Разработка урока "Я-ребенок! Я-гражданин!"
план-конспект урока (8 класс) по теме

Федотова Надежда Петровна

Парламентский урок. Форма проведения урок-игра, для учащихся 6-8 классов. Я провела этот урок не как учитель истории, а как классный руководитель 8 класса и задействовала младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ya-rebenok_ya-grazhdanin.zip58.96 КБ

Предварительный просмотр:

Республики Татарстан

Новошешминский  муниципальный район    

МБОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа »

Парламентский урок

«Я – ребенок! Я – гражданин!»

для 6-8 классов

                                                             Автор:

Федотова Надежда Петровна

                                                               учитель географии

первой  квалификационной категории

2011 год

Тема парламентского урока: «Я – ребенок! Я – гражданин!»

Форма проведения урока:   урок – игра

Форма организации деятельности учащихся: групповая

Цель:

  1. помочь детям познакомиться с правами человека и увидеть их связь с повседневной жизнью.
  2. Помочь разобраться, как и где могут быть реализованы права ребенка в обществе.

Задачи:

  1. анализируя фрагменты сказки А. Толстого «Приключения Буратино» и отдельные статьи Конвенции о правах ребенка, СМИ развивать умение извлекать информацию из различного рода источников и логическое мышление;
  2. способствовать расширению словарного запаса учащихся: сформировать понятия декларация, конвенция;
  3. через работу в группах продолжить формирование таких качеств личности как ответственность, доброжелательность, аккуратность.

 Необходимые принадлежности:

  1. Конвенция о правах ребенка; (Приложение 1);
  2. Бумага;
  3. Столы, стулья для работы групп;
  4. Плакат “Небо”;
  5. Звездочки красного, синего,  желтого цветов;
  6. Клей;
  7. Скотч (или магниты);
  8. Цветочки для разделения детей на команды;
  9. Карточки-картинки, в которых резюмируются разные права, входящие в Конвенцию о правах ребенка (Приложение 2);

Ход игры

Учитель: Сегодня наша с вами задача вспомнить основные права детей, записанные в различных правовых документах. Говорят, что когда рождается человек, на небе загорается звезда. Мы тоже зажжем свои звезды вместе с вами в конце нашего занятия. А вот какого цвета они будут – зависит от того, как мы с вами проведем время.

Представление команд:

  1. На данном этапе каждая команда выбирает капитана, придумывает себе название и объясняет смысловое содержание названия. Например: команда "ВЕРА" – обозначает веру в то, что права ребенка будут так же уважаемы, как и права взрослых, или команда "НАДЕЖДА" – означает надежду на то, что права ребенка будут не только декларироваться, но и исполняться.
  2. Выбирают капитана команды
  3. После того как каждая команда представится, переходим к приветствию.

Представление жюри.
 

Все участники встают в круг. Проводится игра “Приветствие”.

Здравствуй, друг. (Правая рука вперед)

Как дела? (Правая рука на плечо)

Где ты был? (Правой рукой за правое ухо)

Я скучал! (Обнимает себя)

Ты пришел! (Руки в стороны)

Хорошо! (Обняться).

Учитель: Ребята, начнем наш урок с песни. (поют заранее подготовленные ученики)

(Исполняют песню «Чему учат в школе» )

Все права свои узнать,

Их на деле применять

Учат в школе (Зраза).

Применять и изучать, все законы соблюдать

Учат в школе (3 раза).

Чтоб друг друга уважать,

Никогда не обижать

Учат в школе (Зраза).

И воспитанными быть,

Права помнить все и чтить (2 раза)

Учат в школе (Зраза).

Задание 1. Знакомство с содержанием Конвенции.

Каждая группа получает текст Конвенции о правах ребенка (извлечение) и отрывок из сказки А. Толстого «Приключения Буратино»  (приложение 1)

Отрывок из сказки для 1 команды:

«- Папа Карло, - сказал Буратино, - а как же я пойду в школу без азбуки?

- Эге, ты прав, малыш.

Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу.

Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.

- Вот тебе азбука. Учись на здоровье.

- Папа Карло, а где твоя куртка?

- Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так. Только ты живи на здоровье.

Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.

- Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток.

Буратино всеми силами хотел в этот первый в его жизни вечер жить без баловства, как научил его Говорящий Сверчок.

Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.

По дороге он даже не смотрел на сласти, выставленные в лавках, - маковые на меду треугольнички, сладкие пирожки и леденцы в виде петухов, насаженных на палочку.

Он не хотел смотреть на мальчишек, запускающих бумажного змея...»

Отрывок из сказки для 2 команды:

«Услышав весь этот шум, из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостную плетку.Это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас.

- Га-га-га, гу-гу-гу! - заревел он на Буратино. - Так это ты помешал представлению моей прекрасной комедии?

Он схватил Буратино, отнес в кладовую театра и повесил на гвоздь.

Вернувшись, погрозил куклам семихвостной плеткой, чтобы они продолжали представление. Куклы кое-как закончили комедию, занавес закрылся, зрители разошлись.

Доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас пошел на кухню ужинать.

