Программа развития ученического самоуправления "Школярия"
материал по теме
Программа развития ученического самоуправления "Школярия"
Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkolyariya.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития ученического самоуправления «ШКОЛЯРИЯ»
«Развитие коллектива процесс диалектический, включающий не только момент движения, но и момент инерции, возможность сохранить ранее достигнутый уровень»
А.С. Макаренко
Пояснительная записка
Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.
Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.
С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.
Самоуправление - это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни.
Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.
Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой
Через самоуправление решаются задачи:
развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
жизненное самоуправление;
формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
умение решать проблемы;
самораскрытие и самореализация личности;
принцип равноправия в совместной деятельности;
общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
повышение требовательности к себе и товарищам;
воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;
адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;
разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию;
раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;
формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.
Ученическое самоуправление:
Обеспечивает создание работоспособных органов воспитательного коллектива;
Стимулирует общественную активность школьников;
Развивает товарищеские отношения в коллективе;
Приобщает ученический коллектив и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности;
Способствует саморазвитию, самовоспитанию и самореализации учащихся.
Основные направления деятельности.
Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов самоуправления.
Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления.
Обновление содержания воспитательной деятельности.
Этапы развития детской активности
В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в школе наблюдаем развитие личности ученика в системе школьного самоуправления.
1-й этап развития активности:
Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.
2-й этап развития активности:
Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.
Высший этап развития активности:
Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.
Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления
предполагает:
Формирование демократической культуры отношений педагогов и обучающихся. Каждый обучающийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.
Предоставление обучающимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.
Формирование единого коллектива учителей, родителей и обучающихся.
Структура
ученического самоуправления «ШКОЛЯРИЯ»
Выстраивая и развивая ученическое самоуправление, мы опираемся на следующие принципы:
Педагогическое руководство.
Единое планирование.
Выборность органов самоуправления.
Согласие.
Система школьного самоуправления имеет 3 уровня:
первый – классное, ученическое самоуправление;
второй – школьное ученическое самоуправление;
третий – школьное самоуправление.
Нормативно-правовой блок
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе;
1. Устав школы.
2. Правила для обучающихся.
3. Положение о совете обучающихся.
В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
Содержание деятельности органов самоуправления
Исходя из принципа единого планирования воспитывающей
деятельности в школе, в план воспитательной работы (или воспитывающей деятельности) ежемесячно вносятся те виды деятельности, которые составляют, с одной стороны, деятельность самих рабочих органов самоуправления, а с другой, - всю деятельность по организации внутришкольной жизни, значимую для обучающихся и школы. В планах работы органов самоуправления фиксируется деятельность того или иного органа самоуправления и определенный промежуток времени: на год, на месяц.
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школах. Такими видами деятельности являются: познавательная, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная и информационная.
Познавательная деятельность (Министерство образования) — интеллектуальный марафон, предметные олимпиады и вечера, различные игры КВНы, «Что,где, когда?» и др.). конференции, диспуты, консультации (взаимопомошь учащимся в учебе) встречи с интересными людьми
и т.д.
Отвечает за:
создание условий для учебной деятельности школьников;
сбор информации об учебном процессе;
проверку дневников, учебников;
проведение интеллектуального марафона.
Спортивно-оздоровительная деятельность(Министерство здравоохранения) – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство. Привлечение обучающихся к спортивно – оздоровительной деятельности.
Отвечает за:
подготовку и проведение спортивных соревнований;
участие в общегородских спортивных мероприятиях;
сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы
Самообслуживание (Министерство МВД) Организация дежурства, создание правового поля внутришкольной жизни.
Отвечает за:
дежурство по школе;
помощь администрации в обеспечении порядка школе;
охрану порядка на школьных вечерах;
ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения;
осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.
|
Художественно-эстетическая деятельность (Министерство культуры) — праздники, конкурсы, концерты, выставки, фестивали, встречи. В каждой школе ,как правило, это направление становится ведущим.
Отвечает за подготовку и проведение:
вечеров отдыха, праздников, фестивалей;
интеллектуальных игр, выставок, конкурсов;
театральных постановок.
:
Информационная деятельность( Министерство печати)— устная или письменная информация о жизни школы. Появление в школе новых информационных технологий, необходимость приучения обучающихся к жизни условиях нового информационного поля, когда информация имеет существенное значение для принятия решения, эта деятельность соответствующего органа приобретает особое значение.
Отвечает за:
формирование имиджа школы;
выпуск школьной газеты;
обмен информацией с другими организациями
В план воспитательной деятельности школы и план классного
руководителя вносятся:
цели воспитания,
тема (воспитательная),над которой работает школа,
виды деятельности.
Вся эта деятельность планируется самими обучающимися, в ходе реализации плана обучающимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне. План воспитательной работы школы отличается от планов органов самоуправления тем, что он включает все формы учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей.
Управление развитием ученического самоуправления
Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.
1. Сбор информации и ее анализ осуществляются на всех уровнях школьного самоуправления:
2. Планирование. В планировании участвуют: в классных коллективах — классные органы, на общешкольном уровне — общешкольные органы самоуправления. Результат планирования — это ответ на вопрос «Что делать?» Что делать в классе и что делать в школе
3. Организация, т.е. подготовка обучающихся к деятельности. Педагоги-консультанты (на классном уровне это классные руководители, на общешкольном – педагоги организаторы) учат ребят выполнять инструктивно-методическую работу.
4. Контроль. Эта функция осуществляется на уровне самоконтроля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны органов ученического самоуправления. Цель - получение информации о протекании всех процессов во время организаторской и исполнительской деятельности для анализа и коррекции системы.
5. Регулирование и коррекция. Это внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы.
