Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Задачи урока:
образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;
развивающие – научить учащихся формулировать вопросы и ответы по тексту, умение обозначить тему и цель урока, обобщать и оценивать литературный материал, способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму; формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину); учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; учить детей примерять высказывание к характеру героев; пробудить стремление к самоанализу,
развивать творческие способности учащихся;
воспитательные совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении; учить добру, коллективизму, воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку; воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения; воспитание любви к прошлому нашей страны расширять кругозор учащихся, формировать устойчивый интерес к чтению, обобщить впечатления от произведений Гайдара, посвященных теме детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
по повести А.Гайдара "Тимур и его команда"
5 класс
Цель урока.
Пробудить стремление к самоанализу, показать нравственный смысл поступков героев Гайдара.
Задачи урока:
образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;
развивающие – научить учащихся формулировать вопросы и ответы по тексту, умение обозначить тему и цель урока, обобщать и оценивать литературный материал, способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму; формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину); учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; учить детей примерять высказывание к характеру героев; пробудить стремление к самоанализу,
развивать творческие способности учащихся;
воспитательные совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении; учить добру, коллективизму, воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку; воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения; воспитание любви к прошлому нашей страны расширять кругозор учащихся, формировать устойчивый интерес к чтению, обобщить впечатления от произведений Гайдара, посвященных теме детства.
Тема урока. Показать, как из маленьких добрых поступков складывается жизнь человека.
Методы и приёмы: словесный наглядный, проблемный, поисковый.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
В ходе урока:
-использовались самоконтроль и самооценка знаний учащихся;
-отрабатываются навыки выразительного беглого чтения
-развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;
-воспитывается интерес к чтению, умение быть надёжным другом;
-прививается умение работать в коллективе.
Структура урока
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока учащимися в ходе урока.
3.Слово об авторе произведения (кратко).
4.Раздаточный материал (выборочный текст из пов."Тимур и его команда".
5.Чтение вслух и осмысление содержания:
-понять содержание текста;
-найтии извлечь нужную информацию, которая характеризует поступки героев;
-вопросы и выводы.
6.Рефлексия.
7.Итог урока.
8.Оценка урока. Оценка работы учащихся.
9.Домашнее задание.
(слайд 1) фотография Аркадия Гайдара.
-Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Я хочу, чтобы вы познакомились с интересным и поучительным произведением А.Гайдара.
(слайд 2 титульный лист книги)
-Как называется повесть? (Запись в тетрадях)
Словарная работа.
-Давайте вспомним, что называется повестью? /повесть - это эпическое произведение, в котором рассматриваются значимые эпизоды из жизни человека/.
-Понятно, что героем литературного произведения может стать человек любого возраста. Нас интересует сейчас герой - ваш ровесник. Подростковый возраст - пожалуй, самый ответственный в жизни человека: он во многом определяет, как и зачем будет жить человек дальше, каким он будет взрослым, будет ли он понимать своих детей.Сегодня мы будем говорить с вами о писателе, который в памяти читателей всегда остается молодым, потому что его герои - это юные и отважные мальчишки и девчонки со своими жизненными проблемами, убеждениями, верой, искренностью.О Гайдаре я много говорить не буду, т.к. это ваша работа познакомиться с его биографией и выбрать самые интересные факты из жизни (на дом).
А.П. Гайдар родился 22 января 1904 года. С малых лет он приучался к самостоятельности и рыцарству. Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда свершилась Октябрьская революция, затем началась Гражданская война, и в ноябре 1918 года Гайдар уходит добровольцем в Красную Армию, ему было только 14 лет.
(Слайд 3 фото из архива)
Он мечтал всю свою жизнь посвятить армии. Но тут его сразила болезнь: сказались ранения. Врачи признают его непригодным к военной службе. В 20 лет молодой человек остался не у дел. Гайдар решает попробовать себя в литературе и становится детским писателем.
( Слайды 4,5 книги и фотографии)
-Какие произведения он написал, долго ли он жил и как жил, вы мне расскажете сами, а сегодня моя задача заинтересовать вас творчеством этого писателя, пробудить интерес к чтению.
Перед вами тексты - это отрывки из повести (чтение вслух по вариантам и осмысление содержания).
Работает группа 1 варианта:
(слайды 6,7,8,9,10 по эпизодам помощь тимуровцев)
-Отвечая на вопросы, мы должны извлечь из прочитанного и увиденного на слайдах ключевую информацию, которая характеризует героев:
-Как вы думаете, кто главный герой произведения? Почему?
-Почему Тимур решил помогать семьям военных?
-Как вы думаете, ребята с радостью выполняли поручения и почему?
-Чем отличается Тимур от всех остальных?
