Тема : «Воздух – волшебник» занятие по исследовательской деятельности
план-конспект занятия по теме
Вид деятельности : познавательно-исследовательский
Интеграция : познание, социализация, коммуникация, здоровье, физическая культура.
Цель : дать понятие, что такое воздух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_issledovatelskoy_deyatelnosti_vozdukh-volshebnik.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Воздух – волшебник»
Вид деятельности : познавательно-исследовательский
Интеграция : познание, социализация, коммуникация, здоровье, физическая культура.
Цель : дать понятие, что такое воздух.
Задачи :
- Познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
- Активизировать речь и обогащать словарь детей : невидимый, легкий, воздушный, движется.
- Помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Прививать чувство заботы, желание помочь.
Предварительная работа :
- Игровая деятельность «Чей ветерок сильнее», «Пузырь» «Не урони облако», «Поддувалочки».
- Чтение художественной литературы : «Ветер-ветерок» О. Дриз, «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Видел я, как ветерок» Г.Лагздынь.
- Изобразительная деятельность : рисование красками деревьев в ветреную погоду.
- Коммуникация : беседы о воздухе.
- Наблюдение на прогулке за направлением и силой ветра
- Конструирование : изготовление бумажных самолетов, вертушек.
Материал и оборудование : листы бумаги, трубочки для коктейлей, стаканы с водой, косыночки - все по количеству детей, баночки с чесноком, апельсином, яблоком, луком, тазик с водой, пустой стакан, кусочки цветной бумаги, ширма для кукольного театра настольная, кукла зайца, символы свойств воздуха.
Ход занятия :
- Вводная часть. Создание мотивации и эмоционального настроя на дальнейшую деятельность.
Воспитатель : Сегодня к нам на занятие должен прийти Степашка, но что-то он задерживается!
Появляется грустный Степашка.
Воспитатель : Что случилось ? Почему ты такой грустный?
Степашка : Я собирал фантики и накопил уже очень большую коллекцию, но началась буря, подул сильный ветер и унес все фантики.
Воспитатель : Не расстраивайся Степашка!. Ребятки обязательно тебе помогут!
Степашка : А интересно, откуда прилетел ветер?
Воспитатель : Ребята, а вы не знаете, откуда прилетел ветер?
(ответы детей)
Воспитатель : Степашка, ты оставайся с нами и мы вместе узнаем и выясним, откуда налетел ветер.
- Основная часть
Воспитатель : Ребята, а что находится вокруг нас ?
(Ответы детей : столы, игрушки и т.д. воздух)
Давайте вспомним, что мы с вами знаем о воздухе?
Кому нужен воздух ?
( Дети называют объекты живой природы : человек, животные, растения, насекомые, птицы)
( проводим опыт № 1.)
Воспитатель : А зачем нам нужен воздух?
Дети : чтобы дышать.
Степашка : А я вот могу вообще не дышать, я могу обойтись без воздуха.
Воспитатель : Дети, давайте покажем Степашке, что мы не можем жить без воздуха. Давайте вместе закроем ротик и зажмем носик пальчиками.
Воспитатель : Ребята, что скажите? Прав ли Степашка?
Ответы детей.
Воспитатель : Какой мы можем сделать вывод ?
Ответ детей : Без воздуха мы не можем дышать.( вывешивает символ на доску)
Опыт № 2.
Воспитатель : А мы воздух видим?
Дети : Нет,
Воспитатель. Как нам его обнаружить?
Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали ?
Ответы детей : ветерок, воздух.
Воспитатель : А теперь возьмите трубочки, подуйте в нее, подставьте ладонь. Что вы почувствовали ?
Ответы детей : Струю воздуха.
Выдохните эту струйку воздуха в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?
Ответы детей : Выходят пузырьки. ( это воздух).
Воспитатель : Можно сделать вывод, что воздух невидим, прозрачен. ( вывешивает символ на доску)
Степашка : А если он невидим, может быть он одел шапочку – неведимку? А, я понял. Он волшебник. А как его можно увидеть?
Воспитатель : А вы ребята хотите увидеть воздух ? Давайте пройдемся по группе, может быть, мы где-нибудь увидим его.
Степашка : Я знаю, где может быть воздух, в стакане!
Воспитатель : А как вы думаете, ребята? Есть ли воздух в стакане?
( Дает детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух)
Опыт № 3.
Воспитатель : Я беру в руку стакан. Как вы думаете, в нем что-нибудь есть ?
Дети : Ничего нет, он пустой.
Воспитатель : Давайте проверим: Перевернем стакан вверх дном и опустим их в тазик с водой. Вода попадает в стаканчик?
