Статья "Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования".
статья по теме

Об инклюзивном образовании говорят все чаще и чаще. и это правильно. Мы растим толерантную личность, и инклюзивное образование напрямую связано с этим. В статье предложен один из вариантов решения данной задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования.

 Е.М.Портнова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12»

За последние годы в российской образовательной политике появилось направление на развитие инклюзивного образования. Это закреплено в государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т.д.). Проблема инклюзивного образования возникла не сегодня. В Европе ее начали решать еще в 90-е годы. На Всемирной конференции по образованию детей с особыми потребностями, проходившей в Саламанке в 1994 году, был дан главный импульс инклюзивному образованию.

Проблема инклюзивного образования в нашей стране стоит очень остро. Необходимо прояснить некоторые аспекты проблемы. Совместное ( инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как гуманное и эффективное. Образование является основным правом человека и создает основу для более справедливого общества, что закреплено в Конституции Российской Федерации. Но дело в том, что инклюзивное образование в нашей стране понимается исключительно как образование для детей с ограниченными физическими возможностями, что в корне неверно. ЮНЕСКО в 1994 году совместно с Конференцией в Саламанке сформулировали принципы инклюзивного образования: «…школы должны отвечать потребностям всех детей, независимо от их материальных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных или иных условий, они должны охватывать как детей – инвалидов, так и одаренных детей, беспризорных и работающих детей, детей из отдаленных районов и детей кочевников, детей, относящихся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, а также детей из других находящихся в неблагоприятном положении групп населения».

То есть, инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от физических, этнических, материальных и других индивидуальных качеств или проблем, имеют право на обучение.

Инклюзивных школ у нас пока нет. Есть только экспериментальные с инклюзивными классами, потому что трудность не в том, чтобы перестроить школу под нужды особых детей, а в том, чтобы перестроить общество. Самое главное,   перед тем как делать школу инклюзивной,- нужно вырастить в ней несколько поколений толерантных детей, которые с уважением и пониманием отнесутся к своим новым соученикам. У нас нет столько времени. Но формировать в сообществе навыки толерантности под силу каждому педагогу, и такая работа в нашей школе ведется давно и плодотворно.

          Обучение и воспитание толерантности у детей на уроках в школе, на внеклассных занятиях успешно и продуктивно тогда, когда образовательный процесс становится целостным и гармоничным. В этом случае обращение к традиционной культуре помогает преодолеть формальные рамки урока или занятия. Сама специфика материала (народная культура синкретична по своей сути) подсказывает педагогу и учащимся новые формы общения и обучения. Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре  деятельностей. Увидеть и оценить мир, понять своё место в нем невозможно без обращения к истокам человеческой цивилизации, традиционным культурам. Дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать углубленно, целиком погружаются в то или иное дело. Мы даем возможность детям выбрать как вариант внеурочной деятельности музейное дело. Это дает возможность реализовать познавательную потребность, огромную любознательность у всех групп детей.

Специфика школьного музея заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей – прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания толерантности у  школьников, это длительный процесс включения ребенка в различные виды реальной деятельности, обогащения его индивидуальной жизненной среды.

Ребенок сегодняшнего дня катастрофически утрачивает способность видеть, понимать сущность увиденного,  подмечать значительные детали, обобщать. Кстати, познавать окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этих скрытых смыслов вещей. Школьник, вступающий в жизнь, более чем кто-либо другой нуждается в получении не только аргументированных, но и эмоционально-выразительных сведений о культуре, обычаях, верованиях русских и других народов нашего многонационального региона. Поэтому без привлечения наглядных, образных методов обучения образовательный процесс утрачивает самое главное – перестаёт воздействовать на эмоциональную среду ребенка. А музейные уроки позволяют «вывести» ребенка за пределы школы, дополнить школьное преподавание среди живой природы, в интерьерах музейных залов. Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы раскрыть суть ключевых понятий, но и озадачить детей вечными философскими вопросами, ответы на которые они будут искать все свою жизнь. В основе музея лежит принцип – музей для детей и руками детей. Задача образования видится не просто в усвоении ребенком суммы сведений, а в воспитании просвещённой личности путем сопричастности к живому опыту культуры.

