Занятия проектно-исследовательской деятельностью с группой учащихся.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Цель данной работы - представить одну из методик организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов, основанную одновременно на групповой работе и индивидуальном подходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия проектно-исследовательской деятельностью с группой учащихся.
Требование занятия проектной деятельностью является принципиально новым требованием ФГОС. Интерес к проектной деятельности в настоящее время очень высок, и это объясняется прежде всего потребностью общества в неординарной творческой личности. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность. Такое включение имеет и немалое практическое значение: ребята приобщаются к миру науки, у них появляется возможность представить свои работы для участия в международных конкурсах, конференциях и семинарах, тем самым дети заранее готовятся выбрать свой профессиональный путь.
Поэтому актуальность работы определяется тем, что в настоящее время в России существует значительный потенциал для развития творческих способностей учащихся. Неоднократно доказывалось, сколь важна роль НОУ в развитии творческих способностей у учащихся, ведущих в дальнейшем к самораскрытию собственных возможностей, таланта и одарённости.
Новизна идеи заключается в том, что создаётся возможность заниматься исследованием не с одним ребёнком, а сразу с группой учеников на одном материале, что позволит вовлечь в деятельность НОУ большее число детей.
Бытует мнение, что с учащимися 5-6 классов заниматься научно-исследовательской деятельностью нецелесообразно, так как школьникам в этом возрасте доступна работа над рефератом, или, в лучшем случае – проектом.
Но такое мнение в корне неверно. Глубоко убеждена не только в необходимости, но и в успешности организации исследовательской деятельности на этом этапе обучения, ведь подростки в этом возрасте уже стремятся к самостоятельности, но еще не утратили детской непосредственности и любознательности.
Цель данной работы - представить одну из методик организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов, основанную одновременно на групповой работе и индивидуальном подходе.
Как воплотить в жизнь любую научную идею?
Как известно, основными этапами работы, характерными для исследования в научной сфере являются:
- постановка проблемы (формулировка темы),
- изучение теории, связанной с выбранной темой,
- выдвижение гипотезы исследования,
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, оформление и представление выполненной работы.
Хочу подчеркнуть, что такая цепочка действий является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
На первом занятии по «Основам научно-исследовательской деятельности» объясняю ребятам, что представляет собой научное исследование, научно-исследовательский проект, чем они отличаются от реферата или доклада.
Важный этап - знакомство со структурой исследовательской работы. Ребята конспектируют основные элементы: что должно включать введение, из чего состоит основная часть, в чем суть заключения, как должен быть оформлен список литературы, что такое приложения, знакомятся с многообразием методов исследования.
Следующий шаг - необходимо доходчиво объяснить детям содержание основных понятий научно-исследовательской работы.
Объект исследования - это носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. Объектом исследования нашей группы можно считать русские и зарубежные сказки о животных.
Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования и определяет тему работы. Предмет, интересующий нас, - это образ животного: медведя, зайца, лисы, кота, волка, для каждого юного исследователя свой предмет и его воплощение в сказках разных народов
Прежде чем заниматься изучением материала, нужно выстроить гипотезу - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. В нашем случае гипотеза такова: каждое животное в сказках воплощает те или иные черты характера, присущие человеку, причём в сказках разных народов эти черты разные. Для доказательства выдвинутой гипотезы нам нужно решить конкретные задачи - шаги, ступеньки к достижению цели и подтверждению (опровержению) гипотезы.
Для закрепления полученных знаний поможет несложная методика – работа с карточками: после совместного обсуждения нескольких работ я раздаю карточки и предлагаю по командам заполнить пробелы. Например, в карточке обозначена тема работы, цель и задачи, а гипотезу нужно сформулировать самостоятельно. В другой карточке с той же темой обозначаются цель и гипотеза – нужно сформулировать задачи и т.д. Так мы получаем замечательную возможность обсудить несколько вариантов целей, задач и гипотез при одной и той же теме исследования.
После групповой работы над методологическим аппаратом исследования, изучением теоретического материала наступает этап индивидуальной работы над своей темой исследования, основанный на анализе сказок о животных. Причём, учащиеся могут работать на материале одних и тех же сказок, что-то обсуждать, делиться своими открытиями в процессе работы.
Таким образом, очевидно, что ученики 5-6 классов могут получать основные навыки ведения научно-исследовательской и проектной деятельности. Конечно, их работу нельзя еще назвать в полном смысле слова научным исследованием. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному исследовательскому процессу.
С другой стороны, получая навыки проведения научных исследований или создания проектов, ребята учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, делать собственные выводы, что позволяет максимально учитывать творческие и интеллектуальные способности ребят как исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тренингового занятия "Конфликтные слова - конфликтогены" для группы учащихся из 5 и 6 классов психолога НОУ школа «Ника» Лис Л.В.
В рамках работы по развитию и укреплению психологического здоровья школьников можно проводить тренинговое занятие "Конфликтные слова - конфликтогены" для группы учеников из 5-х и 6 -х классов. В...
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода в методике преподавания английского языка важную роль играет проек...
9. Участие в проектно-исследовательской, инновационной деятельности, в т.ч. в реализации социокультурных проектов.
Профессиональный опыт....
МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК РАЗРАБОТОК ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ
Сценарии занятий представлены 5 направлениями интеллектуального и технического творчества работы семейного клуба «Город мастеров». В занятиях большая роль отведена родителями учащихся, кот...