Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"
план-конспект урока (обществознание , 9 класс) на тему

Перепелица Юлия Александровна
Карта урока:

Этап урока

Время

(мин.)

Формы, методы, приёмы

I. Организационный этап.

3

 

II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

7

1.Тестирование.
2. Фронтальный опрос.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

5

1. Вызов.
2. Цели и задачи.

IV. Этап усвоения новых знаний.

30

 

 

 

 

 

15

1. Работа в тетрадях.
2. Работа с учебником.
3. Работа в тетрадях.
4. Беседа.
5. Разбор ситуации.
6. Лекция со стопами.
7. Работа с документом (Декларация).
Второй урок
8. Работа с документом (Конституция).
9.Беседа.
10. Работа в тетрадях.
11. Беседа.
12. Работа в тетрадях.
13. Работа с документом (Конвенция).

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

3

Фронтальный опрос.

VI. Этап закрепления нового материала.

10

1. Работа в группах.
2. Взаимооценка.
3. Тестирование.
4. Самопроверка

VII. Этап обобщения и систематизации

5

Беседа.

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2

Беседа.

IХ. Подведение итогов урока.

3

Анализ достижения цели урока.
Оценка урока и учеников.

Х. Этап рефлексии.

5

Закончи предложения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar533.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формальная часть:

Урок № 24

Тема Права и свободы человека и гражданина

Цель расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов

Задачи:

Обучающие:  ознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка;  сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации и защиты в жизни.

Развивающие: продолжить  формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.

Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону

Оборудование: ноутбук и проектор, презентация, распечатки Конституции, Декларации и Конвенции, карточки для работы в группах.

Содержательная часть:

1) Этапы  урока.

I. Организационный этап.

1. Приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

  1. Работа по карточкам (3 ученика).
  2. Фронтальный опрос:

― Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Докажите (текст К РФ).

― Какие принципы правового государства нашли отражение в статьях 2,10, 15, 17, 18?

― В чём заключается высшая ценность для государства?

― Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?

― Всегда ли люди были равны?

― Что такое дискриминация?

Мини-итог.

III.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

  1. Вызов.

― Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает что такое ежемесячное детское пособие?

― Поднимите руки, в чьей семье, получают данное пособие? Чему оно равно?

― А где не получают?

― Как вы считаете, справедливо, что одни из ваших семей получают, а другие нет?

― А можно ли это назвать законным?

  1. Постановка цели и задач урока.

― Посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите как этот урок может вам помочь в решении данной проблемы?

― А что ещё вы можете и хотите узнать на данном уроке?

― Запишите кратко на цветных стикерах ваши ожидания от урока и положите их на край парты.

IV. Этап усвоения новых знаний.

  1. Работа в тетрадях.

― Запишите тему и план урока.

  1. Работа с учебником.

― Прочитайте 1-3 абзацы учебника на с.121 и выделите на полях карандашом основные аспекты понятия права человека.

 ― Зачитайте, сформулируйте кратко для записи в тетрадь.

  1. Работа в теради

Запись аспектов:

Право это…

  1. законодательно закреплённые нормы;
  2. выражают меру свободы;
  3. закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств (каталог прав)
  1. Беседа

― Скажите своими словами, что же такое право?

― Как принято называть совокупность правовых норм?

― Скажите, а какие права, по вашему мнению, станут главными в этом каталоге?

  1. Разбор ситуации.
  1. Самостоятельное прочтение.
  2. Чтение вслух.
  3. Беседа:

― Скажите, имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко музыку? Почему?

― Но ведь только, что вы определили свободу как главное право человека. Значит по вашему свобода имеет границы?

― И чем же определяются данные границы?

  1. Лекция со стопами.

― Сейчас я вам расскажу историю оформления идеи права в юридические документы. Ваша задача, когда я буду останавливаться записать основные вехи истории, связанные с темой лекции.

ИДЕЯ

  1. Записи в тетрадях:Древняя Греция
  2. Древний Рим
  3. Англия 1215г. – Великая хартия вольности.
  4. Англия 1679г. – Хабеас корпус акт.
  5. Англия 1689г. – Билль о правах
  6. США 1776г. – Декларация независимости.
  7. США 1787г. – Конституция США.
  8. Франция 1789г. – Декларация прав человека и гражданина.
  9. ООН – Международный билль о правах человека (5 документов)

10.12.1948г. – Всеобщая декларация прав человека.

  1. Работа с документом (Декларация)

― Откройте учебник на с. 126, прочитайте основные статьи Декларации и дайте краткую характеристику ей.

― На столах перед вами лежит полный текст Декларации, прочитайте преамбулу и скажите, все права, перечисленные в Декларации они какие? Являются основой чего?

― Какие сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в Декларации?

― Найдите, пожалуйста, статью, которая, по вашему, мнению гарантирует выплату детских пособий.

― Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.

― Сделайте вывод.

  1. Работа с документом (Конституция РФ, глава 2)

― Вторая глава Конституции нашего государства составлена на основе Декларации прав человека. Ознакомьтесь с ней.

