Использование ЗСТ в рамках здоровьесберегающей деятельности
статья по теме
Предварительный просмотр:
Использование ЗСТ в рамках здоровьесберегающей деятельности
ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево Самарской области
Главная предназначение здоровьесберегающей деятельности школы - организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Здоровьесберегающиие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в работе школы может обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Задачи здоровьесбережения в образовательном процессе реализуются через решение задачи-минимум и задачи-оптимум.
Задача-минимум заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эти факторы делятся на три группы:
1) эколого-гигиенические (природно-средовые);
2) организационно-педагогические;
3) психолого-педагогические.
Задачу-оптимум- реализация здоровьесберегающих образовательных технологий, включающая не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Технологий используемые в рамках здоровьесберегающей образовательной деятельности школы делятся на несколько типов :
-здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
-оздоровительные (физическая подготовка, утренняя гимнастика );
-технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);
-воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе выделяется несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Ежегодно всем учащимся школы оказываются стоматологические услуги( санация полости рта и плановый медицинский осмотр специалистами
2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В нашей школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и классные живые уголок, и участие в природоохранных мероприятиях и акциях
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, занятия с классными руководителями, соц.педагогом и медиками с привлечением специалистов по охране труда, представителей пожарной инспекции , ГИБДД и т.д.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса( внеурочную деятельность, дополнительное образование и т.д);
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
6.Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся организованная в школе социальное проектирование и разнообразные социальные программы, реализуемые специалистами «Центра «Семья»;
Памятка . Проведения урока с позиций здоровьесбережения
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Памятка. Технология использования ЗСТ учителем
Здоровьесберегающие технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- отсутствие назидательности и авторитарности
- воспитание, а не изучение культуры здоровья
- элементы индивидуализации обучения
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- интерес к учебе, желание идти в школу
- наличие физкультминуток
- наличие гигиенического контроля
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Здоровьесберегающие действия на уроке:
1.Оптимальная плотность урока
- количество видов учебной деятельности
- их смена
- длительность и чередование
- отвлечения от учебной работы
2.Чередование видов учебной деятельности
- чтение,
- письмо,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание пособий,
- ответ на вопрос,
- решение примеров.
- просмотр видеосюжетов и презентаций
Рекомендации:
- Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
- Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке:
- физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
- массаж активных точек
- речевая гимнастика
Использование педагогических технологий на уроке
- Деятельностный подход. Деятельностный подход в обучении и воспитании это средство «самореализации учащихся. Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..
- Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
- Методы активного обучения .. Это - ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа, уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.
Цель оздоровительных моментов:
1.Отдых центральной нервной системы.
Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
- поговорка,
- высказывание,
- веселое четверостишие,
- юмористическая или поучительная картинка
2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
Правильная поза ученика во время занятий за столом.
- длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка
- высота ножек стула должна равняться длине голени.
- голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол
- между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка
- расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
- тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
- при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
- позвоночник опирается на спинку стула.
- Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
- надплечья находятся на одном уровне
Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
3.Положительные эмоции
- Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
- Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
- Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)
Что наблюдается | Да | Нет | Примечание |
1)Учащиеся в перемену находятся в кабинете | |||
2) Кабинет проветрен | |||
3) Кабинет настраивает на рабочий лад |
- Ход урока
Что наблюдается | Результат (указать: выше нормы, норма или ниже нормы) |
1) Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, решение примеров и задач и пр. (норма: 4-7 видов) | |
2 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10мин.) | |
3) Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7 -10мин.) | |
4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и пр. (норма: не менее трех) | |
5) Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10 -15мин.) | |
6) Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: с/р, групповая и парная работа, ролевые игры и пр. ( норма: не менее 7 -10 мин.) | |
7) Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 мин. Из 3- легких упражнений с 3-4 повторениями) |
3.Психологический климат на уроке
Что наблюдается | Результат |
1) Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент | |
2) Стимуляция внутренней мотивации стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и пр. | |
3) Взаимоотношения между учителем и учеником | |
4) Взаимоотношения между учащимися | |
5) Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки, поучительные картинки и пр.) |
4 Пожелания учителю.
