Презентация к методическому семинару "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"
презентация к уроку
Презентация к методическому семинару на конкурс "Учитель года "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.ppt | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информационная справка Образование : высшее, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1996 г. Специальность: «Филология. Русский язык и литература» Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории Педагогический стаж: 23 г .
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
Введение. Актуализация темы. Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, формирует целостную систему универсальных действий, а также развивает самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Внеклассная работа по русскому языку помогает в изучении этого предмета. Ведь знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Вся совокупность средств внеклассной работы по литературе направлена на нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами литературы, на углубление знаний по предмету, на расширение их читательского горизонта, на воспитание интереса и любви к чтению. Таким образом, внеклассная работа по русскому языку и литературе - своего рода инструмент в руках учителя, с помощью которого он не только формирует знания ученика по предмету, но и развивает его личность, т.е. следит за процессом и результатами социализации, воспитания и саморазвития.
Возможности внеклассной воспитательной работы. л Внеклассная работа Разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка Обогаще-ние личного опыта учащихся Развитие у ребят интереса к различным видам деятельности Сотрудничество и забота о коллективе
Особенности внеклассной работы по литературе Наши школьники (особенно в последние годы) знакомятся с русской литературой весьма неохотно, и, к сожалению, для более глубокого понимания творчества того или иного автора программного времени не хватает. Исследователи отмечают также низкий уровень читательской культуры. Внеклассные мероприятия призваны не просто познакомить с биографией и основными этапами творчества писателей, но и помочь ученикам развить в себе новый, творческий взгляд на предмет русской литературы.
Особенности внеклассной работы по русскому языку и литературе Внеклассная работа по русскому языку и литературе имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели: - привить любовь к русскому языку и художественной литературе; - повысить общую языковую культуру; - развить интерес к языку как учебному предмету; Указанными целями определяются и задачи: - расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках; - научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили и язык, и книгу как источник знания; - развить творческие способности учащихся.
Принципы построения внеклассной работы . Основу организации внеклассной работы составляют: Принцип добровольности Принцип равного права Принцип учёта индивидуальных интересов и способностей Принцип развития способностей Принцип занимательности
Формы и виды внеклассной работы Основной формой обучения в педагогике является урок. В нем отражаются преимущества классно - урочной системы обучения, она экономически выгодна, а знание учителем индивидуальных особенностей учеников позволяет с наибольшей эффективностью использовать влияние коллектива на результативность каждого ученика. Рассматривая формы дополнительных занятий, необходимо подчеркнуть такие формы обучения, как факультативные уроки, консультации, учебные конференции, семинары – диспуты и лекции. Виды внеклассной работы Устные и письменные Индивидуальные, групповые и массовые Систематические и эпизодические
Формы и виды внеклассной работы по литературе В последнее время, благодаря расширившимся техническим возможностями стали популярны такие формы внеклассной работы как просмотр учебного видео, прослушивание специальных аудиозаписей, специализированные экскурсии, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки и др. Рассмотрим для примера одну из дополнительных форм организации обучения. Экскурсия — это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций: - реализуется принцип наглядности обучения; - повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой; - расширяется технологический кругозор учащихся
Формы и виды внеклассной работы по литературе Что касается наиболее объективных форм внеклассной работы по предмету русской литературы, то, конечно же, необходимо подчеркнуть столь интересные виды дополнительных уроков как: - литературные вечера с приглашенными гостями – писателями, поэтами- современниками, журналистами; - семинарское занятие , в котором материал готовят и ученики, и учитель; - литературная гостиная , при организации которой ученики получают возможность творческого подхода к исполнению произведений, вплоть до театрализованных действий и постановок
Формы и виды внеклассной работы по литературе
Формы и виды внеклассной работы по русскому языку Олимпиада Задачи олимпиады - развитие у школьников интереса к русскому языку, воспитание потребности самостоятельно изучать его, знакомиться с научно-популярной литературой. Учебная олимпиада понимается методистами как «соревнование, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства» . Вопросы и задания олимпиады не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника. Клуб веселых и находчивых Играть в КВН любят и хотят в основном старшеклассники, учащиеся младших и средних классов выбирают игры, в которых для победы нужно дать правильный ответ. В КВН высший балл можно получить за более остроумный, веселый ответ. В этой игре требуется в большей степени не знание (как на олимпиаде), а умение «подать» материал и «подать» себя.
Формы и виды внеклассной работы по русскому языку Сочинения на лингвистические темы и лингвистические миниатюры во внеклассной работе Процесс обучения русскому языку, если он осуществляется в системе, является и процессом воспитания учащихся, их интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, гражданского развития. Богатые возможности для воспитания личности ученика предоставляются на занятиях по развитию связной письменной речи. Подобные занятия могут проводиться и как внеклассная работа школьников по русскому языку. Сочинения на лингвистические темы и лингвистические миниатюры можно включать в качестве элемента в разнообразные формы внеклассной работы.
Формы и виды внеклассной работы по русскому языку Стенная газета Одна из основных задач газеты - привлечение интереса учащихся к вопросам русского языка, повышение культуры речи, речевого этикета, успеваемости учеников. Газета выходит раз в месяц или раз в четверть, или в рамках Недели русского языка.
Результаты. В своей педагогической практике я использую различные формы внеклассной деятельности: игровые - брейн-ринг, КВН, литературные викторины, олимпиады, беседы, литературные вечера, виртуальные экскурсии, вечер сценического мастерства «Театральные подмостки». Учащиеся с удовольствием участвуют в этих мероприятиях, проявляя свои знания, эрудицию, актёрское мастерство. Традиционно в школе проводится Неделя русского языка, в рамках которой используются такие виды работ как конкурс на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, конкурс на лучшего чтеца. Ребята пишут творческие работы на лингвистические темы. Это способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию связной письменной и устной речи, помогает в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Результаты Ребята принимают участие в творческих конкурсах и олимпиадах муниципального и республиканского уровня, занимают призовые места.
Результаты Учебный год Фамилия, имя учащегося Класс Название конкурса 2016-2017 Паршутина Диана 10 Республиканский конкурс литературных работ «Искусство слова» 1 место Бауков Артём 8 Епархиальный историко-патриотический конкурс «Письмо святому адмиралу» 3 место 2017-2018 Паршутина Диана 11 Республиканский конкурс литературных работ «Искусство слова» 1 место Бибаева Алина 11 Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» (муниципальный этап) диплом I степени Паршутина Диана 11 Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» (муниципальный этап) Победитель Паршутина Диана 11 Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» ( региональный этап) участник Сятишева Ольга 11 Республиканский межведомственный конкурс сочинений «Территория права» участник Павлова Екатерина 9 Республиканский конкурс «Калейдоскоп профессий» (литературная номинация) участник 2018-2019 Самсонкина Ольга 11 Республиканский межведомственный конкурс сочинений «Территория права» итоги не подведены Волохина Анастасия 10 Республиканский конкурс «Моя малая Родина» итоги не подведены
Заключение « Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив , певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен.» А.И. Куприн Внеклассная работа по предмету – важнейшее средство комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.
Список использованной литературы. 1. Вульфов Б. З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М. : Просвещение, 1983. 2. Выдыш, С.Л. Сущность внеклассной воспитательной работы [электронный ресурс] // http://pedsovet.info/ 3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. 4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей [текст]. - М., 2002. 5. Успенский М.Б. и др. Когда закончились уроки… Внеклассная работа по русскому языку в средних и старших классах национальной школы. – СПб.: Просвещение, 1992 6. Источник шаблона : Ранько Елена Алексеевна , учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"
Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, более тесно связана с жизнью, практикой, сти...
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....
"Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностй учащихся с девиантным поведением"
В передовом опыте представлен материал урочной и внеурочной деятельности. Используя кейс-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, я развиваю творческие спос...
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...
Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность, г...
Методический семинар "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"
Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе....
Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»
Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...