Ресоциализация несовершеннолетних осужденных средствами факультативных, кружковых занятий и исследовательской деятельности
статья (10 класс) по теме
Решение задач ресоциализации, т.е. процесса становления человека (осужденного) социально активной личностью через обучение и приобщение к тем культурным и социально-правовым ценностям и отношениям, которые составляют основу гражданственности и общественного бытия в современном правовом государстве, должно стать основным в деятельности воспитательных колоний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
resocializaciya_nesovershennoletnih.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стеренчук Елена Валерьяновна, учитель биологии и химии
ФКОУ В (С) ОШ ГУФСИН России по Иркутской области (г. Ангарск)
Ресоциализация несовершеннолетних осужденных средствами факультативных, кружковых занятий и исследовательской деятельности
Проблемой воспитанников исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных является то, что на какое-то время они вырваны из процесса общественного развития. Они лишены свободы, ограничены в самостоятельности принятия решений и в этот период у них формируется исполнительская дисциплина, и ослабевает такое качество, как самоорганизация. А также важно то, что многие из этих подростков до осуждения были лишены нормальных условий воспитания, а деформированная система ценностей явилась результатом различных негативных отклонений в процессе социализации и стала одной из причин совершения ими преступления. И именно решение задач ресоциализации, т.е. процесса становления человека (осужденного) социально активной личностью через обучение и приобщение к тем культурным и социально-правовым ценностям и отношениям, которые составляют основу гражданственности и общественного бытия в современном правовом государстве, должно стать основным в деятельности воспитательных колоний.
Главной целью воспитательной работы я вижу формирование у наших воспитанников таких общих компетенций как умение работать в группе; осознавать свою ответственность за участие в общественной работе; чувство долга; умение организовать свою работу самостоятельно; работать индивидуально. Для достижения этой цели я выбрала следующие направления: исследовательская работа, факультатив «Байкаловедение» и занятия кружка «Мир растений».
Одним из действенных способов развития творческой личности является исследовательская деятельность, ведь человек по своей природе – исследователь. Все мы с утра до вечера заняты исследованиями своей среды обитания. Мы непрерывно сравниваем положение вещей вокруг себя, их изменения. Наблюдения нам позволяют принимать оптимальные решения. Главное свойство исследователя – любопытство, то есть неосознанное стремление собирать сведения о природе и её закономерностях, об отдельных объектах, их свойствах, о ситуациях и их развитии. Сведения, полученные в результате наблюдений, жизненно необходимы или могут пригодиться. Любопытство – главный стимул развития. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя в рамках такой работы позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо и на которое он с охотой будет тратить своё личное время. Так, например, с большим увлечением воспитанники моего 10-а класса изучали радиоэкологическую обстановку в Иркутской области. Итогом этого исследования стал доклад «Экология и здоровье населения на территориях расположения предприятий атомных отраслей, Иркутская область», с которым они выступили на школьной научно-практической конференции, а также заочно приняли участие во Всероссийском конкурсе исследовательских и проектных работ «Энергия будущих поколений».
Особый интерес у наших ребят, конечно, вызывает всё, что связано с Байкалом. Что само по себе неудивительно – ведь нам повезло родиться и жить рядом с таким уникальным природным объектом как озеро Байкал. Поэтому они охотно посещают факультативные занятия по «Байкаловедению» и занимаются исследовательской работой в нашем научном обществе. Огромную помощь в подборке научной литературы и материалов для исследований озера нам оказывает Биолого-почвенный факультет ИГУ, декан А.Н.Матвеев. Особое спасибо канд. биол. наук Л.А. Ижболдиной, канд. биол. наук, доценту кафедры беспозвоночных Г.Л. Окуневой и канд. биол. наук Г.И.Помазковой, благодаря этим учёным наши учащиеся могут изучать видовое разнообразие байкальских гаммарид, моллюсков, водорослей, зоопланктона и губок на натуральном материале с настоящими определителями. На занятиях ребята определяют виды байкальских гаммарид, моллюсков, губок и насекомых, оформляют коллекции, которые в будущем составят экспозиции музея Байкала над созданием, которого мы сейчас работаем.
Ученики нашей школы активно участвуют в народном голосовании на портале Фонда содействия сохранению озера Байкал «Сто чудес Байкала». Для того чтобы проголосовать в первой номинации «Памятники природы Байкала» нашим учащимся пришлось провести большую подготовительную работу. Творческая группа учащихся - «Знатоки Байкала» проработала много литературных источников, подготовила информационные стенды о памятниках природы нашего знаменитого озера, были оформлены фотовыставка, посвященная самому популярному острову Байкала – острову Ольхон и альбомы «Православные и буддийские святыни». А также было проведено общешкольное мероприятие «Путешествие по Байкалу», где были подведены итоги голосования. Уже сейчас наша методическая «копилка» пополнилась отличными презентациями: «Памятники природы Байкала», «Ольхон – сакральное сердце Байкала», «Мыс Рытый», «Сакральные места Байкала». А главное – это желание наших мальчишек узнать о Байкале ещё больше! И теперь они активно готовятся к участию в голосовании в следующих номинациях – «Сакральные места Байкала» и «Православные и буддийские святыни».