Важно отметить, что автор не отмечает возраст героя, а это позволяет читателю любого возраста представить себя на месте героя. К тому же Тимур не по- детски серьезен, почему – никому не известно. Думаю, что это тоже одна из нитей, ведущая к осознанию одной из проблем произведения: уважение к военным, к пожилым людям, маленьким детям и даже к врагам и сострадание – вот, что делает человека личностью.
-Как вы думаете, легко ли быть участником добрых дел?
Здесь необходимо натолкнуть ребят на то, что члены команды - такие же дети, как и они, для которых помощь нуждающимся – важный элемент жизни, это их служение Родине. А дела Тимура и его команды благородны и достойны подражания.
-Как вы думаете, как сами герои относятся к своим заданиям?
-А вы бы согласились быть членами команды Тимура? Почему?
Работает группа 2 варианта:
(слайды 11,12,13,14 эпизодов - чужой сад, пустое времяпровождение)
-Отвечая на вопросы, опирайтесь на основную информацию, которая характеризует героев:
-Как вы поняли из текста,кто такой Михаил Квакин?
-Понравился ли вам Квакин, если "нет", почему?
-Что говорит Квакин и его шайка про Тимура и его друзей?
-Чем они занимаются днём и поздним вечером?
-Два мальчика: Тимур и Мишка Квакин. Что вы можете о них сказать?
(Тимур – олицетворение хорошего, доброго, а Мишка Квакин – злого).
-Автор показывает двух героев-антиподов. Скажите, что между ними происходит? (конфликт)
Словарная работа.
Запишите значение слова конфликт /это столкновение характеров, мнений/
Итак, добро и зло столкнулись.
-Кто же одержит победу в этом противостоянии? Вы узнаете, прочитав повесть“Тимур и его команда”.
-А сейчас давайте попробуем обозначить тему урока, ваши предложения!
Тема: Показать на базе повести, как из маленьких добрых поступков складывается жизнь человека.
Тест
-Как вы думаете, с какой целью я решила с вами изучить эту повесть?
Выберите нужный ответ
1-научить выделять главное в тексте;
2-анализировать прочитанное, делать выводы;
3-понимать внутренний мир героев, их поступки;
4-умение обозначить тему и цель урока;
5-познакомить с интересным и поучительным произведением.
Цель урока. Пробудить стремление к самоанализу, показать нравственный смысл поступков героев Гайдара.
-Ребята, скажите, появилось ли желание прочитать произведение "Тимур и его команда"? Даже если не у всех, всё равно прочтёте, т.к. это входит в Домашнее задание:
1.Познакомиться с биографией А.Гайдара и выписать интересный факт из жизни.
2.Какова тема повести и идея?
3.Какие слова сказала Ольга Тимуру в конце повести? ("Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же").
-Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию и по уроку в частности?
-Мы подошли к выводу, и я хочу сказать, что литература позволяет нам не только совершать путешествия в пространстве и во времени, но и перевоплощаться в героев книг, ставить себя на их место, примерять на себя их жизнь.
- Мы познакомились на уроке с героями каких годов, как вы думаете? (30-х г.г. ХХ в.)
-Отличаются ли подростки, жившие 50-80 лет назад от сегодняшних? Есть ли между ними общее?
-Что же изменилось?
-Как вы считаете, имеет ли значение время, в которое живет человек?
-Стали ли добрее, милосерднее, сильнее, образованнее, эгоистичнее?
Ребята из повести - ваши сверстники, и как они, вы тоже каждый год переходите из детства во взрослую жизнь, и у каждого этот переход трудный, как любое новое состояние.
Отрывок из повести "Тимур и его команда"
1 эпизод
...Они остановились перед воротами другой дачи. И здесь на заборе была начерчена звезда. Старуха молочница открыла калитку и погнала корову к стаду. Не успела она завернуть за угол, как из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми ведрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу.
– Качай!
– Давай!
– Бери!
– Хватай!
Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали ведра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу.
К взмокшему Симе Симакову, который без передышки ворочал рычагом колодезного насоса, подбежал Тимур и спросил:
– Вы Колокольчикова здесь не видали? Нет? Значит, он проспал. Скорей, торопитесь! Старуха пойдет сейчас обратно...
2 эпизод
...Ругая беспечных возчиков, которые свалили дрова как попало, кряхтя и охая, бабка начала укладывать поленницу. Но эта работа была ей не под силу. Откашливаясь, она села на ступеньку, отдышалась, взяла лейку и пошла в огород. Во дворе остался теперь только трехлетний внук – человечек, как видно, энергичный и трудолюбивый, потому что едва бабка скрылась, как он поднял палку и начал колотить ею по скамье и по перевернутому кверху дном корыту. Тимуровец-Симаков сунул малышу в рот горсть земляники, всучил ему в руки блестящее перо из крыла галки, и вся четверка рванулась укладывать дрова в поленницу. Затем Сима понесся кругом вдоль забора, чтобы задержать на это время бабку в огороде. Бабка набрала в подол огурцов и собиралась идти во двор. Сима помчался к воротам, откуда уже выбегала закончившая свою работу четверка. Во дворе опять остался только один малыш. Он поднял с земли щепку, положил ее на край поленницы, потом поволок туда же кусок бересты. За этим занятием и застала его вернувшаяся из огорода бабка. Вытаращив глаза, она остановилась перед аккуратно сложенной поленницей и спросила:
– Это кто же тут без меня работает?
