О лингвистах и лингвистической науке. Знакомство с А.Х. Востоковым (работа с лингвистическим текстом)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Хочу предложить методику, которую можно использовать при работе с любым текстом. Покажу на примере лингвистического текста об ученом-языковеде. Такие тексты есть в каждом учебнике русского языка, но учителя, как правило, пропускают их, хотя это хороший материал для развития универсальных компетентностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока ФГОС | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Последнее время мы всё больше и больше говорим о том, что на любом уроке, помимо развития предметных умений и навыков, мы должны работать над развитием универсальных компетентностей.
Особое место среди универсальных компетентностей занимает чтение и работа с информацией. Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Находясь в круговороте мультимедийных информационных источников, широкого спектра предлагаемых рекламно-развлекательных программ, которые не требуют от зрителей или слушателей серьезных раздумий, напряжений чувств, многие современные школьники вряд ли назовут чтение художественной литературы одним из любимых развлечений. Поэтому уроки литературы и русского языка, где чаще всего изучаются различные тексты, вызывают сложности у подростков.
Вследствие этого, перед учителем возникают актуальные на сегодняшний день проблемы:
Как сформировать и повысить читательскую грамотность учащихся?
Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
КРОМЕ ЭТОГО,
когда заходит речь о развитии универсальных компетентностей у школьников, педагогами часто поднимается следующая проблема: современные учебники ориентированы на освоение традиционного предметного содержания, недостаточно способствует развитию у школьников универсальных компетентностей.
Ученики нашей школы занимаются по учебникам М.М.Разумовской, С.И.Львовой и др. Он соответствует ФГОС, включен в Федеральный перечень учебников, получил положительную экспертную оценку Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук. Замечательный учебник!!!
НО!
В учебнике полно текстов с пометкой «Учимся читать и понимать лингвистический текст». Такие задания очень полезны. Но алгоритм работы с таким текстом не прописан. Нет системы заданий. Только отдельные вопросы и задания на развитие тех или иных умений.
Я хочу предложить методику, которую можно использовать при работе с любым текстом. Покажу на примере лингвистического текста об ученом-языковеде. Такие тексты есть в каждом учебнике русского языка, но учителя, как правило, пропускают их, хотя это хороший материал для развития универсальных компетентностей.
Урок русского языка
5 класс
Тема: «О лингвистах и лингвистической науке. Знакомство с А.Х. Востоковым»
Этапы работы с текстом | Цель задания с позиции учителя | Деятельность учителя | Трудоёмкость | Цель задания с позиции ученика | Деятельность ученика | Форма предоставления результата | Универсальные компетентности. |
Дотекстовый |
5. Создать необходимый уровень мотивации у учащихся. | - Сегодня мы познакомимся с Александром Христофоровичем Востоковым. - Какие ассоциации возникают у вас при произношении этого имени? Запишите все ассоциации. Учитель называет тему урока. - Посмотрите на список слов и словосочетаний и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом об ученом-лингвисте. Какие слова вы оставили? (Цепочка ассоциаций записывается на доску) | 3 мин | #1055;одобрать ассоциации к слову. 2. Выделить те ассоциации, которые имеют отношение к теме урока. | Учащиеся записывают свои ассоциации. Как правило, эти ассоциации связаны с географией и путешествиями: путешественник, первооткрыватель, стороны света, Азия… Наиболее проницательные ученики связывают Востокова с русским языком: автор учебника, ученый. Выделяют ассоциации, которые могут быть связаны с текстом об ученом-лингвисте. | Цепочка ассоциаций. | Компетентность мышления: применение формальной логики в условиях недостаточного знания, креативное мышление, критическое мышление. |
Текстовый | Мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Развитие речи. | - Прочитаем текст и выясним, правильно ли мы отобрали слова, подходят ли они к этому тексту. - Вы читаете текст про себя и карандашом маркируете текст по абзацам, используя условные значки: + понял, согласен, знал; ? не понял, не согласен; !! надо обсудить. Работа в парах. Задайте друг другу вопросы: Что вы уже знали? Что нового узнали? Что осталось непонятым и выносится на обсуждение в классе? Выясняем значение новых слов. Работа с толковым словарем. Словарная работа. Лексический разбор новых слов. | 15 мин | #1055;рочитать текст. #1055;ромаркировать текст. 3. Ответить на вопросы. 4. Выяснить значение новых слов. 5. Провести словарную работу и лексический разбор новых слов. | После того, как ребята прочитали текст, сделали маркировку, ответили на вопросы, приступаем к работе с новыми словами (филолог, академик…). Ученики выясняют значения слов в толковом словаре, записывают их на доске с постановкой ударения и подчеркиванием непроверяемых букв; составляют предложения или словосочетания с новыми словарными словами. | Маркировка текста Беседа в режиме «вопрос-ответ» Словарная работа. Лексический разбор новых слов. | Компетентность мышления: критическое мышление; универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией самостоятельной и коллективной творческой деятельности. Взаимодействие с другими: кооперативность, способность к сотрудничеству. Компетентность взаимодействия с собой: Самоорганизация (способность рефлективно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач) |
Послетекстовый | 1. Оценка понимания текста. 2. Использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой, содержательной) опоры для развития умений в устной и письменной речи. | Работа в группах – четверках. По кругу. - Задайте друг другу уточняющие вопросы. Самостоятельная работа + обсуждение, проверка в классе - Составьте план текста. - Перескажите текст по плану. - Назовите предложения, где отражена главная мысль текста. Заполнить оценочный лист | 20 мин. | Самопроверка и оценка понимания текста. | Отрабатывается умение составлять «тонкие» и «толстые» вопросы: Какую книгу А.Х.Востокова высоко оценил А.С.Пушкин? Какой вклад в развитие лингвистики внёс А.Х.Востоков? Также ученики работают над составлением плана (простой, сложный или цитатный), пересказывают текст, находят основную мысль. Учатся критически оценивать свою деятельность. | Вопросы по тексту План текста Пересказ Основная мысль текста Самооценка | Компетентность мышления: критическое мышление; понимание, анализ и интерпретация задачи; универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией самостоятельной и коллективной творческой деятельности. Взаимодействие с другими: кооперативность, способность к сотрудничеству; универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием других людей. Компетентность взаимодействия с собой: Самоорганизация (способность рефлективно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач). Универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием самого себя. |
Домашнее задание: Подготовить презентацию об ученом-лингвисте (Фортунатов Ф. Ф.) либо написать тест об ученом- лингвисте |
Приложение 1 Материалы учебника
Приложение 2 Оценочный лист
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы самостоятельной работы с лингвистическим тестом
На уроках русского языка необходимо вооружать учащихся рациональными приемами самостоятельной работы с учебником, умением самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию, с...
Комплекс упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 6 классе, направленных на обогащение словарного запаса
Подобранные и разработанные упражнения представляют собой комплекс. По мнению С.И. Ожегова, комплекс - совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это с...
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Исследовательская работа по лингвистическому краеведению на французском языке на тему: «История языка – история народа»
исследование особенностей местного говора на примере топонимов и диалектной лексики, встречающихся в речи жителей д.Подгороднее и близлежащих сел.Задачи:Изучить местные топонимические особенност...
О лингвистах и лингвистической науке ХХ века
Урок формирует у учащихся лингвистическую компетенцию...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....
Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....