― Скажите, в какой статье говориться о неотъемлемости прав?

― Докажите, что здесь охватываются все сферы жизнедеятельности.

― Какая статья, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий?

― Что говорится об ответственности гражданина?

― Какая обязанность гражданина называется святой?

― Сделайте вывод.

  1. Беседа о гарантиях и системе защиты прав в РФ.

― Вернёмся к началу нашего урока. Вы сказали, что считаете не справедливым, когда не всем выплачиваются детские пособия. Если вы считаете, что ваши права не соблюдаются или нарушаются, что нужно делать?

― В какой статье Конституции РФ говорится о праве на защиту своих прав? (45)

― Как можно защитить свои права? (46-510

― Какие органы и лица защищают ваши права?

  1. Работа в тетрадях.

Запишите их в тетрадях:

- Президент РФ – главный гарант.

- Правительство РФ.

- Уполномоченный по правам человека.

- Судебная система.

  1. Работа с документом.
  1. Вступительная беседа:

― Скажите, пожалуйста, объём прав зависит от возраста?

― Как и почему?

  1. Запись в тетрадь:

1995г. – Декларация прав ребёнка (заявление о намерении),

1989г. – Конвенция прав ребёнка (юридически-обязующий документ 193 страны)

Цели: 1) закрепить правовой статус ребёнка и 2) закрепить обязанности государств-участников.

  1. Работа с документом.

― Найдите статью, которая, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий.

V.  Этап проверки понимания учащимися нового материала.

― Итак, с какими документами мы с вами познакомились?

― Что является основой этих документов?

― Все права человека какими должны быть, чтобы сохранить свободу, справедливость и мир на земле?

― Может ли человек защищать свои права? Как?

― Имеет ли свобода границы? Какие?

― Есть ли у человека и гражданина обязанности? Какие?

VI. Этап закрепления нового материала.

  1. Работа в группах.

Класс делится на 4 группы, каждая получает карточку с заданием. На выполнение отводится 10 минут.

Задание 1. Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?

Задание 2. Какие права Золушки нарушала её мачеха?

Задание 3. Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды, получив «двойку» по истории, он выкрикнул учителю:

  1. Вы — плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!
  2. Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! - возмутился учитель.
  3. У меня есть право свободно выражать своё мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!

Разрешите ситуацию.

Задание 4. К Фёдору часто приходят одноклассники. Ребята не делают ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят диски с новыми фильмами. Бабушка Фёдора часто делает им замечания, требуя, чтобы после 23:00 они расходились. Фёдор говорит бабушке: «Дремучая ты! Конвенцию о правах ребёнка не знаешь. И вообще... мы дети, имеем право на свободу мирных собраний!»

Разрешите ситуацию.

  1. Обсуждение ситуаций.
  2. Взаимооценка работы в группе по критериям.
  3. Выполнение теста.
  4. Самопроверка.
  5. Оценивание по критериям.

VII. Этап обобщения и систематизации

― Вернёмся к нашей проблеме с детскими пособиями. Скажите, что делать тем, кто не получает детские пособия?

― Могу ли я обвинить в этом работников соцобеспечения? Почему?

― Как выяснить – кто виноват?

― Что делать дальше?

― Могу я сейчас сказать, что Правительство СК правонарушители?

― Итак, только суд может определить виновно или не виновно лицо.

― Только когда вы выясните, что ваши права действительно нарушаются, а вы при этом не нарушаете прав других людей, вы можете обратиться за консультацией в эти органы, адреса и телефоны которых я вынесла вам на карточки (раздать карточки). Здесь же я вам вынесла несколько практических советов (зачитать).

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

― Запишите д/з: §§ 14-15 – проработать текст, ответить на вопросы 1-5, 7-9, выполнить задания 3,4, тем кто сдаёт ГИА написать эссе (7-8 предложений).

IХ. Подведение итогов урока.

― Посмотрите на свои стикеры и скажите достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой вначале урока?

― Кто и что дописывал в течении урока?

Анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива на будущее.

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

Х. Этап рефлексии.

Закончите предложения (можно не все):

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Зачитывают желающие и те предложения, какие захотят, затем сдают учителю.

― Спасибо за урок, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 6 класса. Тема: Любовь - наивысшее чувства человека.

На уроке учащиеся должны   определить понятие любви, рассказать о многоликости этого понятия, объяснить, почему каждый человек стремиться к любви и каковы ее проявления;- совершенствовать н...

"Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс

Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...

Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"

Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...

Серия открытых уроков Тема: «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина».

Серия открытых уроков Тема:  «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина»....

Методическая разработка урока обществознания 8 класс, Человек, общество, природа

Методическая разработка комбинированного урока урока по обществу 8 класс по теме: "Человек, общество, природа". Используются образовательные технологии активного редуктивного чтения, критиче...

Методическая разработка урока. Обществознание. 8 класс. Наука в современном обществе

Урок открытия нового знания с использованием информативно-коммуникативной технологии. Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развит...