Воспитательная программа "Здоровье - путь к успеху"
рабочая программа по теме

Бельц Ольга Николаевна

 

Программа «Здоровье – путь к успеху» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний.  Направлена на формированиеу девочек и девушек - подростков ответственногоотношение к своему здоровью.Содержит диагностический материал и разработки занятий по здоровьесбережению.

Программа рассчитана на 80 часов (по 1 часу в неделю в течение 2 лет) и может быть использована для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.

Предназначена для воспитателей детских домов, медицинских работников, психолога и социального педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove-put_k_uspehu.docx136.54 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка                                                                                          

Календарно-тематический план                                                                            

Содержание программы                                                                                        

Словарь терминов                                                                                                  

Список литературы для педагогов                                                                      

Список литературы для детей                                                                              

Приложение                                                                                                            

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.                           От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их              духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…

                                В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. В результате ухудшения социально-экономических и экологических условий за последние десятилетия в стране произошли неблагоприятные перемены в состоянии здоровья детского населения: увеличение количества детей с нарушением физического развития, прогрессирующий рост распространенности хронической патологии, рост социально обусловленной патологии (социальное сиротство, туберкулез), повышение эпидемической заболеваемости. Эти же тенденции, но в большей степени и с определенными особенностями, имеют место среди воспитанников детских домов.

Многие  воспитанники являются сиротами или воспитывались в неблагополучных семьях. Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают задержку физического развития, депривационные состояния, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания [приложение №1].  Такое положение вызывает острую необходимость в разработке воспитательной программы по здоровьесбережению.  В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в группе, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены, знание целей и задач профилактики. Кроме того, современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни воспитанников в рамках воспитательной работы. В связи с этим создание активной среды, в которой воспитание ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала, является актуальнейшей задачей.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Каждый ребенок за время пребывания в нашем учреждении получает знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.

В соответствии с этим, целью программы «Здоровье – путь к успеху» является сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у воспитанников ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

  1. развитие активной здоровьесберегающей среды;
  2. создание системы мотивации воспитанниц, педагогов  на сохранение и укрепление здоровья;
  3. освоение основ культуры здоровья;
  4. расширение физического потенциала воспитанниц, укрепление психического и нравственного здоровья;
  5. внедрение современных методов мониторинга физического развития детей;
  6. использование педагогами методов и технологий деятельности, сберегающих здоровье воспитанниц.

Принципы реализации программы

  1. Понимание человека как саморегулирующейся системы, знание особенностей и состояния личного здоровья.
  2. Понимание принципов и ценностей культуры здоровья. Знание о единстве физического, психического и духовного здоровья и путей его сохранения.
  3. Умение организовать активный отдых, используя различные спортивные игры, туризм и т.д.
  4. Формирование здорового образа жизни. Осознание персональной ответственности за свое здоровье, уважение и соблюдение прав других людей на здоровье, здоровый образ жизни.
  5. Учет физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний.  

Алгоритм реализации программы

Первый этап  (диагностический)  – выявление и анализ знаний воспитанниц о ЗОЖ.

Второй этап (деятельностный) -  осуществление запланированных мероприятий.

Третий этап  (итоговый)  – анализ и подведение итогов работы, мониторинг владения воспитанницами знаниями о ЗОЖ.

Методы работы

В работе с детьми по формированию знаний о ЗОЖ мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее эффективными считаются следующие:

  1. Метод переубеждения (предоставление воспитанницам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своей деятельности);
  2. Метод переключения (использование на одном занятии различных форм).

Формы работы

  1. Беседы; практические занятия; тренинги; индивидуальные и групповые консультации; тесты и анкетирование; ролевые игры; выпуск газет; просмотр учебных фильмов; спортивные мероприятия.

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность

  1. увеличение числа воспитанниц, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
  2. формирование у подростков навыков ЗОЖ.

Программа построена на сотрудничестве воспитателей, медицинских работников, психолога и социального педагога.

Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность.

Срок реализации программы: 2 года.

Первый год реализации программы

1. Выявление и анализ знаний воспитанниц о ЗОЖ

Диагностический этап

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения

Практика

Кол-во часов

1.1

«Отношение к здоровью и здоровому образу жизни»

Анкета

1

1

1.2

ЗОЖ

для учащихся 5—7 класса

Анкета

1

1

Итого

2

2

                            2. Практические занятия по ЗОЖ

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения

Теория

Практика

Кол-во часов

2.1

Основные правила здорового образа жизни

Беседа

1

1

2.2

Определяющая роль питания для формирования здорового образа жизни

Беседа

1

1

2.3

Режим дня – основа здорового образа жизни

Устный журнал

1

1

2.4

Глаза: правильный уход, гимнастика

Практическое занятие

1

1

2.5

Правильная осанка – залог красивой фигуры и здоровья девочки

Рассказ с презентацией

1

1

2.6

«Здоровье – самое ценное достояние человека»

Тренинг

1

1

2.7

«Неизвестное об известных овощах». История потребления овощей

Дегустация блюд из овощей

1

1

2.8

Комплекс ежедневной зарядки

Практическое занятие

1

1

2.9

Уход за руками, ногтями, локтями

Практическое занятие

1

1

2.10

Психоэмоциональное состояние девочек. «Как преодолеть плохое настроение?»

Тренинг c психологом

1

1

2.11

Одеться по погоде – как это?

Беседа - диалог

1

1

2.12

«Эти сладкие чудо витамины». Значение фруктов для здоровья человека

Круглый стол с элементами викторины

1

1

2.13

Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия

Игровое занятие

1

1

2.14

Правила ухода за ногами и ступнями

Беседа

1

1

2.15

Первая помощь при поражении органов дыхания

Беседа медика

1

1

2.16

Как закаляться. Обтирание и обливание

Беседа - диалог

1

1

2.17

«Нездоровый рекорд»

Просмотр м/ф

1

1

2.18

На зарядку становись!

