«Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности»
статья на тему

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме образовательного  учреждения.

Различают несколько видов деятельности, которые в той или иной степени направлены на  сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.В связи с этим целесообразно внимание педагогов обратить на решение следующих задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности»

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человека и

социально-экономического роста благосостояния населения в целом.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Одной из причин ухудшения здоровья является    утомление, которое  обычно проявляется в снижении работоспособности и  наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы.

Устранить его можно, если оптимизировать физическую, эмоциональную, умственную активность. Для этого необходимо переключиться на другие виды деятельности, отдохнуть, используя всевозможные средства восстановления работоспособности. При выборе этих средств следует обратить внимание на те органы и системы органов, которые в большей степени подвержены негативному влиянию перегрузок.

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме образовательного  учреждения.

Различают несколько видов деятельности, которые в той или иной степени направлены на  сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности:

  • игровая                
  • коммуникативная        
  • познавательно-исследовательская        
  • продуктивная        
  • музыкально-художественная        
  • двигательная        
  • трудовая

В связи с этим целесообразно внимание педагогов обратить на решение следующих задач:

  • содействие сохранению физического и психического здоровья воспитанников;
  • развитие моторики (крупной и мелкой, пространственных представлений);
  • формирование коммуникативных навыков (общение, умение сотрудничать, взаимодействовать в парах и малых группах);
  • формирование правильной мотивации: познавательной и социальной (приобретение нового статуса, включение в интересную деятельность; развитие личностных качеств: эмпатии, ответственности, самооценки, трудолюбия, познавательных умений, таких как, общие умения, логические операции, знаково- символическое моделирование и др.).

Отдельно хотелось бы остановиться на следующих моментах:

-Практика показывает, что у детей, пришедших на занятия после болезни, полное биологическое выздоровление наступает не сразу. Нередко отмечаются функциональные нарушения в разных системах организма, поэтому спланированная ранее программа для них будет непосильной, возможно и повторное заболевание. Нагрузка детей после острых заболеваний должна дозироваться особенно тщательно.

      -Исследования врачей – педиатров и гигиенистов показывают,  что большое число детей и подростков  в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в состоянии хронического утомления, являющегося основой для поддержания организма в режиме хронического нервно-психического истощения. Более того, доказано, что педагогические ошибки или неправильные педтехнологии отрицательно отражаются на детской психике в виде невротических нарушений. В связи с этим возникают:

·        низкий уровень познавательной активности;

·        низкий уровень мотивации учебной деятельности;

·        неустойчивость эмоциональной сферы;

·        высокий уровень тревожности;

·        несформированность навыков общения.

 Поэтому  Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снизить утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

- Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

   Проведение физминуток  помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки. Предпочтение необходимо отдавать простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади. Обратить следует внимание на содержание физминуток:  как правило не учмтывается тот факт, что необходимо расслаблять  наиболее напряжённую группу мышц, требующую расслабления.

      Большое значение в организации оздоровления воспитанников отводится правильному проведению динамических перемен. Исследования, проведённые с целью эффективности активного отдыха, показали: воспитанники, которые активно участвуют в играх на перемене, в 4 раза меньше отвлекались на занятиях..

Педагоги осуществляю и воспитательных процесс, ориентированный на сохранение, укрепление здоровья. Как правило мероприятия носят игровой характер.  Незначительная усталость, вызванная участием в игре, и небольшая степень утомления полезны и обязательны: систематически повторяясь, они способствуют постепенной адаптации организма к повышению физической нагрузки и увеличению работоспособности. Известно, что дозировать нагрузку в играх значительно труднее, чем в других видах детской деятельности. Нужно учитывать, что, увлечённые двигательной деятельностью, дети в этом возрасте плохо контролируют свои силы и возможности, а поэтому могут играть и бегать до полного изнеможения. Поэтому педагог должен чередовать интенсивные, эмоциональные игры и упражнения с более спокойными и менее утомительными.

-  Пристального внимания педагога в ходе игр требуют дети риска.  Например, при нарушениях зрения характер и степень их двигательной нагрузки должны быть особо тщательно дозированы. При наличии у учеников бронхиальной астмы чрезмерное возбуждение, пыльная площадка могут спровоцировать приступ. Детям с плоскостопием не следует увлекаться прыжками со скакалкой, поскольку, прыгая на одной ноге, ребёнок переносит на неё всю тяжесть тела, и стопа как бы расплющивается. Педагог также должен уметь адекватно реагировать на эмоциональное самочувствие своих учеников и в зависимости от преобладающего у них фона настроения выбирать ту или иную игру. Многие из игр взаимозаменяемы: имея один и тот же приоритетный педагогический замысел.

С этой целью педагогу необходимо обращать внимание на медицинские справки и работать непосредственно с родителями.

-Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей мотивов, понятий и убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. А в условиях Крайнего Севера терминология «Здоровый Образ Жизни» приобретает особую значимость.

Для ее достижения были намечены задачи:

1. Создать благоприятные условия для организации рациональной двигательной активности детей

2. Помочь ребенку овладеть необходимыми элементарными знаниями о своем организме и роли физических упражнений и закаливания в его жизни

3. Содействовать в овладении дошкольником основами умений и навыков по сохранению и укреплению психофизического здоровья в условиях Крайнего Севера

4. Формировать осознанную потребность в творческой активной жизненной позиции

-Следует обратить внимание, на то, что чем выше двигательная активности, тем интенсивнее развивается речи ребенка. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

     Весомое значение имеет  работа по пропаганде здорового образа жизни .Это всевозможные экскурсии, походы, соревнования, акции. Такие мероприятия обеспечивают крепкое здоровье, двигательную культуру, физическое совершенство, является живым источником для умственной работоспособности. Наша задача  как педагогов– сформировать у ребёнка собственную ответственность за своё здоровье. Не стоить забывать о роли родителей  в формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни. Стоит максимально привлекать родителей, которые своим примером акцентируют внимание на важность данной деятельности.

__________________________________________________________________________________ Подготовила педагог-организатор Центра «Созвездие»  Палиани Г.Н., г. Советский, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе использования различных видов творческой деятельности на уроках английского языка.

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому я...

Статья "Использование этнопедагогики в проектной деятельности воспитанников, как средства воспитания"

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: необходимо научить мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать р...

Формирование творческих способностей школьников с умственной отсталостью посредством кружковой работы «Волшебное дерево» с использованием различных видов проектной деятельности

Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не...

Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности

В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...