Программа развития ученического самоуправления "Школярия"
материал по теме

Программа развития ученического самоуправления "Школярия"

Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkolyariya.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития ученического самоуправления «ШКОЛЯРИЯ»

«Развитие коллектива процесс диалектический, включающий не только момент движения, но и момент инерции, возможность сохранить ранее достигнутый уровень»

А.С. Макаренко        

Пояснительная записка

Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя  и означает, что та область, на которую  оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой  самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными  кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам  детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

 С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

 Самоуправление - это демократичный способ организации коллективной  (общественной) жизни.

 Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем  опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

 Школьное самоуправление – это режим протекания совместной  и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.

Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой

Через самоуправление решаются задачи:

развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

жизненное самоуправление;

формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;

умение решать проблемы;

самораскрытие и самореализация личности;

принцип равноправия в совместной деятельности;

общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;

умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;

повышение требовательности к себе и товарищам;

воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;

адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;

разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию;

раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;

формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.

Ученическое самоуправление:

Обеспечивает создание работоспособных органов воспитательного коллектива;

Стимулирует общественную активность школьников;

Развивает товарищеские отношения в коллективе;

Приобщает ученический коллектив и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности;

Способствует саморазвитию, самовоспитанию и самореализации учащихся.

Основные направления деятельности.

Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов самоуправления.

Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления.

Обновление содержания воспитательной деятельности.

Этапы развития детской активности

В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в школе наблюдаем развитие личности ученика в системе школьного самоуправления.

1-й этап развития активности:

        Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.

2-й этап развития активности:

        Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.

Высший этап развития активности:

        Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления

предполагает:

Формирование демократической культуры отношений педагогов и обучающихся. Каждый обучающийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.

Предоставление обучающимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.

Формирование единого коллектива учителей, родителей и обучающихся.

Структура

ученического самоуправления «ШКОЛЯРИЯ»

Выстраивая и развивая  ученическое самоуправление,  мы опираемся на следующие принципы:

Педагогическое руководство.

Единое планирование.

Выборность органов самоуправления.

Согласие.

Система школьного самоуправления имеет 3 уровня:

первый  – классное, ученическое самоуправление;

второй – школьное ученическое самоуправление;

третий – школьное самоуправление. 

Нормативно-правовой блок

Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе;

1. Устав школы.

2. Правила для обучающихся.

3. Положение о совете обучающихся.

В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

Содержание деятельности органов самоуправления

Исходя из принципа единого планирования воспитывающей
деятельности в школе, в план воспитательной работы (или воспитывающей деятельности) ежемесячно вносятся те виды деятельности, которые составляют, с одной стороны, деятельность самих рабочих органов самоуправления, а с другой, - всю деятельность по организации внутришкольной жизни, значимую для обучающихся и школы. В планах работы органов самоуправления фиксируется деятельность того или иного органа самоуправления и определенный промежуток времени: на год, на месяц.      

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школах. Такими видами деятельности являются: познавательная, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная и информационная.

Познавательная деятельность (Министерство образования) — интеллектуальный марафон, предметные олимпиады и вечера, различные игры КВНы, «Что,где, когда?» и др.). конференции, диспуты, консультации (взаимопомошь учащимся в учебе) встречи с интересными людьми
и т.д.    

Отвечает за:

создание условий для учебной деятельности школьников;

сбор информации об учебном процессе;

проверку дневников, учебников;

проведение интеллектуального марафона.

                                             

Спортивно-оздоровительная деятельность(Министерство здравоохранения)  – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство. Привлечение обучающихся к спортивно – оздоровительной деятельности.

Отвечает за:

подготовку и проведение спортивных соревнований;

участие в общегородских спортивных мероприятиях;

сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы

Самообслуживание (Министерство МВД) Организация дежурства, создание правового поля  внутришкольной  жизни.  

Отвечает за:

 дежурство по школе;

помощь администрации в обеспечении порядка школе;

охрану порядка на школьных вечерах;

ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения;

осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.

                       |

Художественно-эстетическая деятельность (Министерство культуры) — праздники, конкурсы, концерты, выставки, фестивали, встречи. В каждой школе ,как правило, это направление становится ведущим.    

      Отвечает за подготовку и проведение:

вечеров отдыха, праздников, фестивалей;

интеллектуальных игр, выставок, конкурсов;

театральных постановок.

:

Информационная деятельность( Министерство печати)— устная или письменная информация о жизни школы. Появление в школе новых информационных технологий, необходимость приучения обучающихся к жизни условиях нового информационного поля, когда информация имеет существенное значение для принятия решения, эта деятельность соответствующего органа приобретает особое значение.

Отвечает за:

формирование имиджа школы;

выпуск школьной газеты;

обмен информацией с другими организациями

В план воспитательной деятельности школы и план классного
руководителя вносятся:  

цели воспитания,

тема (воспитательная),над которой работает школа,

виды деятельности.


        Вся эта деятельность планируется самими обучающимися, в ходе реализации плана обучающимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне. План воспитательной работы школы отличается от планов органов самоуправления тем, что он включает все формы учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей.

Управление развитием ученического самоуправления

Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.

1. Сбор информации и ее анализ осуществляются на всех уровнях школьного самоуправления:

2. Планирование. В планировании участвуют: в классных коллективах — классные органы, на общешкольном уровне — общешкольные органы самоуправления. Результат планирования — это ответ на вопрос «Что делать?» Что делать в классе и что делать в школе

3. Организация, т.е. подготовка обучающихся к деятельности. Педагоги-консультанты (на классном уровне это классные руководители, на общешкольном – педагоги организаторы) учат ребят выполнять инструктивно-методическую работу.