Викторина

1

1

2.19

Уход за телом: личная гигиена, гимнастика, массаж

Советы

1

1

2.20

Ожог, обморожение. Первая помощь при ожогах и обморожениях

Практикум

(медицинский работник)

1

1

2.21

Опасные удовольствия: телевизор, компьютер

Рассказ с презентацией

1

1

2.22

«О чем расскажет упаковка»

Практическое занятие

1

1

2.23

Туризм

Презентация

1

1

2.24

Типы волос, уход за волосами

Практическое занятие

1

1

2.25

Инфекционные заболевания. Соблюдение правил личной гигиены - условие борьбы с инфекционными заболеваниями.

Беседа с элементами инструктажа

1

1

2.26

Опасные удовольствия: сотовый телефон

Просмотр видеоролика

1

1

2.27

«Будь здоров»

Конкурс рисунков

1

1

2.28

В здоровом теле – здоровый дух

Викторина

1

1

2.29

«Береги платье снову, а здоровье смолоду». Вредные привычки и их пагубное влияние

Беседа социального педагога

1

1

2.30

Физкультминутки. Их роль в жизни человека.

Беседа с элементами практикума

1

1

2.31

Букет целебных трав

Конкурс рисунков

1

1

2.32

«Азбука здоровья»

Викторина

1

1

2.33

Здоровое питание - часть здорового образа жизни

Ролевая игра

1

1

2.34

Оформление плаката «Движение – жизнь!»

Практическое занятие

1

1

2.35

Проверяем  свои  способности (глазомер, наблюдательность, внимание)

Ситуативный  практикум

1

1

2.36

Движение – основа здоровья

Подвижные игры на свежем воздухе

1

1

Итого

15

21

36

Результатом первого года реализации программы будет являться:

  1. овладение воспитанницами навыками личной гигиены и здорового образа жизни;
  2. выполнение  правил гигиены;
  3. знания об изменениях в организме девушки в пубертатный период;
  4. поддержание физической формы;
  5. соблюдение гигиены умственного труда;
  6. знания о влиянии алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;
  7. оформление фотоальбома «Отдых, спорт, веселье».

3. Сравнительная диагностика уровня владения воспитанниками знаниями о ЗОЖ

Итоговый этап

№ п/п

Темы занятия

Форма проведения

Практика

Кол-во часов

3.1

Самооценка уровня здоровья учащимися 5-7 классов

Анкета

1

1

3.2

 Анкета ЗОЖ

для учащихся 5—7 класса

Анкета

1

1

Итого

2

2

Второй год реализации программы

1. Выявление и анализ знаний воспитанниц о ЗОЖ

Диагностический этап

п/п

Тема занятия

Форма проведения

Теория

Практика

Кол-во часов

1.1

Самооценка уровня здоровья учащимися 8-10 классов

Тест

1

1

1.2

Оценка показателей здоровья

Тест

1

1

1.3

Оценка резервов организма

Тест

1

1

Итого

3

3

2. Практические занятия по ЗОЖ

Деятельностный этап

п/п

Тема занятия

Форма проведения

Теория

Практика

Кол-во часов

2.1

Я  выбираю здоровье

Круглый стол

1

1

2.2

Культура питания. Витамины. Микроэлементы

Беседа

1

1

2.3

Секции, кружки и походы – как виды активного отдыха

Беседа с презентацией

1

1

2.4

Уход за кожей и волосами девочки. «Определение типа кожи лица»

Практическая работа

1

1

2.5

Стрессы. Беспокойство

Беседа

1

1

2.6

Энергетики: и плюсы и вред очевидны

Беседа с элементами практикума, просмотр видеоролика

1

1

2.7

Правильное питание – залог здоровья и красоты девочек. «Составление суточного рациона питания для девочки»

Практическая работа

1

1

2.8

Значение физических упражнений для формирования здорового образа жизни

Беседа с элементами практикума

1

1

2.9

Правила ухода за телом

Круглый стол

1

1

2.10

Сон. Гигиена сна

Беседа медика

1

1

2.11

Вода. Ее значение для организма человека

Презентация

1

1

2.12

«Без особого труда, но не детская еда»

Информационное сообщение с элементами беседы

1

1

2.13

Приоритет - здоровье: о пользе ходьбы

Просмотр видеоролика

1

1

2.14

Строение и функции женской  репродуктивной системы

Просмотр м/ф «Когда девочка взрослеет»

1

1

2.15

Образ жизни и бессонница

Беседа

1

1

2.16

Приоритет - здоровье: как читать этикетки

Просмотр видеоролика

1

1

2.17

Что есть, а что не есть?

Конкурс рисунков

1

1

2.18

 «Правильная осанка – красивая фигура»

Составление  памятки

1

1

2.19

Вредные привычки и их влияние на  здоровье девушки.

Беседа с просмотром видеоролика

1

1

2.20

Гигиена одежды и обуви

Практическое занятие

1

1

2.21

 «Курение – это..»

 Конкурс листовок

1

1

2.22

«Лук от семи недуг» (использование продуктов питания при лечении различных заболеваниях)

Беседа

1

1

2.23

Что  имеем  не  храним,  потерявши плачем

Ситуативный  практикум

1

1

2.24

Веяния современной моды и здоровье (тату и пирсинг)

Вечер вопросов и ответов

1

1

2.25

Профилактика употребления ПАВ

Беседа

(соц. педагог)

1

1

2.26

«В здоровом теле – здоровый дух»

Игра - презентация

1

1

2.27

Пищевые добавки. Хорошо или плохо?

Беседа

1

1

2.28

Спорт  и  интеллект – понятия  совместимые

Круглый стол

1

1

2.29

«Про это…»

Беседа

1

1

2.30

Крестики-нолики «Человек  и  здоровье»

Игра

1

1

2.31

«Окружающая среда и здоровье человека»

Круглый стол, просмотр видеосюжета

1

1

2.32

Профилактика венерических заболеваний для сохранения здоровья девушек

Беседа - обсуждение

1

1

2.33

«Осаночка, улыбочка, веселые глазки»

Игра с элементами тренинга

1

1

2.34

Я – жемчужина Вселенной!

