Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему
Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sloveshii_opisania.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 403 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Предмет: информатика и ИКТ
Тема урока: «Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели»
Автор разработки: Никитенко Наталия Леонидовна, учитель информатики и ИКТ
2015 год
Тема урока: Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели.
Класс: 6
Учебно-методический комплект:
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013-2014.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013-2014.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программы для основной школы: 5-6 классы.7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Место урока в учебном плане: второй урок раздела «Информационные модели»
Технология обучения: элементы обучения развитию критического мышления
Тип урока и форма его организации – комбинированный урок.
Продолжительность урока 45 минут.
Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, акустические колонки, экран, ПК обучающихся.
Программное обеспечение:
MS Word
Power Point
Электронное приложение к учебнику:
1) презентация «ЗНАКОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ»;
2) плакат «Модели»;
3) файлы-заготовки Авгиевы конюшни.doc(odt), Аннибалова клятва.doc(odt), Аркадская идиллия.doc(odt), Ахиллесова пята.doc(odt), Дамоклов меч.doc(odt), Драконовы законы.doc(odt), Кануть в Лету.doc(odt), Нить Ариадны.doc(odt), Панический страх.doc(odt), Танталовы муки.doc(odt), Яблоко раздора.doc(odt), Ящик Пандоры.doc(odt), Цицерон.doc(odt), Сиквейн.doc(odt), Вулкан.doc(odt) из набора ЦОР к УМК.
Материалы к уроку:
Музыка на воде. Сюита №1 - Г.Гендель;
Учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013-2014;
Раздаточный материал
Цель урока:
Создание условий для формирования представления обучающихся о словесных информационных моделях и подходах к их созданию.
Задачи урока:
- сформировать представление о словесных описаниях как информационных моделях;
- научить школьников выявлять различия в научных и художественных описаниях;
- сформировать установку на вдумчивое отношение к информационным моделям;
- научить создавать словесные модели.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- словесные описания
- научные описания
- художественные описания
Необходимые знания и умения обучающихся к этому моменту:
- знания о моделях; информационных моделях; видах информационных моделей.
- умение создавать и редактировать документы в приложении MS Word.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – представления о знаковых словесных информационных моделях.
Метапредметные – владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.
Место проведения: Компьютерный класс
План урока: (45 мин)
- Вызов (5 мин)
- Осмысление содержания (8 мин)
- Самостоятельная работа обучающихся (20 мин)
- Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (3 мин)
- Информация о домашнем задании (2 мин)
- Подведение итогов урока (2 мин)
- Рефлексия (5 мин)
Характеристика этапов урока
Основ-ные этапы органи-зации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Вызов | Создает учебную ситуацию, мотивиру-ющую обу-чающихся к учебной дея-тельности. Организует деятельность учащихся по актуализа-ции имеющихся знаний. | Приветствует обучающихся, перекличка. Включает музыку. Читает стихотворение Саути. Вопрос: О чем это стихотворение? Вопрос вызывает затруднение у обучающихся. Учитель предлагает посмотреть на текст стихотворения в учебнике стр.61. Спрашивает, как проще было ответить на первый вопрос. Учитель уточняет вопрос об информационных моделях и уточняет, как можно назвать информационную модель, представленную в учебнике, спрашивает, что будет предметом подробного изучения на сегодняшнем уроке. На доске пишет тему урока и предлагает записать ее детям в тетрадь. | Пытаются ответить на вопрос (о водопаде). Дети видят фигурное расположение этого текста. Делают вывод, что второй способ был проще. Отвечают на вопрос: словесное описание (знаковая модель). | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Подготавливают рабочее место. Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают цель, актуализируют имеющиеся знания, Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Записывают тему урока в тетрадь. |