Сунув нижнюю часть бороды в карман, чтобы не мешала, он сел перед очагом, где на вертеле жарились целый кролик и два цыпленка. Помуслив пальцы, он потрогал жаркое, и оно показалось ему сырым. В очаге было мало дров. Тогда он три раза хлопнул в ладоши.

Вбежали Арлекин и Пьеро.

- Принесите-ка мне этого бездельника Буратино, - сказал синьор Карабас Барабас. - Он сделан из сухого дерева, я его подкину в огонь, мое жаркое живо зажарится.

Арлекин и Пьеро упали на колени, умоляли пощадить несчастного Буратино.

- А где моя плетка? - закричал Карабас Барабас.

Тогда они, рыдая, пошли в кладовую, сняли с гвоздя Буратино и приволокли на кухню».

Вопрос :

- К каким (какой) статьям Конвенции данный отрывок из сказки может служить иллюстрацией? О каких правах ребенка здесь идет речь?

Задание 2.

1 команда – напишите три основных права ребенка в семье.

2 команда – напишите три основные обязанности учащихся.

Учитель: Продолжаем знакомиться с конвенцией по правам ребенка.

Задание 3.

Определить какое право изображено на картинке. (приложение 2)

(Я все картинки перерисовывала, чтоб не было надписей)

 Учитель: Согласно статье 31 Конвенции о правах ребенка вы имеете право на отдых, досуг и участие в развлекательных и культурных мероприятиях. Поэтому мы сейчас немного отдохнем и сделаем небольшую зарядку

Задание 4.

Это задание поможет определить уровень теоретической подготовки учащихся и знание правовых норм по правам несовершеннолетних. Капитан каждой команды должен выбрать номер вопроса (любой с 1-ого по 14-ый) и ответить на него. Каждому всего по пять вопросов, отвечают по очереди. При неправильном ответе капитан дает возможность ответить любому участнику своей команды. Правильный ответ оценивается в 1 балл.  

Вопросы к Конкурсу капитанов 


1. В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности (УК ст.20, с 16, а по отдельным случаям – с 14 лет).
2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УК ст.20, 163, да).
3. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимся, не желающим писать контрольную работу? (УК ст.20, 207, преступление).
4. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или административного разбирательства обязателен? (СК ст.57, с 10 лет).
5. Откуда может взяться имущество в собственности несовершеннолетнего? (СК ст.60, доходы, дар, наследование, приобретение на средства ребенка).
6. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать? (СК ст.62, равенство прав родителей).
7. На ком по закону должен лежать основной груз выполнения обязанностей в отношении детей – на отце или на матери? (СК ст.62, равенство прав и обязанностей).
8. Освобождаются ли родители от обязанности содержать своего ребенка в случае лишения их родительских прав? (СК ст.72, не освобождаются).
9. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (Конституция РФ, ст.17, с рождения).
10. Какие обязанности государств по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка? (охранять и защищать права детей).

Задание 5. Разыграть ситуацию.

Учитель : "Я имею на это право!", "Почему вы нарушили мои права?" эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Вам нужно составить грамотный ответ взрослого на капризы зарвавшегося ребенка. Ситуации будут разыграны командами по очереди.

Ситуация 1.

Мать: Сколько раз тебе говорить после 11 ч. вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын: Но мама! Ты же всё равно в 11 ч. ещё не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Учитель: О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном? (Статья 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в этом доме!), и является нарушением общественного порядка!).

Ситуация 2. 

Ученик:
 Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не интересные. Пусть нам другого учителя истории найдут, поумнее.

Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик: Смею, Марья Иванна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший, меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить.

Учитель: Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя он виноват во всех наших бедах. Но, тем не менее, закон здесь на стороне Марьи Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Ст.13 Конституции).

Пока жюри подсчитывает баллы, давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.

Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью!

Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Учитель:

- Скажите, прав ли сын в этой семье?

- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?

Найдите ошибки в поведении членов семьи.

Ответы детей.

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

  1. соблюдать правила личной гигиены;
  2. помогать старшим;
  3. добросовестно учиться.


 Награждение участников  

Подсчитываются баллы и объявляется команда -победительница, а также лучшие участники команд.



Рефлексия.

Ведущий: Когда рождается человек, то на небе зажигается звезда. Если звезды зажигаются, то это кому-нибудь нужно. Зажжем и мы свои звезды. При выходе из аудитории отобразите свое настроение в виде звезд.

Красная – мне понравилось, я многое для себя взял,

синяя – я не все понял, но я доволен,

желтая – многое мне не удалось, но кое-что я для себя взял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок гражданина"

Данная разработка поможет педагогам подготовить тематическую линейку, классный час, посвящённые Дню Конституции....

Методическая разработка "Урок гражданина"

Данная разработка поможет педагогам подготовить тематическую линейку, классный час, посвящённые Дню Конституции....

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...

Разработка классного часа "Я гражданин России."

Мероприятие расчитано на учеников 7 класса....

Методическая разработка на тему "Я - гражданин России"

Интегрированный урок с элементами мастерской...

Разработка классного часа "Я-гражданин, я-патриот"

Методическая разработка классного часа для 10 класса...