Поурочный план на тему "Тимур и его команда"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Около семидесяти лет прошло после выхода повести «Тимур и его команда». Воспевая добро, она сразу завоевала популярность читателей. По всей стране, особенно в военное и послевоенное время, организовывались тимуровские отряды. Тимуровское движение, порожденное книгой, дало немыслимый размах. Добрые дела, начатые гайдаровским Тимуром на страницах повести, продолжались в реальной жизни. Мальчишки и девчонки, играя в тимуровцев, совмещали игру с благородными делами. В каждом отряде велась тимуровская работа, быть тимуровцем считалось очень почетно. Тимуровцев ждали те, кто нуждался в их помощи.
Тимуровское движение стало слабее в середине 70-х годов. А сейчас, к сожалению, очень редки упоминания о тимуровской работе. Почему? Нам что больше некому помогать? Нам в тягость делать бескорыстно добрые дела? Или никто в них не нуждается? Почему дефицит милосердия так велик? Старушке в автобусе могут не уступить место, не донесут сумку пожилому человеку, не помогут по дому одиноким старикам. Неужели мы стали жестче, черствее, можем наслаждаться своим благополучием, не оглядываясь вокруг. Разве можно жить по принципу «моя хата с краю».
Да, жизнь движется вперед, и чтобы она стала лучше, нельзя забывать добрые, благородные традиции. Нельзя допустить, чтобы милосердие ушло в прошлое, совесть уснула, тимуровское движение умерло. Нужно остановиться, оглянуться вокруг и начать нужно не завтра и не потом, а сегодня, чтобы семена доброты сеялись, давали ростки и процветали. К высказыванию известного писателя XIX века Ф.М.Достоевского, что «красота спасет мир», хочется добавить, что доброта спасет мир тоже, а к ним можно добавить человечность, милосердие, сострадание. - Дела, которые совершал Тимур и его команда, называют “тимуровским движением”. А ребят, которые совершают такие дела – тимуровцами. Как вы думаете среди вас есть такие? А в наше время есть такие ребята?
- Тимуровцы делают добрые дела не для себя и не для своей славы. Вспомните, как они делали свои дела? (так, чтобы никто не видел. Тайно. Они не хотели, чтобы о них знали, они не искали себе славы.)
- Да, тимуровское движение останется , потому что всегда есть люди, кому нужна помощь, и есть люди, которые помогают. И в нашей школе были ребята, которые помогала старшим : они убирали снег, кололи дрова, складывали их.
В России увековечена память А. Гайдара., есть музеи Гайдара, его имя носят улицы городов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
timur_i_ego_komanda.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Алматинская область
Райымбекский район
Школа имени О.Жанабаева
Учитель русского языка и литературы
Серик Эльмира Сериккызы
Тема: Повесть А. Гайдара «Тимур и его команда».
Не биография у меня необыкновенная, а время необыкновенное. Обыкновенная биография в необыкновенное время.
А. П. Гайдар
Цели урока:
- формирование нравственных идеалов;
- сформировать у учащихся умения анализировать поступки героев, осмысливать нравственно-эстетическое содержание повести; воспитание читательской культуры;
- формирование и развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства патриотизма.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: эвристический, работа в группах
Ход урока:
І.Орг.момент.
ІІ.Опрос домашнего задания.
а/Н.Некрасов «Мужичок с ноготок» /пересказ/
б/Ответить на вопросы по теме.
ІІІ.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас с вами урок по творчеству А. Гайдара, по его произведению «Тимур и его команда».Это произведение было опубликовано в 1940 году, но и сегодня в 2016 году, когда прошло 76 лет, нам было интересно читать его.
Аркадий Гайдар работал ради будущего и в своих книгах всегда обращался к детям. Ребята для него были не только читателями и героями его рассказов и повестей, но и верными товарищами, с которыми он шутил, смеялся и серьезно разговаривал. Ребята любили Гайдара за его ласковый голос, добродушный смех, за то, что он умел разговаривать с ними, как с равными. Если его маленькие друзья попадали в беду, Аркадий Гайдар всегда приходил к ним на помощь.
ІҮ.Изучение темы.
Учитель кратко рассказывет содержание повести. (Просмотр фрагментов кинофильма «Тимур и его команда» и иллюстраций к повести).
