Методическая разработка на тему "Я - гражданин России"
методическая разработка по литературе на тему

Интегрированный урок с элементами мастерской

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ya_grazhdanin.ppt256.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я – гражданин России» (Интегрированный урок с элементами мастерской) Бурова Е.В. ГБОУ СОШ № 312

Слайд 2

1. Слово учителя. Добрый день. Сегодня мы проведем необычное занятие, на котором поговорим о вечных ценностях, о войне, о проблеме человека в нечеловеческих условиях, о том, как остаться самим собой в сложных жизненных ситуациях. Мы сегодня вместе с Вами попытаемся ответить на некоторые очень важные вопросы человеческого бытия. Не на все вопросы мы получим однозначные ответы, но, возможно, многие из нас задумаются об этом. Наша страна имеет долгую и очень сложную историю, не все в ней однозначно, не все непросто. Но как бы там ни было, это наша история, и задумываться над нашим прошлым необходимо.

Слайд 3

Тема нашего занятия: «Я – гражданин России». Задание. Сейчас вы увидите видеоряд, во время просмотра запишите чувства, ассоциации, которые у вас возникнут во время просмотра этих кадров. Для этого возьмите большие белые листы. Большую часть занятия вы будете работать на них. Просмотр, ученики записывают, дается 1 минута на дописывание. Прочитайте, что вы записали. Дописывайте понравившиеся ассоциации (Учитель пишет на доске). Задание. Используя слова и словосочетания, которые мы сейчас записали, составьте 3-4 предложения о том, что вы сейчас увидели, почувствовали, пережили. Прочитайте в группах свои работы, выберите 1 лучшую, прочитайте от группы.

Слайд 4

2. Литература. Слово учителя. Бабель приехал на фронт как корреспондент газеты «Красный кавалерист» — Кирилл Васильевич Лютов, русский. Двигаясь с частями Первой Конной армии Буденого, он должен был писать агитационные статьи, вести дневник военных действий. Но Бабель вел и свой личный дневник. Многие рукописи пропали, но сохранилась одна тетрадка. Читая этот дневник, нельзя не отметить, что Бабель ошеломлен: новые впечатления пришли в резкое противоречие с его жизненным и культурным опытом. Пребывание в Первой Конной армии ставило его в особую позицию: еврей среди казаков, он, казалось, должен был быть обречен на одиночество. Интеллигент, сердце которого содрогалось при виде жестокости и разрушения культуры, он мог быть обречен на одиночество вдвойне. Но клубок чувств сложнее. Тоска Бабеля вырастала из неприятия насилия и разрушения. Задание. Перед вами лежат тексты новелл Бабеля из цикла «Конармия». Подчеркните прямо в тексте те мысли, которые вас поразили. Выступите от группы. Задание. Составьте партитуру чувств того героя, который вам чем-то близок. (Отвечают индивидуально, учитель записывает на доске). В чем же настоящая трагедия гражданской войны?

Слайд 5

3. Обществознание. Действительно, гражданская война страшна бессмысленностью происходящего, ничем не оправданным насилием, смертями, искалеченными судьбами. Сам термин «гражданская война» абсурден, здесь сочетаются, с одной стороны, любовь к родине, патриотизм, с другой стороны смерть, ненависть, насилие, нетерпимость к другому, непохожему, чужим мыслям, вере, убеждениям… Удивительно, все мы считаем себя культурными, цивилизованными людьми, однако проблема насилия остается одной из самых актуальных в настоящее время. В мире существует около 3000 народов, но государств на карте мира всего около 200, существуют различные религии, мировые и национальные, население планеты перевалило за 6,5 млрд., нас много и все мы очень разные. Поэтому жить в мире и согласии с другими людьми мы можем руководствуясь 2-мя принципами: мораль и право. Ни то, ни другое не появляется само по себе, они возникают в процессе воспитания и образования.

Слайд 6

Задание. Запишите, пожалуйста, на листах те качества, которые, как вам кажется, должны быть присущи современному человеку, гражданину, чтобы жить в согласии с самим собой и другими людьми. Какие качества записали? (Учитель записывает на доске, остальные дописывают себе на листы). Все эти качества относятся к понятию «толерантность». (Лат. – терпение, терпимое отношение к чужой вере, убеждениям, поступкам, национальности и т.д.) Задание. Сейчас мы предлагаем вам отрывок из Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО. Ознакомьтесь с ними и подчеркните в тексте 2-3 мысли, которые, по вашему мнению, наиболее точно передают понятие толерантности. Что подчеркнули? Прокомментируйте, почему именно эти слова вам кажутся наиболее важными?

Слайд 7

4. ОБЖ. Действительно, в современном демократическом обществе, каким является Россия, где главной ценностью признается жизнь человека, его права и свободы, особое значение придается формированию толерантности, уважительному отношению, терпимости к другому, непохожему, толерантность должна стать частью культуры, должна стать необходимой нормой нашего с вами существования. Диспут «Я – гражданин России». Задания. 1. Продолжите фразу «Гражданин – это человек, который…» 2. Дайте определение понятия «гражданин». Вопросы для работы в группах: - Права граждан РФ - реальность или фикция? - Обязанности граждан РФ - реальность или фикция? - Гражданин и патриот? - Кем из соотечественников мы можем гордиться, а за кого нам стыдно? - Что надо сделать, чтобы все россияне гордились отечеством? - Каков менталитет россиянина? Что такое национальная идея? (Обсуждение по группам).

Слайд 8

5. Спасибо, ребята, за интересное обсуждение актуальных проблем российского общества. Мы сегодня вместе сделали очень большую работу: смотрели видеоряд, записывали ассоциации и составляли из них тексты, читали новеллы Бабеля, рассуждали о гражданской войне, вывели определение толерантности, познакомились с декларацией принципов толерантности ЮНЕСКО, выразили свою гражданскую позицию по многим вопросам, касающимся развития РФ.

Слайд 9

Задание. Сейчас возьмите те листы, на которых вы работали в течение всего занятия, подчеркните слова и словосочетания, которые вам нравятся. Составьте из них название вашей работы. Запишите это название на цветном листе. Сейчас в течение 5-7 минут запишите ваши размышления о том, что сегодня происходило на занятии. Это может быть в любой форме (страничка дневника, письмо, стихотворение, просто размышления). Кто готов, повесьте свою работу на любом месте в классе. Походите по классу, почитайте работы, может быть кто-то прочитает свою работу, может быть не свою. Сядьте, пожалуйста.

Слайд 10

6. А теперь одним словом или словосочетанием выразите свои чувства, переживания относительно сегодняшнего занятия. Спасибо за работу. До свидания. (Уходят под музыку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Электроэнергетика России"

Тема урока:  Электроэнергетика Цели:  сформировать  представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны. Задачи: Обучающая: углубление зна...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Технологическая карта и конспект урока на тему "Гражданин России"

Технологическая карта урока и конспект на тему "Гражданин России"  по обществознанию для 5 класса соответствует ФГОС....

Технологическая карта и конспект урока на тему "Гражданин России"

Технологическая карта урока и конспект на тему "Гражданин России"  по обществознанию для 5 класса соответствует ФГОС....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.

Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...

Презентация по теме Гражданин России

Презентация по Теме №1 к учебному курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...

Учебно-методическая разработка к уроку "Гражданин России" по обществознанию в 11 классах.

Презентация по теме урока "Я - Гражданин России", к учебнику Боголюбова....