Выпуск буклета «Памятка для девочек»

1

1

Итого

24

10

34

Результатом второго года реализации программы будет являться:

  1. стремление воспитанниц  к самосовершенствованию,   саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое  совершенствование и заботу о своем здоровье;
  2. убеждение в пагубности для здоровья и   дальнейшей жизни вредных привычек;
  3. способность вырабатывать индивидуальный  образ жизни;
  4. умение поддерживать здоровый образ жизни,  индивидуальный для каждого человека;
  5. соблюдение  гигиены  умственного труда.

3. Мониторинг уровня владения воспитанниками знаниями о ЗОЖ

Итоговый этап

 п/п

Темы занятия

Форма проведения

Практика

Кол-во часов

3.1

Самооценка уровня здоровья учащимися 8-10 классов

Тест

1

1

3.2

ЗОЖ

для учащихся 8-10 класса

Анкета

1

1

3.3

Оценка резервов организма

Тест

1

1

Итого

3

3

Словарь терминов

Безопасность пищевых продуктов – состояние обоснованной уверенности в том, что пищевой продукт в обычных условиях его использования не является вредным и не представляет опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. 

Гигиена — это область, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний, обеспечивающая оптимальные условия для существования, сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Гигиена питания – отрасль гигиены, изучающая проблемы полноценной пищи и рационального питания здорового человека.

Гигиена сна - ряд правил, соблюдение которых даст качественный и приятный сон.

Гигиена умственного труда - успешная умственная деятельность, которая возможна лишь в условиях подчинения умственной работы строгому распорядку, при котором отводится определенное время для труда и для отдыха.

Здоровье – состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Здоровьесберегающая среда – это благоприятная среда обитания и деятельности человека, а также окружающие его общественные, материальные и духовные условия, оказывающие положительное влияние на его здоровье. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации.

Культура здоровья – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Психическое здоровье - это психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде.

Пубертатный период - возрастной период, на протяжении которого в организме происходит внутренняя перестройка, завершающаяся достижением половой зрелости, то есть способности к размножению.

Режим дня -  это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток.

Социальное здоровье - комфортное взаимодействие человека и общества на основе общечеловеческих ценностей и социальных норм. Социальное здоровье определяется готовностью к приемлемости общечеловеческих ценностей и социальных норм индивидом.

Хронические заболевания - это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время.

Физическая активность - это движение тела при помощи мышечной силы, сопровождающееся расходом энергии.

Физическое здоровье - это полное физическое благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Список литературы для педагогов

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома. - М.: АРКТИ, 2005, - 202-209 с.
  2. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / методическое пособие / М. М. Безруких. // - М.: Московский психолог - социальный институт, 2004, - 234 с.
  3. Безруких, М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/  методическое пособие / М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева.// - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003, - 189 с.
  4. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. – 2003, - № 2.- С.65-66.
  5. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008, - 69с.
  6. Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Каро, 2005, - 78 с.
  7. Обухова, Л. А., Лемяскина, Н. А., Жиренко, О. Е., Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы/ Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко// - М., ВАКО, 2007.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005, - 122 с.
  9. Худенко,  Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме /           Е. Д. Худенко// метод, пособие / - АРКТИ, 2005, - 305 с.
  10. http://www.proshkolu.ru
  11. http://www.takzdorovo.ru
  12. http://www.ill.ru
  13. http://www.hrono.ru/proekty/bazarny

Список литературы для детей

  1. Остапчук О. Детская энциклопедия: Здоровый образ жизни. - Москва: Аргументы и факты, 2004. - 511 с.
  2. Конев А.Ф. Настольная энциклопедия для девочек: Красота и здоровье. - Минск: Современный литератор, 2000. - С.702.
  3. Винтовкина И. С. Девочке - подростку 4 - е изд. - М.: «Медицина», 1988. - 56 с.: ил. (Науч. - попул. мед. литература)
  4. Боровска Э. Лучшая энциклопедия для современных девчонок. Харьков, Белгород: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. -  420 с., ил.
  5. Бардина Р. А. «Как стать супердевочкой. Секреты красоты и успеха» М.: «Махаон», 2006. - 256 с., ил.
  6. Шлопак Т. Г. «Большой подарок для девочек». Минск: «Харвест»,2008. - 224 с., ил.
  7. http://www.takzdorovo.ru

Приложение 1

Мониторинг показателей заболеваемости

Приложение 2

1.1. «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни»

Цель: Выявление и анализ знаний воспитанниц о ЗОЖ.

1. Болел ли ты в последние полгода? Если болел, перечисли заболевания

2. Сколько дней ты болел?

3. Что было причиной твоих болезней?

4. У тебя есть постоянный режим дня?

5. Ты ежедневно выполняешь утреннюю зарядку?

6. Ты ежедневно 1,5–2 часа проводишь на свежем воздухе?

7. Ты 1–2 раза в день употребляешь фрукты и овощи?

8. Ты уважаешь окружающих людей и не споришь по пустякам?

9. Ты регулярно закаляешься?

10. Ты всегда одеваешься по погоде?

11. Ты занимаешься в спортивной секции, бальными танцами или другими видами

двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо уроков физкультуры)?

12. У тебя дома есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?

Выбери и отметь ответы, которые больше всего соответствуют вопросу «Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?»

1. Стараюсь их не огорчать

2. Даю советы, как себя вести

3. Помогаю по дому

4. Привлекаю к совместным оздоровительным занятиям

5. Никак не забочусь

6. Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью

Контрольные вопросы:

1. Что такое здоровье и от чего оно зависит?

2. Что такое здоровый образ жизни?

3. В чем заключается ответственность каждого человека за свое здоровье?

1.2. Анкета ЗОЖ для учащихся 5 – 7 класса                                                                  

Дата заполнения анкеты ______________________________________________________

1.Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).

Иметь много денег                 

Много знать и уметь

Быть здоровым                 

Иметь любимую работу

Иметь интересных друзей                 

Быть красивым, привлекательным

Быть самостоятельным (самому решать,        что делать и самому обеспечивать себя)

Жить в счастливой семье

2.Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Из приведенного перечня условий выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.

Регулярные занятия спортом

Хороший отдых

Знания о том, как заботиться о своем здоровье  

Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т.д.)