Беседа по повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда».
«Новое пишу.Одну тут вещь.Смешно у меня там получается,-сказал неожиданно Гайдар во время разговора,который велся до той минуты совсем на другую тему.-Там у меня это…понимаешь,полковник,отец,уезжает.едет на вокзал.а дочка его спрашивает: «В мягком вагоне едешь?» Тот говорит : «В мягком…» .А едет он у меня,по-правде-то,в бронепоезде…».Так рассказал Л.Кассиль о начале создания повести.
1. Повесть начинается с того, что дочери полковника Александрова приезжают на отдых в дачный поселок близ Москвы.
- Что произошло с Женей до того, пока она добиралась к себе на дачу?
2. Женя находит на чердаке старого сарая «штаб».
- Что делала Женя на чердаке и что случилось потом?
3. Женя знакомится с Тимуром и его друзьями, узнает об их добрых делах. Команда образовалась не сегодня и не вчера, у мальчишек все отлажено до мелочей. Мы же можем только догадываться, сколько добрых дел они совершили совершенно бескорыстно, слаженно, дружно. Гайдар нам в повести показывает один день команды, который начинается рано утром.
- Расскажите о заданиях, которые выполняют ребята.
а) помощь старухе молочнице;
б) складывание дров;
в) поимка козы;
г) игра с маленькой девочкой.
Ү.Закрепление темы. Давайте обратимся к повести.
- Кто является главными героями повести (Женя и Тимур)
- Давайте вспомним, как они познакомились?
- Кто в повести противопоставлен Тимуру и его команде? ( Мишка Квакин и его шайка)
- Почему мы противопоставляем этих героев? (они совершают разные поступки)
- Какие проблемы волнуют, беспокоят Тимура и его команду? (Воруют яблоки, коза пропала, девочка плачет)
- Что они делают для решения этих проблем? (помогают)
- Кому помогают Тимур и его команда? (Всем, кто нуждался)
- Давайте вспомним по очереди, кому они помогают? (Носят воду, складывают дрова)
- А как они определяют, кому нужна помощь? (у кого родные были на фронте)
- Как они отмечали тех, кому нужна помощь? (На воротах, калитке рисовали звезду)
- Давайте определим, какими качествами обладали главные герои
Женя – упрямая
честная,
любящая,
дружелюбная,
жизнерадостная
Тимур – храбрый
Честный
Ответственный,
Отважный
Мы отметили с вами те качества, которыми обладают наши герои, но есть еще одно качество, которое можно отнести и к Жене, и к Тимуру. Но для того, чтобы назвать это качество, вам необходимо решить кроссворд.
- Какое слово у вас получилось (БЛАГОРОДСТВО)
- Давайте проверим, как вы отгадали кроссворд.
- А теперь давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, который объясняет это слово следующим образом:
БЛАГОРО́ДСТВО, -а, ср. 2. Высокая нравственность, самоотверженность и честность.
Проявить благородство в чём-нибудь.
Синонимы: великодушие, достоинство, честность; величие души, нравственность, возвышенность, бескорыстность, нравственное величие, благородность
- А теперь вспомним, а кому из героев повести чуть-чуть не хватало благородства? (Коле Колокольчикову: он съел 4 мороженых, не поделившись с младшей сестрой)
Викторина
1. Во сколько лет А. П. Гайдар пошел на фронт? (В 14 лет.)
2. В каком возрасте А. П. Гайдар командовал полком? (В 17 лет.)
3. В каком году написана повесть «Тимур и его команда»? (В 1940.)
4. Назовите фамилию Тимура – главного героя повести «Тимур и его команда». (Гараев.)
5 Назовите фамилию Жени и Ольги. (Александровы.)
6. Назовите воинское звание и воинскую должность отца Ольги и Жени.
(Полковник, командир бронедивизиона.)
7. Назовите кличку собаки Тимура. (Рита.)
8. На каком музыкальном инструменте играла Женина сестра Ольга?
(На аккордеоне.)
9. С кем Тимур собирался починить оборванные Женей провода?
(С Колей Колокольчиковым.)
10. Что отправила команда Тимура шайке Квакина? (Ультиматум.)
11. Какой игрушкой развеселила Женя маленькую девочку? (Зайцем.)
12. Как зовут помощника Квакина Фигуру? (Петр Пятаков.)