Малыш, укладывая бересту в поленницу, важно ответил:
– А ты, бабушка, не видишь – это я работаю.
Во двор вошла молочница, и обе старухи оживленно начали обсуждать эти странные происшествия с водой и с дровами. Пробовали они добиться ответа у малыша, однако добились немногого. Он объяснил им, что прискочили из ворот люди, сунули ему в рот сладкой земляники, а потом дрова покидали и опять ускочили...
Отрывок из повести "Тимур и его команда"
1 эпизод
...На Малой Овражной, позади часовни с облупленной росписью, изображавшей суровых волосатых старцев и чисто выбритых ангелов, правей картины «страшного суда» с котлами, смолой и юркими чертями, на ромашковой поляне ребята из компании Мишки Квакина играли в карты.
Денег у игроков не было, и они резались «на тычка», «на щелчка» и на «оживи покойника». Проигравшему завязывали глаза, клали его спиной на траву и давали ему в руки свечку, то есть длинную палку. И этой палкой он должен был вслепую отбиваться от добрых собратий своих, которые, сожалея усопшего, старались вернуть его к жизни, усердно настегивая крапивой по его голым коленям, икрам и пяткам...
2 эпизод
Вдоль забора дома № 24 продвигалась цепочка из десятка мальчишек. Остановившись в тени, Квакин сказал:
– Все на месте, а Фигуры нет.
– Он хитрый, – ответил кто-то. – Он, наверное, уже в саду. Он всегда вперед лезет.
Квакин отодвинул две заранее снятые с гвоздей доски и пролез через дыру. За ним полезли и остальные. На улице у дыры остался один часовой – Алешка.
Свист в саду услыхали. Квакин обернулся. Свист больше не повторился. Квакин внимательно оглядывался по сторонам. Теперь ему показалось, что кусты в углу сада шевельнулись.
– Фигура! – негромко окликнул Квакин. – Это ты там, дурак, прячешься?
Позади, в гуще листвы, вспыхнуло не меньше десятка электрических фонарей. И, слепя глаза, они стремительно надвигались на растерявшихся налетчиков.
– Бей, не отступай! – выхватывая из кармана яблоко и швыряя по огням, крикнул Квакин. – Рви фонари с руками! Это идет он… Тимка!
И еще десяток мальчишек рванулись с тылу и с фланга.
– Эге! – заорал Квакин. – Да у них сила! За забор вылетай, ребята!..
Попавшая в засаду шайка в панике метнулась к забору. Толкаясь, сшибаясь лбами, мальчишки выскакивали на улицу и попадали прямо в руки тимуровцев. Луна совсем спряталась за тучи. Слышны были только голоса:
– Пусти!
– Оставь!
– Не лезь! Не тронь!
– Всем тише! – раздался в темноте голос Тимура. – Пленных не бить! Кто кричит? – гневно спросил Тимур. – Хулиганить мастера, а отвечать боитесь! Пленников подвели к пустой будке на краю базарной площади. Тут их одного за другим протолкнули за дверь.
- 1 -
– Михаила Квакина ко мне, – попросил Тимур. Подвели Квакина.
– Ступай, – сказал тогда Тимур Квакину. – Ты смешон. Ты никому не страшен и не нужен.
Ожидая, что его будут бить, ничего не понимая, Квакин стоял, опустив голову.
– Ступай, – повторил Тимур.
Под свист, шум и улюлюканье, спрятав голову в плечи, Квакин медленно пошел прочь. Отойдя десяток шагов, он остановился и выпрямился.
– Бить буду! – злобно закричал он, оборачиваясь к Тимуру. – Бить буду тебя одного. Один на один, до смерти! – И, отпрыгнув, он скрылся в темноте...
- 2 -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе
Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...
Урок внеклассного чтения по повести В.Быкова "Обелиск" в 9 классе
Тема: Память о будущем.Цель: Раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войнеРазвивать умение целостного анализа художественного произведения,развивать связную монолог...
Урок внеклассного чтения по повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» в 8 классе.
Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Безумная Евдокия" направлен на формирование нравственно-волевых качеств и развитие исследовательских компетентностей учащихся в процессе анализа т...
Презентация "Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" в 6 классе
Презентация помогает организовать работу учащихся и сконцентрировать их внимание. Она позволяет провести анализ произведения, используя работу в группах, а вопросы, выведенные на экран, помогают ребят...
"Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба" (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.
Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс...
Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.
Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик
1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...