Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания в рамках здоровьесберегающих технологий
статья по теме
По данным официальной статистики здоровье наших детей значительно ухудшилось.
Становится очевидной необходимость использовать для сохранения здоровья детей в школе здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Поскольку основной формой организации учебного процесса является урок, возникает необходимость использовать такие педагогические методы и приемы, которые не только дадут возможность ребенку приобрести знания умения и навыки , но и позволят заботиться о сохранении его здоровья. Важно, что сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает и ребёнку, и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока .
Использование интерактивной доски на уроках позволяет решать большинство задач, связанных с вопросами снятия утомляемости и сохранения здоровья школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания в рамках здоровьесберегающих технологий
Хуснетдинова Анна Александровна
учитель истории и обществознания
МОУ "Правдинская средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов Пушкинского муниципального района" Московской области
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
По данным официальной статистики здоровье наших детей значительно ухудшилось: каждый пятый школьник оканчивает школу с хроническим заболеванием или даже инвалидностью, По данным медиков ухудшение состояния здоровья происходит в 7 лет, в 10 лет и в период с 12 до 17 лет. Имеется гипотеза, что на ребенка оказывают отрицательное влияние прежде всего учебные перегрузки. В начальной школе это влияние составляет порядка 12%, а в старших классах несколько больше 20 % .
В школу поступают примерно 70% здоровых детей, а среди выпускников таковыми оказываются только 10%. Наблюдается постепенное ухудшение зрения с 5-8 класса. Изменение зрения у этой группы детей составляет 6%.Значительные нарушения зрения наблюдаются у учеников с 9-го по 11-ый класс и составляет 12%.
Какие причины приводят к столь негативным последствиям?
1. Перегрузки в процессе обучения,
2. Нехватка двигательной активности,
3. Несоответствие материально-технеческой базы школы санитарно-гигиеническим требованиям, (например столы, стулья в классе должны быть разной величины),
4. Питание школьников, медицинское обслуживание.
Российская педагогическая энциклопедия определяет здоровье детей как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Становится очевидной необходимость использовать для сохранения здоровья детей в школе здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Основные принципы, которые направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья. Это:
- принцип двигательной активности;
- принцип оздоровительного режима;
- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- принцип реализации эффективного закаливания;
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка
Для реализации данных принципов выбраны и систематизированы педагогические методы и приёмы обучения.
Поскольку основной формой организации учебного процесса является урок, возникает необходимость использовать такие педагогические методы и приемы, которые не только дадут возможность ребенку приобрести знания умения и навыки , но и позволят заботиться о сохранении его здоровья. Важно, что сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает и ребёнку, и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
В рамках технологии сохранения и стимулирования здоровья существует несколько направлений:
1. Повышение двигательной активности детей.
2. Витаминизация и аромотерапия.
3. Организация работы в режиме смены рабочей позы.
4. Самомассаж.
5. Коррекционные технологии
Использование интерактивной доски на уроках позволяет решать большинство задач, связанных с вопросами снятия утомляемости и сохранения здоровья школьников.
Возможности интерактивной доски позволяют использовать любые виды электронной информации, ее создание, хранение и работу с ней. Можно использовать и готовые презентации, созданные учителем или учениками, готовые интерактивные задания, пробуждающие интерес и стимулирующие деятельность и мотивацию обучающихся. Не менее важным является эмоциональный климат урока.
1. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Причем, для снятия стресса при выполнении домашнего задания интерактивная доска позволяет учителю наглядно объяснить все учебные действия, которые детям предстоит выполнить дома самостоятельно. Это и отсканированные страницы учебника с выделенными вопросами, на которые следует обратить внимание, и контурные карты, и примеры творческих проектов и работ, которые предлагаются школьникам. Возможность вносить рукописные пометки на электронные страницы облегчает понимание полученного задания или изучаемого материала.
2. Цветотерапия.
Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека - вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения. Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый - на умственное, а голубой - на эмоции. Красный и оранжевый - активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый - цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача. Зелёный - создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение. Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.
Поэтому использование цветовых акцентов во время урока позволяет учителю корректировать интенсивность активности школьников, вызывать у них необходимую для понимания материала эмоциональную составляющую. Это может быть цветовая гамма слайдов, на которых выполнена презентация, или цветовая гамма подобранных иллюстраций, или цветовое оформление схем, диаграмм и записей.
3. Музтерапия.
Механизм влияния музыки на организм достаточно сложен. Монотонная барабанная дробь вызывает гипнотическое состояние, к которому приводит утомление слухового анализатора и последующее за этим торможение в коре головного мозга. С другой стороны, музыка, воздействуя на кору головного мозга, вызывает ассоциации, которые в зависимости от индивидуального опыта могут быть и стимулирующие и успокаивающие. В третьих, музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие. Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока. Тихая мелодичная музыка обладает успокаивающим действием, способствующем развитию процессов торможения. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние. Вербально - музыкальная психорегуляция используется для улучшения самочувствия, восстановления, снятия психоэмоционального напряжения.
Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождя и другие, подобранные по определенному плану, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.
