Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся.
статья по теме
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_samostoyatelnoy_raboty.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся.
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню
Дай мне действовать самому, и я научусь...
Китайская мудрость
Современное образование ориентировано на отражение цивилизации, в центре которой стоит личность.
Модернизация образования направлена на то, чтобы личность обладала уникальными способностями:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях;
- самостоятельно приобретать знания;
- критически мыслить
- генерировать новые идеи;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельной и коммуникативной
В настоящее время произошла смена парадигмы образования. Новый подход требует смены акцентов: от «школы-кузницы знаний» к «школе - развития личности», т.к.именно в ней закладываются основы, которые важны каждому человеку, кем бы он ни стал в будущем: физиком, врачом, учителем, слесарем.
Самостоятельная работа — это такой способ учебной деятельности, где учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения;
работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством
выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.
Преимущества самостоятельной работы:
- Охватывает всех учащихся
- позволяет работать в индивидуальном темпе и стиле;
- активизирует даже слабых и пассивных детей;
- требует личной ответственности каждого участника образовательного процесса;
- способствует развитию творческого мышления, формированию общеучебных умений и навыков;
- предполагает индивидуальный подход к каждому ученику.
Условия для достижения хорошего результата:
- создать инструкции или рекомендации по выполнению заданий ;
- чередовать индивидуальную, парную и групповую работы ;
- диагностировать успешность учащихся;
- обеспечить материально- техническую базу учебного процесса;
- соблюдать благоприятный психологический микроклимат.
Алгоритм подготовки урока с самостоятельной работой:
- Выбрать и сформулировать тему.
- Установить цели самостоятельной работы (что-то узнать, чему-то научиться, найти решение и т.д.)
- Продумать последовательность действий, операций.
- Подготовить дидактический материал (гербарии, тубусы, модели, рисунки, таблицы).
- Проинструктировать учеников перед началом работы.
- Продумать способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль учителя в ходе самостоятельной работы, своевременную помощь тем, кто нуждается в этом.
- Провести инструктаж по технике безопасности ( если на уроке лабораторная работа)
Таким образом, перед началом урока дети получают необходимое объяснение хода урока, сами могут поставить цели и задачи, сформулировать вопросы, на которык они должны получить ответ. Главное, учащиеся должны точно знать, что от них требуют, что с них спросят при контроле знаний.
Уроки биологии имеют свою специфику.
В процессе обучения раскрывается благодатная почва для организации самостоятельной работы учащихся. Дети с интересом погружаются в любые учебные работы исследовательского и познавательного характера. Ребята встают на путь самостоятельного исследования и пусть маленьких, простых, детских проблем, безусловно, не обогащающих теоретическую науку, но их ум направлен на поиск решения, открытия. Это приучает детей к самостоятельной деятельности.
Методы, используемые на уроке:
- Логический метод – решение творческих задач путем поиска аналогий (природная аналогия –как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности живые системы;
- Символистическая аналогия – изображение поисковой задачи в виде символа или схемы; и т.д.); как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности живые системы;
- Метод причинно-следственного анализа – метод позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения (Например: «В чем секрет механизма вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки?»
- Метод эвристических вопросов(в рамках эвристического метода) – еще Цицерон предлагал все излагать через словесную формулу «кто?- что?- где?- чем?- зачем?- как?-когда?».
Например, тема «Фотосинтез».
Приемы, используемые на уроке:
- Мозговой штурм;
- Ответить на вопросы в тексте;
- Объяснить, доказать, найти причинно-следственные связи;
- Моделирование или другие задания творческого характера;
- А вы знаете, что…
- Составь кроссворд, опорная схема, работа исследовательского характера, например, постановка опыта, лабораторная работа;
- Дополнить предложения;
- Построить логическую цепочку или реши задачу на логику, генетическую, экологическую и т.д.
- Выбрать правильные ответы
- Найти лишнее понятие и объясни свой выбор
- Заполни пробелы в схеме;
- Можно использовать игровые моменты. Например: мысленно перенестись в условия крайнего севера, почувствовать холод, а затем сравнить себя с животными и объяснить их приспособления к данным условиям жизни.
Примерная структура урока биологии:
- Первый этап – постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
- Второй этап -совместное «открытие» знаний.
- Третий этап - практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
- Последний этап -подведение итогов работы.
Приложение.
Очень важно научить ученика учиться!
Как лучше запомнить изучаемый материал.
- Текст читай очень внимательно.
- Особое внимание уделяется структуре излагаемого материала.
- Мысленно повторяются заглавия уже выделенных частей текста.