Возможность лечиться у хорошего врача

Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д.

Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни

(соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т.д.)

3.Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня?

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Очень редко, никогда

Утренняя зарядка, пробежка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка на свежем воздухе

Сон не менее 8 ч

Занятия спортом

Душ, ванна

4. Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? (отметь нужное).

Да, конечно         Скорее да, чем нет      Скорее нет, чем да            Нет

5. Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один ответ

Да, очень интересно                          Скорее интересно, чем не интересно

Скорее неинтересно, чем интересно                          Не интересно

6.Откуда ты узнаёшь о том, как заботиться о здоровье?

Часто

От случая к случаю

Никогда

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и телевидения

7.Как ты оцениваешь сведения о здоровье, которые узнаёшь...

Интересно

Не всегда интересно

Не интересно

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и телевидения

8.Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся вашем учреждении? Какие из них ты считаешь интересными и полезными?

Проводятся

Интересно

Не интересно

Беседы, обучающие здоровью

Практические занятия о том, как заботиться о здоровье

Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье

Спортивные соревнования

Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья

Праздники, вечера на тему здоровья

Приложение 3

2.1. Основные правила здорового образа жизни

Цель: формирование навыков ЗОЖ.

Задачи: пропаганда ЗОЖ: соблюдение правил личной гигиены и правильного питания, занятия физкультурой и спортом; воспитывать нравственные качества.

Здоровье – самая большая ценность человека. От того насколько бережно мы к себе относимся, зависит наше самочувствие на протяжении всей жизни. Основы здорового образа жизни закладываются в нас еще в детстве. Необходимость следить за собой, избегать вредных воздействий окружающей среды, соблюдать режим дня и выполнять другие повседневные правила должна войти в привычку. Именно на формирование таких навыков направлен предлагаемый классный час.

 

Мероприятие начинается с песни В. Высоцкого "Утренняя гимнастика".

 

Вступительное слово классного руководителя:

Дорогие ребята! Не случайно звучит эта песня. Сегодня классный час будет посвящен такой важной, значимой для всех теме, как здоровье, ведь здоровье – одно из основных условий счастья человека. Сохранить здоровье на долгие годы поможет соблюдение правил здорового образа жизни, и о них я хочу вам рассказать.

 

Во время сегодняшней беседы вы узнаете о том, что благотворно и негативно влияет на здоровье человека, а я постараюсь ответить на ваши вопросы о правилах ведения здорового образа жизни.

 

Большинство людей мало знают о своем теле, особенностях его строения и функциях, о здоровье – главной ценности человека. Из-за этого человек совершает множество ошибок, порой роковых, которых легко можно избежать, если знать себя.

Человек обладает огромными возможностями для адаптации к внешней среде, вместе с тем он легко раним, подвержен многочисленным опасностям и заболеваниям.

 

Современная медицина стремительно развивается, но ее внимание направлено в основном на лечение уже больного человека до его максимально возможного выздоровления, а вопросы профилактики, т. е. предотвращения заболеваний – это задача каждого конкретного человека.

 

К сожалению, с обеспечением здоровья у нас дело обстоит не совсем хорошо. В стране высокий уровень смертности, который у мужчин в 3 раза выше, чем у женщин, а среди трудоспособного населения смертность мужчин в 6–7 раз превосходит аналогичный показатель развитых стран.

Средняя продолжительность жизни (данные на начало 2008 г.) составляла:

в Индии – 69 лет;

во Франции– 80 лет;

в Чехии – 76 лет;

в Японии – 82 года;

в США – 78 лет;

на Украине – 68 лет.

В России средняя продолжительность жизни – 65 лет, причем у мужчин –

 59 лет, а у женщин – 73 года. (Эту информацию можно оформить в виде плаката и разместить на стенде.)

 

Смертность среди мужчин, по сравнению со смертностью среди женщин выше. Одна из причин этого – вредные привычки, прежде всего активное употребления алкоголя. Уровень потребления спиртных напитков в России сегодня достиг рекордной цифры – 18,5 л абсолютного алкоголя на человека в год.

 

Вопрос классу: Какие еще вредные привычки негативно сказываются на здоровье?

Учащиеся: Курение, наркотики.

 

Классный руководитель: Всемирная организация здравоохранения полагает, что значимым фактором риска для здоровья стало именно курение. В России курят более 60% мужчин и 20% женщин.

 

Улучшение качества медицинской помощи, применение новых технологий бессильны перед сознательным разрушением человеком своего здоровья.

 

Для того чтобы изменить существующую ситуацию, не нужно увеличивать количество медицинских учреждений, а каждому необходимо стараться узнать как можно больше информации о здоровом образе жизни и, соблюдая его правила, сохранять свое здоровье.

 

Молодым людям вашего возраста кажется, что ресурс их здоровья неограничен. К сожалению, это ошибка. Однозначно верными направлениями на пути, ведущем к сохранению здоровья каждого, являются:

приложение усилий к сохранению здоровья;

получение знаний об основах здорового образа жизни;

желание быть здоровым;

бережное и уважительное отношение к себе и людям.

Возрастной период от 14 до 25 лет характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разные вопросы; творческой активности; начала трудовой деятельности, а у некоторых – даже время создания семьи. И я попытаюсь рассказать о возможных опасностях для вашего здоровья на предстоящем жизненном пути, чтобы вы знали, чего следует остерегаться.

 

Итак, первой причиной заболеваний называют нездоровый (неправильный) образ жизни.

 

Существует выражение, подтвержденное жизнью: "Человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни".

 

Образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций.

 

Вопрос классу: Какое поведение вы определили бы как соответствующее здоровому образу жизни?

Ответы учащихся:

занятия спортом;

отсутствие вредных привычек;

не мерзнуть, правильно одеваться.

 

Классный руководитель: Послушайте, как наука характеризует здоровый образ жизни: это – активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Он взаимосвязан с укладом семьи, качеством и стилем ее жизни.

 

В свою очередь, образ жизни формирует здоровье, и на его долю приходится 50–55% от всех факторов, влияющих на состояние человека.

