Лингвистический КВН
материал (9 класс) на тему
Формирование общеучебных компетенций по русскому, татарскому языкам, литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистический КВН
Цель: формирование общеучебных компетенций по русскому, татарскому языкам, литературе.
Задачи:
- повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе, по татарскому языку;
- развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла;
- расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- музыкальное сопровождение,
- проектор,
- ручки и листочки.
Ход мероприятия
Учитель (или ведущий):
- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру "лингвистический КВН”. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Итак, начинаем.
1 задание. Оно называется "Разминка”. Каждой команде будет задано по 10 вопросов (5 по русскому языку и по литературе, 5 по татарскому языку и литературе). Вопросы 1 команде:
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)
- Кто написал стихотворение "Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)
- Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)
- Назовите автора произведения "Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
- "Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)
Вопросы второй команде
- Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге? (ямб)
- Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)
- Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
- Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
- Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
Вопросы запасные:
- Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
- Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
- К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
- Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)
- Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
- Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
- Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
- Кто написал строчки: "Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет)
- Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
- Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
- Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
- Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
- Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)
- Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”? (пальцы)
- Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
- Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
- Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)
2 задание. Вставить пропущенные буквы в словах.
Весело и вел..чаво словно взл..тая подн..мается могуч..е св..тило.
Алое с..яние ст..ит (не)долгое время над пот..мневш..й з..млей, и, тихо м..гая как бережно насомая свеч(?)ка, затепл..тся на нем в..черняя зв..зда.
3 задание. "Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение.
- "Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)
- "Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она…первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто…” ("Кусака” Л. Андреев)
- "Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)
- "Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор” Н.В. Гоголь)
- "Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская дочка” А.С. Пушкин)
- "Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. на пустыре, где он рос, трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю”. ("Неизвестный цветок” А. Платонов)
4 задание. Табышмаклар.
5 задание. Переводчики.
6 задание. Подобрать антонимы к словам: а) друг, хорошо, счастье, небо, разговорчивый, б) труд, мало, свет, молодость, чумазый.
(человек, жизнь).
7 задание. Морфология. Определить части речи.
Тройка, душно, в течение недели, называя, ожог, ожёг, написан, смеющийся, быстро.
8 задание. "Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.
1.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном)
("Узник” А.С. Пушкин)
2.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)
("Не позволяй…” Н. Заболоцкий)
3.
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)
( "Парус” М.Ю. Лермонтов)
4.
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
(…Пора, красавица, проснись.)
("Зимнее утро” А.С. Пушкин)
Весело и вел..чаво словно взл..тая подн..мается могуч..е св..тило.
Алое с..яние ст..ит (не)долгое время над пот..мневш..й з..млей, и, тихо м..гая как бережно насомая свеч(?)ка, затепл..тся на нем в..черняя зв..зда.
Весело и вел..чаво словно взл..тая подн..мается могуч..е св..тило.
Алое с..яние ст..ит (не)долгое время над пот..мневш..й з..млей, и, тихо м..гая как бережно насомая свеч(?)ка, затепл..тся на нем в..черняя зв..зда.
Тройка, душно, в течение недели, называя, ожог, ожёг, написан, смеющийся, быстро.
Тройка, душно, в течение недели, называя, ожог, ожёг, написан, смеющийся, быстро.
Дело было в январе,
Стояла ёлка на горе,
А возле этой ёлки
Бродили злые волки.
Дело было в январе,
Стояла ёлка на горе,
А возле этой ёлки
Бродили злые волки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс
"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку. Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....

Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....
О лингвистах и лингвистической науке. Знакомство с А.Х. Востоковым (работа с лингвистическим текстом)
Хочу предложить методику, которую можно использовать при работе с любым текстом. Покажу на примере лингвистического текста об ученом-языковеде. Такие тексты есть в каждом учебнике русского языка, но у...