
Источники:
- Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов. М.: Инфра М, 2004.
- Копшицер М.И. Мамонтов. М.: “Искусство”, 1972.
- Ларец мудрых мыслей. Кострома: РИО, 2001.
- Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа создания воспитательной системы классного руководителя Венковой С.И. Классный руководитель и моделирование нравственной атмосферы в семье!
Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение....
Методическая разработка конспекта классного часа для 7 классов на тему: Благотворительность, меценатство, добрые поступки.
классный час...
Межпредметные связи в изучении предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», «Литература» и «Русский язык»
Эксперимент по введению нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», проводимый в нашей школе, стал для нас интересным опытом, которым мы хотим поделиться с ...
Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"
Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....
Выступление на методическом объединении классных руководителей по теме: "Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями".
Данный доклад основывается на высказывании В.А. Сухомлинского о том, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственнос...
Методическая разработка серии классных часов «Воспитание морально-нравственных принципов на основе русских сказок, чувашских легенд и восточных притч (опыт работы)» Семенова О.З., Егорова Н.А.
В данной методической разработке представлен опыт работы кураторов по воспитанию морально-нравственных ценностей на примере проведения классных часов....