В КОМАНДЕ С ТИМУРОМ
материал по теме

 

КВН по повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» для учащихся 5—7-х классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_komande_s_timurom.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

В КОМАНДЕ С ТИМУРОМ

Подготовка

В центре — портрет А.П. Гайдара. Книжная выставка с произведениями писателя. На стенах — плакаты . " с высказываниями известных людей об А. П. Гайдаре.

Понадобятся:

• аудиозапись песни «Гайдар шагает впереди» (муз. А. Пахмутовой,

сл. С. Гребенникова, Н. Добронравова);

• чёрный ящик;

• кроссворд (на ватмане или слайде);

 • призы для победителей.

В конкурсе принимают участие два класса. Перед

мероприятием все участники должны прочитать повесть «Тимур

и его команда». Каждый класс подготавливает команду из 5 человек. Команды - «Тимуровцы» и «Гайдаровцы» —

 • выбирают капитана, придумывают девиз и эмблему.      

ВЕДУЩИЙ: Гайдар — это псев доним писателя. Откуда появилось это слово, я сейчас расскажу. Когда в давние времена шли в поход вои ны-конники, они посылали вперёд всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал путь отряд, назывался Гайдаром. Та ким вперёдсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар — Арка дий Петрович Голиков. Ведь неслу чайно взял он себе для писательском работы этот звучный псевдоним.

Аркадий Петрович Гайдар ро дился 22 января 1904 года в городе Льгове Курской губернии. Кроме него, в семье было три дочери. Че рез восемь лет семья переехала в го род Арзамас, который стал для Ар кадия страной его детства. Юноша жил в необычное время. Ему было 13, свершилась Октябрьская революция, затем началась Граждан ская война. В И лет Аркадий уходит добровольцем в Красную Армию. Был он широкоплечий, не по годам рослый. Когда спросили, сколько ему лет, ответил, что 16, а на самом деле ему было только 14.

Так как Л.11. Голиков проявлял находчивость, смелость, его назна чают командиром роты в 15 лет. а через два года, в 17 лет, он становит ся командиром полка. Он пережил гибель многих друзей, узнал обиду и горечь поражении, окрыляющую радость побед. Он мечтал всю свою жизнь посвятить армии... Но туг его сразила болезнь: сказались ране ния, контузии головы, безостано вочные, жесточайшие перегрузки. Врачи признают его непригодным к военной службе.

В 20 лет молодой человек остал ся не удел. Гайдар решает попробовать себя в литературе. Учился Ар кадий не очень прилежно, но люби мым его предметом была литерату ра, а любимым занятием — чтение книг. Он становится детским писа телем. Ему хотелось рассказать сов ременным девчонкам и мальчиш кам, как начиналась революция, как завоёвывалась новая жизнь.

С первых дней Великой Отечест венной войны А.П. Гайдар, несмот ря на приступы тяжёлой болезни, немедленно бросился туда, где ре шалась судьба Родины и где не быть ему казалось немыслимым. Он по спешил на фронт спецкором «Ком сомольской правды».

А.П. Гайдар жил, как солдат, и умер на боевом  посту.  В октябре 1941  года по заданию редакции он оказался   в  партизанском  отряде.  Однажды небольшая группа бойцов отправилась в разведку — Аркадий Петрович  шел  впереди.  (И  снова вспоминается   псевдоним...)   Неожиданно отряд напоролся  па  вражескую засаду. А.П. Гайдар первым увидел  эсэсовцев,  быстро оценил  ситуацию   и   бросился   навстречу немцам, защищая своих товарищей. Пулемётная очередь прошла сквозь его сердце,

Так погиб А.П. Гайдар, с оружием в руках, следуя по пути своих героев, до последней минуты свое жизни делом подтверждая правд каждого написанного им слова. Было ему 37 лет.

В 1940 году Аркадий Гайдар на чал писать киносценарий, а затем повесть «Тимур и его команда», которая печаталась в журналах, а книга вышла в 1941 году. Герой повеет! придумал увлекательную форму по мощи Красной Армии: он се свои ми сверстниками тайно окружил за ботой тех, у кого отцы, братья и сы новья ушли в армию. Тимур учил помогать старым, больным, одино ким людям.

Книга быстро и прочно завоева ла симпатии читателей. И произош ло небывалое: литературный герои с книжных страниц шагнул в жизнь. По всей стране возникали «тимуров ские команды».

Тимуровское движение — это прежде всего забота о ветеранах Ве ликой Отечественной войны, семьях воинов, погибших в Афганиста не, Чечне, об одиноких престаре лых людях. Суть тимуровского дви жения — творить добро, ничего не Получая взамен: ни благодарности, ни денег.

