Кружковая работа как средство формирования творческой личности
статья по теме

Подкидышев Александр Алексеевич

Статья была написана в соавторстве с Анатолием Анатольевичем Щевьёвым. С недавних пор он стал кандидатом педагогических наук.

Статья была опубликована в сборнике "Проблема формирования творческой личности педагога в условиях непрерывного педагогического образования: Тезисы Российской научно-методической конференции, 25-26 октября 2005 года / Под ред. Л.К. Гребёнкиной, Н.В. Мартишиной; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2005"

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.А. Щевьёв, А.А.Подкидышев

КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Творческое обучение и воспитание несёт в себе огромное количество понятий и имеет большое число определений. В кратком педагогическом словаре «Творчество» (В.Г. Рындак) содержится около 200 статей, отражающих содержание основных терминов педагогики творчества.

Например, такое «творческая личность – человек, ориентированный на творчество во всех сферах жизни, - в учебе, быту, работе, досуге, личной жизни и т.п.; обладающий чувствами новизны, чуткости к противоречиям, способностью сомневаться, испытывающий жажду познания, открытия, изобретения. Творческой личности свойственны развитое воображение, чувство красоты, вдохновение, нестандартность мышления, смелость в решении возникающих проблем, вариативность подходов, упорство в доведении дела до конца – создания собственных произведений».

 Роль творческой личности педагога в системе среднего образования нельзя переоценить. Эта роль одна из главных. Творчески работающий учитель – это учитель, результат деятельности которого отличается качеством, новизной, оригинальностью, уникальностью. Ему присуща творческая самостоятельность, умение предвидеть и прогнозировать развитие педагогического процесса.

В настоящее время творческое обучение и воспитание являются одними из самых перспективных и популярных. Однако просто популярность не исключает необходимости творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Направленность обучения и воспитания на развитие творческих способностей учителя и учащихся часто не только оправдана, но и обязательна. В планах средних школ важное место уделяется кружковой работе, которая остается одной из ведущих составляющих во внеурочной воспитывающей и развивающей деятельности школы. В настоящее время существует огромное количество школьных кружков, помогающих учителям и учащимся раскрыть свои творческие способности и таланты, определиться с их приложением в разнообразных видах деятельности. Так, например, в Коровкинской средней школе Сапожковского района Рязанской области работают кружки технического творчества, изобразительных искусств, информатики, истории, литературы и другие. Некоторые из них имеют так называемые «говорящие» названия: «Самоделкин», «Я вижу мир», «Электроша», «КЛИО», «Литературная гостиная».

Нами была изучена деятельность Клуба любителей истории Отечества (КЛИО), что ближе нам по своей направленности.  Работа учителя истории над созданием «внешнего облика» кружка начинается со средней (иногда с младшей) ступени школы. Коллектив КЛИО состоит из «старых» членов – старшеклассников и «молодых» кружковцев – учащихся младших и средних классов. Включая ребят в разнообразную деятельность (сбор материала, проведение интервью, подготовка и проведение исторических вечеров, оформление кабинета и школьного музея, работа экскурсоводом, выполнение самостоятельных исторических работ, организация выставок и др.), педагог акцентирует внимание на раскрытие возможностей и развитие творческих способностей, рассматривая их как интегральную характеристику личности, включающую уровень интеллектуального развития, мотивацию и отношение человека к миру. При этом обращается особое внимание именно на самостоятельную работу школьников.

Изучив опыт, мы пришли к выводу, что целесообразны два пути развития творческих способностей учащихся через кружковые объединения. Первый - выражение творческих способностей примерно чуть выше уровня хобби. Второй – профилированное распределение по кружкам с учётом интересов и имеющихся способностей. С точки зрения гуманистической педагогики более приемлемым является первый путь. Однако весьма перспективным является третий – путь совмещения первого и второго. Кружковая работа, на наш взгляд, как нельзя лучше, развивает творческие способности учащихся, дает детям некое ощущение «взрослости», помогает в дальнейшей учёбе, работе, да и просто повышает интеллектуальный и креативный уровень учащихся, способствует формированию полноценной и гармонично развитой личности.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство формирования творческой личности.

Статья посвящена формированию творческой личности, содержит  описание опыта работы по организации исследовательской деятельности на примере проекта «Роль мотива дороги в повести А.С.Пушкина «Капи...

Поисково-исследовательская деятельность на уроке искусства как средство формирования творческого потенциала личности

Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.Карл РОДЖЕРСКонцепция развития н...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ, АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Большинство учителей России выдают домашние задание, ведут  классный журнал, участвует в конкурсах  на площадках Дневник. ру, популярность данного проекта с каждым учебным годом угасает, как...

Формирование творческой личности ребенка средствами музыкально-театральной деятельности

Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у воспитанников детского дома неизменной любовью. Участие в ней ребёнка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует артистичес...

Методический семинар "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"

Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе....

«Опыт инновационной деятельности в организации работы студии «Палитра творчества» как средство совершенствования творческой личности" (из опыта работы)

Выступление по теме «Опыт инновационной деятельности в организации работы студии «Палитра творчества» как средство совершенствования творческой личности" в рамках...