По моему мнению, целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся способствует умственному, нравственному, эмоциональному развитию личности, всемерно развивает творческие возможности, формирует гуманистические отношения, обеспечивает разнообразные условия для расцвета индивидуальности учащихся с учетом их возрастных особенностей. При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, развивают умение писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научно-практической конференции или каком-либо конкурсе.
Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо, чтобы положительные эмоции преобладали над отрицательными. Творчество в любой деятельности представляет собой, пожалуй, наиболее мощный и неиссякаемый источник положительных эмоций. Возрождению нравственного, духовного и творческого потенциала наших воспитанников помогают и занятия кружка «Мир растений». В работе кружка два направления: первое – это флористика. На занятиях кружка ребята своими руками из сухого растительного материала создают различные композиции. Сначала мой 10-й (как классный руководитель я кружковые занятия веду в 10 классе) очень скептически отнеслись к тематике кружка – всё-таки парни, да ещё и 17-летние, а тут какие-то цветочки! Но теперь всё своё свободное время они проводят у меня в кабинете, создавая поистине шедевры – это и открытки, и панно, и мозаика на древесных спилах, а некоторые воспитанники даже освоили стиль «Европейское дерево». Но главное – не флористические открытки, а то, что делают их ребята для того, чтобы порадовать других: кто-то хочет поздравить школьного учителя, воспитателя или мастера ПУ, кто-то готовится к свиданию с родными и с любовью готовит подарок матери.… К празднику 8-е марта мои воспитанники сделали два растительных панно и украсили ими учительскую. А ещё разговоры…Совместное творчество располагает к задушевным беседам, ребята раскрываются, они переосмысливают свою прошлую жизнь, дают самооценку своим поступкам.
Второе направление работы кружка «Мир растений» - уход за комнатными растениями в школе и работа в Зимнем саду. Живые растения и общение с ними благотворно влияют на душевное состояние ребят. А. С. Макаренко призывал: «Коллектив надо украшать внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею, и не как-нибудь, а с расчетом на гектар цветов. Как бы дорого это не стоило…». Этот призыв актуален и сегодня. Как бережно многие воспитанники относятся к цветам! Как переживают, если какое-то растение заболело.
Совместная деятельность воспитанников на занятиях кружка сплачивает коллектив класса, формируются навыки взаимодействия в группе. Это отражается не только на их поведении, формируется уважение друг к другу, ответственность за свои поступки, и, как следствие, повысились показатели в учёбе класса.
Включаясь в деятельность, подростки проявляют себя в социально-положительной деятельности, получают социально направленное одобрение, изменяют отношение к себе, корректируют ценностно-нравственные ориентиры своего поведения. В этом кроется возможность постепенного изменения самооценки, гармонизации потребностей разного уровня, развития нравственного самосознания, формирования адекватной сбалансированной самооценки. Приобретя в процессе деятельности более активную жизненную позицию, вживаясь в ситуацию личной ответственности, подросток получает шанс постепенно приобрести психологический комфорт, основанный на социально одобряемых реалиях. И, что особенно важно, все личностные изменения, связанные с реабилитацией, при таком подходе происходят не по принуждению, а в режиме самопостроения, самореализации личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия проектно-исследовательской деятельностью с группой учащихся.
Цель данной работы - представить одну из методик организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов, основанную одновременно на групповой работе и инд...
Тема : «Воздух – волшебник» занятие по исследовательской деятельности
Вид деятельности : познавательно-исследовательскийИнтеграция : познание, социализация, коммуникация, здоровье, физическая культура.Цель : дать понятие, что такое воздух....
Презентация к занятию по исследовательской деятельности в 5 классе по теме "Парадоксы"
В переводе с греческого слово «парадокс» переводится как неожиданное явление. Ответ должен противоречить здравому смыслу и расходиться с общепринятым мнением, являясь, тем не менее, верным....
ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ КАК БАЗОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Данная статья была приготовлена для выступления на Сахалинских Кирилло-Мефодиевских чтениях. В данной работе было описано как сформировать милосердие у учащихся 5-9 классов по-средствам участия в благ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода в методике преподавания английского языка важную роль играет проек...
«Формирование глубокого интереса в процессе кружковой и поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике»
В данной работе "Формирование глубокого интереса в процессе кружковой и поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике" я хочу представить формы и методы, которые я использую...
Контрольно – оценочные средства дисциплина ОУД. 09 Основы исследовательской деятельности студентов специальность Лабораторная диагностика (дифференцированный зачет) 2020-21
Контрольно – оценочные средства дисциплина ОУД. 09 Основы исследовательской деятельности студентов специальность Лабораторная диагностика (дифференцированный зачет) 2020-21...