13. Где шайка Квакина закрыла ребят, пришедших за ответом на ультиматум? (В часовне.)
14. Где ребята из команды Тимура закрыли пойманных ребят из шайки Квакина?
(В будке на краю базарной площади.)
15. На чем и с кем Женя приезжает в Москву встретиться с отцом?
(На мотоцикле с Тимуром.)
16. Во сколько должен был уезжать отец Жени и Ольги? (В три часа.)
17. Кто организовал ребят на проводы Георгия? (Женя.)
Работа учащихся в группе по определенным темам.
1 группа – «Юмор в повести»
- Расскажите об эпизодах, которые вызвали у вас улыбку (возврат козы с прикрепленным к рогам фанерным плакатом; старуха молочница решила наполнить бочку, с сонного джентльмена Колокольчикова стянули одеяло).
2 группа - «Тема дружбы».
- Кого мы называем другом? Что такое настоящая дружба?
Тема дружбы – один из наиболее типичных постоянных мотивов в детских книгах. Ребенку обязательно нужен друг. Трудно себе представить ребенка, живущего без детской среды, без сверстников и товарищей. Детство без дружбы – поистине несчастное детство, одинокий ребенок – самое печальное, что может быть на свете. В каждой из книг Гайдара мы обязательно находим товарищей – ребят, чаще всего сверстников. Все вариации детской дружбы у Гайдара интересны прежде всего потому, что они чрезвычайно характерны для возраста ребят.
В той дружбе, какая завязывается между Тимуром и Женей, несомненно, есть черты романтические, черты «рыцарственности» на современный лад. Эта дружба подружила Женю со всей тимуровской командой.
- Приведите примеры дружбы в повести «Тимур и его команда».
Гайдар в своем творчестве утверждает дружбу, и как потребность каждого человека с ранних лет, и как великую добрую силу, объединяющую людей.
3 группа - «Взаимоотношения взрослых и детей».
Взаимоотношения взрослых и детей волновали и волнуют многих детских писателей. Эта проблема часто поднималась в литературе. Не избежал ее и Гайдар. Он показывает взаимоотношения взрослых и детей, начиная с полного непонимания, доведенного до конфликта, затем постепенное перерастание конфликта в понимание, принятия деяний непонятой стороны (чаще всего детей), а затем хорошие дружеские отношения между взрослыми и детьми.
В повести «Тимур и его команда» мы можем проследить за конфликтующими парами (Ольга и Женя; Тимур и его дядя Георгий; Тимур и Ольга; Тимур и джентльмен Колокольчиков, джентльмен Колокольчиков и его внук Коля Колокольчиков).
- Расскажите о взаимоотношениях каждой пары.
Скрытность, самостоятельность у одних, а у других – страх за близких, желание оградить от проблем, нехватка времени вникать в дела детей – вот истоки зарождения конфликтов. И только понимание, доверие, открытость их дел искоренит, выведет на новую ступень взаимоотношений.
Образцом дружбы между взрослыми и детьми являются отношения между Женей и ее отцом. Мы здесь видим полнейшее взаимопонимание, уверенность в поддержке, желание поделиться, посоветоваться. Полковник Александров, на короткое время заехавший домой, чтобы повидаться с дочерьми, сразу, с полуслова, понимает Женю и Тимура и одобряет их дружбу, тем самым разбивая все подозрения и недоброжелательство старшей дочери Ольги.
- Дайте характеристику полковнику Александрову.
4 группа - «Прием противопоставления».
Чтобы ярче показать положительный образ, писатели часто используют прием противопоставления, противопоставляя положительному герою отрицательный образ.
В повести «Тимур и его команда» мы видим ряд противопоставлений: Тимуру противопоставляется Квакин (хулиган и бездельник); команде Тимура противопоставляется шайка Квакина; добрые дела Тимура и его команды противопоставляются хулиганским поступкам шайки Квакина.
- Расскажите о Михаиле Квакине, его помощнике Фигуре, о времяпровождении их шайки.
- Расскажите об «операции» по поимке налетчиков на чужие сады.