На продолжительность жизни оказывают влияние также:

экология, которая определяет состояние здоровья на 20–25%;

наследственность – на 20%;

состояние здравоохранения – на 10%.

 

Таким образом, напрашивается вывод: чтобы иметь хорошее здоровье, необходимо задуматься о своем образе жизни.

 

Негативно влияющие факторы, обусловленные научно-техническим прогрессом и городским образом жизни, привели к стремительному уменьшению физической активности, и это вторая причина ухудшения здоровья населения. Нет необходимости: подниматься по лестницам – есть лифт; вставать с кресла, чтобы переключить каналы ТV или сделать звук магнитофона тише, – есть пульт; работать на огороде для выращивания овощей – проще сходить за ними в магазин; идти на речку, чтобы прополоскать постиранные вещи, – есть стиральная машина и т. д. Осталось очень мало видов деятельности, которые требуют хоть каких-то мышечных усилий, а ведь поддержание организма и мышц в тонусе требует обязательной двигательной активности. В противном случае возникает риск приобретения различных заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердца, язвы желудка, ожирения, нарушения обмена веществ, а это уже предвестник сахарного диабета. Недостаток движения приводит к ослаблению дыхания. В области живота и ногах застаивается кровь. В организме накапливаются продукты гниения, появляются частые головные боли и в целом старение организма наступает быстрее.

Третьей причиной нарушения здоровья являются вредные привычки. К ним относят: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

(Учащиеся выступают с докладом о вредных привычках.)

 

Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм таких факторов, как правильный отдых, двигательная активность, умение правильно одеваться (по погоде), рациональное питание, закаливание, полноценный сон, а ведь именно они являются рецептом хорошего самочувствия.

 

Итак, первым необходимым условием здорового образа жизни является правильный отдых.

 

Некоторые под словом "отдых" понимают ничегонеделание, но ведь отдых – это не бесконечный просмотр телевизора, не сидение за компьютером или на лавочке.

 

Отдых – это активный вид деятельности, переключение с одного занятия на другое, это процесс накапливания и обдумывания полученных впечатлений.

 

Вопрос классу: Как вы думаете, какие виды отдыха можно считать полезными для здоровья или правильными?

Ответы учащихся:

больше находиться на природе, в лесу;

заниматься любимыми делами: танцевать, рисовать, фотографировать;

заниматься спортом.

 

Классный руководитель: Правильный отдых – это прогулки, занятия спортом, творческая деятельность, посещение культурно-массовых мероприятий, походы, путешествия и т. д.

 

Второй рецепт здоровья – двигательная активность. Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

 

Систематические тренировки делают мышцы сильнее, а организм – более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок совершенствуется система кровообращения, увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Люди, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, имеют преимущества перед малоподвижными членами нашего общества: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и усталости, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

 

Третий рецепт здоровья – умение правильно одеваться.

 

Вопрос классу: Что значит правильно одеваться?

 

Ответы учащихся:

по погоде;

в свою одежду, не меняться ею с другими.

 

Классный руководитель: Правильно одеваться, значит одеваться с учетом температурного режима, в котором вы будете находиться. В теплом помещении нужно быть легко одетым, иначе вы будете чувствовать себя некомфортно. Перегрев может привести к повышению давления и головным болям. Частые перегревы становятся причиной нарушения терморегуляции организма. Зимой, напротив, стоит утеплиться. Помните, что если человек мерзнет, то ослабевает его иммунитет, и это приводит к простудным заболеваниям.

 

Четвертый рецепт здоровья – рациональное питание. Рациональное питание следует рассматривать как фактор продления активного периода жизнедеятельности.

Принципы рационального питания таковы:

Энергетическая ценность продуктов должна соответствовать энергетическим затратам организма.

Химический состав пищи должен удовлетворять физиологическим потребностям организма.

Пища должна быть максимально разнообразной. Некоторые считают, что витамины содержатся только во фруктах, соках, овощах, но это заблуждение. Каждый продукт (мясо, рыба, хлеб, крупы, орехи, молочные изделия и др.) богаты витаминами и микроэлементами, необходимыми для нормального функционирования организма.

Нужно соблюдать режим питания. Режим – это регулярность чередования приемов пищи. Правильнее кушать понемногу, но 5–6 раз в сутки.

Необходимо полностью отказаться от употребления спиртных напитков.

Соблюдение рекомендаций по рациональному питанию повысит устойчивость организма к различным вредным воздействиям окружающей среды и снизит вероятность приобретения неинфекционных хронических заболеваний.

 

Используя данные рекомендации, на 90% можно будет избежать неблагоприятного воздействия пищи на здоровье и обрести стройную фигуру.

 

Здоровье и красота. Эти два понятия неразрывно связаны друг с другом. Нельзя мечтать о красоте, пренебрегая правилами здорового образа жизни. Ведь красота является результатом хорошего здоровья. Многие задумываются о своей фигуре, хотят похудеть, и это правильно.

Пятый рецепт здоровья – закаливание. Закаливание – это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздейст виям внешней среды, способствуют выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции с целью ее совершенствования. Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации. Некоторые путают понятия "закаливание" и "моржевание". Но это – ошибка.

 

Вопрос классу: Как вы думаете, что является основным средством закаливания?

 

Учащиеся: Вода.

 

Классный руководитель: Конечно, вода. С ее помощью можно совершать обтирания, обливание, купание, принимать контрастный душ. Хождение в теплое время босиком по траве – это тоже вид закаливания. В сочетании с физическими упражнениями эффективность закаливающих процедур повышается.

 

Шестой рецепт здоровья – полноценный сон. Полноценный сон – не только необходимое условие здорового существования, но и показатель здоровья. "Идеальным" сном следует считать такой, при котором процесс засыпания протекает быстро, а его продолжительность и глубина достаточны для обеспечения хорошего самочувствия и бодрости после пробуждения.

Однако ученые бьют тревогу – с каждым годом число людей, которые по ночам не могут уснуть, растет! Поэтому я хочу дать вам несколько советов для того, чтобы вы быстро засыпали и хорошо отдохнули за ночь.

