Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"
план-конспект урока (обществознание , 9 класс) на тему
- Карта урока:
Этап урока | Время (мин.) | Формы, методы, приёмы |
I. Организационный этап. | 3 |
|
II. Этап всесторонней проверки домашнего задания. | 7 |
|
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | 5 |
|
IV. Этап усвоения новых знаний. | 30
15 |
|
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала. | 3 | Фронтальный опрос. |
VI. Этап закрепления нового материала. | 10 |
|
VII. Этап обобщения и систематизации | 5 | Беседа. |
VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | 2 | Беседа. |
IХ. Подведение итогов урока. | 3 |
|
Х. Этап рефлексии. | 5 | Закончи предложения |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.rar | 533.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формальная часть:
Урок № 24
Тема Права и свободы человека и гражданина
Цель расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов
Задачи:
Обучающие: ознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации и защиты в жизни.
Развивающие: продолжить формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.
Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону
Оборудование: ноутбук и проектор, презентация, распечатки Конституции, Декларации и Конвенции, карточки для работы в группах.
Содержательная часть:
1) Этапы урока.
I. Организационный этап.
1. Приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.
- Работа по карточкам (3 ученика).
- Фронтальный опрос:
― Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Докажите (текст К РФ).
― Какие принципы правового государства нашли отражение в статьях 2,10, 15, 17, 18?
― В чём заключается высшая ценность для государства?
― Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?
― Всегда ли люди были равны?
― Что такое дискриминация?
Мини-итог.
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
- Вызов.
― Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает что такое ежемесячное детское пособие?
― Поднимите руки, в чьей семье, получают данное пособие? Чему оно равно?
― А где не получают?
― Как вы считаете, справедливо, что одни из ваших семей получают, а другие нет?
― А можно ли это назвать законным?
- Постановка цели и задач урока.
― Посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите как этот урок может вам помочь в решении данной проблемы?
― А что ещё вы можете и хотите узнать на данном уроке?
― Запишите кратко на цветных стикерах ваши ожидания от урока и положите их на край парты.
IV. Этап усвоения новых знаний.
- Работа в тетрадях.
― Запишите тему и план урока.
- Работа с учебником.
― Прочитайте 1-3 абзацы учебника на с.121 и выделите на полях карандашом основные аспекты понятия права человека.
― Зачитайте, сформулируйте кратко для записи в тетрадь.
- Работа в теради
Запись аспектов:
Право это…
- законодательно закреплённые нормы;
- выражают меру свободы;
- закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств (каталог прав)
- Беседа
― Скажите своими словами, что же такое право?
― Как принято называть совокупность правовых норм?
― Скажите, а какие права, по вашему мнению, станут главными в этом каталоге?
- Разбор ситуации.
- Самостоятельное прочтение.
- Чтение вслух.
- Беседа:
― Скажите, имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко музыку? Почему?
― Но ведь только, что вы определили свободу как главное право человека. Значит по вашему свобода имеет границы?
― И чем же определяются данные границы?
- Лекция со стопами.
― Сейчас я вам расскажу историю оформления идеи права в юридические документы. Ваша задача, когда я буду останавливаться записать основные вехи истории, связанные с темой лекции.
ИДЕЯ
╞
- Записи в тетрадях:Древняя Греция
- Древний Рим
- Англия 1215г. – Великая хартия вольности.
- Англия 1679г. – Хабеас корпус акт.
- Англия 1689г. – Билль о правах
- США 1776г. – Декларация независимости.
- США 1787г. – Конституция США.
- Франция 1789г. – Декларация прав человека и гражданина.
- ООН – Международный билль о правах человека (5 документов)
10.12.1948г. – Всеобщая декларация прав человека.
- Работа с документом (Декларация)
― Откройте учебник на с. 126, прочитайте основные статьи Декларации и дайте краткую характеристику ей.
― На столах перед вами лежит полный текст Декларации, прочитайте преамбулу и скажите, все права, перечисленные в Декларации они какие? Являются основой чего?
― Какие сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в Декларации?
― Найдите, пожалуйста, статью, которая, по вашему, мнению гарантирует выплату детских пособий.
― Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.
― Сделайте вывод.
- Работа с документом (Конституция РФ, глава 2)
― Вторая глава Конституции нашего государства составлена на основе Декларации прав человека. Ознакомьтесь с ней.
― Скажите, в какой статье говориться о неотъемлемости прав?
― Докажите, что здесь охватываются все сферы жизнедеятельности.
― Какая статья, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий?
― Что говорится об ответственности гражданина?
― Какая обязанность гражданина называется святой?
― Сделайте вывод.
