О лингвистах и лингвистической науке. Знакомство с А.Х. Востоковым (работа с лингвистическим текстом)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Хочу предложить методику, которую можно использовать при работе с любым текстом. Покажу на примере лингвистического текста об ученом-языковеде. Такие тексты есть в каждом учебнике русского языка, но учителя, как правило, пропускают их, хотя это хороший материал для развития универсальных компетентностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока ФГОС20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Последнее время мы всё больше и больше говорим о том, что на любом уроке, помимо развития предметных умений и навыков, мы должны работать над развитием универсальных компетентностей.

Особое место среди универсальных компетентностей занимает чтение и работа с информацией. Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Находясь в круговороте мультимедийных информационных источников, широкого спектра предлагаемых рекламно-развлекательных программ, которые не требуют от зрителей или слушателей серьезных раздумий, напряжений чувств, многие современные школьники вряд ли назовут чтение художественной литературы одним из любимых развлечений. Поэтому уроки литературы и русского языка, где чаще всего изучаются различные тексты, вызывают сложности у подростков.

Вследствие этого, перед учителем возникают актуальные на сегодняшний день проблемы:

Как сформировать и повысить читательскую грамотность учащихся?

Какие методы и приёмы работы будут эффективными?

КРОМЕ ЭТОГО,

когда заходит речь о развитии универсальных компетентностей у школьников, педагогами часто поднимается следующая проблема: современные учебники ориентированы на освоение традиционного предметного содержания, недостаточно способствует развитию у школьников универсальных компетентностей.

Ученики нашей школы занимаются по учебникам М.М.Разумовской, С.И.Львовой и др. Он соответствует ФГОС, включен в Федеральный перечень учебников, получил положительную экспертную оценку Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук. Замечательный учебник!!!

НО!

В учебнике полно текстов с пометкой «Учимся читать и понимать лингвистический текст». Такие задания очень полезны. Но алгоритм работы с таким текстом не прописан. Нет системы заданий. Только отдельные вопросы и задания на развитие тех или иных умений.

Я хочу предложить методику, которую можно использовать при работе с любым текстом. Покажу на примере лингвистического текста об ученом-языковеде. Такие тексты есть в каждом учебнике русского языка, но учителя, как правило, пропускают их, хотя это хороший материал для развития универсальных компетентностей.

Урок русского языка

5 класс

Тема: «О лингвистах и лингвистической науке. Знакомство с А.Х. Востоковым»

Этапы работы с текстом

Цель задания с позиции учителя

Деятельность учителя

Трудоёмкость

Цель задания с позиции ученика

Деятельность ученика

Форма предоставления результата

Универсальные

компетентности.

Дотекстовый

  • 1.Определить речевую задачу для первого
  • прочтения.
  • 2. Актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к тексту.
  • 3. Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
  • 4. По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

5. Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.

- Сегодня мы познакомимся с Александром Христофоровичем Востоковым.

- Какие ассоциации возникают у вас при произношении этого имени?

Запишите все ассоциации.

Учитель называет тему урока.

- Посмотрите на список слов и словосочетаний и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом об ученом-лингвисте. Какие слова вы оставили? (Цепочка ассоциаций записывается на доску)

3 мин

#1055;одобрать ассоциации к слову.

2. Выделить те ассоциации, которые имеют отношение к теме урока.

Учащиеся записывают свои ассоциации.

Как правило, эти ассоциации связаны с географией и путешествиями: путешественник, первооткрыватель, стороны света, Азия… Наиболее проницательные ученики связывают Востокова с русским языком: автор учебника, ученый.

Выделяют ассоциации, которые могут быть связаны с текстом об ученом-лингвисте.

Цепочка ассоциаций.

Компетентность мышления: применение формальной логики в условиях недостаточного знания, креативное мышление, критическое мышление.

Текстовый

Мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Развитие речи.

- Прочитаем текст и выясним, правильно ли мы отобрали слова, подходят ли они к этому тексту.

- Вы читаете текст про себя и карандашом маркируете текст по абзацам, используя условные значки:

+ понял, согласен, знал;

? не понял, не согласен;

!! надо обсудить.

Работа в парах. Задайте друг другу вопросы:

Что вы уже знали?

Что нового узнали?

Что осталось непонятым и выносится на обсуждение в классе?

Выясняем значение новых слов. Работа с толковым словарем. Словарная работа. Лексический разбор новых слов.

15 мин

#1055;рочитать текст.

#1055;ромаркировать текст.

3. Ответить на вопросы.

4. Выяснить значение новых слов.

5. Провести словарную работу и лексический разбор новых слов.

После того, как ребята прочитали текст, сделали маркировку, ответили на вопросы, приступаем к работе с новыми словами (филолог, академик…).

Ученики

выясняют значения слов в толковом словаре, записывают их на доске с постановкой ударения и подчеркиванием непроверяемых букв; составляют предложения или словосочетания с новыми словарными словами.

Маркировка текста

Беседа в режиме «вопрос-ответ»

Словарная работа. Лексический разбор новых слов.

Компетентность мышления:

критическое мышление;

универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией самостоятельной и коллективной творческой деятельности.

Взаимодействие с другими:

кооперативность, способность к сотрудничеству.

Компетентность взаимодействия с собой:

Самоорганизация (способность рефлективно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач)

Послетекстовый

1. Оценка понимания текста.

2. Использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой, содержательной) опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Работа в группах – четверках. По кругу.

- Задайте друг другу уточняющие вопросы.

Самостоятельная работа + обсуждение, проверка в классе

- Составьте план текста.

- Перескажите текст по плану.

- Назовите предложения, где отражена главная мысль текста.

Заполнить оценочный лист

20 мин.

Самопроверка и оценка понимания текста.

Отрабатывается умение составлять «тонкие» и «толстые» вопросы: Какую книгу А.Х.Востокова высоко оценил А.С.Пушкин? Какой вклад в развитие лингвистики внёс А.Х.Востоков?

Также ученики работают над составлением плана (простой, сложный или цитатный), пересказывают текст, находят основную мысль. Учатся критически оценивать свою деятельность.

Вопросы по тексту

План текста

Пересказ

Основная мысль текста

Самооценка

Компетентность мышления:

критическое мышление;

понимание, анализ и интерпретация задачи;

универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией самостоятельной и коллективной творческой деятельности.

Взаимодействие с другими:

кооперативность, способность к сотрудничеству;

универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием других людей.

Компетентность взаимодействия с собой:

Самоорганизация (способность рефлективно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач).

Универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием самого себя.

Домашнее задание:

Подготовить презентацию об ученом-лингвисте (Фортунатов Ф. Ф.) либо написать тест об ученом- лингвисте

Приложение 1 Материалы учебника

Приложение 2 Оценочный лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы самостоятельной работы с лингвистическим тестом

На уроках русского языка необходимо вооружать учащихся рациональными приемами самостоятельной работы с учебником, умением самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию, с...

Комплекс упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 6 классе, направленных на обогащение словарного запаса

Подобранные и разработанные  упражнения представляют собой комплекс. По мнению С.И. Ожегова, комплекс - совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это с...

Исследовательская работа по лингвистическому краеведению на французском языке на тему: «История языка – история народа»

исследование особенностей местного говора на примере топонимов и диалектной лексики, встречающихся в речи жителей д.Подгороднее и близлежащих сел.Задачи:Изучить местные топонимические особенност...

О лингвистах и лингвистической науке ХХ века

Урок формирует у учащихся лингвистическую компетенцию...

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....