Школьный музей  - это сложный механизм, его жизнедеятельность целиком зависит от работы коллектива педагогов, детей и их родителей. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

Поэтому главная цель, которая поставлена организаторами музея,- цель духовно-нравственного порядка – объединение таких семей в их интеллектуальных «хобби», укрепление связи семьи и школы, воспитание толерантности и терпимости. В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментом нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы еще упустим  несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество. Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал перестанет существовать.  Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества.»[1]

Не случайно так важно «обозревать», воспитывать душу. Не надо искусственно  придумывать и навязывать какую-то новую идеологию. Она есть. Это – Родина, Россия, её богатейшая история, неповторимая традиционная культура, прекраснейший в мире язык,  судьбы и деяния великих и обычных россиян. Познать все это и сохранить  возможно на базе музейной педагогики. Музей позволит развивать ум и сердце, мышление и чувство, воображение и интуицию, приобретать функциональные знания о мире. А самое главное, позволит творить себя как целостного человека, занимающего достойное место в обществе, сохранившего свою самобытную культуру, вызывающего к себе интерес и уважение других людей.

Основной принцип любой формы культурно-образовательной деятельности  - предоставление посетителям музея возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. Участие детей в поисково-исследовательской работе, изучение и описание музейных экспонатов, создание экспозиций, проведение экскурсий, выполнение творческих работ способствует заполнению их досуга, овладение различными приёмами и навыками краеведческой деятельности.

Сегодня фонд музея включает в себя не только подлинные музейные предметы (в том числе довольно редкие), но и многочисленные творческие работы учащихся, например, сборники фольклорных текстов, разработки сценариев народных праздников, собирание рецептов астраханской кухни и их систематизация, история астраханских храмов в поэзии и фотографиях и т.д. Предметы, имеющие историческую ценность, выполненные руками народных мастеров, пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это поможет детям уже в школьном возрасте понять, что они – часть своего народа, своей страны, общества. Результатами работы музея являются ежегодное пополнение фонда лучшими творческими работами детей и предметами старины; проведение выставок новых поступлений; участие в профильных конкурсах ( районных, городских, областных и т.д.); отчет о проведении экскурсий.

Таким образом, школьный музей становится своеобразным научно-исследовательским центром духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, формирует готовность признавать, принимать убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. Если мы все будем принимать конкретные меры для создания устойчивой толерантной среды в современном обществе, то образование станет по-настоящему инклюзивным и доступным для всех.

Литература

  1. Национальная государственная концепция образования в России – 2009  
  2. Всемирная декларация об образовании для всех. Конвенции ЮНЕСКО.
  3. Проблемы современной школы пути их решения: инклюзивное образование.–Томск, 2008.
  4. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.
  5. На пути к инклюзивной школе. М.,2005.
  6. Грозная Н. Включающее образование: история и международный опыт. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система уроков русского языка на базе школьного этнографического музея 5-7кл.

Система знаний и система деятельности.№ уро каТема урокаВид урокаСистема знанийСистема деятельности5 класс1.Язык – важнейшее средство общения.Урок – беседа.1.Изучение высказываний известных людей о ру...

План работы школьного этнографического музея МОУ СОШ № 69 им. С.Есенина на 2012-2013 учебный год

План работы школьного этнографического музея МОУ СОШ № 69 им. С.Есенина на 2012-2013 учебный год...

Работа с одарёнными детьми как необходимое условие повышения качества образования

В данной статье указываются критерии одарённости детей и предлагается работа с одарёнными детьми через научное общество учащихся....

«Роль школьного музея в реализации стратегии развития петербургского образования до 2020 года»

«Роль школьного музея в реализации стратегии развития петербургского образования до 2020 года»...

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся.

Формирование  навыков самостоятельной работы  на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся....

Единое воспитательное пространство в плане развития инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.

постараемся выделить особенности  построения единого воспитательного пространства в плане развития инклюзивного (интегрированного) образования в условиях общеобразовательной школы ....