Добро в повести побеждает и не просто побеждает, автор помогает наказать все негативное. Мы можем увидеть, домыслить все недосказанное Гайдаром. Благодаря писателю, читатель уверен, что и Квакин, и его дружки исправятся, сойдут с неверного пути.Кончается повесть.Бронепоезд увез полковника Александрова.Обычный поезд увез молодого командира Георгия Гараева.Впервые в повести мы видим,что Тимуру становится грустно,но ему на помощь приходит Женя,и-ему на помощь приходит и сам автор,-он не скрывает от нас своей симпатии: «Тимур поднял голову.Ах,и тут не мог он ответить иначе,этот простой и милый мальчишка!» Он окинул взглядом товарищей,улыбнулся и сказал:-Я стою…я смотрю.Всем хорошо!Все спокойно.Значит,и ч спокоен тоже»Он –хороший товарищ,но он также и хороший командир.Он командир прежле всего потому,что стремился и умел воспитывать эти качества.Влияние его четкой и решительной жизненной позиции сказывается даже на друзьях Квакина:ведь именно влияние Тимура помогло им совершить очень важный поступок-пойти провожать Георгия Гараева в армию. Тяжелее дело обстоит с Фигурой, помощником Квакина, но и то, скорее всего, его перевоспитание – дело времени.
Выступления групп.
Заключительное слово учителя. Около семидесяти лет прошло после выхода повести «Тимур и его команда». Воспевая добро, она сразу завоевала популярность читателей. По всей стране, особенно в военное и послевоенное время, организовывались тимуровские отряды. Тимуровское движение, порожденное книгой, дало немыслимый размах. Добрые дела, начатые гайдаровским Тимуром на страницах повести, продолжались в реальной жизни. Мальчишки и девчонки, играя в тимуровцев, совмещали игру с благородными делами. В каждом отряде велась тимуровская работа, быть тимуровцем считалось очень почетно. Тимуровцев ждали те, кто нуждался в их помощи.
Тимуровское движение стало слабее в середине 70-х годов. А сейчас, к сожалению, очень редки упоминания о тимуровской работе. Почему? Нам что больше некому помогать? Нам в тягость делать бескорыстно добрые дела? Или никто в них не нуждается? Почему дефицит милосердия так велик? Старушке в автобусе могут не уступить место, не донесут сумку пожилому человеку, не помогут по дому одиноким старикам. Неужели мы стали жестче, черствее, можем наслаждаться своим благополучием, не оглядываясь вокруг. Разве можно жить по принципу «моя хата с краю».
Да, жизнь движется вперед, и чтобы она стала лучше, нельзя забывать добрые, благородные традиции. Нельзя допустить, чтобы милосердие ушло в прошлое, совесть уснула, тимуровское движение умерло. Нужно остановиться, оглянуться вокруг и начать нужно не завтра и не потом, а сегодня, чтобы семена доброты сеялись, давали ростки и процветали. К высказыванию известного писателя XIX века Ф.М.Достоевского, что «красота спасет мир», хочется добавить, что доброта спасет мир тоже, а к ним можно добавить человечность, милосердие, сострадание. - Дела, которые совершал Тимур и его команда, называют “тимуровским движением”. А ребят, которые совершают такие дела – тимуровцами. Как вы думаете среди вас есть такие? А в наше время есть такие ребята?
- Тимуровцы делают добрые дела не для себя и не для своей славы. Вспомните, как они делали свои дела? (так, чтобы никто не видел. Тайно. Они не хотели, чтобы о них знали, они не искали себе славы.)
- Да, тимуровское движение останется , потому что всегда есть люди, кому нужна помощь, и есть люди, которые помогают. И в нашей школе были ребята, которые помогала старшим : они убирали снег, кололи дрова, складывали их.
В России увековечена память А. Гайдара., есть музеи Гайдара, его имя носят улицы городов.
ҮI.Комментирование оценок.
ҮІІ. Домашнее задание. Прочитайте повесть и напишите сочинение-эссе на тему: «Нужны ли сейчас тимуровцы?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
поурочные планы по ОБЖ
подборка конспектов...
Поурочные планы по технологии (девочки) 6 класс
Планы составлены по программе СимоненкоВ.Д....
Поурочные планы по технологии (девочки) 7класс
Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...
Поурочные планы по технологии (девочки) 8 класс
Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...
Поурочные планы по технологии (девочки) 9класс
Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...
поурочные планы
поурочное тематическое планирование 6 класс...
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой ...