Программа воспитательной работы "Путь к успеху"
учебно-методический материал (10, 11 класс)

Е.Е. Семенова

Данная программа разработана для воспитательной работы в 10 и 11 классе и является продолжением воспитательной программы "Я в мире....Мир во мне...."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon put_k_uspehu.doc255 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Троицкая средняя общеобразовательная школа

имени С.Н. Воронина

г.о. Чехов Московской области

                                                            УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                                                             Директор МБОУ Троицкой СОШ

                                                                                                    ____________ Слободян И.И.

                                                                              Пр . №__ от «__»_____ 2017 г.

Воспитательная программа

"Путь к успеху"

Классный руководитель: Семенова Елена Евгеньевна

   

                                                         Три пути у человека, чтобы разумно поступать:

первый, самый благородный, - размышление;

 второй, самый легкий, - подражание;

третий, самый горький, - опыт.

                                                                                                              Конфуций

Пояснительная записка

Программа воспитательной работы «Путь к успеху» разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, Устава МБОУ Троицкая СОШ им. С.Н. Воронина.

Мир в котором мы живем стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации.

          Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с учащимися мы должны учитывать данное обстоятельство. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

  • интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;        
  • быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;        
  • инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;        
  • потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;        
  • умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;        
  • диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;        
  • высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).        

   

Почему же я выбрала воспитательной программе такое название? Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви, самоуважению и к успеху. Последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы. Так что же такое УСПЕХ?

«Успех» - это ни что иное как естественный результат последовательного применения основных принципов успеха в жизни.

«Успех» - это постоянное вымеренное продвижение к цели, а также достижение цели.

«Успех» - это процесс поворота от чего - то к чему-то лучшему, от бездеятельности к занятиям.

«Успех» - это ответ на призыв меняться, расти, развиваться и становиться, на призыв продвинуться на лучшее место.                 

        Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели.

Данная воспитательная программа является продолжением программы для 5 – 9 класса «Я в мире… Мир во мне», которая была разработана мною в 2012 году, когда я впервые познакомилась со своим классом. Программа была успешно реализована на всех этапах развития классного коллектива. Часть обучающихся покинула школу и успешно реализует свои способности в профессиональных училищах и колледжах. Для тех, кто пришел в 10 класс, я разработала программу «Путь к успеху».

        

 Срок реализации программы– 2 года (10 – 11 классы)

Сроки и этапы реализации:

6 этап – 10 класс – 2017 – 2018 уч. год. «Я и мои мечты»
7 этап – 11 класс – 2018 – 2019 уч. год. «Я и моя будущая профессия»

Основными приоритетами при разработке программы «Путь к успеху» стали:

  • развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореализации в жизни;
  • приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;
  • воспитание особого уважительного отношения к старшему поколению, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважения к членам своей семьи;
  • создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся, пропаганда здорового образа жизни через развитие самоуправления и общественной активности учащихся;
  • формирование гражданского самосознания, патриотизма, гуманизма, доброты, милосердия, любви к Родине, ценностного отношения к природе, окружающей среде через изучение исторического, экологического и культурного наследия Подмосковья;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;
  • триединство «учитель - ребенок - семья», динамично развивающееся.

 Содержание, форма и структура воспитательной программы классного руководителя

        Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • создание условий для формирования правового, толерантного сознания, активной гражданской позиции и гражданской ответственности обучающихся;
  • исследование собственных познавательных интересов, склонностей, способностей;
  • создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закрепление этих норм в их повседневном поведении;
  • развитие творческой деятельности;
  • составить целостное представление у учащихся о мире профессий;
  • способствовать сплочению и повышению уровня воспитанности классного коллектива, обучение и развитие классного актива, развитие самоуправления в классе.
  • продолжить работу над портфолио   как средством самоорганизации и саморазвития       личности

    Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции и определению профессиональных устремлений   учащихся. 

Реализация задач осуществляется через различные формы работы с учащимися:

  • беседы и лекции;
  • разнообразные классные часы;
  • совместные с родителями мероприятия;
  • деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;
  • встречи с интересными людьми;
  • занятия-практикумы;
  • тестирование, анкетирование;

Принципы воспитательной деятельности:

1. Принцип свободы выбора. Предлагая подросткам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств.