Давно уже мы с вами не встречались, И, наконец, настал, друзья, тот час — В обычный день, в урочный час На КВН зовут всех вас. И пусть жюри определит того из вас, кто победит.

Сегодня мы проведём КВН по книге Аркадия Петровича Гайдара •Тимур и его команда».

Жюри нам не помеха

Добьётесь вы успеха.

Представляю вам членов уважае мого жюри. (Представляет жюри.)

Итак, у нас две команды — «Тиму ровцы» и «Гайдаровцы». (Представ ляет команды.)

И вот вам первое задание, доро гие участники, — блиц-опрос. Я по очереди буду задавать каждой команде вопросы, а вы сразу же отве чаете на них. Начинает та команда, которая первой назовёт настоящую фамилию Аркадия Гайдара. (Голи ков.) Поднимаем руки.

(Ребята отвечают.) 

«БЛИЦ-ОПРОС»

Вопросы

1. Что обозначала красная звез да, нарисованная на воротах дач? (Из этого дома человек ушёл в Крас ную Армию.)

2. Что обозначала красная звез да, лучи которой были обведены чёрной каймой? (Красноармеец из этого дома погиб.)

3. Назовите имя и фамилию ата ман? шайки хулиганов. (Михаил Квакин.)

4. Назовите имя и фамилию ко мандира тимуровцев. (Тимур Гараев.)

5. На чьей даче ночевала Женя, когда приехала в дачный посёлок? (На дачи Гараевых.)

6. Почему Женя не смогла уйти с дачи Гараевых? (Еёне выпустила со бака.)

7. Кто за Женю отправил телег рамму отцу? (Тимур.)

8. Кто принёс Жене ключ, квитанцию и записку (Нюрка.)

9. За каким животным бегала Нюрка? (За козой.)

10. На каком инструменте, подарке отца, играла Ольга'. (На аккордионе)

11.    Как   звали  собаку   Тимура? (Рита.)

12. Что случилось с отцом ма ленькой белокурой девчушки? (Он погиб.) 

13. Назовите фамилию Ольги и Жени. (Александровы.)

14. Что сделала шайка Квакина с посланцами тимуровцев? (Закрыла в часовне.)

«ЧЬИ ЭТО СЛОВА»

ВЕДУЩИЙ: Следующее зада ние — вам надо угадать, кто сказал эти слова.

Вопросы

1. «Возьми пакет. Сроку на раз мышление вам двадцать четыре часа дадено. За ответом приду завтра в такое же время».

(Гейка при передаче ультиматума.)

2. «А чего там такой! Она залезла на крышу, спустила через трубу ве рёвку. Я хочу взять утюг, а он пры гает кверху,..» (Ольга отцу.)

3. «Сумасшедшая девчонка. Ос тавь штурвальное колесо и беги прочь. Сейчас примчатся... люди, и они тебя поколотят». (Тимур Жене.)

4. «Я знаю, кто мне поймал козу, кто нам уложил дрова и кто нал мо ему братишке землянику. И тебя я тоже знаю...» (Нюрка Жене и Тане.)

«КОНКУРС КАПИТАНОВ»

ВЕДУЩИЙ: А сейчас я пригла шаю капитанов команд.

(Капитаны выходят. На столе перед Ведущим — чёрный ящик.) 

В первом задании вам надо по описанию понять, что лежит в чёр ном ящике. Кто первый угадает — поднимает руку.

•   Здесь находится то, чем угостил атаман Мишка Квакин, при не ожиданной встрече, командира Тимура Гараева. Итак, вопрос: что находится в чёрном ящике? (Ворованное яблоко.)

. ВЕДУЩИЙ: А теперь постарай тесь узнать то место, о котором го ворится в описании.

•   «На стене висели мотки верёвок, фонарь, два скрещённых сиг нальных флага и карта посёлка, вся исчерченная непонятными знаками. В углу лежала покры тая мешковиной охапка соломы. Тут же стоял перевёрнутый фа нерный ящик... Возле дырявой замшелой крыши торчало боль шое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел само дельный телефон». (Чердак.)

«НАЙДИ ПАРУ»

(Участникам надо из предложенных слов составить пары.)

Доктор;

• Колокольчиков;  

• коза;              

• Нюрка;                      

• Квакни;

• Рита;

• Ольга;

• тимуровцы;

• Тимур;

• Сима Симаков;

• Георгий;      

• атаман;

• собака;

• аккордеон;

• звезда;

• командир;

• связной;

• дядя.

«ТОЧНО В ЦЕЛЬ»

(Ведущий читает вопрос и даёт три варианта ответа, участникам надо выбрать правильный.)

Вопросы

1. Кто из тимуровцев вручил уль тиматум Квакину и его шайке.

