Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
методическая разработка по русскому языку на тему
Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
« Виды заданий, методы и приемы работы со словарями в учебниках по русскому языку» (Анализ школьных программ и учебников )
Работа со словарями является важной и неотъемлемой частью урока по русскому языку. Обращение к словарю должно стать для обучающегося необходимостью, рефлексом. Причём, школьник должен уметь работать с любым словарем, начиная с орфографического и заканчивая любым специализированным изданием.
Работа со словарём не только обогащает словарный запас обучающихся, но способствует повышению их грамотности. Поэтому словарная работа должна присутствовать на каждом уроке, являясь основным моментом в его структуре. Нужно, чтобы обучающиеся к словарям обращались постоянно. Важно, чтобы словари были у каждого ученика и на каждой парте.
Авторы современных школьных учебников предлагают различные методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка. Далее подробно проанализируем школьные учебники и обозначим виды заданий.
Учебник по русскому языку для общеобразовательных учреждений Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
Данный учебник оснащен тремя приложениями:«Пиши правильно!» (орфографический минимум), «Произноси правильно!» (орфоэпический минимум) и «Толковый словарь».
Уже на первых страницах учебника для 5 класса авторы предлагают ребятам познакомиться с этими мини-словариками и ответить на ряд вопросов: Что представляет собой «Толковый словарь»? Для чего помещены в учебник словари «Пиши правильно!», «Произноси правильно!»?
Многие упражнения в учебнике содержат слова, помеченные знаком ⃰. Это значит, что значение данного слова раскрывается в «Толковом словаре» в конце учебника.
Например: реять⃰, реет; несов. 1. Парить, лететь плавно, без видимых усилий. Высоко в небе реет орел. 2. Медленно развеваться, двигаться в высоте. Знамена реяли над площадью.
На поля учебника в рамочке вынесены слова, правописание которых нужно запомнить: футбол, хоккей, матч.
В учебнике содержатся задания, прямо отсылающие к тому или иному словарю. Например:
Упр. 45. Проверьте по орфографическому словарю написание слов.
Баске…бол, крос.., тен…с, ф…гура.
Упр. 52. Выпишите из орфографического словаря десять слов с орфограммой №5. Составьте и запишите три предложения с любыми из этих слов.
Упр. 168. Пользуясь словарем учебника, объясните (письменно) значение слов партер, планёр, пороша.
Образец. Маяк (сущ., им.п.) – это башня (сущь., им.п.) с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.
В других случаях выполнение задания невозможно без обращения к Толковому словарю русского языка:
Упр. 137. Вы хотите использовать эту сказку в своем выступлении на тему «Гордость – это хорошо или плохо?» конечно, вам нужно пересказать ее кратко. Для этого напишите сжатое изложение (5-8 предложений). Но вначале прочитайте текст и озаглавьте его так, чтобы заголовок отражал основную мысль. Понимаете ли вы разницу в значении слов гордость, зазнайство, высокомерие?
Подобные упражнения встречаются в большинстве разделов учебника. В некоторых случаях в упражнении четко указывается, к какому именно словарю следует обратиться:
Упр. 458. Подсчитайте, сколько частей речи указано в данном выше тексте. На сколько групп (частей речи) распределены слова русского языка, которых в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» зафиксировано более 120 тысяч.
Основная часть заданий, связанных со словарями, в разделе «Лексика. Культура речи». В тексте самого раздела дается краткая справка о том, что такое Толковые словари и какая информация в них содержится:
Лексические значения слов разъясняются в толковаых словарях. Это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей, например: багровый, -ая, ое. Густо красный, кровавого цвета. Дым багровый кругами всходит к небесам (А.С. Пушкин).
Из этой словарной статьи мы узнали, что багровый – значит густо красный, кровавого цвета, что ударение в слове падает на второй слог, что в именительном падеже единственного числа это прилагательное имеет безударные окончания: в мужском роде – -ый, в женском – -ая (багровая), в среднем – -ое (багровое). В статье также дан пример употребления слова.
Слова в толковых словарях располагаются по алфавиту.
После параграфа следуют упражнения, направленные на закрепление материала:
Упр. 320. Выберите из толкового словаря (см.с.288) любые три слова: существительное, прилагательное, глагол. Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов. Составьте с ними простые предложения с однородными членами.
В параграфах 66, 67 и 68, в которых рассказывается об омонимах, синонимах и антонимах, содержится информация о том, где в словаре следует искать эти слова. В конце данного раздела даны упражнения для самостоятельной работы, в которых ученикам требуется рассказать о словарях, которые есть в их домашней библиотеке:
Упр. 366.Есть ли у вас в школе или дома толковые словари, словари омонимов, словарь синонимов, словарь антонимов? Если есть, внимательно рассмотрите один из словарей и подготовьте о нем сообщение по плану.
- Название словаря, его автор.
- Место и год издания.
- Для кого предназначен словарь.
- Прочитайте любую (на выбор) словарную статью, выделите в ней основные части.
Подобного рода задания содержатся во всех учебниках с 5 по 9 класс. Однако начиная с 8 класса меняется способ объяснения лексического значения трудных для понимания слов. В приложении сохраняются орфоэпический (Произноси правильно!) и орфографический (Пиши правильно!) минимумы. Толковый словарик отсутствует. Вместо него лексическое значение слова приводится внизу страницы под звездочкой.
Кроме того, начиная с 8 класса, появляются новые виды заданий, в основе которых - словарная статья из какого-либо словаря:
Упр. 322. Прочитайте. Составьте предложения со словом панорама в его первом значении.
Слово панорама имеет два основных значения: 1) «вид местности, простирающейся на далекое пространство» (панорама снежных гор); 2) «большая картина, перед которой на переднем плане помещены реальные предметы» (Панорама Бородинской битвы в Москве). В слово панорама входят два греческих элемента: пан – «все» и -орама – «вид», «зрелище».
Кроме того, на страницах учебника содержится информация о выдающихся отечественных лингвистах-составителях словарей:
Упр. 314. Прочитайте, спишите, соблюдая правила правописания. Определите стилистическую принадлежность текста.
Словарное богатство языка отражают в первую очередь толковые словари, т.е. такие словари, которые разъясняют (толкуют) значение слова или его различные значения, если их несколько.
Видный языковед профессор Д.Н. Ушаков возглавил в 1928 году небольшую группу лингвистов, которая создала «Толковый словарь русского языка» чаще и проще называемый словарем Ушакова.
Первый том словаря вышел в 1935 году, последний, четвертый, в 1940 году. Это был словарь современного от Пушкина до Горького образцового русского языка. Это был толковый словарь, в котором объяснены значения 85 289 слов и т.д.
Учебно-методический комплекс Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта и др.
На наш взгляд, данный учебно-методический комплекс содержит более полную информацию о словарях, чем рассмотренный выше.
Приложение к этому учебнику содержит:
- орфографический словарик;
- толковый словарик;
- орфоэпический словарик;
- этимологический словарик;
- словарик синонимов;
- словообразовательный словарик.
Учебно-методический комплекс включает в себя определенный тип задания – ЗСП (упражнения, раскрывающие значение, строение и правописание слов). Например:
ЗСП-6. Стремление; мечтательный; сочетание; оптимизм, оптимист; пессимизм, пессимист.
Слова из подобных упражнений не содержатся в словариках в конце учебника и требуют привлечения других лексикографических источников. В целом, данный учебно-методический комплекс содержит традиционные виды заданий, в которых обучающимся для контроля предлагается обратиться к какому-либо словарю, чаще – орфографическому, толковому или орфоэпическому:
Упр. 261. 1.Рассмотрите на вклейке фотографию памятника Сергею Есенину. Какие чувства вызывает у вас эта скульптура? Прежде чем читать, установите с помощью «Школьного орфоэпического словаря русского языка», как произносятся выделенные слова. Затем выразительно прочитайте текст.
Памятник создал скульптор Владимир Ефимович Цигаль (родился в 1917 году), народный художник СССР, академик Академии художеств.
Лирично, искренне передал талантливый мастер народную любовь к русскому поэту.
Спокойно, уверенно стоит Есенин на родной земле. Веки его чуть опущены, голова слегка приподнята…
Кажется, в его сознании рождаются стихи. Его приподнятая ладонь будто передает мелодику поэзии.
Упр. 304. Выпишите из орфоэпического словарика пять-семь наречий с пометами произношения и ударения. Правильно прочитайте слова вслух, комментируя пометы.