2. Принцип обратной связи. После проведения любого мероприятия, выяснить мнение учащихся о нем.

3. Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество-это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий мероприятия самими учащимися.

4 Принцип успешности, т.е. оценка классного руководителя успешности развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

5. Принцип ценностных ориентаций обеспечивает приобщение подростков к системе жизненных ценностей; осуществляется гуманизация межличностных отношений на различных уровнях: дети-дети, дети - семья, дети- педагог.

6. Принцип индувидуализации  предполагает личностный подход, учет индивидуальных потенциальных возможностей ребенка, способствует самореализации ребенка.

7. Принцип сочетания воспитания и оздоровления обеспечивает одновременную реализацию воспитательных и оздоровительных мероприятий.

8. Принцип творческой деятельности обеспечивает развитие креативных способностей каждого ребенка, пробуждение инициативности, стремление показать свою индивидуальность в различной деятельности.

9. Деятельностный принцип заключается в том, что воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни подростков, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого из них.

10. Принцип целостности в воспитании предполагает необходимость научиться понимать и принимать каждого ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

Механизм функционирования воспитательной работы

   Работа с классом строится на основе традиционных, базовых принципах классической традиции отечественной и мировой педагогики, используя при этом как современный опыт, так и собственный, исключительно богатый арсенал методических наработок.

Содержанием воспитательного процесса являются совместная деятельность всех участников воспитательного процесса, способствующая личностному, нравственному, профессиональному самоопределению учащихся.

        Особую роль в реализации концептуального замысла воспитательной системы играет самоуправление учащихся, организующее жизнедеятельность класса.

Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы:

  1. Организационная работа (самоуправление)
  2. Гражданско – патриотическое.
  3. Интеллектуально – познавательное
  4. Нравственно - эстетическое
  5. Спортивно – оздоровительное и экологическое.
  6. Профессиональное самоопределение.
  7. Работа с родителями, семьей и общественностью.
  8. Общешкольные мероприятия (КТД).

Основные направления воспитательной работы.

Направление 1. «Организационная работа (самоуправление)».

Цель работы: формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
            Задачи работы: 

--- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
--- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать    гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
--- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
--- способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.

--- развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
       Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- самостоятельность.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
• актив класса, мэра и вицемэра;
• избирает представителей в  Совет старшеклассников;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является актив класса, возглавляемый мэром класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Мэр класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Мэр класса совместно с классным руководителем составляет план работы на триместр (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования.

Направление 2. «Гражданско – патриотическое».

     Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о правах и свободах человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него, воспитание чувства патриотизма, толерантности, гуманизм

  Задачи:

  • Воспитание патриотизма, гуманизма, доброты, милосердия, любви к Родине  через изучение героической истории Отечества;
  • Воспитание высокого уровня гражданского сознания, самосознания, самодисциплины, уважение человеческого достоинства.
  • Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
  • Формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

  1. Классный час «Честь имею»
  2. Устный журнал «Дни воинской славы»
  3. Кл. час ко дню космонавтики
  4. Классный час «Память, которой не будет конца»
  5. Кл. час "Сталинградская битва"
  6. Кл. час презентация "Холокост"
  7. Кл. час "Битва за Москву"
  8. Кл. час «205 лет Бородинскому сражению»
  9. Беседа: «Мы против экстремизма и терроризма»
  10. Просмотр и обсуждение фильмов о ВО войне
  11. Беседа – диалог «Безобидны ли современные молодежные течения и увлечения»
  12. «Вахта Памяти»
  13. Встречи с участниками локальных воин.
  14. Посещение театра, кинотеатра на соответствующую тематику.

11 класс

  1. Беседа «Изменения в уставе РФ о несении воинской службы».
  2. Кл.час- дискуссия: «Главный закон государства. Что я знаю о Конституции»
  3. Беседа: «Мы против экстремизма и терроризма»
  4. Диспут «Армия, какой она должна быть»
  5. Кл. час ко дню космонавтики Гагаринский урок «Космос – это мы»
  6. Кл. час «Защита Родины - долг перед Отечеством»
  7. Акция «Мы с вами, ветераны»
  8. Анкета «Анализ воспитания гражданских и патриотических чувств учащихся»
  9. Кл. час "Сталинградская битва».
  10. Кл. час «Дневники Тани Савичевой»
  11. Кл. час презентация "Жертвы Холокост"
  12. Просмотр и обсуждение фильмов о ВО войне
  13. Классный час «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне...»
  14. КТД «Вахта Памяти»
  15. Игровая программа «А ну – ка, парни!»
  16. Встречи с участниками локальных воин.

Направление 3. «Интеллектуально - познавательное».

        Цель: создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей каждого ученика в меру его возможностей, обеспечение развития познавательной активности учащихся.

       Задачи:

  • Создание ситуации успеха в учебе.
  • Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.
  • Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.
  • Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.

Мероприятия по реализации данного направления работы

 

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

  1. Классный час «Образование – путь к успеху»
  2. Викторина «Читать – это не модно?»
  3. Методика «Адаптация в 10 классе»
  4. Кл. час - конференция "Твои права: право на образование
  5. Своя игра по экологии.
  6. Кл. час "Имидж делового человека" Беседа с элементами тренинга
  7. Кл. час: деловая игра "Что такое интеллигентность?
  8. Правовой всеобуч: "Сколько стоит глупость?"
  9. Участие в НПК, олимпиадах
  10. Предметные недели
  11. День самоуправления.
  12. Кл. час "Заповедники Подмосковья" - вирт. путешествие

11 класс

  1. Ток – шоу «Ученому и книги в руки» (о получении высшего образования).
  2. День самоуправления.
  3. Классный час «Россия – страна возможностей»
  4. Кл.час: «Быть милосердным – что это значит?»
  5. Кл. час - «Спешите делать добрые дела»
  6. Кл. час «Быть гуманным. Как развивать гуманность чувств?»
  7. Психологический тренинг «Экзамены – это не страшно!»
  8. Посещение музеев, выставок, способствующих интеллектуальному развитию.
  9. Устный журнал «ЕГЭ. Как готовиться к экзамену»
  10. Мониторинг знаний.
  11. Предметные недели, участие в работе школьного научного общества, олимпиады  

Направление 4. «Нравственно - эстетическое».

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Цель: оказание помощи учащимся осознать нравственные нормы и правила, ценности человеческой жизни. способствовать развитию у учащихся потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности, способной к осмыслению общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • Развитие познавательных интересов обучающихся; создание   благоприятных условий для становления духовно-нравственной, эстетической, творческой, деятельной, здоровой личности;
  • Воспитание личности, умеющей отвечать за свои поступки, имеющей правовую культуру.
  • Воспитание личности, умеющей жить в социуме, уважающей общепринятые ценности, нормы, законы.
  • воспитание ценного отношения к «прекрасному», формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
  • привитие любви к искусству, литературе, музыке.

Мероприятия по реализации данного направления работы

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

  1. Классный час «О законах нравственности»
  2. Кл. час «Поведение в общественных местах и в транспорте»
  3. Кл. час виртуальное путешествие "Искусство - восприятие красоты мира"
  4. Дискуссия «Деньги и миф»
  5. Акция «Спешите делать добро»
  6. Клуб интересных встреч
  7. Викторина «Мы встречаем Рождество».
  8. Кл. час-литературная композиция "Я верю, что все женщины прекрасны..."
  9. Ролевая игра «Супружество без брака»
  10. Кл. час "Семейные традиции: за и против" - диспут
  11. Устный журнал «Сто советов мудрости»
  12. Практикум по этикету:
  • "Правила знакомства"
  • "Поведение за столом; об истории чая"
  • "Первое впечатление"
  • Ситуативно - игровое занятие

13.  Посещение музеев, выставок нравственно – эстетической направленности.

8.