4. Контроль. Эта функция осуществляется на уровне самоконтроля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны органов ученического самоуправления. Цель - получение информации о протекании всех процессов во время организаторской и исполнительской деятельности для анализа и коррекции системы.

5. Регулирование и коррекция. Это внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы.

Таким образом, функции управления принимают на себя органы
ученического самоуправления.

Основные функции органов ученического самоуправления:

Кабинет Министров:

рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;

решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении школой;

формирует органы самоуправления в школе;

вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;

рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность обучающихся в коллективе;

заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Совет президентов:

координирует деятельность всех органов и объединений обучающихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;

организует самообслуживание обучающихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;

устанавливает шефство старшеклассников над малышами;

готовит и проводит собрания и конференции учеников;

обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;

 заслушивает отчеты о работе классных министров и кабинета министров;

решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об
ответственности обучающихся в соответствии со своими полномочиями;

организует соревнование между классными министрами
, подводит итоги;

утверждает состав делегации обучающихся школы на районные, республиканские совещания и конференции.

ПЛАН ЗАСЕДАНИЯ
КАБИНЕТА МИНИСТРАВ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сентябрь

1. Анализ работы совета обучающихся (СУ) за предыдущий учебный год.

2. Утверждение плана работы СУ на новый учебный год.

3. Распределение шефства над классами.

4. О подготовке общешкольного собрания учащихся.

5. Об организации дежурства.

6. Информирование о выполнении предыдущих решений.

7. О подготовке к празднику, посвященному Дню учителя.

8. О конкурсе «Лучший класс».

9. О работе над «Правилами для обучающихся».

Октябрь

1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

2. Отчет отдела правопорядка о результатах рейда «Внешний вид учащихся».

3. О плане проведения осенних каникул.

4. Информирование о выполнении предыдущих решений.

5. О подготовке к празднику «Осенний бал».

6. О ходе подготовки классов к зимнему периоду.

7. Отчет министерства образования об успеваемости обучающихся.

8. Разработка школьной газеты «Большая перемена»

Ноябрь

1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

2. Отчет министерства МВД о качестве дежурства по школе.

3. О подготовке к конкурсу «Фабрика звезд».

4. Анализ праздника «Осенний бал»

5. Информирование о выполнении предыдущих решений.

6. Отчет министерства печати и культуры о проведенной работе над «Правилами для учащихся».

7. Об организации работы по ремонту наглядных пособий и книг в школьной библиотеке.

Декабрь

1. Подведение итогов трудовой деятельности за полугодие.

2. Обсуждение плана зимних каникул.

3. Отчет министерства печати  о проделанной работе.

4. Подведение итогов соревнования «Лучший класс» за полугодие.

5. О подготовке к проведению интеллектуального марафона.

6. О проведении новогодних праздников.

Январь

1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

2. Отчет отдела здравоохранения и спорта о проделанной работе. Результаты школьных соревнований.

3. О подготовке к вечеру встречи с выпускниками.

4. О ходе интеллектуального марафона.

5. Отчет министров культуры  о проведенной работе.

6. О выполнении требований внутреннего распорядка.

Февраль

1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

2. О личных достижениях обучающихся школы.

3. О подготовке акции «Подарок воинам».

4. Итоги интеллектуального марафона.

5. О подготовке к военно-спортивному конкурсу «К защите Родины готов!»

6. О проведении акции «Подарок воинам».

Март

1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

2. Результаты анализа пропусков уроков за 3 четверть (отчет министров МВД)

3. О подготовке к мероприятию «а ну – кА девочки»

4. О подготовке к военно-спортивной игре «Зарница».

5. О проведении Дня здоровья.

Апрель

1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

2. О подготовке к игре-соревнованию «Безопасное колесо».

3. Итоги успеваемости обучающихся. Отчет министров образования.

4. О проведении трудового десанта.

Май

1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

2. О проведении мероприятия к 9 мая.

3. О подготовке к празднику «Последний звонок».

4. Об организации ремонта классных комнат, подготовке их к каникулам.

5. О подготовке к выпускному вечеру.

6. Итоги соревнования «Лучший класс».

Ожидаемые результаты:

выработка личной ответственности за собственное развитие;

повышение уровня воспитанности;

самораскрытие и самореализация личности;

приобретение навыков общения в режиме реального времени;

жизненное самоуправление.

Кабинет министров

Президент государства «Школярия»

Министерство

культуры

Министерство

печати

Министерство
здравоохранения

Министерство

финансов

Министерство

образования

Министерство МВД

Министерство труда

Ученическое самоуправление в классах

Классное собрание

Совет класса

Классные органы

самоуправления

Президентский совет

Общешкольная конференция

Совет школы

Педагогический
совет

Родительский
комитет

Ученический
коллектив

Ученический

состав

Родительский

состав

Учительский

состав

Совет отцов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития ученического коллектива «Учимся жить вместе»

Программа деятельности составлена на основе принципов системности, научности, доступности. Разработана для обучающихся 5 – 8 классов и рассчитана на четыре года.Программа состоит из четырёх ступеней:1...

программа развития ученического самоуправления "Активная школа"

Материал для лиц, занимающихся вопросами ученического самоуправления...

ПРОГРАММА развития ученического самоуправления «ЛИДЕР» МОУ «СШИ №2» г. Магнитогорска

СодержаниеI. Пояснительная записка1.1.Актуальность1.2. Нормативно- правовая база1.3.Цель программы, задачи1.4.Принципы организации самоуправления1.5.Функции детской организацииII. Базовые подход...

Программа развития ученического коллектива "На пути к жизненному успеху"

Цели программы: Создать максимально комфортные условия в классном коллективе для личностного роста и развития ребенка, для его нравственного и профессионального самоопределения, воспитания чувств...

Программа развития ученического самоуправления в школе

Программа развития ученического самоуправления в школе на примере МБОУ-СОШ №6...