Однако встречается немало заданий, отсылающих учащихся к другим словарям – этимологическому, словарю синонимов и др.:
Упр. 161. 1.С помощью этимологического словарика учебника установите происхождение слова вежливый. Каково его лексическое значение в современном русском языке? 2.Подберите синонимы к слову вежливый. Запишите эти слова и устно объясните их смысловые различия. Проверьте себя по словарику синонимов учебника. 3.Используя словарик синонимов, составьте и запишите предложения так, чтобы в них раскрывалась особенность лексического значения каждого синонима к прилагательному вежливый.
Образец. Валентину Алексеевну можно назвать деликатным человеком, потому что она мягка в обращении, не хочет обидеть, смутить собеседника в разговоре.
Некоторые виды заданий предлагают школьникам для работы текст об известном отечественном лексикографе:
Упр. 159. Выразительно прочитайте текст, составьте его план. Попробуйте пересказать текст по частям.
Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942) больше всего известен как один из создателей и главный редактор четырехтомного «Толкового словаря русского языка». Однако словарями Д.Н, Ушаков стал заниматься в зрелые годы, когда его имя уже стояло в ряду крупных ученых-лингвистов.
Всю свою жизнь он изучал живую русскую речь, уделяя много внимания орфографии. Дмитрий Николаевич – автор нескольких учебников и учебных пособий по правописанию. Каждый школьник знаком с его знаменитым «Орфографическим словарем» (после смерти Д.Н. Ушакова работу над словарем продолжил известный методист Сергей Ефимович Крючков) и т.д.
В старших классах упор делается в основном на орфографию и пунктуацию. Вследствие этого, в упражнения перестают включать справочную информацию, в них содержится лишь рекомендация обратиться к тому или иному словарю в случае затруднения.
Учебник по русскому языку. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. – М.,Баласс, 2012.
Несмотря на то, что в приложении к этому учебнику содержится только краткий толковый словарик, на наш взгляд, этот учебник содержит наиболее полную информацию о словарях современного русского языка.
Учебник знакомит обучающихся с различными видами словарей, в качестве иллюстративного материала предлагая для анализа образец словарной статьи:
Упр. 16. Ознакомьтесь со словарной статьей из «Орфоэпического словаря русского языка».
Класть, кладу, кладёт, прош. Клал, клала, клало, клали, прич. действ. прош. Клавший, прич. страд. наст. неуп. прил. страд. прош. неуп., деепр. кладя.
Какие орфоэпические нормы отражены в статье? Какая дополнительная информация содержится в ней?
Открывается учебник параграфом «Русистика – наука о русском языке», в котором среди прочего сообщаются краткие сведения о лексикографической деятельности А.Х Востокова, И.И. Срезневского, В.И. Даля.
Раздел V. «Лексика. Фразеология» учебника 8 класса начинается с вопросов для повторения, среди которых можно выделить следующие:
- дайте определение синонимов, антонимов, омонимов. В каких словарях можно найти примеры к каждому определению?
- какие изменения происходят в словарном составе русского языка? В каких словарях можно получить информацию об устаревших словах, о заимствованных словах?
К числу достоинств данного учебника можно отнести также довольно подробную информацию о диалектной и профессиональной лексике, которая содержится в параграфе 8 «Общеупотребительная лексика и лексика, ограниченная в употреблении». В упр. 72 этого параграфа дается характеристика «Словаря живого великорусского языка» В.И. Даля с привлечением обширного иллюстративного материала:
Упр. 72. Вспомните, что вам известно об ученом и писателе Владимире Ивановиче Дале. Прочитайте текст. Какую новую для вас информацию он содержит? Выделите эту информацию.
Одним из выдающихся ученых, посвятивших свою жизнь изучению русских диалектов, был Владимир Иванович Даль (1801-1872). Он составил «Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошло более двухсот тысяч слов.
Именно с Даля сочетание толковый словарь сделалось термином и прочно вошло в современный научный обиход. Академик А.А. Шахматов писал: «В Словаре Даля впервые смешаны два языка – язык письменный и язык современных великорусских говоров. Это нисколько не умалило его значения как справочного руководства: он удовлетворяет вполне и научным и практическим требованиям»… и т.д.
А упражнение 75 состоит из отрывков литературных произведений, в которых встречаются диалектизмы. Ниже даны толкования значений этих слов:
Слова для справки:
Зажорина (зажор) – вода под снегом в ямах и рытвинах на дороге при таянии снега.