2. Осмысление | Обеспече-ние воспри-ятия, осмыс-ления и первичного запомина-ния изу-чаемого материала. Содействие усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору | Раздает ученикам карточки, в которых нужно заполнить кластер о стилях словесных описаний карандашом (ученики сами должны сделать предположение). Предлагает сравнить со схемой на слайде 3, если нужно исправить записи. Показывает слайды 4-8: примеры научного и художественного описания и задает по ходу показа вопросы. Предлагает обучающимся карточки со словами-профессионализмами (несколько групп слов под номерами) и просит определить, к каким областям знаний они относятся. Просит разбиться на пары и проверить у своего напарника задание – образец правильного выполнения – на доске. Отслеживает степень активности работы; Оценивает проделанную работу обучающихся. | Отвечают на вопросы учителя Анализируют слова. Сравнивают записи с образцом. | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Разбиваются на пары и передают друг другу тетради для самопроверки | Сравнивают с образцом, при необходимости исправляют, дополняют характеристиками различных словесных описаний. В тетради записывают под каждым № название области знаний Ставят «+» напротив каждого правильного ответа и возвращают тетради друг другу. |
3. Самостоятельная работа обучаю-щихся | Закрепление знаний и формирование умений и навыков | Предлагает перейти к практической части урока с помощью компьютера: сделать словесное описание себя с помощью шаблона Портрет, выбрать из папки файл с любым крылатым выражением, открыть его, прочитать и в документе Цицерон в таблице ответить на вопросы к выбранному крылатому выражению с помощью алгоритма Цицерона. В ходе практикума учитель наблюдает за работой учащихся, оказывает им помощь. При необходимости приглашает всех учеников к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки. Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном; Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме. | Делают свой словесный портрет и отвечают на вопросы по алгоритму к выбранному выражению в документе, производя поиск и выделение необходимой информации. | Задают учителю уточняющие вопросы. | Выполняют задания на компьютере, мобилизируя силы и энергию, прилагают волевые усилия к преодолению препятствий. |
4. Конт-роль и самокон-троль знаний и спосо-бов дей-ствий | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Проверяет и оценивает выполненные работы обучающихся с учетом работы с заданиями по теории. Организует оценочные высказывания обучающихся. | Осуществляют самооценку работы; | Демонстрируют свою работу. | Переходят на свои рабочие места за партами |
5. Инфор-мация о домашнем задании | Обеспечить понимание обучающи-мися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Предлагает выбрать один из трех уровней домашнего задания и записать в дневник:
| Производят выбор задания | Рефлексия своих действий | Записывают в дневник домашнее задание |
6. Подведение итогов занятия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Сообщает о работе класса и отдельных учеников. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Слушают одноклассников и учителя | |
7. Рефлексия | Иницииро-вать рефлек-сию обучаю-щихся | Способствует, подводит учеников выразить свое мнение по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности: выдает обучающимся карточки и предлагает на координатной плоскости отметить знаком «+» то место, которое показывает уровень усвоения знаний и свое впечатление об уроке (понравилось – все понял) | Анализирует свое состояние и уровень полученных знаний | Рефлексия от урока в целом | Осознание качества и уровня усвоения: осуществляют самооценку: делают отметки в карточках |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 7_2.3 «Словесные информационные модели» Босова Л.Л.
Данная разработка предназначена для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.В презентации рассмат...
Урок «Словесные информационные модели»
Урок проводится в 7 классе (УМК Босова) Цель урока :закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, словесных информационных моделях;систематизация полученных...
Словесные информационные модели. Научные и художественные описания
Уроки № 9,10,11 разработаны для учащихся 7 класса по программе Л.Л.Босова...
Словесные информационные модели. Математические модели. Создаем многоуровневые списки
Второй урок по теме "Знаковые информационные модели" . Презентация и многоуровневые списки использована Л.Л. Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...
Урок по теме "Информационное моделирование. Словесное описание" 6 класс
Конспект урока 6 класс Тема: «Информационное моделирование. Словесное описание» Цель: уточнить представления учащихся об информационных моделяхЗадачи:Образовательные:закрепи...
15.04.2020 Задание для 6-х классов: Работа №9. Создаем словесные модели
Практическая работа 9 в текстовом редакторе по учебнику Л.Л. Босовой "Информатика, 6 класс". Дистанционный режим обучения....
Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные).
Тема презентации: Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Презентация составлена на основе учебного материала по информатике 6 класса авторов Л.Л. Босовой и А.Ю....