Использование разнообразных звуков на уроке, а также музыкальных фрагментов позволяет решить не только здоровьесберегающие задачи, но и учебные. Увлекательно проходят уроки истории по культуре, когда при помощи звукового, иллюстративного, ассоциативного и эмоционального восприятия у ребенка возникает целостное представление об особенностях разных эпох и народов, их историческом развитии.
4. Организация саморефлексии.
5. Новые формы организации урока.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. И заслуга интерактивного обучения, наверное, в том, что данная практика преподавания снимает, сводит на нет следующие факторы риска:
- стрессовую педагогическую практику;
- интенсификацию учебного процесса;
- несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
В полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. Должны быть взаимосвязаны все три вида активности, и в обязательном порядке присутствовать на уроке. Назовем их.
Физическая - меняют рабочее место, пересаживаются; говорят (единство речевой и мыслительной деятельности по А.Г. Ривину, В.К. Дьяченко), пишут, слушают, рисуют и т.д.
Социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.
Познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.
Традиционный авторитарный стиль преподавания при интерактивном обучении меняется - учитель выступает в роли консультанта. А его задача - создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем, сбора новых данных. Для этого на уроках обществознания для выполнения практических заданий используется видеокамера, цифровая фотокамера. Возможности интерактивной доски позволяют моментально поместить полученное изображение на рабочую поверхность и начать с ним активно работать: дополнять, перемещать и т.д.
Среди форм организации учебной работы преобладает парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные группы и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие. Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7-10 минут), у них сильно развита непроизвольная память. Учитель учитывает темперамент каждого ученика. Интерактивная доска позволяет моментально изменить ход урока, его темп, содержание в зависимости от состояния здоровья детей, их активности и мотивации. Использование дифференцированных задач и заданий обеспечивает возможность учитывать индивидуальные особенности каждого школьника.
Конечно, грамотное и рациональное использование современных ТСО требует высокой квалификации учителя, достаточного уровня его компьютерной грамотности и большой подготовительной работы.
6. Здоровье самого учителя.
Немало важным является сохранение здоровья самого учителя.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой. Поэтому только в том случае, когда работа с интерактивной доской доставляет удовольствие самому учителю, этот элемент современного урока становится частью здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Все эти задачи возможно решать используя интерактивную доску на уроках истории и обществознания.
При планировании урока с использованием интерактивной доски важно учитывать рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный двигательный режим с использованием динамических пауз. В зависимости от учебных и воспитательных задач урока интерактивная доска может быть использована для контроля знаний, объяснения нового материала, пояснения к домашнему заданию, для организации физкультминутки. Важно определить необходимость использования ТСО в зависимости от конкретных задач. Использование доски не должно быть постоянным и однообразным. Важно учитывать
- напряженность деятельности, утомляемость глаз, время, отведенное на выполнение конкретного задания
- использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными
- учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.
Использование интерактивной доски на уроках должно отвечать всем критериям здоровьесбережения на уроке:
- Обстановка и гигиенические условия в классе
- Количество видов учебной деятельности
- Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
- Количество видов преподавания
- Чередование видов преподавания
- Наличие и место методов, способствующих активизации
- Место и длительность применения ТСО
- Поза учащегося, чередование позы
- Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
- Психологический климат на уроке
- Эмоциональные разрядки на уроке
Результат урока с использованием интерактивной доски - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Для реализации здоровьесберегающей технологии на уроке необходимо соблюдать несколько основных правил:
Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необ ходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психи ческих функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в тече ние урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35-40-я минута — 10%.
Таким образом, с учетом всех требований технологии здоровьесбережения использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания
- позволяет снять эмоциональное напряжение (использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов)
- обеспечивает психологическую разгрузку учащихся (в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам),
- дает им сведения развивающего и воспитательного плана,
- побуждает к активизации самостоятельной познавательной деятельности,
- создает благоприятный психологический климат на уроке (по окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого вре мени отрицательные факторы практически отсутствовали),
- решает задачу предупреждения утомления учащихся,
- создает дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка (доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.) - позволяет использовать технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
- создание положительного эмоционального на строя на работу всех учеников в ходе урока;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование учеников к выбору и самостоя тельному использованию разных способов вы полнения заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику са мому выбирать тип, вид и форму материала (сло весную, графическую, условно-символическую);
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что новые технологии позволяют параллельно с образовательными решать задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наибо лее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания для повышения мотивации учащихся.
В работе раскрывается роль интеактивной доски в повышении мотивации учащихся на уроках истороии и обществознания...
Использование интерактивной доски на уроках технологии
Использование интерактивной доски позволяет учителю более полно принять такие основные дидактические принципы обучения, как научность, доступность, наглядность....
Использование интерактивной доски на уроках обобщающего повторения. Интерактивная игра. Географическое лото. Африка.
Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные м...
Использование интерактивных методов на уроках истории и обществознание.
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить...
Использование интерактивных техник на уроках истории и обществознания.
Презентация к мастер-классу "Использование интерактивных техник на уроках истории и обществознания"....
Использование интерактивной доски на уроках истории
21 век - век информационных технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь, а значит и в образовательное пространство, то есть в школу. Сейчас уже невозможно представить себе школу, в которой на уроках...
Использование интерактивной доски на уроках истории в группах слабослышащих и глухих учащихся
В статье рассматриваются особенности использования интерактивной доски в обучении слабослышащих и глухих детей...