- Беседа о гарантиях и системе защиты прав в РФ.
― Вернёмся к началу нашего урока. Вы сказали, что считаете не справедливым, когда не всем выплачиваются детские пособия. Если вы считаете, что ваши права не соблюдаются или нарушаются, что нужно делать?
― В какой статье Конституции РФ говорится о праве на защиту своих прав? (45)
― Как можно защитить свои права? (46-510
― Какие органы и лица защищают ваши права?
- Работа в тетрадях.
Запишите их в тетрадях:
- Президент РФ – главный гарант.
- Правительство РФ.
- Уполномоченный по правам человека.
- Судебная система.
- Работа с документом.
- Вступительная беседа:
― Скажите, пожалуйста, объём прав зависит от возраста?
― Как и почему?
- Запись в тетрадь:
1995г. – Декларация прав ребёнка (заявление о намерении),
1989г. – Конвенция прав ребёнка (юридически-обязующий документ 193 страны)
Цели: 1) закрепить правовой статус ребёнка и 2) закрепить обязанности государств-участников.
- Работа с документом.
― Найдите статью, которая, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий.
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
― Итак, с какими документами мы с вами познакомились?
― Что является основой этих документов?
― Все права человека какими должны быть, чтобы сохранить свободу, справедливость и мир на земле?
― Может ли человек защищать свои права? Как?
― Имеет ли свобода границы? Какие?
― Есть ли у человека и гражданина обязанности? Какие?
VI. Этап закрепления нового материала.
- Работа в группах.
Класс делится на 4 группы, каждая получает карточку с заданием. На выполнение отводится 10 минут.
Задание 1. Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?
Задание 2. Какие права Золушки нарушала её мачеха?
Задание 3. Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды, получив «двойку» по истории, он выкрикнул учителю:
- Вы — плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!
- Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! - возмутился учитель.
- У меня есть право свободно выражать своё мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!
Разрешите ситуацию.
Задание 4. К Фёдору часто приходят одноклассники. Ребята не делают ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят диски с новыми фильмами. Бабушка Фёдора часто делает им замечания, требуя, чтобы после 23:00 они расходились. Фёдор говорит бабушке: «Дремучая ты! Конвенцию о правах ребёнка не знаешь. И вообще... мы дети, имеем право на свободу мирных собраний!»
Разрешите ситуацию.
- Обсуждение ситуаций.
- Взаимооценка работы в группе по критериям.
- Выполнение теста.
- Самопроверка.
- Оценивание по критериям.
VII. Этап обобщения и систематизации
― Вернёмся к нашей проблеме с детскими пособиями. Скажите, что делать тем, кто не получает детские пособия?
― Могу ли я обвинить в этом работников соцобеспечения? Почему?
― Как выяснить – кто виноват?
― Что делать дальше?
― Могу я сейчас сказать, что Правительство СК правонарушители?
― Итак, только суд может определить виновно или не виновно лицо.
― Только когда вы выясните, что ваши права действительно нарушаются, а вы при этом не нарушаете прав других людей, вы можете обратиться за консультацией в эти органы, адреса и телефоны которых я вынесла вам на карточки (раздать карточки). Здесь же я вам вынесла несколько практических советов (зачитать).
VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
― Запишите д/з: §§ 14-15 – проработать текст, ответить на вопросы 1-5, 7-9, выполнить задания 3,4, тем кто сдаёт ГИА написать эссе (7-8 предложений).
IХ. Подведение итогов урока.
― Посмотрите на свои стикеры и скажите достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой вначале урока?
― Кто и что дописывал в течении урока?
Анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива на будущее.
Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
Х. Этап рефлексии.
Закончите предложения (можно не все):
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Зачитывают желающие и те предложения, какие захотят, затем сдают учителю.
― Спасибо за урок, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для 6 класса. Тема: Любовь - наивысшее чувства человека.
На уроке учащиеся должны определить понятие любви, рассказать о многоликости этого понятия, объяснить, почему каждый человек стремиться к любви и каковы ее проявления;- совершенствовать н...
"Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс
Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...
Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"
Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...
Технологическая карта урока "Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина"
Обществознание 7 класс...
Серия открытых уроков Тема: «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина».
Серия открытых уроков Тема: «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина»....
Методическая разработка урока обществознания 8 класс, Человек, общество, природа
Методическая разработка комбинированного урока урока по обществу 8 класс по теме: "Человек, общество, природа". Используются образовательные технологии активного редуктивного чтения, критиче...
Методическая разработка урока. Обществознание. 8 класс. Наука в современном обществе
Урок открытия нового знания с использованием информативно-коммуникативной технологии. Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развит...