- Особые фрагменты текста мысленно пересказываются.
- Формулировки читаются особо пристально, а деталям уделяется меньше внимания.
- Если в формулировки есть сноска, откуда произошла она, то запомните, иногда это помогает вспомнить определение.
Как надо читать текст.
- Очень большое значение имеет то, какой текст вы читаете, если он трудный, то читают мало и основательно.
- При встрече с незнакомыми терминами, словами их нужно выписать, а затем найти значение. Никогда не оставляйте непонятно необъяснимым.
- Выписывайте всё в тетрадь, что нужно запомнить (термины, годы событий, названия статей, имена учёных…).
- Учтите, что чтение бывает:
- первоначальным, когда идёт знакомство с текстом, где важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные мысли, отметить неясные места;
- повторным - это и есть собственно чтение-усвоение.
Как проводить анализ.
Анализ - процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выявление отдельных частей, признаков, свойств.
- Мысленно расчлени объект, явление, предмет на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.
- Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
- Подумай о причинах такого разделения на блоки.
Как проводить обобщение.
Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.
- Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых предметах, явлениях.
- Определи их сходство.
- Установи связь между ними.
- Сформулируй общий вывод.
Как делать выписки.
Выписать - найдти в источнике нужную мысль, списать её, записать.
- Вчитайся в название статьи, осмысли его.
- Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай мысли.
- Стремись к краткости записи.
- Отделяй одну мысль от другой.
- Закончив работу, выпиши все данные источника.
Как работать над понятием.
Понятие - логически оформленная мысль.
- Назови рассматриваемое понятие. Дай его определение.
- Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
- Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
- Употребляя данное понятие, составь рассказ.
Как работать над сравнением.
Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.
- Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
- Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
- Выдели существенные признаки каждого предмета.
- Выясни все признаки сходства и различия объектов.
- Найди и объясни причины сходства и различия.
Как разъяснять теорию.
Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих научный опыт и отражающих закономерностей природы, общества, мышления.
- Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
- Назови основные положения, понятия теории.
- Определи круг явлений, объяснимых данной теории.
- Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
- Назови области применения данной теории.
К сожалению, такой урок требует хорошей материальной базы (многое можно изготовить и самим учащимся и ученикам), больших временных затрат, т.к. мало разработано пособий в данном направлении.
Должна вестись постоянная тренировка с учениками, они должны быть приучены такой работе на уроке. Порой самые неожиданные препятствия срывают занятия. Например: при лабораторной работе не смогли приготовить препарат, а значит, не увидели, не могут сделать вывод и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. -- М., 1979.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983.
- Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1996.
- Дорофеев Г.В. и др. Дифференциация в обучении биологии.// Биология в школе. -- М, 1989.-№4.
- Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. -- М., 1990.
- Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001.
- Латюшин В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология.
- Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М.: Просвещение, 1993.
- Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.:Просвещение, 1998.
- http://www.uroki.net/docxim/docxim32.htm
- http://festival.1september.ru/articles/419051/
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.,1985.
- Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения //Сов. Педагогика.- 1965. – № 3.
- Махмутов М.И. Современный урок.- М., 1985.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- М., 1999.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Индивидуальная работа на уроках русского языка – необходимое условие для развития самоорганизации школьников
Статья: Индивидуальная работа на уроках русского языка – необходимое условие для развития самоорганизации школьников...
Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии как необходимое условие формирование метапредметных компетенций".
Статья является конспектом выступления на городской научно-практической конференции "На пути к реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы", которая состоялась 14.03.2015 в ГБОУ гимназия №61...
"Единство воспитания и обучения - необходимое условие развития личности учащегося"
Когда воспитание, обучение, образование и развитие органически слиты воедино в педагогическом процессе, тогда обеспечивается систем...
Формирование алгоритмической культуры на уроках математики и во внеурочное время- необходимое условие развития логического мышления и творческих способностей учащихся
Теория алгоритмов – это раздел современной прикладной математики. Умение выделять алгоритмическую суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии. Понятие...
Формирование алгоритмической культуры на уроках математики и во внеурочное время- необходимое условие развития логического мышления и творческих способностей учащихся
Теория алгоритмов – это раздел современной прикладной математики. Умение выделять алгоритмическую суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии. Понятие...
Опыт работы "Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития предметных и метапредметных результатов"
Методы и приемы, используемые на уроках для формирования смыслового чтения как метапредметного образовательного результатаЦель смыслового чтения состоит в максимальном точном и полном понимании ...
Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника
В рамках проведения регулярных заседаний, мы работаем над совершенствованием и повышением эффективности воспитательной работы в нашем образовательном учреждени...