11 класс

  1. Акция «Спешите делать добро»
  2. Классный час «Духовность – норма человеческой жизни»
  3. Круглый стол "Еще раз про любовь"
  4. Кл. час «Поведение в общественных местах и в транспорте»
  5. Классный час «Что значит быть хорошим сыном и дочерью?».
  6. Заседание круглого стола «Молодежные субкультуры: за и против»
  7. Вирт. Путешествие: «Творческая фантазия и творческое вдохновение»
  8. Кл. час-литературная композиция "И хорошее настроение не покинет больше вас!"
  9. Просмотр спектаклей, кинофильмов (коллективный просмотр и обсуждение).
  10. Диагностика уровня развития нравственных качеств личности.

Направление 5. «Спортивно-оздоровительное и экологическое».

Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том числе из социально наиболее благополучных семей.

       Цель: продолжать работу по формированию у учащихся важнейших жизненных ценностей, убеждать их в необходимости здорового образа жизни и его значении для профессионального и карьерного роста; содействовать формированию ответственности школьников за природу, окружающий мир.

     

 Задачи:

  • Создавать условия для физического развития учащихся.
  • Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам и стремление к здоровому образу жизни
  • Формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
  • воспитание у учащихся ценностного отношения к природе, бережного отношения к окружающей среде;
  • формирование навыков экологически грамотного использования природных ресурсов;
  • воспитание высокой экологической культуры поведения.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

  1. Экологический праздник «День Земли»
  2. Ситуативный практикум «Жизнь без вредных привычек»
  3. Акция «Посади дерево»
  4. Кл. час «Экология и энергосбережение» - устный журнал
  5. Акция «Здоровье – твоё богатство»
  6. Дни Здоровья.
  7. Кл.час "Поговорим о гриппе" беседа
  8. Тематический семинар "Озоновый слой Земли"
  9. Конкурсная программа «Один день в армии»
  10. Кл. час «Мы за здоровый образ жизни!»
  11. Классный час «Аксиомы алкоголя»
  12. Кл. час - занятие: "От экологии природы к экологии души"
  13. Урок – память «Чернобыль – чёрный апрель»
  14. Товарищеские встречи по пионерболу, волейболу, баскетболу.
  15. Диагностика по алкогольной и наркотической зависимости.
  16. Беседа с врачом-наркологом «Формула здоровья».

11 класс

  1. Трудовой десант «Территория чистоты»
  2. Акция «Посади дерево»
  3. Кл. час «Экология и энергосбережение».
  4. Устный журнал «Интернет зависимость. Это опасно!»
  5. Кл. час деловая игра «Формула безопасности»
  6. Дни Здоровья.
  7. Классный час «Сохрани Землю для будущего поколения»
  8. Классный час «Мир без наркотиков».
  9. Уроки безопасности.
  10. Деловая игра «Я выбираю жизнь»
  11. Видеолекторий «Здоровый образ жизни»
  12. Интерактивная беседа «Есть ли будущее у российской семьи?»

Направление 6. «Профессиональное самоопределение».

        Цель: оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, создание условий для правильного определения в жизни, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции, развитие потребности в образовании и самообразовании.

Задачи:

  • Профессиональное самоопределение, развитие представлений о собственных интересах и возможностях.
  • Самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
  • Организация встреч с представителями разных профессий с целью помощи в самоопределении.
  • Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  • Формирование мотивов труда и развитие культуры труда.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

  1. Делова игра «Калейдоскоп профессий»
  2. Классный час «Выбираю профессию»
  3. Кл. час «Учитель - профессия вечная" - час общения.
  4. Классный час «Особенности трудоустройства несовершеннолетних»
  5. Анкета «Мотивы выбора профессии»
  6. Встречи с интересными людьми.
  7. Построение профессионально личностных планов - практическое занятие
  8. Профессиональная деятельность и социальный статус человека.        
  1. класс
  1. Посвящение в выпускники.
  2. Кл. час дискуссия: «Взгляд в будущее. Мои планы.»
  3. Кл. час: «Все профессии важны, все профессии нужны». День учителя.
  4. Классный час «Выпускнику об основах высшего профессионального образования и о правах студентов»
  5. Информационно – правовой практикум «Как избежать конфликтных ситуаций в начале трудовой деятельности».
  6. «Дни открытых дверей» (посещение ВУЗов)
  7. Анкета «Готовность школьников к выбору профессий»
  8. Прогноз рынка труда на ближайшие годы.

