«Формирование глубокого интереса в процессе кружковой и поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике»
методическая разработка по теме
В данной работе "Формирование глубокого интереса в процессе кружковой и поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике" я хочу представить формы и методы, которые я использую при работе с детьми в процессе кружковой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование глубокого интереса в процессе кружковой и поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике»
Выполнила:
Аксенова Алена Владимировна,
учитель математики МБОУ БСШ №1
им.Е.К.Зырянова
Березовка, 2018
В данной работе «Формирование глубокого интереса в процессе кружковой и поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике» я хочу представить формы и методы, которые я использую при работе с одаренными детьми в процессе кружковой работы.
1. Организация кружковой работы.
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями самого предмета, методикой его преподавания.
По отношению к математике всегда имеются различные категории учащихся: проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особого интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом.
С целью приближения всех учащихся к первой категории уже в 5 классе организую интересную и внеклассную работу по предмету.
Наиболее доступной и популярной формой работы вне урока является организация деятельности кружка. А для того, чтобы работа кружка по математике для учащихся 5 класса проходила интересно выполняю следующие требования:
- Систематичность в работе;
- Приобщение учащихся к чтению дополнительной литературы по предмету;
- Организация соревнования в процессе кружковых занятий;
- Изготовление учащимися различных форм пособий;
- Применение разнообразных игровых форм работы, пробуждающих интерес ребят.
Цели работы кружка
- Повышение уровня математического мышления;
- Углубление теоретических знаний, закрепление практических умений и навыков по предмету;
- Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся
- Формирование познавательного интереса
- Организация досуга учащихся
Я на занятиях использую:
Игровые формы проведения кружковых занятий
Внеклассная работа по предмету должна быть познавательной, активной и творческой. А.С. Макаренко писал: “Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. В детском возрасте игра это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело”.
Многие занятия математического кружка провожу с использованием элементов игры или вообще все занятия в игровой форме. Например: “Найди клад”, “Астрономия на координатной плоскости”, “Математические гонки”, Математический турнир.
Очень любят ребята интеллектуальные игры в виде командных состязаний, которые включают в себя самые разнообразные конкурсы. Их провожу без специальной подготовки и тем интереснее и “острее” они проходят. А чтобы игра прошла успешнее, четко заранее продумываю все этапы организации.
Виды деятельности на занятиях кружка
- Дети решают много задач повышенной сложности, олимпиадные задачи. Эти задачи развивают логическое мышление “тренируют ум”.
Итогом работы по решению задач повышенной сложности является школьная олимпиада, участие в международном конкурсе “Кенгуру – математика для всех”
Средний школьный возраст – самый творческий. Ребята любят резать, рисовать клеить. Их руками изготовлено математическое лото “десятичные дроби”, наглядные пособия по теме “симметрия”, изделия из бумаги (оригами). Все поделки хранятся в кабинете до отчета кружка.
- Каждое занятие кружка начинается с устного счета, где ребята учатся новым приемам рационального вычисления.
- Практика показала, что велика эффективность использования исторических сведений. Это вызывает у учащихся большой интерес. Ребята готовят биографические миниатюры великих математиков, узнают об их вклады в развитие математики. Итогом является викторина “Знаешь ли ты математиков”.
В этом году мы с ребятами изучали исторические сведения по теме «Математика в искусстве» итогом была викторина , которую я хочу представить на конкурс.
Презентация «Математика в искусстве»
- Ежегодно члены кружка принимают активное участие в конкурсах: “Лучший кроссвордист”, плакатов “Занимательная математика”, в интеллектуальном марафоне. Все эти мероприятия входят в Фестиваль школьных наук.
- Такие страницы как “Стихотворная”, “Занимательная”, “Юмористическая”, “Поэтическая” придают занятию окраску и занимательность.
2. Поисково-исследовательская деятельность по математике.
Сотрудничество учителя и учащихся предполагает не только работу кружка, организацию и проведение интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся, но и индивидуальную и групповую работу.
Уже к 7 классу выявляю, у учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью. Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень. Таких детей немного и все они становятся членами школьного научного общества “эврика”.
Цели поиско-исследовательской деятельности:
- Выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью
- Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся
- Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.
- Формирование и развитие, у учащихся, навыков исследовательской работы.
- Развитие компетенций у учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.
Работаю с учащимися поэтапно. Самым трудным этапом является выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, анализ полученных результатов, рефлексия.
Цель первого этапа – это ориентация ребенка на успех. Соблюдения принципа добровольности выбора области и темы исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. Уровень субъект- субъектных отношений помогает мне уйти от традиционной схемы, в которую ученик и учитель разведены по разные стороны – обучающий и обучаемый, говорящий и слушающий, запоминающий, проверяющий и проверяемый.
Возникают иные связи: “коллега” – “коллега”, “наставник” – “младший товарищ”, основанные на личностном общении педагога и ученика. Самая интересная работа, по словам моих “юных исследователей” – это сбор материала, работа в архивах, библиотеках, общение с людьми, практические опыты.
Уровень сотрудничества учитель-ученик – это одно из условий успеха в поисково-исследовательской работе с учащимися.
Оформление выполненных исследований доставляют большое удовольствие ребятам. Когда трудный путь исследования закончен, они приступают к оформлению своих работ в кабинете информатики или в домашней обстановке. Итогом исследовательской работы является ежегодная научно-практиеская конференция в школе, на которую приглашаются учителя и учащиеся, не являющиеся членами НОУ “Эврика”. Определяются победители, идет награждение и рекомендация на районную конференцию.
Ежегодно мои юные исследователи выступают на школьной научно-практической конференции с докладами и проектами: “ Вклад математики и математиков
в победу в Великой Отечественной войне.», эта работа в 2009 году заняла в районном НОУ первое место, «Лист Мебиуса», эта работа в 2012 году заняла в районном НОУ второе место, «Роль чисел в жизни человека» эта работав 2018году заняла в районном НОУ второе место.
В этом году мы с ребятами работаем над темами: «Математика в нашей жизни», «Математика и музыка в цифрах»
В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:
- учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки)
- информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее при помощи технических средств)
- коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, умение толерантным, презентовать себя и т.д.).
- компетенция личностного самосовершенствования и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация образовательного процесса на основе поисково-исследовательской деятельности
АннотацияСтатья посвящена оценке и условиям использованию возможностей поисково-исследовательской деятельности как инструмента индивидуализации образовательного процесса в условиях модернизации ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-340742-1384165838.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В настоящее время возросла роль некоторых качеств лич...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-882093-1485213380.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ КАК БАЗОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Данная статья была приготовлена для выступления на Сахалинских Кирилло-Мефодиевских чтениях. В данной работе было описано как сформировать милосердие у учащихся 5-9 классов по-средствам участия в благ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/27/picture-990246-1514363169.jpg)
Минушкина Т.В. Формирование метапредметных умений в процессе освоения надпредметного курса «Мир деятельности»
Минушкина Т.В. Статья "Формирование метапредметных умений в процессе освоения надпредметного курса «Мир деятельности»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/04/picture-369588-1567629456.jpg)
Формирование готовности личности к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности
Методический семинар (областной конкурс «Учитель города Мурманска-2019»)...
Индивидуализация процесса обучения и активизация познавательной деятельности учащихся в ходе реализации модульного обучения
Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-1359945-1635837641.jpg)
Формирование познавательного интереса к изучению биологии через организацию исследовательской деятельности учащихся
1. В современных условиях все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен...