конференция по словесности
методическая разработка по теме
конференция в 9-11 классе посвящённая Дню славянской словесности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya_dlya_uchashchihsya_9.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение образования Алексеевская средняя общеобразовательная школа Москаленского муниципального района Омской области.
Конференция для учащихся 9-11классов посвящённая Дню славянской письменности и культуре.
Подготовил учитель истории и обществознания Диканов Николай Юрьевич.
Сроки подготовки к конференции: 4 апреля – 24 мая 2011 года.
Цели конференции:
-сохранение подлинной языковой культуры;
- проявление соборности;
- развитие у детей образного лингвистического и исторического мышления;
- гражданско-патриотическое воспитание.
Задача конференции: Праздник славянской письменности и культуры составляет важную сторону общественной и семейной жизни, это время слияния с божественным и приобщения к духовным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого душевного и телесного состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом.
Подготовка к конференции. День славянской письменности и культуры для старшеклассников предлагается провести в форме конференции. Для ее проведения ребята самостоятельно готовят доклады об истории возникновения славянской письменности, о церковнославянской азбуке, о влиянии церковнославянского языка на русский литературный язык.
Для подготовки докладов и сообщений учащимися могут быть использованы статьи, предложенные в ходе занятий кружка «Вспомогательные исторические дисциплины» по теме «Русская палеография», а также ресурсы библиотек и интернета.
На конференцию приглашены учителя - словесники, работники библиотеки, родители и студенты-выпускники 2006года. На конференции показываются слайды с изображением рукописных и первых печатных книг.
В школе имеются работы детей по палеографии «Берестяные грамоты» закопанные в грунт выпускниками 2006 года. Это имитации новгородских берестяных грамот.
Информационные буклеты о конференции могут быть приготовлены заранее и розданы в качестве пригласительных билетов гостям школы. Текст «Гимна Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян» можно напечатать в буклетах, для того чтобы гости смогли подпевать учащимся. Учащиеся разучивают гимн на уроках музыки.
Во время представления своей работы докладчик может использовать мультимедийное устройство, заранее оформив заявку.
На сцене можно оформить два плаката с цитатами-эпиграфами данного мероприятия или вывести их на экран с помощью мультимедийного устройства.
Эпиграфы:
«Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку неподвержен, утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет»
М.В. Ломоносов
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»
И.О. Тургенев
ГИМН СВЯТЫМ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ, ПРОСВЕТИТЕЛЯМ СЛАВЯН
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!} 2 раза
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!} 2 раза
Регламент конференции
- Время конференции 1,5 – 2 часа.
- Время представления доклада – максимально 7 минут.
- Время на вопросы докладчику – 3 минуты.
- Время на обсуждение докладов 20 – 30 минут.
- Время на зачтение резолюции 5 минут.
- Время на подведение итогов и награждение 10 – 15 минут.
Предлагаемые темы докладов:
1. Что такое палеография. Палеографический метод исследования источника.
2.История развития палеографии в России и за рубежом.
3.Возникновение письменности у восточных славян: славянские алфавиты; старославянский и церковнославянский языки.
4.Внешние признаки рукописных источников древней Руси: материал для письма; графика письма; орудия письма; украшение рукописей.
5.Внешние признаки письменных источников второй трети XII-конца XV веков: материал для письма; графика; украшения рукописей; миниатюра; тайнопись; вязь.
6.Внешние признаки письменных памятников Русского государства XV-XVIIв.: материал для письма; графика письма; книжное письмо; скоропись; украшение рукописей; миниатюра; вязь; тайнопись; чернила; переплет; формат рукописей.
7.Внешние признаки рукописей XVIII и XIX веков: материал для письма; штемпель; графика письма; украшение рукописей; миниатюра; формат; орудия письма и чернила.
8. Влияние церковнославянского языка на русский литературный язык.
План конференции.
- При благоприятных погодных условиях торжественное вскрытие схрона с посланиями выпускников 2006 года на берестяных грамотах для оформления экспозиции «Как писали наши предки».
- Представление участников конференции:
- организаторов
- участников и темы их докладов
- гостей конференции
- конкурсное жюри
- Торжественное открытие конференции пением «Гимна Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян».
- Ознакомление с регламентом и правилами конференции
- Представление докладов.
- Обсуждение докладов.
- Вынесение резолюции конференции.
- Подведение итогов и награждение.
Примерная резолюция конференции.
В последнее время в России во многом наблюдается ориентация на Запад, в том числе навязывается чуждая нам западная идеология и культура. Этому активно способствуют средства массовой информации. Происходит настоящая идеологическая атака на нашу молодёжь. У целого поколения формируется новое мировоззрение, основанное не на русской духовной традиции, сущность которой выразил русский мыслитель Павел Флоренский: «Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души».
Идеалом Руси была святость. «Русь именуется Святою не потому, что в других странах нет святости: это не гордыня наша и не самопревознесение… Русь именуется Святою и не потому, что в ней «нет» греха и порока; или что в ней «все» люди – святые… нет. Но потому, что в ней живёт глубокая, никогда не истощающаяся, а по греховности людской и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизиться к ней, душевно преклониться перед ней, художественно отождествиться с ней, стать хотя бы слабым отблеском её… - и для этого оставить земное и обыденное, царство заботы и мелочей и уйти в богомолье. И в этой жажде праведности человек прав и свят при всей своей обыденной греховности», – писал другой русский философ Иван Ильин.
В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе. Наших детей нам нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских, народных, православных традициях. Только система нравственных ценностей, выработанная нашим великим народом, может уберечь наших школьников от разлагающего влияния чуждой нам морали, чуждого образа жизни.
Необходимо оглянуться назад, вернуться к своим истокам, к сокровищнице, из которой – черпай – не оскудеет, объединиться вокруг родных святынь (это и история родной земли с её победами, поражениями, печалями и радостями, это святоотеческие имена устроителей и защитников Руси, это родной русский язык, литература, музыка…, это русский народ, его традиции). Объединиться вокруг святынь – значит узнать их, понять, сопережить, почувствовать единение, общность свою с народом, со всеми русскими, с Отчизной, землёй отцов и дедов своих, испытать гордость за Россию, горячее желание разделить свою судьбу с судьбой страны, строить её, благоустраивать, беречь и защищать. Родные корни должны питать душу человека, укрепить, дать им силу – наша учительская задача. И решить эту задачу поможет личность учителя-патриота. Чтобы привести детей к вечно животворному источнику народной мудрости, учителю необходимо самому приобщиться к нему, открыть его для себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.
Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 201...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели
Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
Встреча гостей на V межрайонной конференции "Русская и зарубежная словесность на перекрестке культур".
Традиционно в последнюю пятницу ноября вот уже в пятый раз в МБОУ СОШ №163 проходит межрайонная конференция "Русская и зарубежная словесность на перекрестке культур".В 2015 году она была посящена...
Выступление на конференции "За возрождение русской словесности"
Выступление на конференции "За возрождение русской словесности"...