Плетюха – корзина из ивовых прутьев.
Подвеска – веревка, на которую вешают занавеску, загораживающую постель и др.
Раздел VI. Этимология знакомит с историей происхождения некоторых слов русского языка и рекомендует познакомиться с «Историко-этимологическим словарем современного русского языка» П.Я. Черных, 1993 г. Например:
Упр. 90. Познакомьтесь со словарной статьей из «Историко-этимологического словаря современного русского языка» (автор П.Я. Черных, 1993 г.). В чем отличие ее содержания и построения от словарных статей, приведенных в упр. 86? Какую информацию может получить исследователь языка из данного этимологического словаря?
ЗГА – в выражении ни зги не видно – «ничего не видно». Даль (1, 604) указывает и другие падежи: зга, згою. Только русское. В других слав. яз. отс.Всловарях отм. с 1792 г. Обыкновенно объясняют, как ни стги – «ни тропинки, ни стежки не видно». Ср. у Даля (4, 292) стега – пск., курск., зап. (блр.) «тропинка». (…) Смягченный вариант – книжн. стезя, др.-рус. стьзя – «путь», «тропа» (Срезневский, 3, 584).
Кроме того, в данном учебнике за 8 класс отдельно изучается тема «Виды словарей» (параграф 9). Здесь представлена классификация словарей, согласно которой все они делятся на энциклопедические и лингвистические. далее подробно рассказывается о видах лингвистических словарей.
Для закрепления материала используются следующие виды заданий:
Упр. 85. Каким лингвистическим словарем из приведенного ниже перечня вы воспользуетесь, если вам нужно:
- уточнить, как пишется слово;
- уточнить, как произносится слово;
- перевести с древнерусского языка на современный русский фрагмент «Слова о полку Игореве»;
- узнать историю происхождения слов;
- составить словарный диктант;
- уточнить значение иноязычного слова, которое заимствовано современным русским языком;
- узнать, многозначным или однозначным является слово;
- подобрать примеры синонимических рядов;
- перевести с английского языка на русский текст, в котором есть незнакомые слова.
Лингвистические словари: толковый; двуязычный переводной; орфографический, орфоэпический, исторический, этимологический, словарь иностранных слов, фразеологический, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь омонимов, словарь трудностей словоупотребления.
А также предполагается знать ответы на вопросы: 1) Что такое словарь? 2) С какой целью создаются словари? 3) В чем отличие энциклопедических словарей от лингвистических? 4) Что такое лексикография? 5) Сколько веков насчитывает история отечественной лексикографии? 6) Почему из всех языковых словарей наибольшее значение имеют толковые словари? 7)Чем занимается ученый-лексикограф?
Таким образом, наиболее подробно работа со словарями проводится в учебнике по русскому языку Р.Н. Бунеева. Другие учебники, хоть и содержат информацию о различных видах словарей, все же недостаточно полно знакомят обучающихся с особенностями работы с тем или иным видом словаря. Ставка в этих учебниках делается на самостоятельное знакомство школьников с лексикографическими источниками дома и на различных факультативах.
Большинство учебников с логотипом ФГОС уже высвечивают проблему работы со словарями в текстах:
- шрифтом синего цвета;
- рекомендацией обратить внимание на непонятные слова;
- сносками внизу страницы;
- различными видами словариков в конце учебника.
Важно на доступном объёме слов «открыть» школьникам прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую лингвистическую задачу. Затем необходимо научить их пользоваться этим «помощником» и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Эти задачи должен решать словарь учебника. Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих школьников появляется потребность в словаре большего объёма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся
В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку....
Лекция 1. Содержание внеурочной деятельности (направления и формы организации). Ее роль и место в формировании УУД.
Это первая лекция из 36- часового курса по внеурочной деятельности в средней школе, который читает Овчинникова Алла Веньяминова в АСОУ. Алла Веньяминова любезно предоставила презентацию, чтобы я подел...
Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся.
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как эффективное средство формирования коммуникативной, языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся в условиях ФГОС....
Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на основе проектной деятельности.
В статье представлен опыт работы....
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»
Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...
Содержание внеурочной деятельности (направления и формы организации). Ее роль и место в формировании УУД.
Тема самообразования....
Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы
Презентация по теме "Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы"...