Направление 7. «Работа с родителями, семьей и общественностью».

Семья – это самое главное в жизни каждого человека. Родители нашего класса причастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, спортивных соревнованиях, оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д.

      Цель: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.

          Задачи:

  • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, родительских лекториев.
  • Формирование понимания учащимися ценности и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций.
  • Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
  • Воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.

Мероприятия по реализации данного направления работы:

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

1. Выбор родительского комитета (на10-11 класс).Знакомство родителей с программами профильного обучения, с программой воспитания.

2. Родительские собрания:

  • «Психология ранней юности: проблемы и пути их решения»»
  • «Роль самооценки в формировании личности Возможности у меня большие, но….»
  • «Уважительное отношение к людям – основа культуры поведения»
  • «Система ценностей старшеклассника»

3. Родительские лектории:

  • «Родительский дом как фундамент счастья будущей жизни детей»
  • «Современный подросток: психология, имидж, нравственные ценности»
  • «Воспитание толерантности у подростков».
  • «Профессии, которые выбирают наши дети»

4. Индивидуальные консультации, беседы, информирование о результатах воспитания, обучения.

5.Заседания родительского комитета.

11 класс

1. Родительские собрания:

  • «Как научить ребенка быть успешным. Психологическая помощь выпускнику»
  • «Дети и родители, узнать себя хотите вы?» (совместно с детьми)
  • «Агрессия и насилие в мире взрослых и детей»
  •  «Как подготовиться к итоговой аттестации

2.  Общешкольные родительские собрания.

3.  Родительские лектории:

  • «Права и обязанности ребенка: поиск равновесия»
  • «Как подготовить себя и ребёнка к ЕГЭ»
  • «Трудный диалог»
  • «Семейные традиции»

7. Индивидуальные беседы, консультации

8. Вечер «Когда уйдем со школьного двора»

9. Организация праздников «Последний звонок», «Выпускной вечер»

Принципы взаимной деятельности:

  • обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся 10 и 11 класса продолжает таковую, начатую в программе «Я в мире… Мир во мне…». Контакт с родителями уже налажен, но в старшую школу могут прийти подростки из других классов и из других школ. Поэтому направления, формы и методы работы перекликаются и очень похожи на те, которые были представлены в предыдущей программе.  

  1. Изучение условий семейного воспитания:
  • посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
  • изучение особенностей семейного воспитания;
  • беседы, анкетирование родителей;
  • составление плана индивидуальной работы с подростком на основании полученных данных;
  • формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
  1. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
  • родительские собрания;
  • информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
  • приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  2. Взаимодействие с родительским комитетом:
  • помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
  • помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
  • составление актов обследования жилищно-бытовых условий
  1. Совместная деятельность родителей и учащихся:

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

  1. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
  • родительские собрания;
  • заседания родительского комитета;
  • четкие и лаконичные записи в электронном дневнике;
  • личные приглашения в школу.
  1. Работа с педагогами, работающими в классе:
  • изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
  • изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
  • выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
  • помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.

Формы:

  • проведение малых педагогических советов;
  • индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.

Циклограмма работы с родителями

Ежедневно:

  • связь с родителями, чьи дети отсутствовали в школе;
  • индивидуальное консультирование, в том числе дистанционно;
  • вызов родителей для консультирования и согласования действий направленные на улучшение успеваемости и поведения учащегося.

Ежемесячно:

  • групповые тематические консультации;
  • привлечение родителей для участия во внеклассных мероприятиях.

Каждый триместр:

  • заседание родительского комитета;
  • проведение родительских собраний и родительских тематических лекториев;
  • встречи родителей с социальным педагогом, психологом, врачом школы, учителями-предметниками;
  • инструктажи по безопасной организации жизни ребёнка вне школы;
  • посещение детей из социально неблагополучных и малообеспеченных семей.