Придя домой после напряженного дня, съешьте легкий ужин. Всем известно, что плотный ужин помешает сну, и вы проворочаетесь всю ночь. После ужина должно пройти не менее 3-х ч, прежде чем вы ляжете спать.

Ни в коем случае не пейте тонизирующие напитки (чай, кофе, апельсиновый сок), поскольку они действуют возбуждающе на нервную систему, и сон как рукой снимет.

После ужина займитесь любимым делом, хотя бы полчаса. Посмотрите телевизор, почитайте книгу, послушайте музыку и просто расслабьтесь.

Ложиться желательно не позднее 22 ч.

Чем меньше одежды – тем лучше сон.

В спальне обязательно должен быть свежий воздух.

 

И помните древний афоризм: "Спокойная совесть – это лучшее снотворное".

 

Бережное отношение к здоровью необходимо активно воспитывать в вашем возрасте. Однако нередко молодые люди нарушают элементарные правила гигиены быта, режим питания, сна и др.

Так, после проведения опроса учащихся выяснилось, что:

27% студентов уходят на занятия без завтрака. В этом случае учебные занятия проходят при снижении работоспособности;

87% – ложатся спать в 1–2 ч ночи. Вследствие этого, они не высыпаются, что сказывается на ухудшении умственной деятельности в течение учебного дня;

34% учащихся из-за недосыпания стараются поспать днем 1–3 ч;

62% студентов бывают на свежем воздухе менее 30 мин в день, а 29% – до 1 ч при гигиенической норме 2 ч в день.

 

Представляя вам данную информацию, мне хотелось бы, чтобы каждый из вас понимал, что здоровье – это самое большое богатство, которым обладает человек, и помнил, что от вашего образа жизни зависит в т. ч. здоровье и благополучие ваших близких и будущего поколения.

 

Если вы будете здоровы, то:

с большей вероятностью подниметесь на более высокую ступень общественной лестницы;

сможете беспрепятственно путешествовать, свободно, не задумываясь, перемещаться из одной климатической зоны в другую;

вас не будут заботить физические и психические неудобства;

ваши дети тоже будут здоровы.

Подводя итоги нашей встречи, я еще раз хочу обратить ваше внимание на правила сохранения здоровья. Итак, чтобы быть здоровым необходимо:

Правильно, разнообразно и сбалансировано питаться.

Быть физически и творчески активным.

Отказаться от курения и употребления алкоголя.

Уметь справляться со стрессами.

Придерживаться правильного режима дня.

 

"Я верю, – говорил еще в прошлом столетии великий биолог, иммунолог Илья Мечников – что для каждого человека 120 лет – это должен быть не возраст. Купить здоровье нельзя, его можно только зарабатывать собственными постоянными усилиями. Лишь настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем".

 

Спасибо за внимание. Берегите себя! Желаю вам крепкого здоровья!

Ключ к анкете ЗОЖ для 5-7 классов

№ вопросов

Баллы за ответы на вопросы

Сумма баллов

Показатель А. Личностная ценность здоровья

Вопрос 1. Условия счастливой жизни?

Иметь много денег

Много знать и уметь

Быть здоровым

Быть красивым, привлекательным

Иметь любимую работу

Иметь интересных друзей

Жить в счастливой семье

Быть самостоятельным

Балл «Быть здоровым»

Баллы

Если балльная оценка составляет:

♦  6-8 - высокая личностная значимость здоровья

♦  4 или 5-недостаточная личностная значимость здоровья

♦  4 или менее - низкая личностная значимость здоровья

Показатель В. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

Вопрос 2. 4 важных условия здоровья

Хорошая наследственность (0)

Средства для питания, спорта (0)

Хорошая экология (0)

Выполнение правил ЗОЖ (2)

Хороший врач (0)

Знания о здоровье (2)

Отсутствие перегрузок (0)

Регулярные занятия спортом (2)

Сумма баллов

Баллы

Если сумма баллов составляет:

♦ 6 - понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;

♦ 4- недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья;

♦ 2 или менее - отсутствие понимания роди активности в сохранении и укреплении здоровья.

Показатель С. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Вопрос 3. Что входит в распорядок дня?

Утренняя зарядка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка

Сон не менее 8ч

Занятия спортом

Душ, ванна

Сумма баллов

Ежедневно - 2 балла; несколько раз в неделю -1 балл; очень редко - 0 баллов; никогда – 0 баллов

Баллы

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  16-14 - полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

♦  12-9 - неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

♦  8 и меньше - несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Показатель Е. Отношение к информации, связанной со здоровьем

Вопрос 5. Интересна ли тебе информация о здоровье?

Да, очень интересна (4)

Интересна, но не всегда (3)

Не очень интересна (2)

Неинтересна (0)

Сумма баллов

Баллы

Подсчитывается общее количество набранных: баллов:

♦  4 - очень интересная и полезна

♦  3 - довольно интересна и полезна

♦  2 - не очень интересная и полезна

♦  1 – неинтересна и неполезна

♦  0 - не нужна и неинтересна

Показатель Д. Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ

Вопрос 4. Ты заботишься о своем здоровье?

Да, конечно

Забочусь недостаточно

Мало забочусь

Сумма баллов, полученных за вопрос 3 (см. выше)

16-14

(4)

12-9

(3)

8 или менее

(2)

16-14

(4)

12-9

(4)

8 или менее

(3)

16-14

(2)

12-9

(4)

8 или менее

(3)

Баллы

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦ 4 балла - адекватная оценка учащимся своего образа жизни

♦ 3 балла - недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни

♦ 2 балла - неадекватная оценка учащимся своего образа жизни

Показатель Ж. Оценка регулярности информационного влияния ОУ в сравнении с другими источниками

Вопрос 6. Откуда узнаешь о своем здоровье…

Д/дом

Школа

От друзей

Из книг и журналов

Из передач по радио и ТВ

Сумма баллов

Варианты ответов и баллы

Часто (16)

Редко (8)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Баллы

Рассчитывается:

♦ сумма баллов в четырех графах «школа», «от друзей», «из книг» и «радио, ТВ»

♦  частное от деления количества баллов в графе «в д/доме» на сумму баллов в остальных графах.

