система уроков русского языка на базе школьного этнографического музея 5-7кл.
методическая разработка по русскому языку по теме
Система знаний и система деятельности.
№ уро ка | Тема урока | Вид урока | Система знаний | Система деятельности |
5 класс | ||||
1. | Язык – важнейшее средство общения. | Урок – беседа. | 1.Изучение высказываний известных людей о русском языке. 2.Воспитание умения чувствовать красоту слова. | 1.Выссказывания о русском языке. 2.Беседа «В начале было слово…» 3.Составлять устное высказывание по теме. |
2. | «В гостях у словарей» | Урок-заседание. | 1. Знакомство со словарями.(Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля, словарь синонимов, словарь антонимов, словообразова тельный словарь, этимологический словарь, орфографический словарь). | 1.Самостоятельная работа. 2.Работа в группах. 3.Составление несуществующих словарей(космический словарь, словарь добрых слов и др.). |
3. | Описание предмета. | Урок развития речи. | 1.Изучение предметов быта 19 в. 2.Расширять кругозор. 3.Закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства. | 1.Развивать устную и письменную речь. 2.Создавать тексты определенного типа речи. 3.Обучение сочинению - описанию «Из бабушкиного сундука». |
6 класс | ||||
1. | Лексика. Диалектиз мы. | Урок – беседа. | 1.Изучение высказываний известных людей о русском языке. 2.Воспитание умения чувствовать красоту слова. 3.Изучение словарей диалектной лексики. | 1.Высказывания о русском языке. 2.Беседа «Пришла пора подорожить народным языком…» (В.И.Даль) 3.Сообщение « О чем рассказало слово». |
2. | Устарев шие слова. | Урок – исследова ние. | 1.Изучение произведений русского фольклора. 2.Изучение словарей диалектных слов. 3.Анализ текста И.С.Тургенева о слове «заря». | 1.Искать информацию, используя различные источники (библиотека, сайты интернета). 2.Использовать экспонаты музея с названиями. 3.Игровое занятие по местному говору. 4.Работа со словом «заря»: прямое и переносное значение слова, подбор однокоренных слов, фразеологизмов. |
3. | Описание помещения. | Комбиниро ванный урок | 1.Изучение народных традиций, предметов быта 19в. 2.Лингвокультурологический анализ слова «труд». | 1.Экскурсия по музею. 2.Рассказывать об укладе жизни народа. 3.Работа со словарями. 4.Работа со словом «труд» (труд как опора человеческой жизни, пословицы, связанные с крестьянским трудом; подбор эпитетов к слову «земля». 5.Развивать устную и письменную речь. 6.Создавать тексты определенного типа речи. 7.Обучение сочинению «Описание музея». |
4. | Рассказ на основе услышанного. | Урок развития речи. | Изучение построения сочинения-рассказа. | 1.Проводить поиск и отбор информации. 2.Развивать умение слушать, формулировать вопросы и вступать в диалог. 3.Выступать с сообщением (монологическая речь). 4.Узнать в музее историю некоторых экспонатов. 5.Оформлять творческую работу «Устройство крестьянской избы».
|
5. | «Русские народные промыслы» | Интегриро ванный урок. | 1.Анализ текста С.Жегаловой «Золотая Хохлома». 2.Анализ текста К.Паустовского о русской матрешке. 3.Презентация «Русский народный костюм» . | 1.Проводить поиск и отбор информации. 2.Развивать умение слушать, формулировать вопросы и вступать в диалог. 3.Этимологическая и лексическая работа со словом «промысел, береста, изразцы» 3.Выступать с сообщением (монологическая речь). 4.Сочинение-этюд «Золотая хохлома». |
6. | Этимоло гия слова. | Урок практичес ких работ. | 1.Понятие об этимологии. 2.Знакомство с этимологическим словарем. 3.Работа со словами, связанными с прошлым (историей,бытом)русского народа, пришедшие из пословиц, из худ.литературы. | 1.Искать информацию, используя различные источники. 2.Работа со словарем. 3.Составление устного высказывания о происхождении слова (бадья, хлеб и др). |
7 класс | ||||
1. | Стили литературного языка. Публицистический стиль. | Урок развития речи. | 1.Повторение о стилях речи литературного языка. 2.Изучение признаков публицистического стиля. | 1.Проводить поиск и отбор информации. 2.Подготовить экскурсию по школьному этнографическому музею. 3.Изготовлять компьютерные презентации. |
2. | Сочинение по репродук циям картин Б.М.Кусто диева «Маслени ца», «На ярмарке». | Урок развития речи. | 1.Изучение музейных экспонатов, которые могли продаваться на ярмарках. 2.Работа со словами «Ярмарка, самовар и др.» | 1.Работать и анализировать источники. 2.Сообщение по теме «Нижегородская ярмарка». 3.Найти в музее предметы, которые относятся к теме. |
х
м
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков русского языка и литературы. 6 класс.
Данный материал предназначен для организации работы учителей русского языка, работающих по УМК М.Т. Баранова, предназначен для 6-часовой учебной недели....
Статья "Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования".
Об инклюзивном образовании говорят все чаще и чаще. и это правильно. Мы растим толерантную личность, и инклюзивное образование напрямую связано с этим. В статье предложен один из вариантов решения дан...
План работы школьного этнографического музея МОУ СОШ № 69 им. С.Есенина на 2012-2013 учебный год
План работы школьного этнографического музея МОУ СОШ № 69 им. С.Есенина на 2012-2013 учебный год...
Семинар в системе уроков русского языка.
Урок-семинар как разновидность повторительно-обобщающего урока может стать основой разработки системы уроков по изучаемой теме. Уже на первом уроке по теме предлагаю ученикам серию взаимос...
Система уроков русского языка в 11 классе
Данные уроки используются при подготовке обучающихся к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ...
Система уроков русского языка по теме "Причастие" в 7 классе
Учителем предлагаются примерные конспекты уроков по теме "Причастие как часть речи" в 7 классе. В каждом уроке имеют место психологические упражнения, работа над понятиями, цель каждого урока ра...
Система уроков русского языка по теме "Предложения с разными видами связи" ( 9 класс)
Предлагаю свой вариант изучения темы "Предложения с разными видами связи" в 9 класссе по учебнику Баранова. В предложенном материале много различных схем, алгоритмов,шаблонов....