Таким образом, функции управления принимают на себя органы
ученического самоуправления.
Основные функции органов ученического самоуправления:
Кабинет Министров:
рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении школой;
формирует органы самоуправления в школе;
вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность обучающихся в коллективе;
заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Совет президентов:
координирует деятельность всех органов и объединений обучающихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
организует самообслуживание обучающихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
устанавливает шефство старшеклассников над малышами;
готовит и проводит собрания и конференции учеников;
обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
заслушивает отчеты о работе классных министров и кабинета министров;
решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об
ответственности обучающихся в соответствии со своими полномочиями;
организует соревнование между классными министрами
, подводит итоги;
утверждает состав делегации обучающихся школы на районные, республиканские совещания и конференции.
ПЛАН ЗАСЕДАНИЯ
КАБИНЕТА МИНИСТРАВ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сентябрь
1. Анализ работы совета обучающихся (СУ) за предыдущий учебный год.
2. Утверждение плана работы СУ на новый учебный год.
3. Распределение шефства над классами.
4. О подготовке общешкольного собрания учащихся.
5. Об организации дежурства.
6. Информирование о выполнении предыдущих решений.
7. О подготовке к празднику, посвященному Дню учителя.
8. О конкурсе «Лучший класс».
9. О работе над «Правилами для обучающихся».
Октябрь
1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
2. Отчет отдела правопорядка о результатах рейда «Внешний вид учащихся».
3. О плане проведения осенних каникул.
4. Информирование о выполнении предыдущих решений.
5. О подготовке к празднику «Осенний бал».
6. О ходе подготовки классов к зимнему периоду.
7. Отчет министерства образования об успеваемости обучающихся.
8. Разработка школьной газеты «Большая перемена»
Ноябрь
1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
2. Отчет министерства МВД о качестве дежурства по школе.
3. О подготовке к конкурсу «Фабрика звезд».
4. Анализ праздника «Осенний бал»
5. Информирование о выполнении предыдущих решений.
6. Отчет министерства печати и культуры о проведенной работе над «Правилами для учащихся».
7. Об организации работы по ремонту наглядных пособий и книг в школьной библиотеке.
Декабрь
1. Подведение итогов трудовой деятельности за полугодие.
2. Обсуждение плана зимних каникул.
3. Отчет министерства печати о проделанной работе.
4. Подведение итогов соревнования «Лучший класс» за полугодие.
5. О подготовке к проведению интеллектуального марафона.
6. О проведении новогодних праздников.
Январь
1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
2. Отчет отдела здравоохранения и спорта о проделанной работе. Результаты школьных соревнований.
3. О подготовке к вечеру встречи с выпускниками.
4. О ходе интеллектуального марафона.
5. Отчет министров культуры о проведенной работе.
6. О выполнении требований внутреннего распорядка.
Февраль
1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
2. О личных достижениях обучающихся школы.
3. О подготовке акции «Подарок воинам».
4. Итоги интеллектуального марафона.
5. О подготовке к военно-спортивному конкурсу «К защите Родины готов!»
6. О проведении акции «Подарок воинам».
Март
1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
2. Результаты анализа пропусков уроков за 3 четверть (отчет министров МВД)
3. О подготовке к мероприятию «а ну – кА девочки»
4. О подготовке к военно-спортивной игре «Зарница».
5. О проведении Дня здоровья.
Апрель
1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
2. О подготовке к игре-соревнованию «Безопасное колесо».
3. Итоги успеваемости обучающихся. Отчет министров образования.
4. О проведении трудового десанта.
Май
1. Информирование о выполнении предыдущих решений.
2. О проведении мероприятия к 9 мая.
3. О подготовке к празднику «Последний звонок».
4. Об организации ремонта классных комнат, подготовке их к каникулам.
5. О подготовке к выпускному вечеру.
6. Итоги соревнования «Лучший класс».
Ожидаемые результаты:
выработка личной ответственности за собственное развитие;
повышение уровня воспитанности;
самораскрытие и самореализация личности;
приобретение навыков общения в режиме реального времени;
жизненное самоуправление.
Кабинет министров
Президент государства «Школярия»
Министерство
культуры
Министерство
печати
Министерство
здравоохранения
Министерство
финансов
Министерство
образования
Министерство МВД
Министерство труда
Ученическое самоуправление в классах
Классное собрание
Совет класса
Классные органы
самоуправления
Президентский совет
Общешкольная конференция
Совет школы
Педагогический
совет
Родительский
комитет
Ученический
коллектив
Ученический
состав
Родительский
состав
Учительский
состав
Совет отцов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития ученического коллектива «Учимся жить вместе»
Программа деятельности составлена на основе принципов системности, научности, доступности. Разработана для обучающихся 5 – 8 классов и рассчитана на четыре года.Программа состоит из четырёх ступеней:1...
Программа развития ученического коллектива "Алые паруса" 8 класс на 2013-2014 уч.год
программа развития классного самоуправления...
программа развития ученического самоуправления "Активная школа"
Материал для лиц, занимающихся вопросами ученического самоуправления...
ПРОГРАММА развития ученического самоуправления «ЛИДЕР» МОУ «СШИ №2» г. Магнитогорска
СодержаниеI. Пояснительная записка1.1.Актуальность1.2. Нормативно- правовая база1.3.Цель программы, задачи1.4.Принципы организации самоуправления1.5.Функции детской организацииII. Базовые подход...
Программа развития ученического коллектива "На пути к жизненному успеху"
Цели программы: Создать максимально комфортные условия в классном коллективе для личностного роста и развития ребенка, для его нравственного и профессионального самоопределения, воспитания чувств...
Программа развития ученического самоуправления в школе
Программа развития ученического самоуправления в школе на примере МБОУ-СОШ №6...