Выступление на конференции "За возрождение русской словесности"
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_vozrozhdenie_rossii.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги, гости.
След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. В современном мире подрастающее поколение открыто, оно верит всему, что видит и слышит вокруг.
Главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой личности. Это позволяет нам учителям участвовать в духовном становлении своих учеников.
Учителя русского языка и литературы, работая над уроками всегда помнят, что наши предметы позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка
На нас возлагается большая ответственность. Еще в 19 веке К Ушинский – основоположник российской педагогики писал что «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка».
А предмет - литература когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности Твардовский определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть - значит увидеть ранее не виденное.
УЧИТЕЛЬ - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений.
Как раскрыть личные качества ребенка? Как подтолкнуть к размышлению, формированию своей позиции, научить сделать выбор?
На формирование эстетического вкуса, нравственных качеств, активизацию познавательной и творческой деятельности школьников направлены различные формы работы во внеурочное время, и это сильнее объединяет усилия семьи, школы, сферы дополнительного образования, общественных организаций для реализации программы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.
Д.С.Лихачев писал : «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Такие районные конкурсы как «Искусство быть семьей», «МАМА – главное слово в каждой судьбе» воспитывают чувства любви и уважения к материнской судьбе, к истории семьи. Шестиклассник Саша Яскевич из Борисоглебской школы после конкурса «Моя родословная» сказал: Я теперь знаю, и имя и отчество моих прабабушки и прадедушки».
Сейчас часто можно услышать, что школьники редко интересуется книгой вообще, классикой тем более; они не умеют не только писать какие-либо творческие работы, порой они затрудняются излагать свои мысли, или умение декламировать стихи осталось в прошлом, – но с этим я готова поспорить.
Вот уже несколько лет проходит конкурс «Живое слово», где участвуют ежегодно около ста конкурсантов. Все участники показывают отличную подготовку: выразительное чтение и актерское мастерство. Перед жюри всегда стоит непростая задача - выбрать победителей. Каждый проявляет талант и самовыражение.
В прошлом году первый раз проводили районного конкурс юных чтецов «Живая классика», приняли участие 35 ребят, они наизусть читали свои любимые отрывки из классической литературы. Лучшие были приглашены в Новосибирск Матюхова Полина и Кондакова Дарья – МКОУ «Убинская средняя школа №1» Руководитель: Иванова Тат..Геннад. .Литвинова Александра – МКОУ «Кожурлинская средняя школа» Руководитель: Билалова Нат..Алекс.. Скуратова Наталья – МКОУ «Борисоглебская средняя школа» Руководитель: Гизитдинова Р.Г. 2. Шкуратова Дарья – МКОУ «Раисинская средняя школа» Руководитель: Крышталев Макс..Юр. При воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая литература останется бесценным достоянием русского народа.
Такие мероприятия учат бережному отношению к родному слову.
Воспитание уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему России; знание истории, культуры своего народа, своего края ребята показали в конкурсах «Люблю тебя, мой край родной», в исследовательских краеведческих работах «ОТЕЧЕСТВО» Настя Карасева из Борисоглебской школы написала о подвигах земляков своей малой родины героев Великой От. войны А Д Андрееве и Л С Константинове. Левчанко Светлана – МКОУ «Александроневская средняя школа», Руководитель: Абдулина Рас..Мант. предоставила материал о ветеране, погибшем на войне – Москалец Иване Анатольевиче.
Наши уч-ся принимают участие во всероссийской акции «Письмо Победы»
написание письма в прошлое членам своих семей, принимавшим
участие в событиях, связанных с Великой Отечественной войной
отражает личный вклад каждого школьника в дело сохранения наследия Великой Победы.
Формируется гражданская, патриотическая позиция подрастающего поколения, воспитание чувства долга и уважения по отношению к ветеранам и участникам Великой Отечественной Войны, труженикам тыла, «детям войны». 16 ребят написали письма своим прадедам. Самые трогательные письма у Костюковой Дианы – МКОУ «Убинская средняя школа №1» Воронцовой Кристины – МКОУ «Владимировская средняя школа» Саттаровой Дины – МКОУ «Владимировская средняя школа», Беззубова Дмитрия – МКУ ДО «Дом творчества детей и молодёжи»
Ребята Готовы и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни.
Такой конкурс как «Моя законотворческая инициатива» стимулирует дальнейшему профессиональному образованию привлекли внимание талантливые работы Ибрагимовой Альфинур «Владимировская средняя школа» Карасева Анастасия – «Борисоглебская средняя школа»
в целях уважительного отношения к природе, формирования у юных жителей района активной жизненной позиции по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством ДДТ проводил форум «Зеленая планета » Лучшие работы в номинация: «Природа и судьбы людей»
у Орловой Дарьи - «Убинская средняя школа № 2»Руководитель: Орлова О.А. Гордиенко Анатолий - из «Кожурлинская средняя школа» Руководитель: Билалова Н.А. Листротенко София - МКОУ «Крещенская средняя школа» Руководитель: Кушнерова Т.Н.
Сочинения и другие творческие работы на морально-этические темы позволяют выявить ценностные ориентации обучающихся. Выполненные работы формируют целостную систему, развивают способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности. Отрадно, что дети получают награды за свой труд – это для них источник дальнейшего вдохновения.
Известный филолог, академик Александр Михайлович Панченко, заметил: «Бог указал каждому народу свою роль: Египту – астрология и астрономия, Греции – риторика и философия, славянам – словесность и литература».
За этими словами гордость за историческую миссию России и русскую классическую литературу, за родной язык, за качество преподавания, за состояние речевой культуры во всех сферах жизни.
Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих просто фразой, то учитель может считать свою задачу выполненной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.
Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 201...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"
Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...
Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова
Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...
Календарно-тематическое планирование по курсу «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс
Календарно-тематическое планирование по курсу "Русская словесность. От слова к словесности" для 7 класса составлено на основе программы Р.И. Альбетковой "Русская словесность. От слова к...
- Мне нравится (2)