Статья "СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ДО"
статья

Морозова Юлия Николаевна

Значение социального партнёрства в здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sots_partnerstvo_sulimova_morozova_frolova.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ДО

Морозова Ю.Н., Сулимова Л.С., Фролова Т.И.,

воспитатели МБДОУ «Детский сад №4»

г. Арзамас

Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей.

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровьесбережение – буквально определяется «здоровье» и «беречь».   Ценностные ориентации на здоровый образ жизни, устойчивые потребности в сохранении и совершенствовании здоровья, в использовании эффективных средств оздоровления, организации рационального режима труда и активного отдыха, занятии физкультурой и спортом формируются при обеспечении условий управления здоровьесберегающим образованием. Под условиями мы понимаем обстоятельства, от которых зависит успешность управления здоровьесберегающим образованием.

Одна из главных задач дошкольного образования – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека - проблема достаточно актуальна для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

 Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Поэтому мы рассматриваем двигательную активность в качестве одного из фундаментальных факторов сохранения и укрепления здоровья детей

В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено:

1. Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной активности детей на свежем воздухе.

2. Использование в образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала.

4. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

Понятие «социальное партнерство» в литературе определяется по-разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство достаточно четко и узко — как метод регулирования конфликтных социально-трудовых отношений. Другие же трактуют его расширительно, представляя как сложный, многоплановый общественный процесс.

Тем не менее, и при разбросе мнений, очевидно, что социальное партнерство — это определенные взаимоотношения между людьми.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:

1. Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни.

2. Работа с семьей.

3. Работа с педагогическим коллективом.

4. Создание условий и развивающей предметно-пространственной среды.

Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. Кроме того, развивающая предметно-пространственная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей .

К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребёнка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребёнка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой.  Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными. Важнейшим условием воспитания здорового ребёнка является двигательная активность, которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Двигательная активность детей 2-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные  проявления, что определяется прежде всего индивидуально - типологическими особенностями нервной системы  и физического развития, степенью самостоятельности ребёнка и устойчивостью его интересов к определённым играм и физическим упражнениям. Значимая роль в формировании двигательной активности принадлежит взрослым.

 Главное назначение таких новых технологий, чтобы воспитательная работа была результативной, – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Для  этого необходимо создание особой формы общения между ними. В начале  работы ставится задача - установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. На  первом этапе при общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны личности ребёнка, т.е. не сосредотачиваться на негативных сторонах и проявлениях его характера – «переставить акценты». Следует внимательно наблюдать за поведением детей в игровой и учебной деятельности, работать индивидуально с каждым ребёнком.

Цели первого этапа работы:

1.Установить контакт с каждым ребёнком и его родителями.

2.Сделать более разнообразными совместную деятельность и общение,

3.Стремиться жить жизнью ребёнка.

Следующий этап - знакомство с условиями жизни и воспитания ребёнка в семье, закрепление установки на сотрудничество. На этом этапе большое значение имеет профессионализм воспитателя: его умение убеждать родителей, вызвать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Воспитатель заинтересован в гармоничных отношениях между родителями и  детьми, поэтому должен прилагать максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания, навыки и умения, понимали возрастные  особенности и возможности ребёнка. Только так воспитатель получает возможность косвенно влиять на формирование благополучных  условий жизни и воспитания детей в семье, что в дальнейшем непременно позитивно отразится на установлении доверительных отношений между педагогом и родителями. Положительные результаты в воспитательной работе возможны лишь при условии доверительного общения педагога и с детьми,  и с родителями, а для полноценного диалога необходимо определить запросы родителей, согласовать с ними режим работы, выработать общие требования к поведению ребёнка в семье и в дошкольном учреждении.

В нашем детском саду созданы педагогические условия для социального партнерства с родителями по здоровьесберегающему процессу воспитания и развития детей:

•        Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. У детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

  • Валеологическое просвещение родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
  • В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога.
  •         Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.)
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

1.Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2.Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3.Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4.Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5.Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

6.Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем современности и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов, и отвечающую единству целей и задач.

Список литературы

1. Алямовская, В.Г. Организационно-методические основы партнерства педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей  / В.Г. Алямовская // Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — с.224.

2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.Н. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. —с. 191.

3. Зверева, O.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ Текст. : методический аспект  / O.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. —с. 80.

4. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ  / О.В. Солодянкина. —М.: АРКТИ, 2004. —с. 80.

5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009 .

6. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005 .

7. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007

8. Иванова С. С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО  // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.).  — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 14-16.

9. Галимова Г. Д. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнёрами // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 535-537.
 Интернет источники
:

http://doshvozrast.ru/

http://gigabaza.ru/

http://schooliksha.ucoz.ru/

http://teremokbk.ucoz.ru/

http://www.moluch.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС 1 класс

Программа включает в себя весь необходимый методический материал, который способствует творческому развитию ребенка - первоктасника...

Оганизация внеурочой деятельности в рамках ФГОС

Выступление на педсовете "Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС" в 3-х классах...

Презентация. " Внеурочная деятельность обучаемых как инструмент развития самостоятельной творческой,познавательной и проектоной деятельности в рамках ФГОС

Презентация из опыта рабрты по организации внеурочной деятельности обучаемых согласно требований ФГОС второго поколения....

Здоровьесберегающие технологии в рамках ФГОС

Презентация: "Здорвеьесберегающие технологии в рамках ФГОС"...

«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС на уроках английского языка и во внеурочной деятельности обучающихся младшей и средней школы»

Теория и практика. Краткое обобщение личного опыта работы над информационным проектом в среднем звене общеобразовательной школы...

Здоровьесберегающие поддержки в рамках ФГОС

Здоровьесберегающие поддержки в рамках ФГОС...