  В конце учебного года:

  • проведение родительского собрания по итогам года;
  • рекомендации по безопасной организации летнего отдыха.

Направление 8. «Общешкольные мероприятия (КТД)».

Досуговая деятельность - необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные общешкольные мероприятия нередко запоминаются больше, чем уроки. Отдых, шутки, веселье, совместные праздники, походы, экскурсии позволяют снять напряжение после учебного дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба. Дети становятся более коммуникабельными.

     Цель: развитие творческой деятельности, коммуникативных способностей учащихся, воспитание добрых, искренних отношений; способствование сплочению классного коллектива.

      Задачи: 

  • сплочение классного коллектива;
  • развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу;
  • развитие понимания ценности любви и дружбы;
  • создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

  1. День знаний. Торжественная линейка.
  2. Акция «Дети детям»
  3. Отчетно – выборный слёт городов страны «Детство».
  4. День самоуправления.
  5. Конкурс стихов и фото «Это моя мама».
  6. Конкурс юных поэтов «Защитникам Москвы посвящается…»
  7. Фотовыставка «Природа нашего края»
  8. Новогодний калейдоскоп
  9. Акция: «Рождество вместе!»
  10. Конкурс рисунков, поделок «Пасха. Рождество»
  11. Лыжня памяти Воронина и В. Талалихина
  12. Конкурс «А ну-ка, девушки!»
  13. Конкурс плакатов к Дню Земли
  14. Акция «Здоровье молодежи – богатство страны»
  15. Субботник по благоустройству
  16. Посещение театров, музеев, выставок.
  17. Митинг Памяти «Бессмертный полк».

11 класс

  1. День знаний. Торжественная линейка.
  2. Акция «Дети детям»
  3. День самоуправления.
  4. Фотопрезентация «Школьные годы чудесные»
  5. Радиолинейки
  6. Акция: «Рождество вместе!»
  7. Театрализованное новогоднее представление
  8. Смотр строя и песни.
  9. Конкурс «А ну-ка, девушки!»
  10. Субботник по благоустройству
  11. Посещение театров, кинотеатров, экскурсий.
  12. Митинг Памяти «Бессмертный полк».
  13. «Прощай школа»(выпускной бал)

Профилактика ассоциативного поведения

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Название мероприятия

Вовлечение «трудных» подростков в классные и школьные мероприятия

Диагностика агрессивного поведения (совместно с психологом)

Определение уровня тревожности подростков

Тренинг профилактики ассоциативного поведения «трудных» подростков

Работа совместно с учителями, работающими в классе по ликвидации задолженностей по учебным предметам, неудовлетворительных оценок (если таковые будут).

«Учимся разрешать конфликты»

  Внеклассная деятельность

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной работы

Для исследования результативности выбранной системы воспитания можно использовать следующие критерии и средства.

критерии

показатели

диагностические методики

1

Интеллектуальное развитие

Освоенность образовательной программы.

Развитость познавательных интересов.

Познавательная активность

Анализ текущей и итоговой успеваемости. Наблюдение.

 Методика изучения учебной мотивации.

2

Нравственно-эстетическое развитие

Сформированность основных нравственных качеств личности.

Социальная активность учащихся.

Методика Петровой «Пословицы»

Тест Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

3

Коммуникативные навыки

Коммуникабельность.

Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (из справочника Овчаровой). Наблюдение.

4

Самоактуализиро-ванность личности учащихся

Стремление к самопознанию и самореализации.

Наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

Наличие достижений в одном или нескольких видах деятельности

Копилка достижений.

План индивидуальной работы с обучающимся.

5

Физическое развитие

Состояние здоровья учащихся.

Развитость физических качеств.

Анализ медицинских осмотров.

Выполнение нормативов.

Сдача норм ГТО.

6

Сформированность классного коллектива

Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

Сформированность индивидуальности классного коллектива.

Социометрия. Наблюдение.

Методика Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»

Методика Сергеевой  «Определение психологического комфорта в классном коллективе».

7

Изучение семей и условий семейного воспитания учащихся

Использование специфических особенностей семьи для усиления воспитательного потенциала

Анкетирование – социальный паспорт класса.