Если результат деления равен:

♦  2,5-4 балла - достаточно регулярное информационное влияние вашего ОУ

♦  от 1 до 2,5 - недостаточно регулярное информационное влияние вашего ОУ

♦  меньше 1 - информационное влияние нерегулярно

Показатель 3. Оценка значимости информационного влияния вашего ОУ в сравнении с другими источниками

Вопрос 7. Какие сведения о здоровье интересны

В д/доме

В школе

От друзей

Из книг и журналов

Из передач по радио и ТВ

Сумма баллов

Варианты

ответов и

баллы

Интересно (16)

Не всегда (8)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Баллы

Рассчитывается:

♦  сумма баллов в четырех графах «дома», «от друзей», «из книг» и «радио, ТВ»

♦ частное от деления количества баллов в графе «в школе» на сумму баллов в остальных графах.

Если результат деления равен:

♦  2,5-4 балла - достаточно регулярное информационное влияние школы

♦  от 1 до 2,5 - недостаточно регулярное информационное влияние школы

♦  меньше 1 - информационное влияние школы нерегулярно

Показатель И. Оценка учащимся личностной значимости мероприятий,

проводимых в учреждении, по формированию здорового образа жизни

Вопрос 8. Что проводится в вашем ОУ?

Беседы, обучающие здоровью

Практические занятия о том, как заботиться о здоровье

Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье

Спортивные соревнования

Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья

Праздники, вечера на тему здоровья

Сумма баллов

Варианты ответов и баллы

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Баллы

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  10-12 - высокая значимость мероприятий

♦  6-9 - недостаточная значимость мероприятий

♦  менее б - низкая значимость мероприятий

Показатель К. Оценка учащимся воспитательного эффекта здоровьесберегающих технологий в вашем ОУ

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  Значительный воспитательный эффект здоровьесберегающих технологий - 60-45;

♦  Достаточный воспитательный эффект-44-30;

♦   Недостаточный воспитательный эффект 29-20;

♦  Отсутствие воспитательного эффекта 19-10.

Анкета ЗОЖ

для учащихся 8—11 классов

№ школы              Класс            Дата рождения        г.

Пол М      Ж    Дата заполнения анкеты 200         г.

1.        Какие из ценностей, приведенных ниже, для вас наиболее важны?

Оцените их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное).

Материальное благополучие

Качественное образование  

Привлекательная внешность  

Хорошее здоровье

Возможность общаться с интересными людьми

Благополучная семья

Свобода и независимость (возможность самому планировать жизнь и реализовывать желания)

Любимая работа

2.        Какие условия для сохранения здоровья вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для вас.

Хорошая наследственность

Хорошие экологические условия

Выполнение правил здорового образа жизни (режим, зарядка и т.д.)

Возможность консультации и лечения у хорошего врача

Знания о том, как заботиться о своем здоровье

Отсутствие физических и умственных перегрузок

Регулярные занятия спортом

Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д.

3.        Что из перечисленного присутствует в вашем распорядке дня?

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Очень редко

Утренняя зарядка, пробежка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка на свежем воздухе

Сон не менее 8 ч

Занятия спортом

Душ, ванна

4.        Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье?

Вполне достаточно         Не вполне достаточно         Недостаточно

  1. Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?

Очень интересна и полезна         Довольно интересна и полезна

Не очень интересна и полезна         Не интересна и не нужна

  1. Откуда вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?

Часто

От случая к случаю

Никогда

От родителей

От друзей

В школе

Из журналов, книг

Из передач ТВ

Через интернет

7.        Как вы оцениваете сведения о здоровье, которые получаете?

Интересны

Не всегда интересны

Не интересны

От родителей

От друзей

В школе

Из журналов, книг

Из передач ТВ

Через интернет

8.        Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в вашем классе?

Какие из них вы считаете интересными и полезными?

Проводятся

Интересно

Не интересно

Специальные уроки

Лекции

Показ видеофильмов

Спортивные соревнования

Работа спортивных секций

Тематические вечера

Инструкция по заполнению анкет ЗОЖ

Анкета ЗОЖ предназначена для оценки знаний учащегося основ здорового образа жизни. Разработано 3 типа анкет: для учащихся младшего (3-4 классов), среднего (5—7 классов) и старшего (8—11 классов) возраста с учетом их возрастных особенностей. Каждая анкета содержит вопросы, адаптированные для данного возраста.

При ответах на вопросы учащиеся 3-4 классов внимательно читают вопрос и отмечают крестиком в свободных клетках те ответы, которые им кажутся правильными.

Учащиеся 5-11 классов на вопрос 1 в свободные клетки вписывают баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для него). На вопрос 2 учащиеся отмечают 4 наиболее важных для себя ответа. При ответе на остальные вопросы учащиеся выбирают один из вариантов ответа. Не должно оставаться ни одного вопроса без ответа. Учащихся 5—7 и 8-11 классов должны знать, что вопросы в их анкетах расположены на двух страницах (см. на обороте анкеты). При ответе на вопросы п.8 в анкетах ЗОЖ 5-7 и 8—11 классов сначала следует ответить на 1-й вопрос — отметить свободные клетки в первом столбике в соответствии с ответом, затем на 2-й вопрос - отметить клетки во 2-м или 3-м столбиках.

Ключи к анкетам ЗОЖ

Ключи для обработки результатов анкетирования выполнены в форме таблиц, каждый из разделов которых предназначен для оценки одного из показателей. Для удобства пользования таблицей строка, в которую записываются данные для анализа, выделена серым цветом.

Каждый из вариантов ответа учащегося имеет определенную «цену» в баллах, которая в большинстве случаев указана в скобках в одной клетке с ответом. В строку «баллы» вписываются только числа, соответствующие указанным учащимся ответам. Их сумма записывается в той же строке в правом столбике.


 

Ключ к анкете для 8-11 классов

№ Вопросов

Баллы за ответы на вопросы

Сумма баллов

Показатель А. Личная ценность здоровья

Вопрос 1. Условия счастливой жизни?

