Разработка классного часа "Я-гражданин, я-патриот"
методическая разработка (10 класс)
Методическая разработка классного часа для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-grazhdanin._ya_-_partriot.docx | 50.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я – гражданин. Я - патриот».
Классный час-беседа для 10 класса
Провела:
классный руководитель:
Федякова Л.В.
2017 г.
«Я – гражданин. Я - патриот».
Цели: расширять знания обучающихся о символике государства; способствовать формированию интереса к истории нашей страны.
Ход занятия
I. Введение в тему.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель раздает каждому ученику разные карандаши и предлагает рассмотреть их.
- Расскажите о том, какие у вас карандаши в руках? (разные)
- Все карандаши разные, как и люди, и у каждого свои достоинства.
Хотя все люди разные, но их объединяет то, что они живут в одной стране.
Каждый человек живет в какой-то стране.
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Какой вам представляется наша страна?
- А вот как ее представил поэт Иван Саввич Никитин. (ФОТО ПОЭТА, краткая его биография)
Чтение стихотворения И. С. Никитина «Русь», написанное в 1851 году.
РУСЬ
Под большим шатром Голубых небес
— Вижу — даль степей Зеленеется.
И на гранях их, Выше темных туч,
Цепи гор стоят Великанами.
По степям в моря Реки катятся,
И лежат пути Во все стороны.
Посмотрю на юг — Нивы зрелые,
Что камыш густой, Тихо движутся;
Мурава лугов Ковром стелется,
Виноград в садах Наливается.
Гляну к северу — Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух, Быстро кружится;
Подымает грудь Море синее,
И горами лед Ходит по морю;
И пожар небес Ярким заревом
Освещает мглу Непроглядную...
Это ты, моя Русь державная,
Моя родина Православная!
Широко ты, Русь, По лицу земли
В красе царственной Развернулася!
У тебя ли нет Поля чистого,
Где б разгул нашла Воля смелая?
У тебя ли нет Про запас казны,
Для друзей — стола, Меча — недругу?
У тебя ли нет Богатырских сил,
Старины святой, Громких подвигов?
Перед кем себя Ты унизила?
Кому в черный день Низко кланялась?
На полях своих, Под курганами,
Положила ты Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой
И дала урок Ляху гордому.
И давно ль было, Когда с Запада
Облегла тебя Туча темная?
Под грозой ее Леса падали,
Мать сыра-земля Колебалася,
И зловещий дым От горевших сел
Высоко вставал Черным облаком!
Но лишь кликнул царь Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов Поднялася Русь.
Собрала детей, Стариков и жен,
Приняла гостей На кровавый пир.
И в глухих степях, Под сугробами,
Улеглися спать Гости навеки.
Хоронили их Вьюги снежные,
Бури севера О них плакали!..
И теперь среди Городов твоих
Муравьем кишит Православный люд.
По седым морям Из далеких стран
На поклон к тебе Корабли идут.
И поля цветут, И леса шумят,
И лежат в земле Груды золота.
И во всех концах Света белого
Про тебя идет Слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, Назвать матерью,
Стать за честь твою Против недруга,
За тебя в нужде Сложить голову!
II. Основная часть занятия.
- От кого зависит благополучие страны?
1. Исторические корни.
- Много народов проживает на территории нашей страны. У каждого свой язык, свои обычаи, своя культура. Но все хотят быть счастливыми, достойными своей страны. Каждое государство имеет свои отличительные признаки. Официальной эмблемой, символом государства является герб и государственный флаг. Свои государственные гербы и флаги имеют все страны.
Современные герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, тесную связь с народным искусством. В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество имен дали люди солнцу. Иногда солнце виделось огнем, как в костре или очаге, только горящим в небе. Так говорилось о нем в старинных русских песнях. Как огонь, солнце дарит тепло и свет. Люди сравнивали солнце с птицами: орлом, жар-птицею, или птицей павой. Ведь солнце парит в небе, как златокрылая птица. Лучи восходящего солнца напоминали петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, - яркие красно-оранжевые перья. Люди верили, что крик петуха прогоняет ночную тьму и приветствует восход солнца.
Кто такой Петушок - Золотой Гребешок, известный всем по детской песенке-потешке, который будит нас утром? Просто птица или восход солнца? (восход солнца)
От солнца многое зависело в крестьянской жизни, и предки русских людей - славяне - стали представлять себе солнце могущественным царем. Сказки и предания гласили, что обитает солнце на востоке, далеко за морем, в солнечном царстве.
2. Символика государства.
- С течением времени забылись смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах, двуглавый орел стал гербом России.
Герб - отличительный знак страны. Золотой двуглавый орел - символ России.
- Зачем нужен герб?
Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости - туристы, предприниматели - приезжают из других государств, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.
- Вспомните, что изображено на монетах? (герб, орел двуглавый)
Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов. Кроме гербов стран, существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки.
Золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник (Георгий Победоносный), поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла.
Флаг имеет свою историю.
Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя».
В те времена и сейчас цвету придается особый смысл:
белый цвет означает мир и чистоту совести;
синий - небо, верность и правду;
красный - огонь и отвагу.
Флаг и герб являются отличительными знаками государства. Они, построенные в соответствии с принятыми правилами, имеют строго определенные цвета и пропорции; символизируют единство и независимость страны. Древние стяги служили сплочению войска. Таково же назначение полковых знамен и знамен общественных объединений, организаций. Например, знамя Международного комитета объединяет спортсменов всего мира. Флаг является и знаком власти. Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.
Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения). Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Старается сделать ее сильной и богатой.
- Следует ли гордиться званием «гражданин»? Почему?
Вы - граждане большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться.
III. Итоги классного часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "К. Минин - патриот Земли русской"
Данный материал содержит подробный ход классного часа и презентацию к нему....
Классный час на тему:"Патриот-источник духовных сил воина."
Классный час на тему:"Патриотизм- источник духовных сил воина."...
Методическая разработка. Классный час по теме "Мы все патриоты России".
Даннчый классный час был проведен в 7 классе. Учащиеся в курсе общетвознания познакомились с понятиями "патриотизм" и "толеантность".Споры о содержании понятий и их трансформации в недавних собы...
Классный час: "Кто такой "патриот"? Что такое "патриотизм"?
Классный час с викториной...
Разработка классного часа на тему: Единый урок знаний "Я - патриот своей страны"
Разработка данного классного часа "Я -патриот своей страны" посвящена 25-летию Независимости Республики Казахстан, а также патриотическому акту "Мәнгілік Ел".Цель мероприятия:1)...
Сценарная разработка классного часа «Главные уроки доброжелательной школы: человек, гражданин, патриот»
Методическая разработка классного часа «Главные уроки доброжелательной школы: человек, гражданин, патриот» представляет собой подробный сценарий воспитательного мероприятия для учащихся 5 ...
Методическая разработка классного часа на тему: «Что значит быть патриотом?»
Методическая разработка классного часа на тему: «Что значит быть патриотом?»Тема: «Что значит быть патриотом?»Цель: создать условия для осознания и усвоения учащимися нравствен...