Акты обследования жилищно-бытовых условий.

8

Учебная деятельность учащихся

Удовлетворенность педагогов  учебной деятельностью учащихся, эмоциональным фоном на уроках.

Опрос. Листы замечаний – авторская разработка.

9.

Психологические

особенности профессионального самоопределения

Поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Опросник для выявле-ния готовности к выбору профессии. 

Карта интересов.

10.

Поступление выпускников в высшие учебные заведения

Количество поступивших выпускников

Результаты зачислений в вузы

Условия успешной реализации программы:

  • Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
  • Привлечение к реализации программы школьного психолога и сотрудничество с учителями, работающими в классе
  • Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности подростков и родителей.
  • Формирование личности с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

  • выявление уровня готовности к обучению в старшей школе,
  • выявление соотношения интересов, склонностей и способностей уч-ся;
  • ознакомление с различными видами профессий;
  • формирование навыков нахождения и использования информации о выборе профессии для дальнейшего обучения;
  • формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;
  • становление социально значимой личности, ориентированной на успех, которой свойственны патриотизм, развитое гражданское самосознание, толерантность, гуманистическое мировоззрение, ответственность перед собой и обществом за результаты своей деятельности.

Основные качества личности обучающегося – образ выпускника

1) креативность и умение критически мыслить, активное и целенаправленное познание мира, осознание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

2) владение основами научных методов познания окружающего мира;

3) мотивированность на творчество и инновационную деятельность;

4) готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

5) осознание себя личностью, социальная активность;

6) готовность к осознанному выбору профессии;

7) мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Заключение.

Для самовоспитания учащихся должна работать вся система, окружающая ребенка. Это требует создания комплекса педагогических условий, предполагающих повышение коммуникативной культуры всех участников педагогического процесса, включение учащихся совместно с педагогами, родителями в социально значимую деятельность.

Роль классного руководителя при этом высока. Классный руководитель может и должен:

  • быть примером для подражания;
  • признавать в каждом ученике личность, уважать чувство и позицию каждого;
  • уметь не только слушать, но и услышать, и понять каждого ребенка;

-   развивать у учащихся самоуважение и уважение к окружающим;

  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
  • не допускать проявления авторитаризма;
  • поощрять совместную деятельность;
  • относиться ко всем учащимся одинаково.

Для достижения заявленных результатов и создана данная воспитательная программа.

Список литературы

  1. Аджиева Е.М. Байкова Л.А. и др. 50 сценариев классных часов. М.: Центр  «Педагогический поиск», 2000.
  2. Гребенкина Л,К. Жокнна Н.А. и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). М: Центр «Педагогический поиск», 2002.
  3. Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. М.: «ВАКО»,2003.
  5. Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
  6. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. - Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. - 2006.
  7. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.
  8. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАД ОС, 2003.
  9. Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», № 6\ 1999,.
  10. Фридман Л.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 1988.
  11. http://emschool4.ru/vneklasWORK/trepko/programma_vospit_raboti.doc
  12. pedsovet.suФайлы для скачиванияБаза разработок
  13. http://www.slideshare.net/kukushina/ss-15452684
  14. Шевелева Е. И. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 196-198. — URL https://moluch.ru/archive/122/33602/.
  15. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2016/01/31/vospitatelnaya-programma-put-k-uspehu-10-11-klass
  16. https://pandia.ru/text/83/156/75681.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы "Лестница успеха".

Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.    Цель программы – с...

Программа воспитательной работы Лестница успеха.

Программа реализуемая в МБОУ КСОШ №2 в 6-11 Б кл. с 2013г....

Программа воспитательной работы "Лестница успеха"

В основе воспитательной программы «Лестница успеха» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как  целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная пр...

Программа воспитательной работы «Ступеньки успеха» (5-9 класс)

             Программа “Ступеньки успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и ус...

Программа воспитательной работы "Лестница успеха"

Концепция программыВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности опре...

Перспективная программа воспитательной работы "Шаги успеха"

Перспективная программа воспитательной работы с 5- 9 классы "Шаги успеха"...