План – анализ
урока с позиций здоровьесберегающих технологий
№ п/п | Критерии | Вопросы для анализа |
1 | Гигиенические условия в классе (кабинете) | Чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность, отсутствие неприятных звуковых раздражителей (эксперт ориентируется на свои органы чувств). |
2 | Число видов учебной деятельности, используемых учителем | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и пр. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Но следует помнить, что частая смена видов деятельности требует дополнительных адаптационных усилий учащихся. |
3 | Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности | Ориентировочная норма – 7- 10 минут. |
4 | Использование учителем различных видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие. Норма – не менее трех видов за урок |
5 | Чередование видов преподавания | Чередование видов преподавания не позже, чем через 10 -15 минут . |
6 | Использовании методов, способствующих активизации учащихся, развитию творческих начал. | Это следующие методы: -методы свободного выбора (беседа, выбор действий, свобода творчества и пр.) -активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, дискуссия, семинар и пр.) -методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и пр.) |
7 | Применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами | Норма – 8-10 мин. |
8 | Мастерство учителя при использовании видеоматериалов | Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познанию, решения в синтезе учебных и воспитательных задач |
9 | Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы | Дети на уроке не должны быть избыточно напряжены, что обычно бывает у авторитарных педагогов. Психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления. |
10 | Физкультминутки и физкультпаузы | Это обязательная составная часть урока. Норма – на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3 -4 повторениями каждого. При этом важно наличие у школьников желания их выполнять. |
11 | Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ | Выработка понимания сущности здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ ит.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в программном материале вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. |
12 | Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности. | Интерес к знаниям, радость от активного учебного труда, интерес к изучаемому на уроке материалу. |
13 | Благоприятный психологический климат на уроке | Применение методов и форм работы, способствующих созданию ситуации успеха, т.к. наличие стрессов, отрицательные эмоции свидетельствуют преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. Приветствуются эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, поговорки, афоризмы и пр. |
14 | Итоговая плотность урока | Количество времени, затраченного непосредственно на учебную работу должно быть в диапазоне от 60 до 80%. |
15 | Момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности | Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 10 – 125 минут до окончания урока. |
16 | Темп и окончание урока | К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп урока («скомканность»), отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, практически без комментариев запись домашнего задания. |
17 | Интегральный показатель эффективности проведенного урока | Состояние и вид учеников после окончания урока: на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умерено-возбужденное состояние школьников, на другом - утомленное, растерянное, агрессивное состояние. |
В рамках здоровьюсберегающей деятельности в школе организовано:
1. Качественное горячее питание;
2. Медицинское обслуживание;
3. Увеличение двигательной активности школьников;
4. Своевременная диспансеризация учащихся, реализация профилактических программ;
5. Организация внеурочных спортивных мероприятий;
6. Обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;
7. Индивидуальный мониторинг здоровья;
8. Индивидуальный мониторинг физической подготовленности;
9. Профилактические программы развития школьников:
В школе эффективно реализуется:
1. Комплексная программа сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся «ЗДОРОВЬЕ» (2008-2013 годы).
2. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью всей образовательной системы школы. При составлении расписания учебных занятий учитываются гигиенические требования и санитарно-эпидемиологические правила СанПиН; выдержано равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в расписании уроков. Обеспечивается смена характера деятельности учащихся, предусмотрена взаимосвязь между занятиями первой и второй половины дня. Учебное расписание школы отражает режим работы всех классов в соответствии с максимально допустимой учебной нагрузкой.
3. В начальной школе ежедневно проводится прогулки на свежем воздухе, динамическая пауза и занятия активно-двигательного характера во второй половине дня (1 класс в рамках ФГОС).
4. Проводится профилактика заболеваний опорно-двигательной системы на занятиях физической культуры , в тренажерном зале
6. В школе действуют совместные планы работы с ГРБГР г.Похвистнево , в которых отражены графики профилактических осмотров учащихся, прививок и диспансеризации учащихся.
7. Большое внимание в школе уделяется формированию у учащихся понятий о здоровом образе жизни, регулярно проводятся беседы врача, лекции, классные часы по профилактике табакокурения и наркомании.
8. Контроль за соблюдением норм дозировки домашних заданий.
9. В школе организованы и функционируют кружки и спортивные секции на развитие мелкой моторики и двигательной активности детей ( баскетбол, футбол)
10. Традиционными стали в школе дни здоровья.
1. .Ежегодно проводится мониторинг физической подготовленности.по физической культуре
2. В школе ежедневно силами ученического актива 1-11 классв до уроков проводится утренняя зарядка , во время уроков учителя проводят физкультминутки и зарядку для глаз. Соблюдается режим проветривания.
1. Учителя- предметники учителей имеются рекомендации-памятки использования здоровьесберегающих технологий на уроках. В целях сохранения физического и психического здоровья учащихся учителя школы используют на уроках разнообразные, постоянно сменяющиеся друг друга виды деятельности; используют методики, способствующие созданию на уроках проблемных ситуаций и предотвращению психологического, эмоционального и умственного переутомления учащихся.
2. В целях повышения культуры родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся на родительских собраниях проводятся беседы по гигиене, режиме дня школьников, правильном и здоровом питании, о вреде употребления алкогольных напитков, наркотиков, табакокурения. Проведённые беседы дают положительные результаты.
3. В целях повышения культуры учащихся в школе классными руководителями, в рамках воспитательной работы с классом, проводится цикл лекций о гигиене и правильном питании, здоровьеформировании.
4. Для защиты обучающихся от перегрузок, сохранения их физического и психического здоровья в течение учебного года проводится психолого-педагогический мониторинг, который рассматривается как форма организации сбора, хранения, обработки и распространения полученной информации о деятельности образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием дальнейшего развития.
5. Разработаны памятки для учителей и родителей по здоровьесбережению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания в рамках здоровьесберегающих технологий
По данным официальной статистики здоровье наших детей значительно ухудшилось. Становится очевидной необходимость использовать для сохранения здоровья детей в школе здоровьесберегающие технологи...
«Организация современного урока русского языка и литературы с использованием инновационных технологий в рамках экспериментальной деятельности школы»
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы...
Активное использование информационных технологий в образовательной деятельности в рамках проекта ИНФОУРОК.
Золотая грамота, благодарность и свидетельства о публикации методических разработок на сайте infourok.ru....
«Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности»
Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме образовательного учреждения.Различают несколько видов деятельности, которые в той или иной степени ...
Организация здоровьесберегающей деятельности учителя-предметника в рамках работы Городского центра оздоровления школьников
Первым и самым главным направлением работы учителя является защита, сохранение, развитие здоровья школьника....
Статья "СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ДО"
Значение социального партнёрства в здоровьесберегающей деятельности в ДОУ...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях ритмики и физической культуры в рамках внеурочной деятельности
У учителя физической культуры особая роль: для большинства детей он является единственным человеком, способным со знанием дела содействовать их физическому развитию, помочь им всегда быть в...