Матери

альное

благо-

получие

Качест-

венное

образо-

вание

Хоро-

шее

здо-

ровье

Привлека-тель-

ная внеш-

ность

Люби-

мая работа

Общение с

инте-

ресны-

ми людьми

Благо-

получ-

ная

семья

Свобода и

независи-

мость

Балл

«Быть

здоро-

вым»

Баллы

Если балльная оценка

составляет:

♦   6-8 - высокая личностная значимость здоровья

♦   4 или 5 - недостаточная личностная значимость здоровья

♦   4 или менее - низкая личностная значимость здоровья

Показатель В. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

Вопрос 2.

4 важных

условия здоровья

Хоро-

шая насле

д-

ствен ность

(0)

Средства для

пита-

ния, спорта (0)

Хорошая

эколо-

гия (0)

Выполне-

ние пра-

ЗОЖ (2)

Хоро-

ший

врач (0)

Знания

о здо-

ровье (2)

Отсутст-

вие пе-

регрузок (0)

Регу-

лярные

спортом (2)

Сумма

баллов

Баллы

Если сумма баллов составляет:

♦   6 - понимание роди поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья

♦  4 - недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья;

♦   2 или менее - отсутствие понимания роди активности в сохранении и укреплении здоровья.

Показатель С. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Вопрос 3. Что входит в распорядок дня?

Утренняя зарядка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка

Сон не менее 8ч

Занятия спортом

Душ, ванна

Сумма баллов

Ежедневно - 2 балла; несколько раз в неделю -1 балл; Очень редко - 0 баллов

Баллы

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  16-14-полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

♦  12-9- неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

♦ 8 и меньше - несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Показатель Д. Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ

Вопрос 4.

Доста-

точно ли

ты забо-

тишься о

своем

здоровье

Да, конечно

Забочусь недостаточно

Мало забочусь

Сумма

баллов,

получен-

ных за вопрос 3

(см. вы-

ше)

14-16

(4)

9-12

(3)

8 или

менее (2)

14-16

(4)

9-12

(4)

8 или

менее (3)

14-16

(2)

9-12

(4)

8 или

менее (3)

Баллы

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦ 4 балла - адекватная оценка учащимся своего образа жизни

♦ 3 балла - недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни

♦  2 балла-неадекватная оценка учащимся своего образа жизни

Показатель Е. Отношение к информации, связанной со здоровьем

Вопрос 5. Интересна

Да, очень

Интересно,

Не очень

Не интересно

(0)

Сумма

ли тебе информация

интересна

но не всегда

интересно

бал-

о здоровье ?

(4)

(3)

(2)

лов

Баллы

Подсчитывается общее количество набранных: баллов:

♦  3 - довольно интересна и полезна

♦  0 - не нужна и неинтересна

♦   4-очень интересная и полезна

♦  2-неочень интересная и полезна

Показатель Ж. Оценка регулярности информационного влияния школы

в сравнении с другими источниками

Вопрос б.

Отку-

да узнаешь о своем

здоро-

вье ...

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач по радио и ТВ

Сум-

ма бал-

лов

Варианты ответов и баллы

Часто (16)

Редко (8)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Баллы

Показатель 3. Оценка значимости информационного влияния школь в сравнении с другими источниками

Вопрос 7.

Какие

сведе-

ния о здоро-

вье

инте-

ресны

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач по радио и ТВ

Сум-

ма

бал-лов

Варианты ответов и

баллы

Интересно (16)

Не всегда (8)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Баллы

Рассчитывается:

1.   сумма баллов в четырех графах «дома», «от друзей», «из книг» и «радио, ТВ»

2. частное от деления количества баллов в графе «в школе» на сумму баллов в остальных графах.

Если результат деления равен:

♦  2,5-4 балла - высокая значимость информационного влияния школы

♦  от 1 до 2,5 - недостаточная значимость информационного влияния школы

♦  меньше 1 - информационное влияние школы незначительно

Показатель И. Оценка учащимся личностной значимости мероприятий, проводимых в школе по формированию здорового образа жизни

Вопрос 8.

Что прово-

дится в

твоем

классе?

Специаль-

ные уроки

Лекции

Показ ви-

деофильмов

Спортивные

соревнования

Работа

спортивных секций

Тематиче-

ские вечера

Сум-

ма бал-лов

Вари-

анты ответов

и бал-

лы

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Баллы

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  10-12 - высокая значимость мероприятий, проводимых в школе

♦  6-9 - недостаточная значимость мероприятий, проводимых в школе

♦  менее 6 - низкая значимость мероприятий, проводимых в школе

Показатель К. Оценка учащимся воспитательного эффекта здоровьесберегающих технологии в школе

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  Значительный воспитательный эффект здоровьесберегающих технологий-60-45;

♦  Достаточный воспитательный эффект-44-30;

♦  Недостаточный воспитательный эффект 29-20;

♦  Отсутствие воспитательного эффекта 19-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система "Путь к успеху"

Представление публичного опыта в разделе "Воспитание школьников"...

Воспитательная программа "Путь к успеху" 7-11 классы

Школа – это социально-педагогическая система, благодаря которой выявляется все лучшее индивидуальное в каждом ученике, его способности и таланты, здесь идет сближение детей и взрослых, и задача школы ...

Рабочая программа воспитательной деятельности «Путь к успеху» по направлению «Творчество»

является программой внеурочной деятельности воспитанников...

Воспитательная программа "Путь к успеху" 10 класс

Воспитательная программа "Путь к успеху"  для 10 класса, воспитание девочек в условиях Республиканской мариинской школы-интернат, г.Улан-Удэ...

Программа воспитательной работы "Путь к успеху"

Данная программа разработана для воспитательной работы в 10 и 11 классе и является продолжением воспитательной программы "Я в мире....Мир во мне...."...

Программа воспитательной работы "Путь к успеху"

Программа воспитательной работы с учащимися 10-11 классов  «Путь к успеху» построена на приоритетах:развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореа­лизации в ...

Программа воспитательной работы "Путь к успеху"

Программа «Путь к успеху» составлена в соответствии с современными требованиями системы воспитания.  Социальное творчество учащихся представляет собой социально-значимую дея...