«Организация современного урока русского языка и литературы с использованием инновационных технологий в рамках экспериментальной деятельности школы»
статья по русскому языку на тему
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_2015.docx | 249.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кокинская основная общеобразовательная школа»
ПЕДСОВЕТ
«Организация современного урока русского языка и литературы с использованием инновационных технологий в рамках экспериментальной деятельности школы»
Балобанова С.В.
Кокино, 2015
Использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.
Современный учитель, идя на урок, прежде всего, обеспокоен не тем, как подать готовые знания, а как организовать познавательную деятельность учащихся. В этом, как говорится, суть вопроса повышения качества образования, качества знаний.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
На сегодня это небольшая проблема. Дети перестали говорить, так как большинство учащихся высмеивают ответы. Приветствуется среди них, в лучшем случае, односложный ответ.
В “Концепции модернизации российского образования” к современной общеобразовательной школе предъявлены требования, среди которых – использование инновационных технологий, определяющее современное качество образования.
На мой взгляд, персональный компьютер и является организатором учебной деятельности, дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика (поиск нужной информации, совершенствование грамотности, подготовка компьютерной презентации по заданной теме и т.д.)
Я глубоко убеждена в том, что информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышают эффективность обучения, качество образования, включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.
При обучении русскому языку и литературе я использую ИКТ на уроках закрепления ЗУН(совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм контроля).
Что использую на уроках? Различные презентации, обучающую программу-тренажер «Фраза», тексты изложений для подготовки к ОГЭ, на уроках литературы пользуюсь материалами Центрального образовательного ресурса.
Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми.
На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ: электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами.
На уроках литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, рисунки, работа с литературоведческой статьей, составление кроссвордов, сказок). По изученным произведениям предлагаю игры, опять же с использованием компьютера и проектора. Знакомство с творчеством писателя проходит с использованием презентаций и видеофрагментов.
При компьютерной демонстрации мультимедийного урока или отдельной его части моя деятельность заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания ученика на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений.
Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе. Всё это способствует формированию разносторонне развитой личности.
Инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу жизнь. Внедрение таких новаций на уроках литературы и русского языка требуют осторожности и продуманности, поскольку эти предметы имеют свою специфику. В данном случае мы не всегда имеем положительный результат от применения технических и технологических средств в процессе образования с точки зрения воспитательного эффекта. Главное в этом деле не потерять ответственность преподавателя за формирование мировоззренческих установок учащегося, за духовную и нравственную составляющую образовательного процесса, которая возможна только на уровне взаимодействия преподавателя и обучающегося.
В педагогическом процессе личность преподавателя была и остается тем уникальным фактором, без которого невозможно достижение успеха. Эффективность той или другой технологии во многом зависит от того, кто конкретно будет воплощать данные подходы в педагогической практике. Потому-то и должна быть разработана своеобразная палитра педагогических технологий, чтобы преподаватель мог реализовать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учетом основной задачи образования и социального заказа общества.
Таким образом, использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.
Урок русского языка в 8 классе на тему “Обобщение изученного об однородных членах предложения”.
Тип урока: | урок обобщающего повторения. |
Форма урока: | заочная экскурсия в Ясную Поляну Л.Н.Толстого (урок с использованием ИКТ). |
Обучающие цели: | обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами; |
Развивающие цели: | развивать умение школьников работать с книгой, со справочной литературой, с компьютером, с интерактивной доской; |
Воспитывающие цели: | опираясь на личные впечатления школьников, воспитывать любовь к родному краю, уважение к русскому языку, его богатству. |
Оформление урока: презентация к уроку на интерактивной доске (портрет Л.Н.Толстого и его высказывание о Ясной Поляне, репродукции и открытки с видами Ясной Поляны, опорные сигналы, алгоритмы, схемы предложений), книги о доме-музее писателя, путеводители по заповеднику, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, книжечки с заданиями к уроку, словари, справочная литература.
Ход урока
Слово учителя. Сообщение целей и задач урока. Сегодняшний урок – один из многих, на котором нам предстоит, обобщая изученное об однородных членах предложения, повторяя орфографию и пунктуацию, готовится к единому государственному экзамену. С этой целью мы продолжим отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки, систематизируем наши знания об однородных членах предложения; будем совершенствовать умение выполнять комплексный анализ текста, поработаем с тестами. (В тетрадях – дата, тема.) А помогут нам в этом заочная экскурсия в яснополянский дом-музей Л.Н.Толстого и, конечно, бессмертные произведения нашего великого земляка.
Ясная Поляна – этому простому, светлому названию суждено было стать синонимом бессмертия человеческого гения и вечной красоты природы. Этот уголок тульской земли на особом счету у людей всего мира – здесь родился, жил и творил Лев Николаевич Толстой. И как мы не представляем себе русской литературы без Толстого, так и писатель не представлял России без своей Ясной Поляны.
Обращаю внимание на портрет Л.Н.Толстого и читаю его высказывание (на интерактивной доске).
I. Синтаксическая разминка.
Давайте запишем известное высказывание Л.Н.Толстого в форме прямой речи и найдем в нём однородные члены предложения (ученики на протяжении всего урока работают с книжечками – заданиями к уроку).
“Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и моё отношение к ней”, – писал Л.Н.Толстой. Ученик комментирует, к его ответу подключается весь класс, рассказывая об однородных членах предложения.
II. Фронтальный блиц-опрос. Давайте же вспомним признаки однородных членов предложения, а поможет нам в этом компьютерная программа “1С: Репетитор” (выход в программу, повторение теоретического материала).
1) Однородные члены предложения:
а) отвечают на один и тот же вопрос;
б) связаны с одним и тем же словом в предложении;
в) образуют сочинительное словосочетание;
г) соединяются интонацией и сочинительными союзами.
2) Когда между однородными членами не ставится запятая?
а) если они соединены одиночными союзами И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО;
б) если они входят в состав фразеологизма.
В остальных случаях запятая нужна.
3) Вспомним признаки обобщающих слов при однородных членах.
Обобщающие слова при однородных членах:
а) обозначают какое-либо широкое понятие, которое конкретизируется однородными членами;
б) отвечают на те же вопросы, что и однородные члены;
в) являются теми же членами предложения, что и однородные члены.
4) Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах в предложениях с однородными членами? (Двоеточие, тире). Отвечая на вопросы и приводя примеры, вы можете пользоваться опорными сигналами по этой теме. (Они есть у каждого, а также следующий слайд на интерактивной доске).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
III. Параллельно фронтальному опросу идёт проверка домашнего задания. (Выписать из учебников “Теория”, “Практика” примеры из художественных произведений Л.Н.Толстого).
- Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита или молодая береза.
- Меня поразили звуки странной, но чрезвычайно милой и приятной музыки.
- На большой части их лиц выражались если не боязнь, то беспокойство.
- Мне была закрыта дорога ко всему: к дружбе, любви, почестям.
Слово учителя. Вот мы с вами и не заметили, как проникли в творческий мир Толстого и находимся в его знаменитой усадьбе, у дома, в котором родился Лев Николаевич (на интерактивной доске меняются слайды с видами дома-музея Л.Н. Толстого). А проникнуть вовнутрь нам поможет следующий вид работы.
IV. Комментируя предложения, обозначьте орфограммы, расставьте знаки препинания. Воспользуйтесь схемами предложений, которые перед вами на интерактивной доске.
1. Внешний облик дома, распол..жение комнат, обстановка – всё ..вляется подли..ым5.
V. Давайте воспользуемся помощью компьютера и определим лексическое значение слова “подлинный”.
Подлинный, -ая, -ое, -нен, -нна. 1. Настоящий, оригинальный, не скопированный. Подлинная картина. 2. Самый настоящий, подлинный. Подлинный ученый. // сущ. подлинность, -и (к 1-му знач.). На интерактивной доске написаны слова “подлинный, подлинность, подлинник”. Учитель обращает внимание учеников на правописание этих слов.
2. В гостиной Л.Н.Толстой часто беседовал с выдающ..мися современниками: А.А.Фетом, И.С.Тургеневым, А.М.Горьким, И.Е.Репиным.
3. Шедевры русской литературы: …, …, …, – были написаны за старинным столом в к..бинете Л.Н.Толстого. (В последнем предложении нужно вставить названия романов писателя: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”.)
VI. Слово учителя. Особая атмосфера царит в библиотеке писателя. И литературная страничка, которую вы подготовили сами (индивидуально), поможет нам вспомнить строчки из хорошо известных произведений Л.Н.Толстого. Ваша задача записать предложения, составить (теперь уже самостоятельно) их схемы и догадаться, о каких произведениях Льва Николаевича идёт речь. Ученики выходят к интерактивной доске и выступают в роли учителя. (На интерактивной доске появляются слайды с примерами из художественных произведений Л.Н. Толстого и иллюстрации к ним.)
1. Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами и собрался ехать. (Жилин из “Кавказского пленника”.)
2. Я вспомнил всё: луг перед домом, высокие липы сада, чистый пруд, синее небо и пахучие копны свежего сена.(Николенька Иртеньев из “Детства”.)
3. Я не пил, но танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, все только с нею. (Иван Васильевич из рассказа “После бала”.)
VII. А теперь я всем предлагаю поработать индивидуально и самостоятельно заняться конструированием предложений. А помогут вам в этом открытки со всевозможными видами Ясной Поляны, которые вы выбрали сами перед уроком. Ученики составляют предложения и читают свои примеры.
Слово учителя. Удивительна природа Ясной Поляны (фрагмент документального фильма о Толстом). Сам Лев Николаевич очень любил эти замечательные места, часами бродил по аллеям усадьбы, частенько засиживался на берёзовой скамейке. Давайте и мы присядем на неё и вспомним, какие определения называются однородными, а какие – неоднородными. Как характеризуют предмет однородные (неоднородные) определения?
Какими определениями обычно являются рядом стоящие прилагательное и причастный оборот?
Однородные определения называют различительные признаки однотипных предметов, характеризуют предмет с одной стороны, выражены качественными прилагательными (бесплодная, засушливая земля).
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, часто выражены сочетанием качественных и относительных прилагательных (молодой сосновый бор).
VIII. Давайте закрепим умение различать однородные и неоднородные определения в форме выборочного диктанта. Ваша задача – выбрать из предложений однородные (неоднородные) определения, правильно поставив знаки препинания.
1. Толстой любил побродить ранним, тихим утром. 2. Старая липовая аллея яснополянского парка была любимым местом прогулок Льва Николаевича. 3. На уютной берёзовой скамейке часами в одиночестве сидел писатель. 4. Прямо из усадьбы мы выезжаем на великолепную, сияющую под солнцем поляну.
Слово учителя. Многочисленные пейзажи яснополянских окрестностей описаны во многих произведениях Льва Николаевича, его дневниках, воспоминаниях, набросках. Об этом наш следующий текст.
IX. Работа с текстом.
Родина нашего сердца. Родная земля и её люди быт и п..йзажи всё оказывало2 на Толстого постоянное и громадное воздействие. Лев Николаевич писал в своём дневнике До умиления трогает природа луга пашни покосы парк. Липы и дубы и клёны и ели уд..вительно перемеша(н,нн)ые2 в яснополянском парке ещ... помнят писателя4. Эти живые реликвии5 помогают убеди(ться, тся) в том что даже самое значительное питается обычными земными соками. (По С. Борисову.)
Определить тип и стиль речи (художественная публицистика, повествование), связь предложений в тексте (цепная). Записать предложения, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы (особое внимание уделяется повторению Н – НН в причастиях – работа с алгоритмом), расставляя недостающие знаки препинания (повторяется обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом). Выполнить виды разбора, указанные в тексте цифрами. (К интерактивной доске приглашаются учащиеся и поэтапно выполняют задания по тексту.)
Обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом.
Индивидуальная работа со справочной литературой. (Словарь иностранных слов на компьютере). Реликвии (от лат. – остатки, останки) – 1) предметы религиозного поклонения, например мощи; 2)свято хранимые как память о прошлом вещи.
X. Последний этап урока – самостоятельное тестирование (с учётом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении). Тесты рассчитаны на два уровня подготовки (средний, высокий) и подготовлены в формате ЕГЭ. Работа каждого будет оценена.
Вариант I.
1. Назовите неверное утверждение. Однородные члены предложения а) отвечают на один и тот же вопрос; б) связаны с одним и тем же словом; в) образуют подчинительное словосочетание; г) соединяются интонацией и сочинительными союзами.
2. Назовите предложения с однородными определениями. (Знаки препинания не расставлены.) А) Он легко справлялся с трудными математическими заданиями. Б) Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде. В) День стоял туманный безветренный. Г) Вечернее бледное море лежало спокойно.
3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. А) Нехлюдов смотрел на освещённый луной сад и крышу, и на тень, и вдыхал живительный воздух. Б) Белые облака, бор, тянувшийся вдоль дороги, – всё радовало глаз. В) Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также клён зеленели свежо и приветливо.
Вариант II.
1. Назовите неверное утверждение. Обобщающие слова при однородных членах а) обозначают какое-либо широкое понятие, которое конкретизируется однородными членами; б) отвечают на те же вопросы, что и однородные члены; в) не являются членами предложения.
2. Назовите предложения с однородными определениями. (Знаки препинания не расставлены.) А) Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место. Б) Летние московские вечера бесконечны. В) По темной пыльной дороге бежала собака. Г) Свежий морской ветер принёс прохладу.
3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. А) На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса. Б) Гимнастика и обтирание водой всё это укрепляет и закаляет человека. В) Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались пули.
XI. Подведение итогов и результатов урока. Учитель комментирует оценки и, выступая с заключительным словом, сообщает о творческом (индивидуально-дифференцированном) домашнем задании.
Л.Н.Толстой не представлял Россию без своей Ясной Поляны, а мы не представляем себе русской литературы без Толстого. Ваше открытие богатейшего духовного наследия Льва Николаевича ещё впереди. На уроках литературы мы не раз обратимся к творчеству великого земляка. Но уже дома я попрошу вас осмыслить всё, о чём мы говорили на уроке и тем, кому уже посчастливилось побывать в этом удивительном уголке нашего края, советую написать лирическую миниатюру на тему “Мои воспоминания о Ясной Поляне”, а остальным предлагаю в небольшой творческой работе поделиться своими впечатлениями об уроке. Используйте предложения с однородными членами. Желаю удачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
Обобщён опыт работы по данной теме....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Повышение у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы путём использования ИКТ-технологий и электронных образовательных ресурсов
Новой целью образования теперь является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина ...
Статья Пути повышения качества в образовании на уроках русского языка и литературы через использование интерактивной технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС)
В статье представлены формы и методы работы по повышению качества в обучении русскому языку и литературе на основе технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС), показаны возможные пути ...
Статья: "Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС".
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»
Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...
Методические рекомендации по формированию функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных образовательных технологий
В методических рекомендациях представлены технологические приёмы, используемые в технике продуктивного чтения....