Занятие на тему: «Биография А.П.Гайдара. История создания повести «Тимур и его команда»
методическая разработка на тему
зянятие включает в себя как теоритическую часть, так и игровую. особо интересна для ребят начального звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_-_istoriya_povesti_timur_i_ego_komanda.docx | 195.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»
Цикл занятий
«Академия мудрости»
Занятие на тему:
«Биография А.П.Гайдара.
История создания повести «Тимур и его команда»
Педагог-организатор:
Тропынина Ю.В.
г. Арзамас,
2016 г.
Цели и задачи:
- закрепить знания биографии и произведений А.П.Гайдара;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- воспитывать на примере героев произведений А.П.Гайдара чувство долга, ответственности;
- прививать чувство патриотизма.
Ход мероприятия.
Ведущий: Сегодня мы соприкоснемся с жизнью писателя Аркадия Петровича Гайдара, познакомимся с некоторыми страницами его биографии.
А.П.Гайдар родился 22 января 1904 года в городе Льгове, Курской губернии в семье учителя Петра Голикова. Когда маленькому Аркадию исполнилось 8 лет, семья Голиковых переехала в город Арзамас.
В 14 лет Гайдар ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. Тогда-то он и получил первое ранение. Это была "боевая школа, в которой прошли мои лучшие мальчишеские годы",- писал потом Гайдар.
В 16 лет Аркадий Голиков уже командовал полком, храбро сражался с врагами. Но ранение и контузии подорвали его здоровье. В 20 лет медицинская комиссия уволила Аркадия Голикова из рядов Красной Армии в запас.
Писать Гайдар стал еще в армии и первые свои стихи, и другие произведения посылал в Арзамас, в комсомольскую газету. Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар.
Как Вы думаете, что означает слово "Гайдар"?
В коннице одной из восточных стран впереди отряда скакал самый бесстрашный и самый зоркий всадник - впередсмотрящий. Он разведывал путь, по которому направлялся отряд, и называли этого всадника гайдаром.
Всей своей жизнью, всей литературной деятельностью Аркадий Петрович подтверждает, что он всегда и везде был впередсмотрящим.
В 1941 году, когда фашистская Германия напала на нашу страну, Гайдар пришел добровольцем в армию. Он стал военным корреспондентом на Юго-Западном фронте.
Когда понадобилось, остался в приднепровских лесах в партизанском отряде. Он был смелым партизаном и верным товарищем. Гайдар отлично знал военное дело.
26 октября 1941 года небольшая группа партизан, в составе которой был Гайдар, отправилась на разведку и на окраине села, близ железной дороги Канев-Золотоноша, наскочила на фашистскую засаду. Предупреждая товарищей, с криком: "Немцы!"- Гайдар выпрямился во весь рост, и пулеметная очередь скосила его. Он был веселым человеком, общительным, доверчивым, но очень требовательным и к себе и к людям.
А.Гайдар - краснозвездный писатель. На полях своих рукописей он рисовал пятиконечную звезду.
Викторина по биографии А.П. Гайдара
1. Слово «гайдар» - это псевдоним или настоящая фамилия Аркадия Петровича? Если псевдоним то какая настоящая фамилия Аркадия Петровича?
2. Кем работал отец Аркадия Петровича?
3. Чем командовал в 16 лет Гайдар?
4. Что означает слово «гайдар»?
5. Что рисовал Аркадий Петрович Гайдар на своих рукописях?
Ведущий:
Ребята Вы молодцы! Вы очень хорошо знаете биографию А.П.Гайдара и сможете ответить на следующие вопросы:
1. Друзья, кто какие произведения А.П.Гайдара знает?
2. Кто из героев произведений А.П.Гайдара нравятся вам больше всего почему?
История создания рассказа «Тимур и его команда»
Мысль написать “Тимур и его команду” подсказали ему сами дети. Он только подметил её, подхватил и облек в художественную форму. Повесть появилась чуть позже одноименного сценария. Сам киносценарий, судя по дневникам Аркадия Гайдара, он начал писать в конце 1939 года в Старой Рузе, а закончил в апреле 1940 года на Кавказе. Ещё продолжались съёмки, а писатель начал работать над одноимённой повестью. Заметки о работе над повестью перемежаются в дневнике записями о том, что происходит в мире: «Давно уже Франция разбита… Пишу «Тимур и его команда», работа идёт неровно, рывками». Повесть «Тимур и его команда», как и кинофильм, должна помочь советским ребятам найти своё место в военных испытаниях. Она, на мой взгляд, выразила в себе что-то мальчишеское и что-то солдатское самого писателя. Повесть была закончена 27 августа 1940 года и впервые напечатана в «Пионерской правде», в 1941 году трижды выходила отдельным изданием, а в январе вышел на экраны фильм «Тимур и его команда» режиссера А.Е. Разумовского. Позже, в 1976 году на Одесской киностудии была создана еще одна киноверсия.
События повести разворачиваются в Подмосковье. Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных, а порой трагических событий, доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской» чести товарищества и взаимопомощи – все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару.
Кроссворд по произведению А. П. Гайдара «Тимур и его команда»
по вертикали:
1. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура?
2. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов.
3. Как зовут помощника Квакина?
4. Как имя дяди Тимура?
5. Чем подавали сигнал для сбора команды на чердаке?
6. К кому поздно вечером спешила Женя в Москву?
по горизонтали:
1. Командный пункт Тимура?
2. Что хотела отправить Женя на почте?
3. Кто задержал Женю на чужой даче?
4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда?
5. Как звали маленькую девочку из команды Тимура?
6. Воинское звание Жениного папы?
Игра «Загадочный квадрат»
Найдите героев произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда»
э | в | с | а | о | л | ь | г | а |
ш | о | е | к | г | я | р | ц | н |
н | к | а | р | у | г | и | ф | и |
и | а | у | ю | р | н | д | г | г |
к | м | к | н | ч | у | и | е | ы |
а | и | к | о | з | а | ч | й | д |
в | с | л | а | л | е | ш | к | а |
к | о | ж | е | н | я | у | а | л |
м | а | т | и | р | у | м | и | т |
Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков
Заключение
На большинстве фотографий Гайдар одет в военную форму. Так он и прожил все свои зрелые годы – постоянно борясь с врагом. И смерть нашёл подобающую – в бою, от вражеской пули. «Он жил, как должен жить боец, И умер, как солдат!» (С.Михалков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс
Задачи урока:образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;развивающие – научить учащихся формулировать воп...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Открытое занятие по теме «Работа над исполнительскими приемами для создания художественного образа в детских музыкальных произведениях»
Занятие проводилось по предмету общее фортепиано для учащихся 10 лет....
Методическая разработка занятия на тему "Биография Пушкина"
Занятие рассчитано на коррекционные классы...
Методическая разработка занятия на тему "Биография Вивальди"
Занятие рассчитано на коррекционные классы....
Методическая разработка занятия на тему "Биография Великих композиторов. Вивальди".
Занятие разработано для обучающихся средней школы....
методическая разработка занятия на тему " Биография А.С. Пушкина".
Занятие разработано для обучающихся средней школы....