•    Сима  Симаков  и   Коля   Колокольчиков;

•   Женя и Таня;

•    Гейка и Коля Колокольчиком.

2. Кем был полковник Алексан дров?

•   Командиром;

•   артистом;

•   доктором.

3. Кто отвёз Женю в Москву на встречу с отцом?

•   Гейка;

•   Квакин;

•   Тимур.

4. Гейка и Коля Колокольчиков вручили шайке:

•   Письмо;

•   ультиматум;

•   телеграмму.

5. Кто по ошибке стянул одеяло со старого джентльмена Ф.Г. Колокольчикова?

• Сима Симаков;

• Женя;

Тимур.

6. Фигуру закрыли в часовне:

•   хулиганы;

•   Нюрка;

•   тимуровцы.

7. Внука старого джентльмена Ф.Г. Колокольчикова звали:

Коля;

• Миша;

• Георгий.

8. Тимур был Георгию Гараеву:

•   братом;

•   племянником;

•   сыном.

       

«ОТ КОГО ЗАПИСКА»

(Участникам надо вспомнить, кто написал данные записки.)

Вопросы

1. «Девочка, когда будет ь уходить, Захлопни крепче дверь». (Тимур.)

2. «Квакин, караулить не надо. Я их запер, ключ у меня. Я приду прямо на место, к саду, номером». (Фигура.)

3. «Девочка, никого лома не бой ся. Все и порядке, и никто от меня ничего не узнает». (Тимур.)

4. «Прохожие, не жалей! Здесь сидят люди, которые трусливо по ночам обирают сады мирных жите лей». (Тимуровцы.)

«КРОССВОРД»

(Участники разгадывают кроссворд, который висит на сцене или проеци руется на экране.)

Вопросы

1. Имя дяди Тимура. (Георгий.)

2. Название города, в котором жили Ольга и Женя. (Москва.)

3. Кличка помощника Мишки Квакина. (Фигура.)

4. Место, где находился штаб ти муровцев. (Чердак.)

5. Название сорняка, которым бабка обожгла руки Симы Симако ва. (Крапива.)

6. Профессия старого джентльме на Ф.Г. Колокольчикова. (Доктор.)

ВВДУЩИЙ: Ребята, на этом наш КВН заканчивается. А пока мы ждём решения жюри, я хочу ещё немного рассказать о замечательной повести «Тимур и его команда». Эта книга заставляет посмотреть на себя со стороны. Остановитесь! Задумайтесь! Так ли мы живём? Измените что-то в себе: уступите место пожи лым людям в транспорте, сбегайте за хлебом больной соседке. Важны не громкие речи, не красивые слова, а постоянная помощь хотя бы одно му ветерану или инвалиду. Растите в себе добро. Сила человека не в деньгах и власти, а в нём самом.

Л.А. Кассиль писал: «Не надо ничего придумывать о Гайдаре. Достаточно перечитать дивные его книги, год за годом, день за днём историю его жизни, чтобы понять: да, это был не только писатель со вершенно особого и чистого, как лесной ключ, таланта, но и истин ный знаток ребячьей души».

А я хочу сказать вам: читайте, пе речитывайте Гайдара, и вы увидите, что его книги не потеряли своей акту альности, значимости и в наши дни.

Предоставляем слово нашему жюри.

(Жюри объявляет итоги КВН. Звучит песня «Гайдар шагает впереди».

Про ходит награждение победителей.)

Литература:

1.Гайдар А.П. Тимур и его команда. Рассказы и повести.-М.-2007

2.журнал « ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ» • 11'2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс

Задачи урока:образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;развивающие – научить учащихся формулировать воп...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Урок внеклассного чтения . А. Гайдар "Тимур и его команда"

Хорошие результаты по повышению уровня чтения учащихся даёт реклама забытых книг. Аркадий Гайдар... Когда-то это имя было известно любому россиянину, любому жителю нашей огромной страны. Его произведе...

Проектный урок по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"

Данный урок — один из этапов проектной методики, использование которой особенно эффективно при проведении уроков внеклассного чтения по литературе....

Поурочный план на тему "Тимур и его команда"

Около семидесяти лет прошло после выхода повести «Тимур и его команда». Воспевая добро, она сразу завоевала популярность читателей. По всей стране, особенно в военное и послевоенное время, организовыв...

«Книга учит, как на свете жить» (внеклассное мероприятие к 75-летию повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»)

Разработка способствовует развитию интереса к личности и творчеству А.П. Гайдара; развивает  речь учащихся, их кругозор; способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к ближнему, доброты, вз...

Занятие на тему: «Биография А.П.Гайдара. История создания повести «Тимур и его команда»

зянятие включает в себя как теоритическую часть,  так и игровую. особо интересна для ребят начального звена....