Дети : Нет!
Воспитатель : Почему ? Что мешает воде? Что ее не пускает?
Степашка : В стакане находится воздух, который не дает воде занять место.
Воспитатель : Когда мы опускаем стакан в воде, что появляется?
Дети : Пузырьки.
Воспитатель : Эти пузырьки и есть воздух. Какие вы у меня молодцы!
Как мы с вами уже поняли, воздух есть везде, вокруг нас. Помните, у нашего гостя Степашки унес ветерок всю коллекцию фантиков. Я предлагаю вам на некоторое время стать ветром. Возьмите цветную бумагу и нарвите ее на мелкие кусочки. Теперь положите ее на ладошку, давайте вместе глубоко вдохнем воздух через нос и выдохнем на ладошку через рот. Что произошло?
( ответы детей)
Воспитатель : А что помогло бумаге разлететься?
(Ответы детей)
Воспитатель : Вот видите, ребята! Какой у нас волшебный воздух, он может двигаться. Двигаться воздух может по разному. Медленно и тогда появляется тихий ветерок, быстро – появляется сильный ветер, и даже ураган. Как в случае, который случился со Степашкиной коллекцией фантиков.
Воспитатель : А хотите поиграть с нашим волшебником воздухом?
Ответы детей.
Физкультминутка:
Каждому ребенку дать косынку. Со звуком «У-у-у» бегут, раскинув руки с косынкой в разные стороны.
Воспитатель :
Ветер, ветер, ты шуми,
Вместе с нами ты беги.
Распустив косынку смело,
Парус из нее я сделал.
Воспитатель :А как вы думаете, воздух имеет запах и вкус?
Ответы детей
Воспитатель : Сейчас я хочу вас познакомить с еще одним свойством воздуха.
Опыт № 4.
На столе стоят баночки с продуктами ( апельсином, луком, чесноком, яблоком) закрытые плотными крышками. Воспитатель берет баночки, выкладывает содержимое и закрывает крышки. Поочередно открывает крышки и передает детям.
Воспитатель : Что вы почувствовали? Какие запахи?
Ответы детей : Пахнет чесноком, луком, яблоком, апельсином.
Воспитатель : Запах продуктов смешался с воздухом. Каким стал воздух?
Ответы детей : Чесночным, апельсиновым, яблочным, луковым.
Воспитатель : Значит можно сделать вывод, что запах продуктов передается по воздуху. Скажите еще раз : воздух имеет запах?
Ответы детей : нет.
Воспитатель : Как же мы чувствуем запахи ?
Ответы детей : Они передаются воздухом, и мы их чувствуем.( Вывешивает символ на доску)
- Заключительная часть. Итог деятельности.
Воспитатель : С чем мы сегодня познакомились ?
Ответы детей : С воздухом.
Воспитатель : Давайте вспомним, какой воздух ?
Дети смотрят на вывешенные символы свойств воздуха и отвечают.
Ответы детей : Он невидимый, не имеет запаха и вкуса, движется.
Воспитатель : А что вам понравилось больше всего на нашем занятии ?
Ответы детей.
Воспитатель : Давайте угостим Степашку конфетами, и у него опять будет своя новая коллекция фантиков. И вы тоже угощайтесь.
Степашка благодарит, прощается и уходит.
Конспект
открытого занятия по
познавательно-исследовательской деятельности
в средней группе
по теме : «Воздух – волшебник»
Воспитатель :
Никитина С.Е.
с.Сотниково
2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ресоциализация несовершеннолетних осужденных средствами факультативных, кружковых занятий и исследовательской деятельности
Решение задач ресоциализации, т.е. процесса становления человека (осужденного) социально активной личностью через обучение и приобщение к тем культурным и социально-правовым ценностям и отношени...
Занятия проектно-исследовательской деятельностью с группой учащихся.
Цель данной работы - представить одну из методик организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов, основанную одновременно на групповой работе и инд...
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...
Презентация к занятию по исследовательской деятельности в 5 классе по теме "Парадоксы"
В переводе с греческого слово «парадокс» переводится как неожиданное явление. Ответ должен противоречить здравому смыслу и расходиться с общепринятым мнением, являясь, тем не менее, верным....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода в методике преподавания английского языка важную роль играет проек...
Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности «Электричество» для детей подготовительной группы
Цель: формирование у детей представлений об электричестве, в том числе статическом.Задачи: познакомить детей с понятием электризация и её возникновением при помощи трения; дать понятие...
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Вода"
Конспект по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе. Дети проводят эксперименты с водой, исследуют ее свойства, очищают с помощью подручных материалов....